План урока в 8 классе по теме "Алфавитный подход к определению количества информации"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Тема "Алфавитно-цифровой подход к измерению информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_no_6_v_8kl_.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка дистанционного урока
с использованием интернет-технологий
«Алфавитный подход к определению количества информации».
Рябцева Нина Федоровна, учитель информатики
Пояснительная записка
Тема урока: Алфавитный подход к определению количества информации.
Класс: 8.
Специфика контингента обучающихся- дети - инвалиды.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Вид урока: урок-практикум.
Форма работы: индивидуальная дистанционная.
Учебно-методическое обеспечение: учебник Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
Рабочая тетрадь Н.Д.Угринович, И.А.Серегин, О.А.Полежаева «Информатика 8 класс» в двух частях, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017г.
Презентация и видеофрагмент «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации».
Задание «Заполнить таблицу».
Тест.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, Skype, выход в Интернет, учебник, рабочая тетрадь ч.1, программа Калькулятор.
Цели урока:
Обучающая: рассмотреть алфавитный подход к измерению количества информации, научиться вычислять количество информации с точки зрения алфавитного подхода.
Развивающая: развитие у учащихся самостоятельности и познавательной активности.
Воспитывающая: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, собранность.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении;
- повторить понятие алфавита, ввести понятие мощности алфавита;
- научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;
- отработать навыки решения задач.
Основные понятия и термины урока: «информационная емкость знака», «количество информации в сообщении».
Формы и методы обучения: работа с учебником, электронной тетрадью, беседа, практическая работа, обсуждение.
Образовательные результаты- решение задач на компьютере.
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Временная реализация |
1 | Организационный этап | 1 минута |
2 | Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащегося | 3 минуты |
3 | Актуализация знаний | 10 минут |
4 | Первичное усвоение новых знаний Физминутка | 3 минуты 1 минута |
5 | Первичная проверка понимания
| 3 минуты |
6 | Первичное закрепление
| 13 минут |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 4 минуты |
8 | Рефлексия | 2 минуты |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1)
Приветствие «поздоровайся глазами», наличие учебника, рабочей тетради, выход на курсы.
II. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащегося (3)
Создание проблемной ситуации.
1) Есть ли сходство у следующих ситуаций: наборщик текста подготовил статью в печатное издание, переводчик выполнил перевод статьи, студент набрал курсовую/ дипломную работу. В чем оно? А если работа выполнена за денежное вознаграждение, то как вычислить объем и стоимость работы?
Выделение образовательной цели: сформировать представление у учащихся об «информационной емкости знака», «количестве информации в сообщении»; сформировать умения работы на калькуляторе и в электронной тетради, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.
Полученные умения использовать в своей учебной и повседневной деятельности.
III. Актуализация знаний (10)
Учитель: Прежде, чем приступить к практической деятельности, нам необходимо познакомиться с новыми понятиями и новыми терминами, связанными с алфавитным подходом к определению количества информации.
Для этого можно воспользоваться учебником, материалами курсов moodle урока 6, калькулятором, рабочей тетрадью.
Информационная деятельность неразрывно связана с получением, хранением и передачей различных информационных сообщений.
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Информационная емкость знака вычисляется по формуле N=2I, где N- количество знаков в алфавите знаковой системы, I — количество информации, которое несет каждый знак.
Количество информации измеряется в битах. «Бит» - наименьшая единица измерения количества информации. В переводе с английского «bit» от «BInary digiT»- «двоичная цифра».
Чем большее количество знаков содержит алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет один знак.
Количество информации в сообщении равно произведению количества знаков в сообщении K на количество информации I, которое несет один знак I c=K*I.
Выделим главное:
- Любое информационное сообщение можно рассматривать как последовательность знаков определенной знаковой системы.
- Каждый знак имеет свою информационную емкость.
- Можно вычислить количество информации в сообщении по формуле I c=K*I
IV. Первичное усвоение новых знаний (3)
Решение задач на измерение информации
- Презентации Алфавитный подход к определению количества информации (слайды 9,14 дополнительно 8,10» и «Единицы измерения информации».
- Учебник п.1.3.3 стр.28-30.
Для проведения вычислений с большими числами, можно воспользоваться программой Калькулятор.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1)
Закрыть глаза, под шум моря сделать плавные наклоны и вращения головы, плечевых суставов.
V. Первичная проверка понимания (3)
- «Работа 1.2. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Учитель:
- формулирует цель выполнения практического задания (овладеть навыками сложных вычислений, в том числе вычисления степени числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации),
- научиться переводить единицы измерения количества информации с применением калькулятора,
- напоминает учащемуся, что на столе у него есть учебник, который содержит алгоритм выполнения заданий (стр. 34-36). Однако описание приведено для других операционных систем.
Самостоятельная работа учащегося на ПК в программе Калькулятор с демонстрацией экрана в Skype.
- Задание 1 с курсов «Заполнить таблицу».
Обсуждение результата работы.
VI. Первичное закрепление (13)
- Курсы урок 6 «Первичное закрепление»-3 задачи.
- Рабочая тетрадь стр. 29 задача 21 устно, задачи 23, 24.
Учитель комментирует и исправляет ошибки.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (4)
- Домашнее задание: учебник п.1.3.3 стр. 28-30;
- Повторить весь п.1;
- Выполнить задания 1.8, 1.9, 1.10 ;
- РТ: № 24, 29;
- Курсы урок 6;
- Подготовиться к контрольной работе.
Инструктаж по решению задач: в тетради записать формулы, подставить в них данные и вычислить, записать полученный результат.
Можно пройти тест и отправить результат на проверку.
VIII. Рефлексия (2)
– Что нового ты сегодня узнал на уроке? Чему научился?
– Что на уроке запомнилось больше всего?
- Был ли урок интересен?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал…
– Сегодня я понял…
– Сегодня мне было интересно/безразлично/скучно…
Какие жизненные задачи/ситуации схожи с этой? (Покупка в магазине по весу, метражу, штучно. Оплата проезда по рейсам, расстоянию в такси. Оплата ЖКХ по счетчику.)
Как правильнее оплатить стоимость заказа по набору, переводу текста — за количество символов или страниц текста?
Глоссарий
Алфавитный подход к определению количества информации - сообщение рассматривается как последовательность знаков определноой знаковой системы.
Информационная емкость знака- количество информации (бит), которое несет один знак.
Количество информации в сообщении — это количество знаков умноженное на количество информации в одном знаке.
Ссылки на ресурсы: задания подготовлены учителем самостоятельно
План урока, презентация «Урок 6 в 8 класе» https://drive.google.com/drive/my-drive https://drive.google.com/file/d/1vAyyH1ZdVgZtUjyn13FtkhWNu8xGNFS5/view?usp=sharing
Глоссарий - http://edu.cdo.altai.ru/mod/glossary/view.php?id=36307
Задание - http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567
Тест - http://edu.cdo.altai.ru/mod/quiz/view.php?id=36308
Ссылки на ресурсы: презентация «Измерение информации. Алфавитный подход»; http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567¬ifyeditingon=1, http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=534;
анимация «Вычисление количества информации, алфавитный подход». http://edu.cdo.altai.ru/mod/url/view.php?id=30552;
Видеофрагмент: https://youtu.be/9mA5w_N7JXQ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока, время | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название используемых ЦОР | УУД |
1. | Организационный 1 мин. | Вступительная беседа | Приветствует учащегося, проверяет готовность к уроку. | Приветствие учителя. Готовит учебник, рабочую тетрадь, выход на курсы урок 6. | Skype, электронный учебник п. 1.3.3 стр. 28-30, курсы урок 6 | Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели) |
2. | Постановка цели и задач, мотивация учебной деятельности 3 мин. | Обсуждение проблемной ситуации | Объявляет тему урока, подводит учащегося к осознанию целей и задач. | Цели и задачи формулирует сам учащийся, определив границы знания и незнания. | Презентация слайды1-2 | Личностные и Предметные: целеполагание (постановка учебной задачи) планирование (определение промежуточных целей с учётом конечного результата, составление последовательности действий) |
3. | Актуализация опорных знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности 10 мин. | Самостоятельная познавательная деятельность с использованием учебника, материалов курса | Учитель контролирует и направляет работу. | Учащийся получает новые знания на основе учебных материалов.
| Skype, электронный учебник п. 1.3.3 стр. 26-28, http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567 Презентация слайды 4-10 http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=534 | Познавательные: действия постановки и решения проблем; логические (умеет выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, построение логической цепи рассуждений) |
4. | Первичное усвоение новых знаний и умений 3 мин. | Работа с новым текстом | Учитель отслеживает изучаемый материал, мотивирует учащегося на выполнение практикума. | Учащийся знакомится с основными понятиями | Skype, электронный учебник п. 1.3.3 стр. 28-30, курсы урок 6, Презентация слайды12-16 http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567¬ifyeditingon=1 http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567 http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=534, https://youtu.be/9mA5w_N7JXQ | Познавательные: общеучебные (выделение информации и формулирование познавательной цели) |
Физкультминутка 1 мин. | Физупражнения под звуки | Предлагает упражнения | Выполняет упражнения (Закрывает глаза и под шум моря делает легкие наклоны и вращения головой, шеей, плечами) | Презентация слайд 16 | Умение снимать напряжение головы и шеи | |
5. | Первичная проверка понимания 3 мин. | Практикум | Учитель объясняет правила работы, знакомит учащегося с инструкцией: Компьютерный практикум: Практическая работа 1.2 стр. 34-36) | Учащийся читает задание, определяет последовательность действий и выполняет их. | Skype, курсы урок 6, задание 1, учебник, презентация, слайды 17-20, Калькулятор, http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567¬ifyeditingon=1 http://edu.cdo.altai.ru/mod/url/view.php?id=30552 | Регулятивные: составление плана и последовательности действий |
6. | Первичное закрепление и применение изученного материала 13 мин. | Практическая работа Консультация | Учитель наблюдает за ходом выполнения практической работы, консультирует, помогает учащемуся, если он затрудняется с выполнением практикума, Учителем проверяются результаты практической работы учащегося; организуется обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы; формируется адекватная самооценка учащихся. | Учащийся работает самостоятельно и выполняет задание Компьютерный практикум: Практическая работа 1.2 стр. 34-36;РТ стр. 29 задачи 21,23,24; курсы тест Учащийся представляет результаты самостоятельной работы; обсуждает эти результаты с учителем | Skype, учебник, презентация слайды 21-22, Калькулятор, электронная Рабочая тетрадь, тест | Предметные: формирование навыков и умений научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита; Личностные: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; умение конструктивно разрешать конфликты. Коммуникативные: (устанавливает рабочие отношения, учится эффективно сотрудничать и осуществлять; формирование морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Регулятивные: оценивания (оценивают достигнутый результат), самооценивания (волевая саморегуляция). |
7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 4 мин. | Беседа | Объявление оценки, выставление в Skype. объяснение домашнего задания: учебник п.1.3.3 стр. 28-30, повторить весь пункт 1 (будет КР), задания 1.8-1.10, РТ: № 28, курсы урок 6. | Учащийся выбирает задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Ознакомление с оценкой и текстом домашнего задания. | Skype, учебник и рабочая тетрадь | Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения); Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; интересуется чужим мнением и высказывает свое. |
8. | Рефлексия 2 мин. | Беседа | Проводится рефлексия | Учащийся подводит итоги своей деятельности на уроке, демонстрирует свое представление о круге задач, связанных с вычислением количества информации. | Skype | Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено), Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Урок по информатики "Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации."
Урок с использованием ЭОР....
Алфавитный подход к определению количества информации. (8 класс)
Технологическая карта урока....
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.
Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...
План-конспект урока "Алфавитный подход к определению количества информации"
План-конспект урока информатики "Алфавитный подход к определению количества информации" в 8 классе с использованием ЭОР...
Презентация урока в 8 классе "Алфавитный подход к определению количества информации"
Презентация урока в сокращенном варианте (без физминутки)....
Задание 1 "Заполнить таблицу" к уроку в 8 класса"Алфавитный подход к определению количества информации"
Задание к уроку 6 в 8 классе...