Рабочая программа по Информатике и ИКТ 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему
Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме 34 учебных часов в год (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_semakin.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ
11 класс
Составил(а) учитель
Белавкина Любовь Владимировна
первой квалификационной категории
Санкт-Петербург, 2018
Пояснительная записка
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
- учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса(авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);
- учебник «Информатика» базового уровня для 11 класса авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);
- задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией Семакина И. Г., Хеннера Е. К.;
- ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
- методическое пособие для учителя;
- электронное приложение.
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Основными целями курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса являются:
- развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
- изучение фундаментальных основ современной информатики;
- формирование навыков алгоритмического мышления;
- формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
- приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
Курс информатики в 10–11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:
1. Теоретические основы информатики.
2. Средства информатизации (технические и программные).
3. Информационные технологии.
4. Социальная информатика.
Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы.
Для освоения программы базового уровня предполагается изучение предмета «Информатика» в объёме 34 учебных часов в год (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах)
Формы организации обучения: урок с проведением индивидуальной, парной, групповой деятельности.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения:
индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные опросы, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
- Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
- Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
- Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
- Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
- Владение знанием основных конструкций программирования
- Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
- Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
- Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
- Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
- Владение компьютерными средствами представления и анализа данных
- Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете
Содержание учебного курса
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы курса Программа курса «Информатика» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ files/pk10-11bfgos.doc).
Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Тема 1. Системный анализ
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое системный подход в науке и практике;
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
- использование графов для описания структур систем.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 3. Организация и услуги Интернет
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
- что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.
Тема 7. Модели статистического прогнозирования
Учащиеся должны знать:
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель;
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 8. Модели корреляционной зависимости
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 9 . Модели оптимального планирования
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 10. Информационное общество
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе | Формы контроля (контрольная работа, тест, устный контроль, зачет и др) | ||
Практические занятия | Экскурсии | Др. формы проведения | ||||
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ | 10 ч. | |||||
1 | Системный анализ (§ 1–4) | 3 | 2 (№1.1) | тест | ||
2 | Базы данных (§ 5–9) | 7 | 4 (№1.3, 1.4, 1,6, 1.7, 1.8 ) | |||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.2 Проектные задания по системологии | тест | ||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | КР | ||||
ИНТЕРНЕТ | 10 ч. | |||||
3 | Организация и услуги Интернет (§ 10–12) | 5 | 3 (Работы 2.1–2.4) | |||
4 | Основы сайтостроения (§ 13–15) | 5 | 3 (Работы 2.5–2.7) | |||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов | тест | ||||
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ | 12 ч. | |||||
5 | Компьютерное информационное моделирование ( § 16) | 1 | ||||
6 | Моделирование зависимостей между величинами (§ 17) | 2 | 1 (Работа 3.1) | |||
7 | Модели статистического прогнозирования (§ 18) | 3 | 2 (Работа 3.2) | тест | ||
8 | Моделирование корреляционных зависимостей (§ 19) | 3 | 2 (Работа 3.4.) | |||
9 | Модели оптимального планирования (§ 20) | 2 | 2 (Работа 3.6.) | КР | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей | тест | ||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» | |||||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» | |||||
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА | 3 ч. | |||||
10 | Информационное общество | 1 | тест | |||
11 | Информационное право и безопасность | 1 | ||||
2 | ||||||
Всего: | 34 часа |
Календарно-тематическое (поурочное) планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Изучаемые вопросы | Виды деятельности | Формы контроля |
Тема 1. Информационные системы и Базы данных | |||||
1 | ТБ.Система и системный подход. | основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; - основные свойства систем; - что такое системный подход в науке и практике; | Знать/понимать. Понятия: система, структура, системный эффект, системный подход | Фронтальный, беседа с учащимися. Тест «Техника безопасности» | |
2 | Модели систем | - модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель; | Знать/понимать приводить примеры систем, анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные | Фронтальный, беседа с учащимися. ПР 1.1 | |
3 | Информационная система | использование графов для описания структур систем. | Уметь строить структурные схемы и графы | тест | |
4 | Базы данных. Основные понятия | основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; - определение и назначение СУБД; - основы организации многотабличной БД; | Знать понятия базы данных и СУБД, виды моделей данных, структуру реляционной модели.ПР 1.3 | Фронтальный, беседа с учащимися. Отчет по ПР | |
5 | Проектирование многотабличной БД | что такое схема БД; - что такое целостность данных; - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; | Уметь создавать многотабличную БД ПР 1.4 | Отчет по ПР | |
6 | Создание БД | этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД | Знать этапы создания базы данных средствами СУБД. ПР 1.5 | Отчет по ПР | |
7 | Запросы как приложения информационной системы | структура команды запроса на выборку данных из БД; - организацию запроса на выборку в многотабличной БД; - основные логические операции, используемые в запросах; | Знать структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД. ПР 1.6 | Отчет по ПР | |
8 | Логические условия выбора данных | - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. | Уметь создавать запросы на выборку, содержащие логические условия выбора данных. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
9 | Разработка БД | ПР 1.5 | Самостоятельная разработка БД | Отчет по ПР | |
10 | Расширение БД. Работа с формой. | П.Р. 1.7 Создание и заполнение формы | Уметь заполнять таблицу данными с помощью формы, уметь дополнять бд | КР | |
Тема 2. Интернет | |||||
11 | Организация глобальных сетей | История развития, аппаратные средства, Программное обеспечение | Состав Интернета История развития, аппаратные средства, Программное обеспечение | Фронтальный. Беседа с учащимися | |
12 | Интернет как глобальная информационная система | назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Знать назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Фронтальный. Беседа с учащимися | |
13 | WWW – Всемирная паутина | основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Знать основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. | Фронтальный. Беседа с учащимися | |
14 | Работа с электронной почтой и телеконференциями | работа с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов. | Уметь работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов. | Отчет по ПР | |
15 | Работа с браузером и поисковыми системами | Просмотр и сохранение страниц, поисковые запросы | Уметь просматривать Web-страницы и делать поисковые запросы ПР 2.2-2.4 | Отчет по ПР | |
16 | Инструменты для разработки web-сайтов | средства для создания web-страниц; - в чем состоит проектирование web-сайта; - что значит опубликовать web-сайт. | Знать какие существуют средства для создания Web-страниц; в чем состоит проектирование Web-сайта; что значит опубликовать Web-сайт. | Отчет по ПР | |
17 | Создание сайта | Создание несложного web-сайта с помощью редактора сайтов. | Уметь создавать Web-сайт с помощью редактора сайтов. ПР 2.5 | Отчет по ПР | |
18 | Создание таблиц и списков на web-странице | Создание таблиц и списков на web-странице | Уметь создавать списки и таблицы на сайте. ПР 2.7 | Отчет по ПР | |
19 | Разработка и создание сайта | Разработка и создание сайта | Уметь самостоятельно проектировать и создавать сайт | Отчет по ПР | |
20 | Создание сайта. Представление работ. | Создание сайта. Представление работ. | Уметь самостоятельно проектировать и создавать сайт | тест | |
Тема 3. Информационное моделирование | |||||
21 | Компьютерное информационное моделирование | понятие модели; - понятие информационной модели; - этапы построения компьютерной информационной модели. | Уметь строить информационные модели; Знать этапы построения компьютерной информационной модели. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
22 | Величины и зависимости между ними | понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; | Уметь представлять зависимость между величинами. с помощью электронных таблиц получение табличной и графической формы зависимостей между величинами. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
23 | Математические, табличные и графические модели | - что такое математическая модель; - формы представления зависимостей между величинами. | Уметь строить математическую модель; представлять зависимост между величинами. с помощью электронных таблиц получение табличной и графической формы зависимостей между величинами. | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
24 | Статистика и статистические данные | для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель; | Понимать для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель; | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
25 | Метод наименьших квадратов | Сущность метода наименьших квадратов | Понимать как метод наименьших квадратов используется для вычисления параметров регрессионной модели | Фронтальный, беседа с учащимися. | |
26 | Прогнозирование по регрессионной модели | этапы прогнозирования по регрессионной модели. | Понимать как происходит прогнозирование по регрессионной модели. | Отчет по ПР | |
27 | Моделирование корреляционных зависимостей | что такое корреляционная зависимость; - что такое коэффициент корреляции; - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. | вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). | Отчет по ПР | |
28 | Расчет корреляционных зависимостей | Представление о корреляционной зависимости величин | Освоение способа вычисления коэффициента корреляциии | Тест Отчет по ПР | |
29 | Проектное задание по теме «Корреляционные зависимости» | Представление о корреляционной зависимости величин | Провести анализ зависимости величин на наличие линейной корреляции | Отчет по ПР | |
30 | Модели оптимального планирования | что такое оптимальное планирование; - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены; - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; | решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel). | КР | |
31 | Решение задачи оптимального планирования | какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. | Получить представление о построении оптимального плана методом линейного программирования | Отчет по ПР | |
32 | Проектное задание по теме «Оптимальное планирование» | Составление оптимального плана | Составлять оптимальный план | тест | |
Тема 4. Социальная информатика | |||||
33 | Информационное общество | что такое информационные ресурсы общества; - из чего складывается рынок информационных ресурсов; - что относится к информационным услугам; - в чем состоят основные черты информационного общества; - причины информационного кризиса и пути его преодоления; - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. | что такое информационные ресурсы общества; - из чего складывается рынок информационных ресурсов; - что относится к информационным услугам; - в чем состоят основные черты информационного общества; - причины информационного кризиса и пути его преодоления; - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. | Фронтальный, беседа с учащимися. тест | |
34 | Информационное право и безопасность | основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. | соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности. | Фронтальный, беседа с учащимися. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...