Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Пацева Екатерина Викторовна

Представлена рабочая программа для 5 класса

Автор учебника Босова Л.Л., Босова Ю.А (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_annotatsiya.docx13.71 КБ
Файл 5_klass_prilozhenie.docx40.41 КБ
Файл 5_klass_fgos.docx55.9 КБ

Предварительный просмотр:

Название учебного предмета, курса

Информатика и ИКТ

Классы

5 «А», «Б», «В»

Количество часов

34 часа (1 час в неделю)

Составители

Пацева Е.В., Ипполитова Е.А

Цель курса

  • освоение системы знаний отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, раскрывающих роль информационных процессов в биологических, социальных и технических системах, а также методы и средства их автоматизации;
  • формирование представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимости строить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационной цивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны; осознание своего места в этой цивилизации;
  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, при выполнении учебных проектов;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

Структура курса

Информация вокруг нас – 6 часов

Компьютер – 3 часа

Подготовка текстов на компьютере – 4 часа

Компьютерная графика – 3 часа

Создание мультимедийных объектов – 4 часа

Объекты и системы – 4 часа

Информационные модели – 5 часов

Алгоритмика – 5 часов



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения

Тема урока

Элементы содержания, основные понятия

Домашнее задание

1.

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация и информатика, виды информации по способу получения.

Введение §1, §2(3) Закрепление рт № 2,3,5,6,8

2.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Компьютер, обработка информации

§2

 Закрепление рт № 15,16,17

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Компьютер, устройства вводы и вывода информации

§3 Закрепление рт № 26, 27, 29

4.

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Приемы управления компьютером

§4 Закрепление рт №41, 43, 46, 47

5.

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Файл, файловая система, каталог

§5 Закрепление рт № 58, 60, 61,62, 65, 66

6.

Передача информации.

Передача информации и способы ее получения

§6 (1) Закрепление по заданиям учебника: 5,6 (устно)

рт № 73

7.

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Работа с электронной почтой

§6 (2)

8.

В мире кодов. Способы кодирования информации

Кодирование информации, способы кодирования, декодирование

§7 (1, 2) Закрепление по рт № 80,82, 83, 85 (1-3), 89 (1), 92

9.

Метод координат.

Координатная плоскость, метод координат

§7 (3) Закрепление по учебнику № 11,  рт № 99 (1-2)

10.

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Презентация «Цепочки слов»

Текст, текстовый редактор и процессор, подготовка текстовых документов

§8 (1, 3) Закрепление по рт № 103,

11.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст» задание 3,4

Объекты текстового документа, ввод текста в память компьютера

§8 (2, 4)

12.

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст» задание 1, 2, 5

Редактирование текста в текстовом процессоре

§8 (5) Закрепление по рт № 107, 108, 109

13.

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» задание 1, 2, 7

Форматирование и редактирование текста: их отличия

§8 (5) Закрепление по рт № 113, 114

14.

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст» задание 1, 2

Форматирование текстовой информации

§8 (6) Закрепление по рт № 116, 117

15.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» задание 1

Таблица: ячейки, строки и столбцы

§9 (1) Закрепление по рт № 120, 122

16.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» задание 3

Логические задачи и способы решения

§9 (2) Закрепление по рт № 125, 127

17.

Разнообразие наглядных форм представления информации

Представление информации, разнообразие форм представления информации

§10 (1) Закрепление по рт № 131, 132 (1-3), 133

18.

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы» задание 1, 2, 3

Диаграммы

§10 (2) Закрепление по рт № 135

19.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» задание 1, 3, 4, 8

Знакомство с основными функциями графического редактора Paint

§11 (1) Закрепление по рт № 139, 140

20.

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» задания 2, 3, 4

Работа  с графикой, преобразование графических изображений

§11 (2) Закрепление по рт № 142

21.

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» задание 1, 3,

Создание графических изображений

§11 (1, 2)

22.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

Информация и ее структуризация, различная запись информации

§12 (1, 2) Закрепление по рт № 147, начать № 148,149,150

23.

Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки» 1, 2, 5, 6

Понятие списка и форматирования текста

§12 (2) Закрепление по рт № 151

24.

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Поисковые системы, различные способы поиска информации

§12 (3) Закрепление по рт № 153

25.

Кодирование как изменение формы представления информации

Кодирование и декодирование, способы кодирования информации

§12 (4) Закрепление по рт № 156,157, 168, 160,  (за компьютером)

26.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Преобразование информации: калькулятор

§12 (5) Закрепление по рт № 163, 164, 173 (за компьютером)

27.

Преобразование информации путём рассуждений  

Логические высказывания

§12 (6) Закрепление по учебнику № 15, 16, 17  по  рт № 177

28.

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Логические задачи

§12 (7) Закрепление по рт № 182,183

29.

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

Логические задачи

§12 (7) Закрепление по рт № 181

30.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию»

задание 1

Знакомство с понятием анимация

§12 (8)

31.

Анимация

Практическая работа №18   «Создаем слайд-шоу» Часы

Создание анимированного изображения

§12 (8)

32.

Создаем слайд шоу

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Создание слайд шоу

33.

Годовая контрольная работа за 5 класс

34.

Итоговое обобщение за курс 5 класса


Приложение 2

Тематические планируемые образовательные результаты освоения учебного

предмета «Информатика и ИКТ»

№ п/п

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

ИКТ

личностные

метапредметные

предметные

1

Информация вокруг нас.

6

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.

Познавательные

Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира

Регулятивные

Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать  правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе

Обучающийся научится:

  • Входить в информационную среду образовательной организации  с помощью учителя. Использовать в своей деятельности контролируемый Интернет;
  • Использовать сканеры и принтеры в своей учебной деятельности  с помощью учителя;
  • Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней с помощью учителя;
  • Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий под присмотром учителя.

2

Компьютер

3

Смыслообразование –представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Познавательные

Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров

Регулятивные

Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Знать основные устройства компьютера и их функции

Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними.

Обучающийся научится:

  • Осуществлять фотосъемку изображений с помощью учителя в ходе учебного эксперимента;
  • Осуществлять фиксацию звуков  с помощью учителя.

3

Подготовка текстов на компьютере

4

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия

Познавательные

умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, знание  исторических аспектов создания текстовых документов 

Регулятивные

Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно подготовке текстовых документов  и усвоено, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные

Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника

Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать  представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

Обучающийся научится:

  • Набирать текст на русском языке в соответствии со своими возрастными особенностями;
  • Осуществлять комплексное редактирование текста: изменять шрифт, начертание, размер кегля; использовать функции заливки;

4

Компьютерная графика

3

Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Познавательные

Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Регулятивные

Постановка учебной задачи,  планирование путей достижения цели

Коммуникативные

Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора. Определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

Обучающийся научится:

  • Создавать графические объекты в соответствии с поставленной задачей на уроках с помощью графического планшета, редактировать геометрический объект с точки зрения его эстетического содержания и технического качества;
  • Создавать диаграммы различных видов с помощью компьютерных средств, задавать параметры диаграмм, изменять параметры диаграммы

Обучающийся получит возможность:

  • Анализировать вводимую информацию на компьютер с помощью различных технических средств (фото-, видео камеры, микрофоны), отбирать данную информацию с точки зрения эстетических параметров и технического качества.
  • Составлять систему папок на индивидуальном ПК в соответствии с полученной деятельностью, структурировать свою деятельность.

5

Создание мультимедийных объектов

4

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

Познавательные

Структурирование знаний, навыки планирования последовательности действий

Регулятивные

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.

Коммуникативные

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану

Обучающийся научится:

  • Составлять развернутый план презентации, выступать перед аудиторией с презентацией индивидуального или группового проекта;
  • Создавать информационное сообщение, отправлять его нескольким пользователем, отвечать на сообщения;
  • Использовать возможности электронной почты для информационного обмена в условиях образовательной деятельности с разными участниками образовательного процесса: одноклассниками, родителями учителями, - создание, редактирование, сохранение, передача сообщения по локальной и глобальной сети, формирование запроса и ответа на сообщение;
  • Уважать информационные права других людей;
  • Научится правилам «хорошего тона» общения в сети;

6

Объекты и системы

4

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные

Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; Регулятивные

Умение планировать и осуществлять деятельность, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки

Обучающийся научится:

  • Создавать различные виды сообщений: диаграммы, карты, текстовую информацию. Отправлять данные виды сообщений одному и нескольким пользователям;
  • Выделять главную идею сообщения;

7

Информационные модели

5

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей

Познавательные

Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации 

Регулятивные

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные

Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации

Обучающийся научится:

  • Искать информацию в соответствующих по возрасту цифровых словарях и  справочниках. Избирательно относится к информации;
  • Искать небольшую  информацию в соответствующих по возрасту электронных библиотеках в контролируемом Интернете;
  • Использовать методы поиска информации в небольших базах данных.

Обучающийся получит возможность:

  • Искать информацию по заданной теме  в соответствующих по возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных – ресурсах Интернет;
  • Грамотно составлять список используемых цифровых ресурсов;
  • Критически относится к информации. Пользоваться методом избирательности;

8

Алгоритмика

5

Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной информационной деятельности

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни

готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности

Познавательные

делать выводы на основе полученной информации

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Регулятивные

определять способы действий

планировать свои действия

 

Коммуникативные

умение воспринимать информацию на слух, работа в группах планирование сотрудничества со сверстниками

Знать понятие алгоритма, разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы

Обучающийся научится:

  • Использовать средства ИКТ в решении учебных задач под присмотром учителя;


№ п/п

Тема

Смысловое чтение

1.

Информация вокруг нас

Читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы).

Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

2.

Компьютер

Научиться определять главную тему.

Обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей.

Формулировать тезис, выражающий общий смысл эпиграфа текста.

Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме.

Объяснять порядок частей текста.

3.

Подготовка текстов на компьютере

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

4.

Компьютерная графика

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме.

Объяснять порядок частей текста.

5.

Создание мультимедийных объектов

Формулировать тезис, выражающий общий смысл эпиграфа текста.

Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме.

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

6.

Объекты и системы

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

7.

Информационные модели

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

8.

Алгоритмика

Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме.

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • находить в тексте требуемую информацию;

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.


Приложение 3

Перечень средств обучения

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Приложение 4

Нормы оценивания обучающихся

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Основная форма контроля – тестирование.

Правила при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».



Предварительный просмотр:

Рассмотрено на

заседании ШМО

учителей математики, информатики, физики, технологии

Руководитель ШМО

______ Н.А. Лавренцова

«__29__» августа 2018г

Согласовано с

зам. директора по УВР

   _________ Л.А. Свиридова

Утверждено

Директор МБОУ СОШ № 51

__________ В.В. Миловидов

Приказ № _117_

«_30__» __августа___ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя информатики

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 51

Пацевой Екатерины Викторовны

Ипполитовой Екатерины Александровны

по информатике и ИКТ

для 5 «А», «Б», «В» классов

2018 —2019

 учебный год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной программы основного образования по информатике, авторской программы авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным).

Место учебного предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане

По учебному плану МБОУ СОШ №51 на изучение информатики в 5 классе отводится 34 часа по 1 часу в неделю.

Учебник:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Общая характеристика учебного предмета, курса

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.

Цели  и задачи

Цели:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

  • способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
  • умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
  • пространстве с использованием специального оборудования;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов".

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

  • владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  • формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные
  • учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
  • формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
  • формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
  • развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
  • формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
  • развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников".

Предметные результаты обучения:

Раздел 1. Информация вокруг нас

Обучающийся научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
  • представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
  • способности конкретного субъекта к его восприятию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
  • самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Обучающийся научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования
  • простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
  • изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Обучающийся научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Алгоритмика

Обучающийся научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.ъ

для слепых и слабовидящих обучающихся:

  • владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
  • владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
  • умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
  • владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
  • владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата

  • Сравнение, сопоставление, классификация;
  • Самостоятельное выполнение различных работ;
  • Составление конспекта;
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,  включая Интернет-ресурсы, базы данных и др.;
  • Работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и тд.;
  • Самостоятельная организация учебной деятельности.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

  1. Составление опорного конспекта.
  2. Создание презентаций.
  3. Проект по выбранной теме.

Темы проектной деятельности:

  1. "Сколько пальцев у компьютера?" - так может называться исследовательская работа по теме представление информации в памяти компьютера.
  2. Изучение роли компьютерной графики в жизни человека.
  3. Социальные сервисы Интернет и цели их использования учениками.
  4. Негативное влияние долгого сидения за компьютером на костно-мышечный аппарат человека. Как итог этой работы может быть представлен видеоролик, где учащиеся подбирает упражнения (с указанием, на что они влияют).
  5. «Они изменили мир». Рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники.


  1. Содержание учебного предмета, курса

Краткая характеристика содержания учебного предмета, курса

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классе основной школы определена следующими укрупнѐнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии;
  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

Раздел  1. Информация вокруг нас  

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации.  Память человека и память человечества.  Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации.  Способы кодирования информации. Метод координат.  

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации.  Разнообразие задач обработки информации.  Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания.  Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел  2. Информационные технологии

Компьютер  –  универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для  ввода  информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты.  Программы и документы. Файлы  и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.  Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню.  Запуск программ. Окно программы  и его компоненты.  Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.  

Компьютерная графика. Простейший графический редактор.  Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.  

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.  

Раздел  3. Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.  

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел  4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.  


Воспитывающий и развивающий потенциал предмета

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ

Межпредметные связи предмета

Межпредметные связи - есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Виды межпредметных связей:

  • косвенная теоретическая связь (используются аналогии, примеры из других областей);
  • практическая связь (задачи из других школьных предметов, решение которых осуществляется с помощью методов и средств информатики).

Умения, приобретаемые на уроках информатики, могут носить четко выраженный прикладной характер, тогда как содержание и решение задач требует также знаний по другим учебным предметам. Основополагающая цель прикладной направленности преподавания информатики – формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями математики, химии, физики, географии и т.д., посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д. Учитель с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей.

Результаты использования межпредметных связей:

  • способствует развитию научного стиля мышления обучающихся;
  • даёт возможность широкого применения обучающихся естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам;
  • повышает и развивает интерес обучающихся к предметам естественно-математического цикла;
  • формирует у обучающихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  • формирует убеждение обучающихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • позволяет использовать авторские компьютерные программы обучающихся;
  • расширяет кругозор обучающихся;
  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Информатика – это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами. Многие предметы связаны с информатикой при изучении определённых тем. Совмещая изучение разных предметов и информатики, одновременно снижается нагрузка на учащихся, используются более эффективные способы обучения. Были выявлены межпредметные связи со всеми учебными предметами. Например, изучение Microsoft Office Word можно совмещать с изучением русского языка, литературы, географии и истории. Web-дизайн и изобразительное искусство. Изучение информатики невозможно без знания английского языка. Межпредметные связи отражены в современных учебниках информатики. Ярким примером является УМК Босовой за 5, 6 класс. Так, задания в рабочей тетради затрагивают все школьные предметы.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Информация вокруг нас.

6

2

Компьютер

3

3

Подготовка текстов на компьютере

4

4

Компьютерная графика

3

5

Создание мультимедийных объектов

4

6

Объекты и системы

4

7

Информационные модели

5

8

Алгоритмика

5

9

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...