План-конспект урока информатики в 9 классе по теме «Компьютерное моделирование»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Сегодня компьютерное моделирование активно применяется в самых разных сферах человеческой деятельности: в решении проблем экологии планеты, конструировании механизмов, для прогнозирования погоды, эмуляция работы электронных устройств, спекуляций на финансовых рынках, строительстве зданий, в текстильной промышленности и многих других отраслях. В своей педагогической деятельности некоторые учителя сталкиваются с различными проблемами при изучения основ компьютерного моделирования в школах. Одной из них является подбор и использование учебного программного обеспечения для компьютерного моделирования. Данный план-коснпект урока является примером использования на уроках информатики и ИКТ двухмерного физического симулятора "Algodoo" как перспективной учебной программы помогающей учащимся познакомиться с основными этапами и методами создания компьютерных моделей при изучении раздела "Моделирование и формализация" школьного курса информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_algodoo_nsportal.docx | 311.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики
Государственное общеобразовательное учреждение
«Республиканский украинский теоретический лицей-комплекс»
План-конспект урока информатики и ИКТ
в 9-А классе
Тема: «Компьютерное моделирование»
Подготовил:
Учитель информатики Беспалов Д.В.
Тирасполь 2018
Цели урока:
Учебные:
-Изучить основные навыки работы в физическом симуляторе «Algodoo».
-Научиться построению динамических компьютерных моделей.
Развивающие:
развивать внимание и аналитическое мышление;
Воспитательные:
- формирование стремления к исследовательской деятельности;
- развивать стремление добиваться высоких результатов в работе;
- формирование самостоятельности в работе за компьютером;
- повысить интерес к изучаемому предмету.
Аппаратное и программное обеспечение урока:
- компьютеры с ОС Windows, физический симулятор «Algodoo», файлы с растровыми изображениями, проектор, интерактивная доска; карточки с заданиями.
Тип урока: практическая работа.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин). Проверка домашнего задания, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний (3 мин). Учащимся задаются вопросы:
- Что такое модель?
- Что такое компьютерная модель?
- Какие бывают виды моделей?
- В каких программах мы создавали модели?
- К каким типам их можно отнести?
3. Теоретическая часть, (6 мин).
Учитель рассказывает, что сегодня учащиеся познакомятся с новой для них программой физического моделирования, записывает ее название и основную функцию (кратко):
Программа Algodoo - двухмерный симулятор физических процессов.
Ее основная функция – создание динамических компьютерных моделей с помощью рисования геометрических фигур, встроенных инструментов и внешних изображений.
Используя проектор, на экране показывается интерфейс, возможности, основные инструменты и качественные готовые модели (желательно эффектные и интерактивные). Учитель рассказывает классу, что сегодня они попробуют сами создать нечто подобное, пробудив, таким образом, познавательный интерес у учащихся.
4. Практическая часть, (25 мин).
Затем дается задание (на карточке или под запись):
«Изучить основные инструменты программы «Algodoo» и создать модель автомобиля по данному эскизу. Ответьте на вопросы: Какая это модель по фактору времени (статическая или динамическая)? По области использования? По отрасли знаний? По форме представления?».
Эскиз модели необходим, иначе ученики будут строить совершенно различные устройства, а контролировать и оценивать их будет гораздо сложнее. К тому же необходимо учесть, что дети пока не умеют пользоваться инструментами программы и единообразие действий.
Рис. 1. Эскиз модели
Получив задание, учащиеся рассаживаются по рабочим местам за компьютерами и приступают к выполнению. Изучая интерфейс программы и ее инструменты школьники последовательно выполняют следующие действия:
- нарисовать прямоугольник;
- нарисовать круг;
- запустить симуляцию и посмотреть на результат;
- применить инструмент перетаскивания к созданным объектам;
- добавить еще прямоугольников и кругов;
- запустив симуляцию посмотреть на их взаимодействие;
- применить инструменты полигон, кисть, произвольная форма, нож, ластик, разрезая и удаляя объекты;
- превратить любой объект в воду;
- прикрепить осью любой объект к фону, проверить его вращение;
- соединить осью два любых объекта, настроить функцию «мотор», попробовать изменить ее параметры;
Учитель наблюдает за выполнением, подсказывает и поправляет. После освоения этих инструментов, учащиеся готовы к созданию своей первой модели. Двигаясь, шаг за шагом, ученики приближаются к конечной цели – построения модели автомобиля согласно данному эскизу.
Рис. 2. Этапы создания модели
Настроив клавиши газа и тормоза дети «обкатывают» модель строя ей различные препятствия на свой выбор, получая таким образом, пространство для творчества. Меняют параметры модели (масса, трение, цвет и т.д.), наблюдают результат этих изменений, делают выводы. Так, для изучения зависимости скорости модели от коэффициента трения используется визуализация значения скорости объекта (включается в меню настройки внешнего вида – галочка напротив опции «Показывать скорость»). После того как все или подавляющее большинство учащихся закончат тестирование изучается важная особенность «Algodoo» - поддержка растровых изображений. Учитель дает дополнительное задание – превратить изображение в компьютерную динамическую модель и указывает школьникам, где его найти (в рабочей папке на компьютере находится реалистичное изображение автомобиля и колес, допускается обычная цифровая фотографии), и операцией перетаскивания вставить его в «Algodoo». Учащиеся вставляют изображение в программу, прикрепляют колеса на осях, собирают подвеску. Этапы выполнения задания с растровым изображением автомобиля показаны на рисунке 3.
Рис. 3. Создание модели из растрового изображения.
В ходе выполнения задания оказывается постоянная помощь учителя, даются точные параметры пружин, подсказывается место и их расположения. В конце урока учащиеся сохраняют результаты работы в файл формата «Algodoo» и возвращаются за парты.
4. Рефлексия (4 мин).
Сев за парты, учащиеся устно отвечают на вопросы, которые даны в задании:
- Какая это модель по фактору времени (статическая или динамическая)? Динамическая, так как параметры модели меняются с течением времени (скорость, пройденное расстояние, положение конструктивных элементов).
- По области использования? (Учебная, мы используем ее при обучении основам моделирования в школе и не будем собирать на ее основе действующее устройство).
- По отрасли знаний? (Физическая, так как моделируются физические процессы – столкновения, трение, перемещение).
- По форме представления? (Абстрактная, так как не имеет материального воплощения, информационная, так как использована наиболее существенная часть конкретной информации об объекте – связи и положение элементов, их числовые параметры).
Учащиеся поднимают руки и отвечают. Подводятся итоги урока, выставляются оценки за уроки, даётся домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 9 классе по теме "Компьютерное моделирование"
В данной разработке предоставляется подробный конспект урока в 9 классе по теме "Компьютерное моделирование в электронных таблицах"...
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Носители информации».Цель урока:Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.Развить логич...
План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс
Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...
Урок информатики в 10 классе по теме "Компьютерное моделирование"
Тема урока: Компьютерное моделирование.Цель: познакомить учащихся с понятием и характеристикой компьютерного моделирования; основными видами компьютерных моделей; способствовать формированию у обучающ...
План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"
Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....