Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании информатики
статья по информатике и икт на тему

Шимова Екатерина Алексеевна

В материале статьи обсуждается, как в рамках системно-деятельностного подхода, решается задача создания знания у школьников на уроке информатики. Предъявляются возможные пути решения данной задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий. Предлагается возможный вариант на организацию этапов деятельности учащегося на уроке информатики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shimova_e.a_informatika.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Шимова

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Системно-деятельностный подход,  универсальные учебные действия, знание, деятельность, учебно-познавательная деятельность.

В материале статьи обсуждается, как в рамках системно-деятельностного подхода, решается задача создания знания у школьников на уроке информатики. Предъявляются возможные пути решения данной задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий. Предлагается возможный вариант на организацию этапов деятельности учащегося на уроке информатики.

E.A. Shimova

REALIZATION OF THE SYSTEM ACTIVITY APPROACH TO TEACHING SCHOOL COURSE OF INFORMATICS

System-activity approach, universal educational activities, knowledge, activities, educational and cognitive activity.

The article discusses the article, both within the system-activity approach solves the problem of creating knowledge at schoolboys at lessons of physics. The submitted possible solutions to this problem, aimed at establishing universal educational activities. A possible option for the organization phases of the student in the classroom physics.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задача формирования знаний в соответствии с новыми образовательными стандартами, через формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации этой задачи, в рамках системно-деятельностого подхода предполагает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на самостоятельное приобретение знаний; применение их на практике для решения разнообразных задач; работу с различной информацией, анализ, обобщение; самостоятельный поиск рациональных путей в решении жизненных задач и т.д [2]

Для организации обучения учащихся информатике, в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо определить действия, которые адекватны знаниям и выполнению которых предстоит научиться школьникам.[1] Естествен вопрос: «Какие действия адекватны изучаемым в школьном курсе информатики знаниям?». Каждый элемент знания является результатом определенной деятельности учащихся. Далее каждый элемент знания применяется в конкретных ситуациях либо для распознавания ситуаций, соответствующих знанию, либо для воспроизведения таких ситуаций. Таким образом, каждому элементу знания могут быть адекватны три основные вида деятельности: 1) «создание» знания; 2) распознавание ситуаций, соответствующих знанию; 3) воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.

Например, типу знания о понятии «информационная модель», соответствует деятельность учащихся направленная на изучения процесса моделирования; использование модели в конкретных ситуациях. На основе таких представлений о знаниях и адекватных им видах деятельности учитель при подготовке любого урока может определить его образовательные цели - новые знания и цели развития - адекватные знаниям действия. Например, на уроке по теме «Модели и моделирование» учащиеся должны усвоить понятия "материальная модель", "моделирование", "информационные модели", а также научиться «создавать» указанные понятия.

Содержание деятельности - это последовательность действий по достижению цели деятельности, причем такая, что результат каждого предыдущего действия используется как предмет или средство при выполнении следующего. [3]

Например, для организации знания о «Моделировании», учащимся предлагается вставить пропущенные слова в предложения. В роли предложений можно взять ключевые фразы из учебника информатики(таблица 1).

Таким образом, деятельность ученика на уроке информатмики можно разделить на этапы:

  1. Новое знание может зародиться, если ученик столкнётся с новыми неизвестными ранее научными фактами, которые не могут быть объяснены с позиций уже существующих теорий (наблюдение, самостоятельная работа с книгой, слушание объяснений учителя)
  2. Появляется необходимость создания новой гипотезы, которая бы объяснила данные факты. (систематизация знаний, выполнение заданий по разграничению понятий, анализ формул, анализ проблемных ситуаций)
  3. Экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы. (эксперимент, измерение величин, объяснение наблюдаемых явлений)
  4. Количественный и качественный этап изучения явления. (решение познавательных задач, тест) [3]

Так как основной целью системно-деятельностного подхода состоит в формировании универсальных учебных действий. Можно сделать вывод, что основная идея в планировании учебных занятий состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе учебно-познавательной деятельности. Задача учителя при введении нового знания заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать или рассказать, а в организации деятельности учащихся направленной на восприятие целостной картины мира, анализ научных теорий, явлений, законов, формирование умения выделять, сравнивать, обобщать, оценивать научные понятия, создавать информационные модели и т.д.

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
  2. Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.
  3. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. - 23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Реализация системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями в преподавании химии.

Материал содержит методическую информацию по применению системно-деятельностного подхода на разных уроках химии....

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Современный период развития общество характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхожден...