Рабочая программа по информатике 9 класс по Босовой, ФГОС.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Какичевской ООШ
Приказ от 23.08.2018г.№68
Подпись руководителя _________ А.В.Димитров
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
Уровень общего образования (класс) основное общее образование (9 класс)
Количество часов: 34
Учитель: Злобина О.А.
Рабочая программа разработана на основании:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной программы по информатике и ИКТ основного общего образования,
- Программы для основной школы:5-6 классы. 7-9 классы. ФГОС,автор: Босова Л.Л., Босова А.Ю.-Москва. «Бином», Лаборатория знаний, 2013г( Программы и планирование)
Раздел 1. Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
- создавать однотабличные базы данных;
- осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
- осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Алгоритмизация и программирование (8 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
- разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
- нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
- подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
- нахождение суммы всех элементов массива;
- нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
- сортировка элементов массива и пр.
Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
- выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
- анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
- осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
- определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
- создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
- проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Раздел 3 .Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы и тема | Количество часов |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Входной контроль. | 1 |
2 | Моделирование и формализация | 13 |
3 | Основы алгоритмизации и программирования | 18 |
4 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 11 |
5 | Коммуникационные технологии | 11 |
6 | Итоговое повторение | 5 |
Всего | 70 | |
Приложение к рабочей программе №1
Календарно-тематическое планирование
(по программе 2 часа в неделю, 35 недель)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | |
2 | Моделирование как метод познания. | 1 | |
3 | Словесные модели | 1 | |
4 | Математические модели. | 1 | |
5 | Графические модели. Графы. | 1 | |
6 | Использование графов при решении задач. | 1 | |
7 | Табличные модели | 1 | |
8 | Использование таблиц при решении задач | 1 | |
9 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 1 | |
10 | Система управления базами данных | 1 | |
11 | Создание базы данных. | 1 | |
12 | Запросы на выборку данных. | 1 | |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | 1 | |
14 | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | 1 | |
15 | Этапы решения задачи на компьютере | 1 | |
16 | Задача о пути торможения автомобиля | 1 | |
17 | Решение задач на компьютере | 1 | |
18 | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | 1 | |
19 | Различные способы заполнения и вывода массива. | 1 | |
20 | Вычисление суммы элементов массива | 1 | |
21 | Последовательный поиск в массиве | 1 | |
22 | Сортировка массива | 1 | |
23 | Решение задач с использованием массивов | 1 | |
24 | Проверочная работа «Одномерные массивы» | 1 | |
25 | Последовательное построение алгоритма | 1 | |
26 | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | 1 | |
27 | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | 1 | |
28 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | 1 | |
29 | Функции | 1 | |
30 | Алгоритмы управления | 1 | |
31 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | 1 | |
32 | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | 1 | |
33 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | 1 | |
34 | Основные режимы работы ЭТ | 1 | |
35 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | |
36 | Встроенные функции. | 1 | |
37 | Логические функции. | 1 | |
38 | Организация вычислений в ЭТ. | 1 | |
39 | Сортировка и поиск данных. | 1 | |
40 | Диаграмма как средство визуализации данных | 1 | |
41 | Построение диаграмм. | 1 | |
42 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | |
43 | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | |
44 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | |
45 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | |
46 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | |
47 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | |
48 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | |
49 | Технологии создания сайта. | 1 | |
50 | Содержание и структура сайта. | 1 | |
51 | Оформление сайта. | 1 | |
52 | Размещение сайта в Интернете. | 1 | |
53 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | 1 | |
54 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | |
55 | Информация и информационные процессы | 1 | |
56 | Файловая система персонального компьютера | 1 | |
57 | Системы счисления и логика | 1 | |
58 | Таблицы и графы | 1 | |
59 | Передача информации и информационный поиск. | 1 | |
60 | Вычисления с помощью электронных таблиц. | 1 | |
61 | Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. | 1 | |
62 | Алгоритмы и исполнители | 1 | |
63 | Алгоритмы и исполнители | 1 | |
64 | Программирование | 1 | |
65 | Программирование | 1 | |
66 | Итоговое занятие. | 1 | |
67 | Резерв учебного времени. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями
программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно расписано поурочное планирование материала...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс
рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...
Рабочая программа по информатике 5 -7 кл. ФГОС УМК Босова Л.Л.
Изучение информатики в школе способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой ...
Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...
Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...