Рабочая программа по ОП,09 Основы алгоритмизации и программирования
рабочая программа по информатике и икт на тему

Рабочая программа по ОП,09 Основы алгоритмизации и программирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.09_oaip.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ

 БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель   директора по учебной работе

_____________ О.Н. Дородько

" ___" ______________ 2017 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

2017г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  09.02.01 Компьютерные системы и комплексы  утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 №849 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 №33748)

для специальности среднего профессионального образования технического профиля 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Организация – разработчик:

ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»

Разработчик:
Шаршова О.П., преподаватель ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»

Рассмотрено на заседании Управляющего совета ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж»

Протокол  № ____ от "_____" ________________ 2017г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Основы алгоритмизации и программирования

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Учебная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • формализовать поставленную задачу;
  • применять полученные знания к различным предметным областям;
  • составлять и оформлять программы на языках программирования;
  • тестировать и отлаживать программы;

знать:

  • общие принципы построения и использования языков программирования, их классификацию;
  • современные интегрированные среды разработки программ;
  • процесс создания программ;
  • стандарты языков программирования;
  • общую характеристику языков Ассемблер, Паскаль: назначение, принципы построения и использования.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часа;
  • самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

     лабораторные занятия

50

     практические занятия

-

     курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не  предусмотрено)

-

Выполнение рефератов,

работа в сети Интернет,

составление электронного конспекта. 

Создание презентации

Разработка текстов программ

12

6

10

8

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   

ОП.09 Основы алгоритмизации и программирования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Основы алгоритмизации

Тема 1.1

Понятие алгоритма

Содержание учебного материала

4

1

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Условия, необходимые для составления  алгоритма. Способы описания алгоритмов: на естественном и алгоритмическом языках, в виде схем.

3

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов на тему:  

–– Описание алгоритма на естественном языке;

–– Описание алгоритма на алгоритмическом языке.

4

Тема 1.2 Основные структуры алгоритмов

Содержание учебного материала

4

1

Основные алгоритмические структуры алгоритмов: линейная, разветвление (альтернатива), циклическая. Ветвления в полной и неполной формах. Ветвление в форме выбор. Циклы со счетчиком и без счетчика ("ПОКА" и "ДО", с выходом). Понятие блока. Вспомогательные алгоритмы.

3

Лабораторные работы

  • Алгоритмы линейной структуры.
  • Алгоритм, содержащие разветвления
  • Алгоритмы, содержащие циклы
  • Алгоритмы смешанной структуры

8

Практические занятия (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа

Выполнение рефератов на тему: Основные алгоритмические структуры алгоритмов

4

Тема 1.3 Организация данных в алгоритмах

Содержание учебного материала

-

1

Числовые и символьные переменные и операции над ними. Переменные простые и с  индексами. Массивы  одномерные  и  многомерные. Формальные и фактические параметры во вспомогательных алгоритмах.

3

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Практические занятия (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение рефератов на тему: Числовые и символьные переменные и операции над ними

4

Раздел 2

Основные принципы программирования.

Тема 2.1

Общие сведения о языках программирования

Содержание учебного материала

2

1

История развития и классификация языков программирования. Язык программирования Ассемблер.  Назначение, принципы построения и использования.

Языки программирования высокого уровня. Понятие программы, оператора, операндов. Структура программы. Описание величин (константы и переменные, числовые и символьные данные). Понятие идентификатора. Операции над данными: арифметические, сравнения, логические. Приоритет операций. Функции. Выражения. Объектно-ориентированный подход к программированию.

3

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Практические занятия (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составление электронного конспекта по теме 2.1

4

Тема 2.2. Реализация в программах основных алгоритмических структур

Содержание учебного материала

2

1

Программа как совокупность логических строк. Состав логической строки. Порядок ввода в память и выполнения программы. Программы линейной структуры. Операторы ввода и вывода данных. Форматы вывода. Программы, содержащие разветвления. Операторы ветвления: безусловного и условного перехода. Полный и неполный формат ветвления. Программы циклической структуры. Понятие цикла. Циклы со счетчиком и без счетчика. Циклы ПОКА, ДО и с ВЫХОДОМ.

3

Лабораторные работы

  • Программа линейной структуры.
  • Структура разветвление. Структура разветвление.
  • Циклы со счетчиком.
  • Циклы без счетчика. Циклы с пред- и постусловием (циклы "ПОКА" и "ДО"). Циклы с выходом.
  • Программы смешанной структуры.

12

Практические занятия (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся

–– Подготовить тексты программ

  • Программа линейной структуры.
  • Структура разветвление. Структура разветвление.
  • Циклы со счетчиком.
  • Циклы без счетчика. Циклы с пред- и постусловием (циклы "ПОКА" и "ДО").  

–– Программы смешанной структуры.

8

Тема 2.3

Обработка данных на ЭВМ. Операции с массивами

Содержание учебного материала

4

1

Особенности работы с числовыми и символьными данными. Простые переменные и с индексами. Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные. Размерность массива. Описание массивов. Операции с массивами. Примеры программ. Сортировка массивов. Сортировка методом пузырька. Пример программы.

3

Лабораторные работы

  • Работа с символьными данными.
  • Запись и чтение одномерных массивов.
  • Операции с одномерными массивами. Определение МАХ и МIN элемента и его номера в массиве.
  • Запись и чтение двухмерных массивов.
  • Манипуляции  с  двухмерными  массивами. Определение суммы главной диагонали и произведения боковых элементов.
  • Выполнение различных операций с многомерными массивами.
  • Сортировка массивов. Метод пузырька.

14

Практические занятия (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся

  • Выполнить поиск в Интернете по теме 2.3
  • Подготовить электронный конспект по указанной теме.

6

Тема 2.4 Реализация в программах вспомогательных алгоритмов

Содержание учебного материала

4

1

Понятие подпрограммы. Подпрограммы без параметров и с параметрами. Параметры  подпрограммы фактические и формальные. Обращение к подпрограмме из основной программы. Примеры программ, содержащих подпрограммы.

3

Лабораторные работы (не предусмотрено)

-

Практические занятия (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка программ, содержащих параметры и без них.

4

Раздел 3

Основы объектно-ориентированного программирования

Тема 3.1 Основные понятия объектно-ориентированного программирования

 

Содержание учебного материала

2

3

1

Структура и способы описания языков программирования высокого уровня.

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск информации в Интернете,  подготовка электронного конспекта по теме 3.1

6

Тема 3.2 Интегрированная среда разработки языка

Turbo Pascal

 

Содержание учебного материала

14

1

Элементы языка Turbo Pascal. Интерфейс среды. Компиляция и выполнение проекта. Типы данных. Арифметические операции, функции, выражения. Оператор присваивания. Решение квадратного уравнения вида ax2 + bx +c = 0.  Разветвляющие алгоритмы. Вычисление рекуррентных последовательностей. Массивы. Описание массивов. Символьные строки

3

Лабораторные работы

– Запись арифметических выражений в Паскаль.

– Программирование алгоритма суммирования целых чисел.

Программирование алгоритма вывода на печать первых чисел Фибоначчи  

– Программирование вычислений рекуррентных последовательностей

Массивы. Выбор максимального элемента из массива температур.

12

Практические занятия (не предусмотрено).

-

Контрольные работы (не предусмотрено).

-

Самостоятельная работа обучающихся

Создание презентации по  теме 3.2

4

Тема 3.3 Графические средства Turbo Pascal

Содержание учебного материала

1

Графические средства Turbo Pascal. Графические режимы экрана. Координаты. Графические примитивы. Закраска. Заполнение. Построение графика функции.

4

3

Лабораторные работы

–  Графические примитивы. Закраска

–  Построение графика функции.

4

Практические занятия (не предусмотрено).

-

Контрольные работы (не предусмотрено).

-

Самостоятельная работа обучающихся

Создание презентации по  теме 3.2

4

Дифференцированный зачет

2

Всего:

144

                


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики».

Оборудование учебного кабинета: плакаты, презентации, комплект методических рекомендаций по дисциплине.

Технические средства обучения: проектор, персональные компьютеры, принтер формата А4, сканер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Истомин Е.П. Программирование на языках высокого уровня. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2015;
  2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования. – М.: Академия, 2016;
  3. Касторнова, В.А. Структуры данных и алгоритмы их обработки на языке программирования Паскаль: Учебное пособие. — СПб.: BHV, 2016;
  4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика. – М.: Академия, 2016
  5. Окулов, С.М. Основы программирования, перераб / С.М. Окулов. - М.: Бином, 2015;
  6. Черпаков, И.В. Основы программирования: Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2016. 

Дополнительные источники:

  1. Биллиг, В.А. Основы программирования. - М.: Бином, 2015;
  2. Богомазова Г.Н. Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования.  – М.: Академия, 2015
  3. Назаров, С.В. Современные операционные системы: Учебное пособие.- М.: Бином, 2014;
  4. Павловская, Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня; СПб: Питер - Москва, 2014;

  5.  Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. – М.: Горячая линия - Телеком, 2016.

  • Интернет-ресурсы:
  1. Информационно-справочный портал. Материалы для библиотекарей и читателей, каталог библиотечных сайтов, виртуальная справка, читальный зал, новости библиотечной жизни, форум – http://elibrary.ru 
  2. Электронная библиотека учебных материалов –  http://nehudlit.ru 
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам- http://windows.edu/ru
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collektion.edu/ru
  5. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание общих принципы построения и использования языков программирования, их классификации 

Лабораторные работы

Тестирование.

Знание способов реализации на языке программирования основных алгоритмических структур.

Лабораторные работы

Тестирование.

Знание современных интегрированных сред разработки программ

Лабораторные работы

Тестирование.

Знание процесса создания программ

Лабораторные работы

Знание стандартов языков программирования

Лабораторные работы

Тестирование.

Умение составлять, тестировать и  отлаживать  программы

Лабораторные работы

Тестирование.

Умение работать с программами на языках программирования.

Лабораторные работы

Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь "Основы алгоритмизации и программирования"

  Данная тетрадь предназначена для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений по языку Паскаль. Она построена в виде заданий, сканвордов, кроссвордов, тестовых зад...

Тематическое планирование по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» в среде программирования VBA

Тематическое планирование  по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» в среде программирования VBA  Основы алгоритмизации и программирование1,2(4 час)Повт. Программное об...

Практикум по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»

Данный учебник предназначен для учащихся специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение (по видам)» по предмету «Основы алгоритмизации и программирования» и базируется на знан...

методическая разработка интегрированного урока по предмету Численные методы и Основы алгоритмизации и программирования

Методическая разработка к уроку будет полезна преподавателям в подготовке к уроку по данной теме. Также к ней предлагаеncz презентация выполненная в офисной программе Power Point, что позволит провест...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирование"

Содержит список лабораторных работ по дисциплине "Основы алгоритмизации и программирования"...

Рабочая программа по дисциплине Основы алгоритмизации и программирования

ФГОС Информационные системы, дисциплина Основы алгоритмизации и программирования...

Рабочая тетрадь для решения заданий по теме «Основы алгоритмизации и программирования»

Рабочая тетрадь для решения заданий по теме «Основы алгоритмизации и программирования»...