Рабочая программа по Информатике и ИКТ 10 класс Углубленный уровень
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
в объеме 136 часов (полный углублённый курс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_polyakov_profil.docx | 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ
10 класс
Углубленный уровень
Составил(а) учитель
Белавкина Любовь Владимировна
первой квалификационной категории
Санкт-Петербург, 2018
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы по предмету «Информатика», опирающейся на учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
- «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
- «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
- авторская программа по информатике;
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
- электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
- материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебник «Информатика. 10 класс» разработан в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 классе в состав учебного плана в объеме 136 часов (полный углублённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10 классе средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
- Основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10 класса может быть выделено два крупных раздела:
- Основы информатики
- Техника безопасности. Организация рабочего места
- Информация и информационные процессы
- Кодирование информации
- Логические основы компьютеров
- Компьютерная арифметика
- Устройство компьютера
- Программное обеспечение
- Компьютерные сети
- Информационная безопасность
- Алгоритмы и программирование
- Алгоритмизация и программирование
- Решение вычислительных задач
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Основы информатики | ||
Техника безопасности. Организация рабочего места | 1 | |
Информация и информационные процессы | 5 | |
Кодирование информации | 14 | |
Логические основы компьютеров | 10 | |
Компьютерная арифметика | 6 | |
Устройство компьютера | 9 | |
Программное обеспечение | 13 | |
Компьютерные сети | 9 | |
Информационная безопасность | 6 | |
Итого: | 73 | |
Алгоритмы и программирование | ||
Алгоритмизация и программирование | 43 | |
Решение вычислительных задач | 12 | |
Элементы теории алгоритмов | ||
Объектно-ориентированное программирование | ||
Итого: | 55 | |
Резерв | 8 | |
Итого по всем разделам: | 136 |
Поурочное планирование
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Количество часов | Дата выполнения |
Техника безопасности. Организация рабочего места. |
|
| 1 | |||
Информатика и информация. Информационные процессы. | § 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? |
| 1 | |||
Измерение информации. | § 3. Измерение информации. |
| 1 | |||
Структура информации (простые структуры). | § 4. Структура информации. |
| 1 | |||
Иерархия. Деревья. | § 4. Структура информации. |
|
| 1 | ||
Графы. | § 4. Структура информации. |
|
| 1 | ||
Язык и алфавит. Кодирование. | § 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование. |
| 1 | |||
Декодирование. | § 6. Кодирование. |
|
| 1 | ||
Дискретность. | § 7. Дискретность. |
| 1 | |||
Алфавитный подход к оценке количества информации. | § 8. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
| 1 | |||
Системы счисления. Позиционные системы счисления. | § 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления. |
| 1 | |||
Двоичная система счисления. | § 11. Двоичная система счисления. |
| 1 | |||
Восьмеричная система счисления. | § 12. Восьмеричная система счисления. |
| 1 | |||
Шестнадцатеричная система счисления. | § 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
| 1 | |||
Другие системы счисления. | § 14. Другие системы счисления. |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Системы счисления». | 1 | |||||
Кодирование символов. | § 15. Кодирование символов |
| 1 | |||
Кодирование графической информации. | § 16. Кодирование графических изображений |
| 1 | |||
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | § 17. Кодирование звуковой и видеоинформации |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 1 | |||||
Логика и компьютер. Логические операции. | § 18. Логика и компьютер § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Логические операции. | § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. | § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Диаграммы Эйлера-Венна. | § 20. Диаграммы |
|
| 1 | ||
Упрощение логических выражений. | § 21. Упрощение логических выражений |
| 1 | |||
Синтез логических выражений. | § 22. Синтез логических выражений |
| 1 | |||
Предикаты и кванторы. | § 23. Предикаты и кванторы |
| 1 | |||
Логические элементы компьютера. | § 24. Логические элементы компьютера |
| 1 | |||
Логические задачи. | § 25. Логические задачи |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». | 1 | |||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 26. Особенности представления чисел в компьютере § 27. Хранение в памяти целых чисел | 1 | ||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 27. Хранение в памяти целых чисел |
|
| 1 | ||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
| 1 | |||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
|
| 1 | ||
Хранение в памяти вещественных чисел. | § 29. Хранение в памяти вещественных чисел | 1 | ||||
Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. | § 30. Операции с вещественными числами |
| 1 | |||
История развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники | 1 | ||||
История и перспективы развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники |
Представление докладов. | 1 | |||
Принципы устройства компьютеров. | § 32. Принципы устройства компьютеров |
| 1 | |||
Магистрально-модульная организация компьютера. | § 33. Магистрально-модульная организация компьютера. |
| 1 | |||
Процессор. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Моделирование работы процессора. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Память. | § 35. Память |
| 1 | |||
Устройства ввода. | § 36. Устройства ввода |
| 1 | |||
Устройства вывода. | § 37. Устройства вывода |
|
| 1 | ||
Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. | § 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: набор и оформление математических текстов. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с аудиоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с видеоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Системное программное обеспечение. | § 40. Системное программное обеспечение | 1 | ||||
Практикум: сканирование и распознавание текста. | § 40. Системное программное обеспечение |
|
| 1 | ||
Системы программирования. | § 41. Системы программирования |
| 1 | |||
Инсталляция программ. | § 42. Инсталляция программ |
| 1 | |||
Правовая охрана программ и данных. | § 43. Правовая охрана программ и данных |
| 1 | |||
Компьютерные сети. Основные понятия | § 44. Основные понятия § 45. Структура (топология) сети |
| 1 | |||
Локальные сети. | § 46. Локальные сети |
| 1 | |||
Сеть Интернет. | § 47. Сеть Интернет | 1 | ||||
Адреса в Интернете. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Практикум: тестирование сети. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | § 49. Всемирная паутина |
| 1 | |||
Электронная почта. Другие службы Интернета. | § 50. Электронная почта § 51. Другие службы Интернета | Представление докладов. | 1 | |||
Электронная коммерция. | § 52. Электронная коммерция | Представление докладов. | 1 | |||
Интернет и право. Нетикет. | § 53. Право и этика в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Простейшие программы. | § 54. Алгоритм и его свойства § 55. Простейшие программы |
| 1 | |||
Вычисления. Стандартные функции. | § 56. Вычисления |
|
| 1 | ||
Условный оператор. | § 57. Ветвления |
|
| 1 | ||
Сложные условия. | § 57. Ветвления |
|
| 1 | ||
Множественный выбор. | § 57. Ветвления |
| 1 | |||
Практикум: использование ветвлений. | § 57. Ветвления |
| 1 | |||
Контрольная работа «Ветвления». | 1 | |||||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 1 | |||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Цикл с переменной. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Вложенные циклы. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 1 | |||
Контрольная работа «Циклы». | 1 | |||||
Процедуры. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Изменяемые параметры в процедурах. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Логические функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Рекурсия. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Стек. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Контрольная работа «Процедуры и функции». | 1 | |||||
Массивы. Перебор элементов массива. | § 62. Массивы |
|
| 1 | ||
Линейный поиск в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Поиск максимального элемента в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
|
| 1 | ||
Отбор элементов массива по условию. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Метод пузырька. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Метод выбора. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Двоичный поиск в массиве. | § 65. Двоичный поиск |
| 1 | |||
Контрольная работа «Массивы». | 1 | |||||
Символьные строки. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Функции для работы с символьными строками. | § 66. Символьные строки |
|
| 1 | ||
Преобразования «строка-число». | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Строки в процедурах и функциях. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Рекурсивный перебор. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Сравнение и сортировка строк. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Практикум: обработка символьных строк. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Контрольная работа «Символьные строки». | 1 | |||||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Файловый ввод и вывод. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка массивов, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка смешанных данных, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Контрольная работа «Файлы». | 1 | |||||
Точность вычислений. | § 69. Точность вычислений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод перебора. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений в табличных процессорах. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление длины кривой. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление площадей фигур. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Оптимизация. Метод дихотомии. | § 72. Оптимизация |
| 1 | |||
Оптимизация с помощью табличных процессоров. | § 72. Оптимизация |
| 1 | |||
Статистические расчеты. | § 73. Статистические расчеты |
| 1 | |||
Условные вычисления. | § 73. Статистические расчеты |
| 1 | |||
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 1 | |||
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 1 | |||
Вредоносные программы. | § 75. Основные понятия § 76. Вредоносные программы | 1 | ||||
Защита от вредоносных программ. | § 77. Защита от вредоносных программ |
|
| 1 | ||
Что такое шифрование? Хэширование и пароли. | § 78. Шифрование § 79. Хэширование и пароли |
| 1 | |||
Современные алгоритмы шифрования. | § 80. Современные алгоритмы шифрования |
| 1 | |||
Стеганография. | § 81. Стеганография |
|
| 1 | ||
Безопасность в Интернете. | § 82. Безопасность в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Резерв: | 8 | |||||
Итого: | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 8 класса (углубленный уровень)
Рабочая программа по математике для классов с углубленным изучением (8, 10 класс) на основе УМК Мордковича А.Г. (алгебра) и Атанасяна Л.С. (геометрия). Рабочая прог...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (углубленный уровень) Авт В.А. Касьянов. (6 часов в неделю)
Данная рабочая программа разработана на основании «Программы среднего (полного) общего образования. Физика. 10-11 классы. Углубленный уровень». Автор программы В.А. Касьянов и реализуется ...
Рабочие программы по химии за 10 класс, углубленный уровень
Рабочие программы по химии...
Рабочие программы по химии за 11 класс, углубленный уровень
Рабочие программы по химии за 11 класс, углубленный уровень...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (углубленный уровень)
Рабочая программа по физике для 10-11-х классов (углубленный уровень) разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России о...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс .Углубленный уровень
Рабочая программа по биологии к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой для 10-11 классов. Углубленный уровень. 2017 год...