Урок информатики в 5 классе по теме "Поиск информации в сети Интернет"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Рябцева Нина Федоровна

План-конспект урока по теме с укаазнием ссылок в сети Интернет на мои интерактивные задания к этому уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_v_5_kl_ryabtsevoynf.doc.zip14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка дистанционного урока

с использованием интернет-технологий

«Поиск информации».

Рябцева Н.Ф., учитель информатики

Пояснительная записка

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет.

Класс: 5.

Специфика контингента обучающихся- дети - инвалиды.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.  

Вид урока: урок-практикум.

Форма работы: индивидуальная дистанционная.

Учебно-методическое обеспечение: Л.Л.Босова Информатика: Учебник для 5 класса ФГОС/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.:ил.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, Skype, выход в Интернет, учебник, заготовка таблицы «Памятник клавиатуре», интерактивные задания и тесты по теме.

Цель урока: Формирование у учащихся знаний и умений использования сети Интернет в своей практической деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать представление о понятиях «Поисковая система», «Браузер», «Образец поиска»;
  • обеспечить усвоение таких основных понятий, как «Компьютерная сеть Интернет», «Поисковая система»;
  • совершенствовать знания учащихся об информационной деятельности человека;
  • продолжить формирование пользовательских навыков работы на компьютере;
  • продолжить знакомство с текстовым редактором Word.

Воспитательные:

  • формировать представление об информационной деятельности человека и информационной этике;
  • формировать чувство ответственности за результаты своего труда.

Развивающие:

  • развивать внимание учащихся;
  • развивать память учащихся;
  • развивать творческие способности;
  • развивать интеллектуальные способности;
  • развивать аккуратность и последовательность в выполнении заданий.

Основные понятия и термины урока: Интернет, браузер, поисковая система, запрос, ключевое слово.

Формы и методы обучения: беседа, практическая работа, обсуждение, интерактивные задания и тесты.

Образовательные результаты- заполненная таблица «Памятник клавиатуре».

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Временная реализация

1

Организационный этап

1 минута

2

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащегося

3 минуты

3

Актуализация знаний

8 минут

5

Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания

2 минуты

4

Первичное Закрепление новых знаний:

  • индивидуальная работа учащегося по учебнику на ПК

15 минут

5

Заключительный контроль

  • визуальная проверка работы учащегося
  • тестирование

7 минут

6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 минуты

7

Рефлексия

2 минуты

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
Приветствие «поздоровайся глазами», создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

II. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащегося

Выделение образовательной цели: научить учащихся использовать различные ресурсы для поиска информации.. Научиться выполнять поиск информации для ее использования в своей деятельности.

III. Актуализация знаний

Учитель: Прежде, чем приступить к практической деятельности, нам необходимо познакомиться с новыми понятиями и новыми терминами, связанными с использованием компьютерной сети Интернет.

На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации. Но как найти нужные сведения?

В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.

Поисковая система– сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете. На сегодняшний день существует немало поисковых систем. Приведем примеры наиболее распространенных.

Каждый пользователь для поиска информации может выбрать любую из названных поисковых систем. Мы более подробно остановимся на одной из них – это Яндекс. Чтобы войти в эту систему, нужно набрать в адресном поле браузера адрес Yandex.ru и нажать клавишу .

Браузер – специальная программа для просмотра сайтов, которая копирует с сервера код страницы на экран ПК. (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Яндекс.

На страничке отображается Строка адреса поисковой машины, Название поисковой машины, Установка типа документа, Поле запроса.

Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска). Сюда можно записать логически объединённые между собой слова и нажать имеющуюся рядом кнопку Поиск, Найти. Начинается поиск. Его результаты отображаются на странице Яндекс. Поисковая система Яндекс показывает ссылки на те документы Интернета, в которых она обнаружила искомую фразу.

Удобство такого поиска состоит в том, что сразу выдаются ссылки на нужные странички. На правильно сформулированный вопрос практически всегда можно получить в Internet ответ. Надо только научиться правильно задавать вопросы, и поток искомой информации вам обеспечен. При работе в Internet нельзя забывать, что вы задаете вопрос не человеку, а машине, которая анализирует информацию в зависимости от заложенных в нее алгоритмов. Поэтому при осуществлении поиска информации нужно соблюдать следующие правила:

Правило № 1 «Поиск слова»

Если нужно найти информацию по какой-либо теме, выраженной одним словом, запишите его в строку поиска и нажмите расположенную рядом кнопку (обычно называется – Поиск). При поиске могут возникнуть следующие проблемы: Найдено слишком много не подходящих ссылок или среди найденных нет ни одной нужной. Решение проблемы: gопробуйте изменить запрос, дописав уточняющее слово. Используйте синонимы слов.

Правило № 2 «Поиск нескольких отдельных слов»

Если в запросе вводить несколько слов, поисковая система найдёт странички, содержащие эти слова недалеко друг от друга. Если найдено мало ссылок, возможно, вы ошиблись в каком-либо слове. Исправьте ошибку. Попробуйте записать поменьше слов в запросе.

В сети Интернет можно осуществлять поиск по картинкам. Любую понравившуюся картинку можно скопировать себе: в свою папку, в текущий рабочий текущий документ, для этого:

1. Наведите мышку на выбранную картинку, щелкните правой кнопкой мыши.

2. В появившемся контекстном меню выберите команду «Копировать» или «Сохранить изображение как» в свою папку.

3. Откройте документ тот, куда хотите вставить картинку.

4. И также вызвав контекстное меню, выберете команду «Вставить».

Выделим главное:

  1. На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации.
  2. В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.
  3. Поисковая машина– сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.
  4. Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска).
  5. Результат поиска информации (текст, изображение) можно копировать в собственный документ.

IV. Формулировка практического задания

«Работа 15. Ищем информацию в сети Интернет».

Учитель формулирует цель выполнения практического задания, напоминает учащемуся, что на столе у него есть учебник, который содержит алгоритм выполнения заданий 1-3.

V. Первичное усвоение новых знания и проверка их понимания

Самостоятельная работа учащегося на ПК с демонстрацией экрана в Skype. Пример выполненной работы. Обсуждение  результата работы.

VI. Первичное закрепление

Учитель и обучающийся сравнивают свою работу в верными ответами. Интерактивное тестирование. Комментирует и исправляет ошибки.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
– Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

- Домашнее задание.

VIII. Рефлексия
– Что на уроке запомнилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал…
– Сегодня я понял…

– Сегодня мне было интересно/безразлично/скучно…

Глоссарий

Интернет — всемирная компьютерная сеть.

Браузер – специальная программа для просмотра сайтов, которая копирует с сервера код страницы на экран ПК. (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Яндекс.

Поисковая система– сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.

Запрос (ключевое слово)-  логически объединённые между собой слова для поиска нужной информации.

Релевантность (от англ. relevancy) - это степень соответствия документа запросу.

Ссылки на ресурсы: задания подготовлены учителем самостоятельно


Задание-
https://docs.google.com/document/d/1zlnVR6EpZZgwyGvJVr3Ba7sulLqDoomstoru9yM-TFQ/edit?usp=sharing

интерактивные задания -

1. Кроссворд "Кодирование информации" https://learningapps.org/display?v=pp9mfwps317
2. Заполни пропуски "Первая компьютерная мышь" https://learningapps.org/display?v=p50axijjn17
3.
Заполни пропуски данными из выпадающего списка "Как называют знак @ у разных народов".

https://learningapps.org/display?v=phmuxu2sn17
4. Заполни пропуски данными из выпадающего списка (подпиши картинки)

"Как называют знак @ у разных народов". https://learningapps.org/display?v=pixqmeiok17

5. Классификация. Шаблон 1. Соотнеси элементы. "Как называют знак @ разные народы"
https://learningapps.org/display?v=p8vebj1b517
6.

Классификация. Шаблон 2. Соотнеси элементы. "Как называют знак @ разные народы" https://learningapps.org/display?v=pqk6cphqn17
Скриншот моих приложений
https://learningapps.org/myapps.php

ссылка для прохождения теста https://docs.google.com/forms/d/1nkA7UpH-J-b3YoI2yNVjhcBHerfi1SBzi8cvwBsbPVI/prefill

Тест 2  - http://onlinetestpad.com/t/5d403d7919df4241acf49e66b77f2eec

Видео урок. Ссылка на видео урок «Компьютерная мышь» https://ed.ted.com/u/lessons

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока, время

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЦОР

УУД

1.

Организационный

1 мин.

Беседа

Приветствует учащегося, проверяет готовность к уроку.

Объявляет тему урока, подводит учащегося к осознанию целей и задач.

Приветствие учителя. Готовит учебник.

Цели и задачи формулирует сам учащийся, определив границы знания и незнания.

Skype

Задание

Регулятивные:

целеполагание (постановка учебной задачи)

планирование (определение промежуточных целей с учётом конечного результата, составление последовательности действий)

Познавательные:

общеучебные (формулирование познавательной цели)

2.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

3 мин.

Беседа

Кроссворд

Учитель беседует с учащимся, задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу (вопр.1-6 к § 12),  визуально проверяет выполнение домашнего задания, при необходимости - обсуждение.

Учащийся отвечает на  вопросы учителя.

 

Skype

http://learningapps.org/display?v=pp9mfwps317

Познавательные:

действия постановки и решения проблем; логические (умеет выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, построение логической цепи рассуждений)

3.

Мотивация учебной деятельности учащихся

3 мин.

Беседа

Учитель объясняет новый материал, мотивирует учащегося на выполнение практикума

Учащийся знакомится с  основными понятиями в Глоссарии.

Skype, задание

Познавательные:

общеучебные (выделение информации и формулирование познавательной цели)

4.

Актуализация знаний

 8 мин.

Беседа, работа с учебником

Учитель объясняет правила работы, знакомит учащегося с инструкцией:

Копьютерный практикум: работа №15, зад. 1. (стр.170)

Объясняет значение слова «релевантность».

Учащийся читает инструкцию, задает вопросы, определяет последовательность действий

Skype

Регулятивные: 

составление плана и последовательности действий

Физкультминутка

Предлагает упражнения

Выполняет упражнения

5.

Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания

15 мин.

Практическая работа

Консультация

Учитель наблюдает за ходом выполнения практической работы, консультирует, помогает учащемуся, если он затрудняется с выполнением практикума.

Компьютерный практикум: работа №15, зад. 1. (стр.171), дополнительные задания для умелых и быстрых:  зад.2, 3 (стр. 171-172)

Учащийся работает   самостоятельно и выполняет задание

Skype и браузер

Таблица

https://docs.google.com/document/d/1zlnVR6EpZZgwyGvJVr3Ba7sulLqDoomstoru9yM-TFQ/edit?usp=sharing

Предметные:

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе  в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Личностные: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

умение конструктивно разрешать конфликты.

Коммуникативные:

 (устанавливает рабочие отношения, учится эффективно сотрудничать и осуществлять;

формирование морально-этических и

психологических принципов общения и сотрудничества.

6.

Первичное закрепление

5 мин.

Тест

Учителем  проверяются результаты практической работы учащегося;

организуется обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы; формируется адекватная самооценка учащихся.

Учащийся представляет результаты самостоятельной работы; обсуждает эти результаты с учителем;

в соответствии с критериями оценивания
учащийся приобретает  опыт самоконтроля
и самооценки.

Skype

https://docs.google.com/forms/d/1nkA7UpH-J-b3YoI2yNVjhcBHerfi1SBzi8cvwBsbPVI/prefill

Регулятивные: оценивания (оценивают  достигнутый  результат),

самооценивания (волевая саморегуляция).

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

2 мин.

Видео- урок Лекция

Объявление оценки, выставление в Skype. объяснение домашнего задания; учащемуся предлагаются задания на выбор:

  • § 12(3 – стр.85-86), РТ: 153, 155
  • § 12(3 – стр.85-86), творческое задание:

Компьютерный практикум: работа №15, зад. 2. (стр.171)&

Ссылки на ресурсы в Интернете для самопроверки и мотивации на выполнение домашнего задания.

Учащийся выбирает задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Ознакомление с оценкой и текстом  домашнего задания.

Skype

Задания, тест, видео урок в сети

https://ed.ted.com/u/lessons;

Познавательные:

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения);

Коммуникативные:

адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

интересуется чужим мнением и высказывает свое.

8.

Рефлексия

 2 мин.

Проводится рефлексия

Учащийся демонстрирует свое представление о круге задач, связанных с поиском информации.

Skype

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено),

Коммуникативные:

используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока информатики по теме "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс - 2008 г.

Вашему вниманию представлен фрагмент урока информатики: конспект урока на 20 минут, презентация и практическая работа на закрепление....

Конспект урока по Информатике и ИКТ в 7-м классе. Тема: Коммуникационные технологии.Поиск информации в сети Интернет

В данном уроке используются возможности Яндекса, для знакомства детей с Яндекс-диском и совместного использования сетевых ресурсов для создания презентаций на основе данных полученных  через инте...

Урок информатики 8 класс "Единицы измерения информации"

Цель урока:Образовательная:-        дать представление о определении количества информации;-        познакомить с формулой для опр...

урок информатики 5 класс "Действия с информацией"

в файле представлен план урока информатики...

Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"

Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"...