Рабочая программа по Информатике и ИКТ 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Белавкина Любовь Владимировна

 В соответствии с базовым учебным планом, курс предмета информатика и ИКТ в 9 классе рассчитан на изучение общим объёмом 68 учебных часов в год (основное количество часов – 64 часа, резервное время – 4 часа) по 2 часа в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_semakin.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по Информатике и ИКТ

9 класс

Составил(а) учитель

Белавкина Любовь Владимировна

первой квалификационной  категории

Санкт-Петербург, 2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:

- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 В соответствии с базовым учебным планом, курс предмета информатика и ИКТ в 9 классе рассчитан на изучение общим объёмом 68 учебных часов в год (основное количество часов – 64 часа, резервное время – 4 часа) по 2 часа в неделю.

Содержание образовательной программы

  1. Управление и алгоритмы  15 ч

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;  составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят  основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять  линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  1. Введение в программирование  41 ч.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования;
  • что такое трансляция;
  • назначение систем программирования;
  • правила оформления программы на Паскале;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования..

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
  1. Информационные технологии и общество 6ч.

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема безопасности информации;
  •  какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

. Учащийся должен уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
  1. Итоговое тестирование по курсу 9 класса -  2ч.
  2. Резерв – 4 ч.

Источники информации и средства обучения.

Учебно-методический комплект для обучающихся.

  1. Учебник  «Информатика» для 9 класса.Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013.
  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

Литература для учителя.

  1. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под.ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
  2. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Локальная вычислительная сеть.

Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Программа-архиватор WinRar.
  3. Интегрированное офисное приложение МsOffice 2007.
  4. Программа-переводчик.
  5. Система оптического распознавания текста АВВYYFineReader 8.0 Sprint.
  6. Мультимедиа проигрыватель.

Календарно-тематическое планирование

 

дата

Тема урока

Домашнее задание

1

Кибернетическая модель управления.

§ 1, 2

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

§ 3

3

Графический учебный исполнитель

§ 4

4

Построение линейных алгоритмов.

§ 4

5

Вспомогательные алгоритмы.

§ 5

6

Метод последовательной детализации и сборочный метод.        

7

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.

8

Язык блок-схем. Циклы.

§ 6

9

Циклические алгоритмы

10

Ветвления.

§ 7

11

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

12

Использование ветвлений

13

Разработка  алгоритмов с ветвлением.

14

Зачётное занятие по алгоритмизации ( практическая работа)

15

Тест  по теме Управление и алгоритмы

16

 Понятие о программировании

§ 8

17

Алгоритмы работы с величинами.

§ 9

18

Линейные вычислительные алгоритмы

§ 10

19

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов.

20

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль.

§ 11

21

Операторы ввода, вывода, присваивания

22

Работа с готовыми программами на языке Паскаль.

23

Программирование на Паскале линейных алгоритмов.

24

Решение задач.

25

Самостоятельная работа на тему Программирование на Паскале линейных алгоритмов.

26

Оператор ветвления.  Блок-схемы.

§ 12

27

Логические операции на Паскале

§ 12

28

Программирование ветвлений на Паскале

§ 13

29

Программирование ветвлений на Паскале

30

Решение задач

31

Самостоятельная работа на тему Программирование ветвлений на Паскале

32

Программирование диалога с компьютером

§ 14

33

Программирование диалога с компьютером

34

Самостоятельная работа на тему «Программирование диалога с компьютером

35

Циклы на языке Паскаль

§ 15

36

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

37

Решение задач c использованием цикла с предусловием

38

Решение задач c использованием цикла с предусловием

39

Самостоятельная работа

40

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида.

§ 16

41

Использование алгоритма Евклида при решении задач

42

Таблицы и массивы

§ 17

43

Цикл с параметром в Алгоритмическом языке

§ 17

44

Массивы в Паскале

§ 18

45

Программы обработки  одномерных массивов

46

Программы обработки  одномерных массивов

47

Программы обработки  одномерных массивов

48

Датчик случайных чисел в Паскале.

§ 19

49

Программа поиска числа в случайно сформированном массиве.  

50

Программа поиска числа в случайно сформированном массиве.  

51

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

§ 20

52

Составление программы поиска минимального и максимального элементов

53

Сортировка массива

§ 21

54

Составление программы сортировки массива

55

Тест по теме «Программное управление работой компьютера»

56

Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера

57

Предыстория информатики.

§ 22

58

История ЭВМ

§ 23

59

История программного обеспечения и ИКТ

§ 24

60

Информационные ресурсы, информационное общество

§ 25

61

Проблемы формирования информационного общества

§ 26

62

Информационная безопасность

§ 27

63

Итоговое тестирование по курсу 9 класса (Итоговая контрольная работа)

64

Анализ итогового тестирования по курсу 9 класса (анализ итоговой контрольной работы)

65-68

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...