Компьютерное моделирование физических явлений. Урок информатики и ИКТ, 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема «Компьютерное моделирование физических явлений»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование:
- На столе - модели: кукла, машинка, портрет, фрукты, глобус, модели молекул и атомов, геометрические фигуры, игрушечный мишка, формула, схема плана эвакуации кабинета.
- Презентация к уроку.
- Физический эксперимент: трубка с окрашенной водой, линейка, секундомер, пластилин,
салфетки. - Формула - заготовка на плакате.
- Пакет Microsoft Office, Macromedia Flash 8.
- Звуковоспроизводящая и проецирующая аппаратура.
Цели урока:
- Создание условий усвоения учащимися особенностей и способов моделирования объектов, явлений, процессов реального мира средствами ИКТ,
- формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще интеллектуальный характер, формирование целостного и образного подхода к анализу окружающего мира, развитие ассоциативного и операционного мышления,
- воспитание потребности в совершенствовании, понимания важности познания мира путём моделирования.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивационное начало урока.
- Постановка проблемы.
- Изложение плана урока.
- Фронтальная беседа для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению материала урока.
- Эксперимент.
- Моделирование эксперимента средствами ИКТ,
- Презентация работ, выводы, осмысление проделанной работы.
- Домашнее задание
- Рефлексия.
- Итоги урока.
Ход урока
I. Организационный момент:
О правилах ТБ при работе за компьютером (на столах инструкции по ТБ)
- Хочу вам напомнить о соблюдении правил ТБ при работе за компьютером.
II. Мотивационное начало урока.
Вступление: Начнём!
Слайд 1:
-Согласитесь, в душе и жизни у каждого из нас всегда звучит своя мелодия. В моей душе живет именно эта музыка – спокойная, романтическая, с лёгкой таинственностью мелодия.
Каждый из вас, слушая определённое музыкальное произведение, замечал, что в сознании невольно рождаются различные образы (слайды 2, 3 с природой).
Но, не только слушая музыку, можно что-то представлять. При выполнении человеком какого- либо действия ему обычно предшествует возникновение в сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом или решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход - он непременно представляет себе это в уме.
Т.е. часто, не замечая того, каждый из нас моделирует свои действия.
Слайд 4:
- Человеческий мозг устроен так, что в окружающих его объектов он хочет отыскать осмысленные фигуры. Сами того не желая, мы ищем и узнаём в контурах деревьев, облаков, гор знакомые очертания людей, животных, предметов. Это не просто игра, а глубоко укоренившееся свойство человеческого сознания. Это главное отличие человека мыслящего от всех живых существ на земле. Человек способен моделировать свои поступки, окружающие его предметы и явления.
Итак
Тема нашего урока: Моделирование физических явлений на компьютере.
III. Постановка проблемы. Целей урока.
-Человек, в силу своих интеллектуальных способностей, способен не только
(как я уже сказала) моделировать своё поведение, но и всё то, что его окружает (объекты реального мира).
-Как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока?
(построение модели физического явления, исследования какого-то явления, возможно эксперимент, т.к. физическое явление).
-Действительно, сегодня мы с вами проведём физический эксперимент и построим несколько различных моделей этого явления с использованием совершенного в наши дни инструмента – компьютера, а также постараемся понять и объяснить то, что сделали.
Слайд 7:
Эпиграф:
Слово «эксперимент» может, в сущности,
применяться для обозначения лишь такого
действия, когда мы в состоянии рассказать другим ,
что нами проделано и что нам стало известно в итоге.
Нильс Бор
Нильс Бор - датский физик, один из создателей современной физики, Лауреат Нобелевской премии.
IV. Изложение плана урока.
Таким образом мы с вами будем работать по следующему плану:
1.Эксперимент.
2. Построение модели.
3.Анализ проделанной работы.
4.Вывод.
V. Фронтальная беседа для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению материала урока.
Проверка домашнего задания:
-На столе некоторое количество предметов: что их объединяет?
(каждый предмет повторяет какой-то объект реального мира)
-Скажите, моделью какого реального объекта, явления или процесса они являются?
- Что же мы называем Моделью?
( Модель- то, что создается человеком в процессе познания окружающего мира и отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса).
- Объектов моделирования, огромное количество: для того, чтобы ориентироваться в многообразии моделей их классифицируют, то есть каким-то образом их упорядочивают, систематизируют.
- Как по способу представления классифицируются модели?
Сформируйте из предметов на столе две группы - поясните почему? аргументируйте свой выбор
( материальные: игрушки, глобус, муляжи геом. фигур..
информационные: формулы, портрет(рисунок), схема плана эвакуации )
Слайд 6:
Материальные - воспроизводят геометрические и физические свойства объекта и всегда имеют реальное воплощение (игрушки, чучела птиц, глобус, макеты, муляжи)
Информационные - нельзя потрогать, так как не имеют материальной основы, а строятся только на информации (мысленные образы, рисунки, тексты, графики, чертежи,
формулы).
-Дополнения есть?
Информационные (знаковые - выражаются средствами формального языка,
Вербальные (образные)- в мысленной или разговорной форме - естественные языки)
- Предлагаю вам составить словесную модель объяснения с родителями в ситуации, когда вы получили «двойку». Попробуйте убедить родителей в том, что ваша «двойка» является едва ли не благом.
(Заслушиваются варианты детей.)
Вывод:
-Вы сейчас создали, какую модель? С помощью чего?
(информационная, вербальная. С помощью слов, т.е. с помощью естественного языка)
- Почему басня и притча являются моделями?
( фокусируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни.)
- Так, что же такое Моделирование?
( метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей).
VI. Эксперимент.
-Наш эксперимент заключается в изучении прямолинейного равномерного движения на примере движения пузырька воздуха по трубке наполненной жидкостью.
Мы имеем на столе всё необходимое для эксперимента. Перечислите оборудование.
Слайд 8:
- Практическая работа: Изучение равномерного прямолинейного движения.
Цель: Определить скорость тела по его перемещению и времени движения.
Оборудование: трубка, наполненная окрашенной водой, в которой оставлен пузырёк воздуха, секундомер, линейка.
Ход эксперимента:
1).Проведение исследования: трубка, наполненная окрашенной водой, в которой оставлен пузырёк воздуха, переворачивается.
2). Наблюдения: движение пузырька воздуха вверх. В конечном итоге пузырёк поднимается на поверхность воды.
3). Показания: время, перемещение.
4). Результаты: Скорость равномерного прямолинейного движения пузырька.
-Вспомним формулу, по которой можно рассчитать скорость равномерного прямолинейного движения: демонстрация плаката с формулой.
-Проведение эксперимента, наблюдения, показания фиксируются на доске в таблице:
S,м | t,с | V,м/с |
|
|
|
- Для создания моделей используется огромный спектр инструментов. Это фотоаппарат, токарный и фрезерный станки, пила, топор, кисть художника, карандаш, линейка и т.д. и, наконец, но самый совершенный в наши дни инструмент- компьютер.
- Как правильно воспользоваться этим инструментом моделирования?
-Вспомним этапы построения моделей на компьютере.
Слайд 9: Этапы построения моделей на компьютере:
- Описательная (вербальная) информационная модель - выделение существенных, с точки зрения целей проводимого исследования, свойств или параметров объекта, а несущественными параметрами пренебрегаем.
- Формализованная модель - записывается модель с помощью формального языка ( формулы, уравнения)
- Компьютерная модель - преобразование формализованной модели в компьютерную (выразить её на понятном для компьютера языке)
приложения - VB, электронные таблицы, графический редактор, презентация, текстовый редактор.
- Компьютерный эксперимент.
- Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.
VII. Моделирование эксперимента средствами ИКТ.
-Сегодня, когда компьютер стал основным инструментом исследователя, различные виды моделей можно строить на нём с помощью различных программ.
- При построении компьютерной модели необходимо правильно выбрать программную среду.
После того как модель создана, необходимо выяснить её работоспособность или внедрить в производство.
Построение компьютерной модели
1 группа- в программе Macromedia Flash8 создать модель эксперимента: движение пузырька воздуха в трубке.
2 группа – в электронной таблице построить модель, позволяющую рассчитать скорость равномерного прямолинейного движения, используя результаты эксперимента, построить график движения)
3 группа - в программе создания презентаций Power Point создать анимационную модель эксперимента: движения пузырька воздуха в трубке.
-Обращаю ваше внимание на том, что затем нужно сравнить полученные результаты и объяснить грамотно, средствами, какого приложения строили какую модель.
VIII. Презентация работ, выводы, осмысление проделанной работы.
Указать: - что делали?
- какими средствами? - какой тип модели был построен?
- сравнить свои результаты с результатами других.
IX. Рефлексия.
1. Слайд 11:
-Мы затронули только одну сторону только одной науки, которая помогает познать мир и объяснить многие явления, этот эксперимент можно было рассмотреть, учитывая другие свойства этого явления.
Учитель зачитывает под спокойную музыку такие строки:
Каков наш мир?
Открытый всем взорам, изученный,
понятный каждому, кто хочет его понять,
или непостижимый,
не поддающийся не только нашим чувствам,
но и нашему разуму?
Х. Домашнее задание
-Создать модель, как думаете вы, каков наш мир?
XI. Итоги урока.
-С чем вы сегодня уйдете с урока?
-Что вам больше понравилось на сегодняшнем уроке?
Поблагодарить учащихся за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Компьютерное моделирование физических явлений"
Конспект урока...
Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"
Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...
Урок информатики в 9 классе по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели".
Создание условий для формирования понятия моделирование.Ознакомление с разными моделями. Уметь различать разные виды моделей.формировать понятие моделирование;формировать умение выполнять построение и...
Урок информатики в 10 классе по теме "Компьютерное моделирование"
Тема урока: Компьютерное моделирование.Цель: познакомить учащихся с понятием и характеристикой компьютерного моделирования; основными видами компьютерных моделей; способствовать формированию у обучающ...
План-конспект урока информатики в 9 классе по теме «Компьютерное моделирование»
Сегодня компьютерное моделирование активно применяется в самых разных сферах человеческой деятельности: в решении проблем экологии планеты, конструировании механизмов, для прогнозиро...
Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Компьютерное информационное моделирование"
Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Компьютерное информационное моделирование"...
"Определение длины световой волны. Компьютерное моделирование физических явлений"
Интегрированный урок (физика+информатика) после изучения дифракционной решетки с элементами ТРКМ.Повторение материала при помощи концептуальной таблицы, мотивация - чтение стихотворегния А.С.Пушкина ...