Рабочая программа по курсу "Информатика" 9 класс (Семакин И.Г.)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
(Смотреть аннотацию к рабочей программе за 8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 им. А.И. Хуаде» а. Гатлукай г. Адыгейска |
Принято На школьном методическом объединении учителей Протокол № __ от ____ 2015 г. Руководитель МО ____________ Ханахок С.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ Блягоз Ф.К. ___________2015 г. | Утверждаю Директор школы ___________ Шумен А.М. ___________ 2015 г. |
Рабочая программа
по курсу «Информатика и ИКТ»
(авторы: Семакин И.Г. и др.)
9 класс
(базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
Количество часов в неделю: 2 Всего часов: 68 |
Хадагатле Руслан Сагидович учитель информатики, высшая квалификационная категория |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014).
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Рабочая программа по информатике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 10-11 классах этот материал больше не изучается.
Раздел «Информационные технологии и общество» был изучен в прошлом году этими учащимися за счет уплотнения материала, а высвободившиеся часы отведены на вышеуказанные разделы.
Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН;
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум.
Критерии и нормы оценки
знаний, умений, навыков обучающихся применительно
к различным формам контроля знаний
Критерии оценки устного ответа
- Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
- Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
- Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
- Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
- Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)
- Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:
- проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
- соблюдает правила техники безопасности;
- в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполняет анализ ошибок.
- Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
- Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
- Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
- Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии оценки письменной работы (контрольной работы, проверочной работы)
- Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;
- Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей
- Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;
- Отметка «1»: работа не выполнена.
Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Критерии оценки творческой работы
При выполнении творческих работ (проектов, разработанных в Visual Basic) оценивается оформление по следующим критериям:
Баллы | Критерии | Параметры критериев |
3 | Форма проекта |
|
5 | Представление информации |
|
5 | Функциональность объектов |
|
2 | Назначение проекта | Практическая значимость проекта в учебном процессе |
Всего: 15 баллов |
- Отметка «5» - 13 – 15 баллов
- Отметка «4» - 10 – 12 баллов
- Отметка «3» - 7 – 9 баллов
- Отметка»2» - менее 7 баллов
Критерии оценки тестовой работы
Тестовые работы учащиеся выполняют в программе MyTest, которая выставляет отметки по минимальному % баллов:
- Отметка «5» - 85% и более
- Отметка «4» - от 70 % до 84 %
- Отметка «3» - от 50% до 69 %
- Отметка «2» - менее 50%
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
(34 недели по 2 часа в неделю)
№ урока | Раздел | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Компьютерные сети – 11 часов | Техника безопас-ности. Компьютер-ные сети. | 1 | Изучение нового материала | Компьютерные сети, назна-чение, принципы работы компьютерных сетей | Знать виды компьютерных сетей; локальная сеть кабинета информатики и ИКТ | Беседа | 02.09 | |
2 | ПР №1 «Работа в локальной сети». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей | Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ | ПР | 03.09 | ||
3 | Электронная почта телеконференции | 1 | Комбинир. урок | Назначение и принципы работы электронной почты | Уметь пользоваться электрон-ной почтой | Фронталь-ный опрос | 09.09 | ||
4 | ПР №2 «Работа с электронной почтой». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Назначение и принципы работы электронной почты; | Уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами; | ПР | 10.09 | ||
5 | Интернет. Поиск информации в сети Интернет. | 1 | Комбини-рованный урок | Протоколы передачи дан-ных; программы-браузеры; поиск информации. | Сопоставление, отбор и про-верка информации, получен-ной из различных источников | Фронталь-ный опрос | 16.09 | ||
6 | ПР №3 «Работа с WWW». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Назначение программы-браузера; отбор и проверка информации. | Знать приёмы работы с WWW | ПР | 17.09 | ||
7 | ПР №4 «Поиск информации в Интернет». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология поиска информации в сети Интернет | Работа в браузере; уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет | Доклад, реферат ПР | 23.09 | ||
8 | Создание Web-страницы в Word | 1 | Комбинир. урок | Создание простейших Web-страниц | Уметь создавать Web-страницы в приложении Word | Тест ПР | 24.09 | ||
9 | Оформление Web-страницы. | 1 | Комбини-рованный | Оформление Web-страницы | знать способы оформления Web-страницы | Тест ПР | 30.09 | ||
10 | ПР №5 «Создание Web-страницы». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Этапы создания Web-страницы | Знать и уметь поэтапно создавать Web-страницы | ПР | 07.10 | ||
11 | Контрольная работа №1 | 1 | Проверка ЗУН | Передача информации в компьютерных сетях | КР | 08.10 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12 | Информационное моделирование – 5 часов | Понятие модели. Информационные модели. | 1 | Изучение нового материала | Классификация моделей; основные типы информационных моделей. | Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей. | Беседа | 14.10 | |
13 | Табличные модели. | 1 | Изучение нового материала | Табличные модели, элементы и типы данных в табличных моделях. | Знать табличные модели. | Фронталь-ный опрос | 15.10 | ||
14 | Информационное моделирование на компьютере. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения | Разработка схемы моделиро-вания для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия | Тест | 21.10 | ||
15 | ПР №6 «Компьютерный эксперимент». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Проведение эксперимента; использование разных видов моделирования. | Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере | ПР | 22.10 | ||
16 | Контрольная работа №2 | 1 | Проверка ЗУН | Информационное моделирование | КР | 28.10 | |||
17 | Хранение и обработка информации– 10 часов | Базы данных и информационные системы. | 1 | Изучение нового материала | Формы представления дан-ных, понятие базы данных и ее основных элементов. | Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД | Беседа | 29.10 | |
18 | Назначение СУБД. | 1 | Изучение нового материала | Системы управления базами данных, приложение Ms Access. | Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access. | Беседа ПР | 11.11 | ||
19 | Создание, заполн-ение и редактиро-вание баз данных | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология создание и редактирования баз данных. | Иметь представление о реляционной базе данных. | ПР | 12.11 | ||
20 | ПР №7 «Создание базы данных». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Поиск записей в базе дан-ных. Сортировка записей в готовой базе данных. | Создавать структуру базы дан-ных, просматривать, редакти-ровать, сохранять записи в БД. | ПР | 18.11 | ||
21 | Условия выбора и простые логиче-ские выражения. | 1 | Изучение нового материала | Условия поиска; простые логические значения, операции, выражения | Уметь задавать условия поиска информации; записывать простые логические значения. | Индивиду-альная работа | 19.11 | ||
22 | Условия выбора и сложные логические выражения. | 1 | Изучение нового материала | Условия поиска информации; сложные логические значения, операции, выражения. | Уметь задавать условия поиска информации; записывать сложные логические значения. | Индивиду-альная работа | 25.11 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
23 | Хранение и обработка информации– 10 часов | ПР №8 «Формиро-вание простых и сложных запросов | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология поиска, замены, сортировки, группировки, фильтрации данных. | Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД. | ПР | 26.11 | |
24 | Сортировка, добавление и удаление записей. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Сортировка, добавление и удаление записей в реляционных БД. | Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access. | Работа с карточками | 02.12 | ||
25 | Создание запросов на удаление и изменение. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Создание запросов на удаление и изменение. | Уметь создавать запросы на добавление, удаление и изменение данных в БД. | ПР | 03.12 | ||
26 | Контрольная работа №3. | 1 | Хранение и обработка информации в БД. | КР | 09.12 | ||||
27 | Системы счисления- -7 часов | Системы счисления | 1 | Изучение нового материала | Система счисления, пози-циионная система счисле-ния, алфавит, основание системы счисления. | Записывать числа в римской системе счисления, записывать последовательность чисел в заданной системе счисления | Фронталь-ная беседа | 10.12 | |
28 | Двоичная и десятичная системы счисления | 1 | Формиро-вание ЗУН | Алгоритмы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот. | Переводить числа в двоичный код, из двоичной системы счисления в десятичную. | Объясне-ние учителя | 16.12 | ||
29 | Двоичная арифметика. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления | Производить арифметические действия над числами, записанными в двоичном коде. | Практикум | 17.12 | ||
30 | Восьмеричная система счисления | 1 | Формиро-вание ЗУН | Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в восьме-ричную систему из 8-й системы счисления в десятичную и двоичную. | Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в восьмеричную и наоборот. | Работа под руковод-ством учителя | 23.12 | ||
31 | Шестнадцатерич-ная система счисления. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Алгоритмы перевода чисел из десятичной и двоичной систем счисления в 16-ю систему и обратно | Переводить числа из десятич-ной и двоичной систем счисле-ния в 16-ю и обратно. | Работа под руковод-ством учителя | 24.12. | ||
32 | Представление чисел в компьютере. | 1 | Изучение нового материала | Представление положительных целых чисел в памяти компьютера | Иметь понятие о представле-нии положительных целых чисел в памяти компьютера | Самостоя-тельная работа | 30.12 | ||
33 | Контрольная работа №4. | 1 | Проверка ЗУН | Системы счисления. | Уметь выполнять основные действия в системах счисления | КР | 13.01 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
34 | Табличные вычисления на компьютере – 10 часов | Правила ТБ. Повторение темы «Информация и компьютер». | 1 | Актуали-зация ЗУН | Понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК. | Выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ. | Беседа | 14.01 | |
35 | Электронные таблицы. | 1 | Изучение нового материала | Назначение табличного процессора, объекты Excel, типы данных Excel. | Уметь создавать электронную таблицу и работать в Excel. | Фронталь-ный опрос | 20.01 | ||
36 | ПР №9 «Правила заполнения Excel». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология создания, редактирования и форма-тирования таблицы. | Уметь создавать заполнять, редактировать электронную таблицу, форматировать ЭТ. | ПР | 21.01 | ||
37 | Простейшие вы-числения в Excel | 1 | Комбини-рованный | Арифметические операции в Excel, формулы в Excel | Уметь выполнять простейшие вычисления в Excel. | Фронталь-ный опрос | 27.01 | ||
38 | Абсолютная и от-носительная адре-сация. | 1 | Изучение нового материала | Понятия относительной и абсолютной ссылки. | Уметь различать абсолютные и относительные ссылки, записывать формулы. | Тест | 28.01 | ||
39 | ПР №10 «Вычисления». | 1 | Формиро-вание ЗУН | Математические вычисления в электронных таблицах | Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах | ПР | 03.02 | ||
40 | Логические функции. | 1 | Комбини-рованный | Логические функции И, ИЛИ, НЕ | Уметь применять логические функции И, ИЛИ, НЕ | Тест | 04.02 | ||
41 | Деловая графика. | 1 | Формиро-вание ЗУН | графическая обработка данных | знать области применения деловой графики | ПР | 10.02 | ||
42 | Построение диаграмм. | 1 | Формиро-вание ЗУН | Технология создания и редактирования диаграмм; | Уметь создавать и редактировать диаграммы; | ПР | 11.02 | ||
43 | Контрольная работа №5. | 1 | Проверка ЗУН | Табличные вычисления на компьютере | КР | 17.02 | |||
44 | Управление и алгоритмы – 8 часов | Алгоритм. Способы записи алгоритмов. | 1 | Лекция | Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. | Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы. | Индивиду-альный | 18.02 | |
45 | Исполнители алгоритмов | 1 | Лекция | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). | Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей. | Массовый контроль | 24.02 | ||
46 | Линейный алгоритм. Структура следование. | 1 | Комбинированный урок | Разработка линейного алго-ритма с использованием математических функций. | Уметь осуществлять разработ-ку линейного алгоритма с использованием математичес-ких функций. | Письмен-ный опрос | 25.02 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
47 | Управление и алгоритмы – 8 часов | Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление. | 1 | Комбинированный урок | Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление. Разработка алгоритма, содержащего ветвление. | Знать алгоритмическую кон-струкцию: ветвление. Уметь осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма с использованием логических функций. | Экспресс-опрос по карточкам | 02.03 | |
48 | Циклический алгоритм. Структура цикл. | 1 | Комбинированный урок | Циклический алгоритм. Структура цикл. Разработка алгоритма, содержащего цикл. | Знать алгоритмическую кон-струкцию цикл. Уметь осу-ществлять разработку цикли-ческого алгоритма с исполь-зованием операций повтора. | Экспресс-опрос по карточкам | 03.03 | ||
49 | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. | 1 | Комбинированный урок | Способы разбиения задачи на подзадачи, понятие и использование вспомогательного алгоритма. | Знать понятие вспомогатель-ного алгоритма. Уметь осу-ществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм. | Самостоя-тельная работа | 09.03 | ||
50 | Решение задач на алгоритмы. | 1 | Обобще-ние ЗУН | Линейный, разветвляю-щийся и циклический алгоритмы в задачах | Уметь решать задачи на алгоритмы | Индивиду-альая работа | 10.03 | ||
51 | Контрольная работа №6. | 1 | Проверка ЗУН | Управление и алгоритмы | 16.03 | ||||
52 | Язык программи-рования Паскаль. | 1 | Изучение нового материала | Назначение языков програм-мирования; алфавит языка программирования Pascal; | Знать алфавит языка Pascal Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов. | Беседа | 17.03 | ||
53 | Типы данных языка Паскаль. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с языком программирования Паскаль. Типы данных языка Паскаль. | Знать типы данных, уметь описывать типы данных языка Паскаль. | Тест | 23.03 | ||
54 | Операции языка Паскаль. | 1 | ИНМ | Операции языка Паскаль. | Знать операции языка Паскаль. | Самост. работа | 06.04 | ||
55 | Математические функции языка Паскаль. | 1 | Изучение нового материала | Запись математических выражений на языке Паскаль | Уметь записывать математические функции в языке Паскаль. | Мини-тест | 07.04 | ||
56 | Линейные операторы языка Паскаль. | 1 | Комбини-рованный урок | Общая структура программ-мы на языке Паскаль. Линейные операторы языка Паскаль. | Уметь составлять программы для решения задач на линейные и условные операторы. | Простей-шие программы | 13.04 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
57 | Основы языка программирования Паскаль – 12 часов | Условный оператор. Решение задач. | 1 | Комбини-рованный урок | Структура условного оператора. Решение задач на условный оператор. | Знать основную структуру условного оператора. Уметь применять условный оператор для решения задач. | Практическая работа в среде Паскаль. | 14.04 | |
58 | Составной оператор. Решение задач. | 1 | Комбини-рованный урок | Структура составного оператора. Решение задач. | Знать основную структуру составного оператора. Уметь применять составной оператор для решения задач. | Практическая работа в среде Паскаль. | 20.04 | ||
59 | Оператор выбора. Решение задач. | 1 | Комбини-рованный урок | Структура оператора выбора. Решение задач на оператор выбора. | Знать основную структуру оператора выбора. Уметь применять оператор выбора для решения задач. | Практическая работа в среде Паскаль. | 21.04 | ||
60 | Циклы в Паскале. | 1 | Комбини-рованный урок | Циклы в Паскале. Цикл с предусловием, с постусловием, с параметром. | Знать основные циклические схемы. Уметь составлять программы для решения задач на циклы. | Фронталь-ный опрос. Тестирование. | 27.04 | ||
61 | Решение задач на циклы | 1 | Цикл с предусловием, с постусловием, с параметром. | Знать основные циклические схемы. Уметь составлять про-граммы для задач на циклы. | ПР в среде Паскаль. | 28.04 | |||
62 | Решение задач | 1 | Формиро-вание ЗУН | Программирование на Паскале. | Уметь составлять программы для решения задач. | ПР в среде Паскаль. | 04.05 | ||
63 | Контрольная работа №7. | 1 | Проверка ЗУН | Программирование на Паскале. | КР | 05.05 | |||
64 | Ин6формационные технологии в обществе – 5 часов | Понятие информационного общества | 1 | Комбини-рованный урок | Характерные черты инфор-мационного общества и информационной культуры человека | Умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности | Беседа, доклад, реферат | 11.05 | |
65 | Предыстория информационных технологий. | 1 | Комбини-рованный урок | Предыстория информации-онных технологий, история ЭВМ и ИКТ | Умение различать лицензии-онные, условно бесплатные и бесплатные программы | Доклад, реферат | 12.05 | ||
66 | Основы социальной информатики. | 1 | Комбини-рованный урок | Проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных | Умение определять основные компоненты информационной культуры человека | Доклад, реферат | 18.05 | ||
67 | Итоговая работа | 1 | Проверка ЗУН | Информационные технологии в обществе | КР | 19.05 | |||
68 | Итоговый урок | 1 | Урок-игра | Компьютерный турнир | 25.05 |
Содержание тем учебного курса
Модуль 1. Управление и алгоритмы 13ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Модуль 2. Программное управление работой компьютера 14 ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на языке Паскаль;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Модуль 3. Табличные вычисления на компьютере 19 ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Модуль 4 Информационные технологии 15 ч
Сжатие текстовой информации. Архиваторы. Компьютерные вирусы, антивирусные программы. Растровая и векторная графика. Устройства для ввода графической информации. Сканирование графической информации. Оптическое распознавание текстов. Тестовый процессор. Приемы работы с текстами. Форматирование текстов. Гипертекст.
Учащиеся должны знать:
- что такое архиватор, компьютерный вирус, антивирусная программа, сканер, гипертекст, форматирование текста;
- отличие векторной и растровой графики;
- способы ввода графической информации в ПК;
- возможности текстового редактора
Учащиеся должны уметь:
- архивировать и распаковывать текстовые файлы, папки с файлами;
- обнаруживать и лечить компьютерные вирусы с помощью антивирусных программ;
- сканировать графическую информацию;
- осуществлять оптическое распознавание текстов;
- вводить, редактировать, форматировать тексты, создавать гипертекст
Модуль 5. Итоговое повторение 9 ч
Перечень практических работ.
Практическая работа №1 «Изучение учебного исполнителя»
Практическая работа №2 «Ветвления в алгоритмах»
Практическая работа №3 «Циклические алгоритмы»
Практическая работа №4 «Изучение интерпретатора языка QBasic»
Практическая работа №5 «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения»
Практическая работа №6 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления»
Практическая работа №7 «Разработка программы, содержащей оператор цикла»
Практическая работа № 8 «Разработка программы, содержащей подпрограмму»
Практическая работа №9 «Разработка программы по обработке одномерного массива.»
Практическая работа №10 «Строковые переменные»
Практическая работа № 11 «Рисование фигур»
Практическая работа №12 «Творческий проект»
Практическая работа №13 «Арифметические вычисления в двоичной системе счисления с помощью программного калькулятора»
Практическая работа №14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора.»
Практическая работа №15 Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, характеристики компьютера».
Практическая работа №16 «Создание таблицы»
Практическая работа №17 «Форматирование в MS Excel»
Практическая работа № 18 «Функции MS Excel»
Практическая работа № 19 «Построение диаграмм и графиков функций»
Практическая работа №20 «Работа с архиватором WinRar»
Практическая работа №21 «Антивирус Касперского»
Практическая работа №22 «Сканирование графической информации»
Практическая работа №23 «Сканирование и распознавание текстов»
Практическая работа №24«Форматирование текста»
Практическая работа №25 «Вставка объектов, создание и форматирование списков»
Практическая работа №26 «Создание и редактирование таблиц»
Практическая работа №27 «Создание гипертекстового документа»
Практическая работа № 28 «Создание презентации»
Практическая работа №29 «Использование анимации в презентации»
Практическая работа №30 «Творческий проект».
Практическая работа №31 «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора»
Практическая работа № 32 «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов»
Практическая работа № 33 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода»
Практическая работа №34 «Посещение виртуальных музеев»
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника [1], задачника-практикума [2]. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий минимальному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Больное число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
▪ Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
▪ Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
▪ Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
▪ Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
▪ Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
▪ Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
▪ Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
▪ Операционная система.
▪ Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
▪ Антивирусная программа.
▪ Программа-архиватор.
▪ Клавиатурный тренажер.
▪ Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
▪ Звуковой редактор.
▪ Простая система управления базами данных.
▪ Простая геоинформационная система.
▪ Система автоматизированного проектирования.
▪ Виртуальные компьютерные лаборатории.
▪ Программа-переводчик.
▪ Система оптического распознавания текста.
▪ Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
▪ Система программирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 8- 9 класс Семакин И.Г.
Ьазовый курс обучения учащихся 8-9 классов...
Рабочая программа 10-11 класс, Семакин И.Г.
Согласно учебному плану на изучение информатики и ИКТ 10 - 11 классах отводится 68 часов учебного времени (из расчета 1 час в неделю, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа). Настоящ...
Рабочая программа Информатика 11 класс Семакин
Рабочая программа Информатика 11 класс Семакин...
Рабочая программа Информатика 10 класс Семакин
Рабочая программа Информатика 10 класс Семакин...
Рабочая программа Информатика 9 класс Семакин
Рабочая программа Информатика 9 класс Семакин...