Рабочая программа по Информатике и ИКТ 10 класс Углубленный уровень
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
в объеме 136 часов (полный углублённый курс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ
10 класс
Углубленный уровень
Составил(а) учитель
Белавкина Любовь Владимировна
первой квалификационной категории
Санкт-Петербург, 2018
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы по предмету «Информатика», опирающейся на учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:
- «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень»
- «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень»
завершенной предметной линии для 10–11 классов. Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
- авторская программа по информатике;
- компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
- электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
- материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
- методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;
- комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
- сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебник «Информатика. 10 класс» разработан в соответствии с требованиями ФГОС, и с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 классе в состав учебного плана в объеме 136 часов (полный углублённый курс).
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10 классе средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
- Основы информатики
- Алгоритмы и программирование
- Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10 класса может быть выделено два крупных раздела:
- Основы информатики
- Техника безопасности. Организация рабочего места
- Информация и информационные процессы
- Кодирование информации
- Логические основы компьютеров
- Компьютерная арифметика
- Устройство компьютера
- Программное обеспечение
- Компьютерные сети
- Информационная безопасность
- Алгоритмы и программирование
- Алгоритмизация и программирование
- Решение вычислительных задач
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
Основы информатики | ||
Техника безопасности. Организация рабочего места | 1 | |
Информация и информационные процессы | 5 | |
Кодирование информации | 14 | |
Логические основы компьютеров | 10 | |
Компьютерная арифметика | 6 | |
Устройство компьютера | 9 | |
Программное обеспечение | 13 | |
Компьютерные сети | 9 | |
Информационная безопасность | 6 | |
Итого: | 73 | |
Алгоритмы и программирование | ||
Алгоритмизация и программирование | 43 | |
Решение вычислительных задач | 12 | |
Элементы теории алгоритмов | ||
Объектно-ориентированное программирование | ||
Итого: | 55 | |
Резерв | 8 | |
Итого по всем разделам: | 136 |
Поурочное планирование
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа.
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника (номер, название) | Практические работы (номер, название) | Работы компьютерного практикума (источник, номер, название) | Количество часов | Дата выполнения |
Техника безопасности. Организация рабочего места. |
|
| 1 | |||
Информатика и информация. Информационные процессы. | § 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? |
| 1 | |||
Измерение информации. | § 3. Измерение информации. |
| 1 | |||
Структура информации (простые структуры). | § 4. Структура информации. |
| 1 | |||
Иерархия. Деревья. | § 4. Структура информации. |
|
| 1 | ||
Графы. | § 4. Структура информации. |
|
| 1 | ||
Язык и алфавит. Кодирование. | § 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование. |
| 1 | |||
Декодирование. | § 6. Кодирование. |
|
| 1 | ||
Дискретность. | § 7. Дискретность. |
| 1 | |||
Алфавитный подход к оценке количества информации. | § 8. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
| 1 | |||
Системы счисления. Позиционные системы счисления. | § 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления. |
| 1 | |||
Двоичная система счисления. | § 11. Двоичная система счисления. |
| 1 | |||
Восьмеричная система счисления. | § 12. Восьмеричная система счисления. |
| 1 | |||
Шестнадцатеричная система счисления. | § 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
| 1 | |||
Другие системы счисления. | § 14. Другие системы счисления. |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Системы счисления». | 1 | |||||
Кодирование символов. | § 15. Кодирование символов |
| 1 | |||
Кодирование графической информации. | § 16. Кодирование графических изображений |
| 1 | |||
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | § 17. Кодирование звуковой и видеоинформации |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 1 | |||||
Логика и компьютер. Логические операции. | § 18. Логика и компьютер § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Логические операции. | § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. | § 19. Логические операции |
| 1 | |||
Диаграммы Эйлера-Венна. | § 20. Диаграммы |
|
| 1 | ||
Упрощение логических выражений. | § 21. Упрощение логических выражений |
| 1 | |||
Синтез логических выражений. | § 22. Синтез логических выражений |
| 1 | |||
Предикаты и кванторы. | § 23. Предикаты и кванторы |
| 1 | |||
Логические элементы компьютера. | § 24. Логические элементы компьютера |
| 1 | |||
Логические задачи. | § 25. Логические задачи |
| 1 | |||
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». | 1 | |||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 26. Особенности представления чисел в компьютере § 27. Хранение в памяти целых чисел | 1 | ||||
Хранение в памяти целых чисел. | § 27. Хранение в памяти целых чисел |
|
| 1 | ||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
| 1 | |||
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | § 28. Операции с целыми числами |
|
| 1 | ||
Хранение в памяти вещественных чисел. | § 29. Хранение в памяти вещественных чисел | 1 | ||||
Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. | § 30. Операции с вещественными числами |
| 1 | |||
История развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники | 1 | ||||
История и перспективы развития вычислительной техники. | § 31. История развития вычислительной техники |
Представление докладов. | 1 | |||
Принципы устройства компьютеров. | § 32. Принципы устройства компьютеров |
| 1 | |||
Магистрально-модульная организация компьютера. | § 33. Магистрально-модульная организация компьютера. |
| 1 | |||
Процессор. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Моделирование работы процессора. | § 34. Процессор |
| 1 | |||
Память. | § 35. Память |
| 1 | |||
Устройства ввода. | § 36. Устройства ввода |
| 1 | |||
Устройства вывода. | § 37. Устройства вывода |
|
| 1 | ||
Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. | § 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: набор и оформление математических текстов. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с аудиоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Практикум: знакомство с видеоредакторами. | § 39. Прикладные программы |
| 1 | |||
Системное программное обеспечение. | § 40. Системное программное обеспечение | 1 | ||||
Практикум: сканирование и распознавание текста. | § 40. Системное программное обеспечение |
|
| 1 | ||
Системы программирования. | § 41. Системы программирования |
| 1 | |||
Инсталляция программ. | § 42. Инсталляция программ |
| 1 | |||
Правовая охрана программ и данных. | § 43. Правовая охрана программ и данных |
| 1 | |||
Компьютерные сети. Основные понятия | § 44. Основные понятия § 45. Структура (топология) сети |
| 1 | |||
Локальные сети. | § 46. Локальные сети |
| 1 | |||
Сеть Интернет. | § 47. Сеть Интернет | 1 | ||||
Адреса в Интернете. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Практикум: тестирование сети. | § 48. Адреса в Интернете |
| 1 | |||
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | § 49. Всемирная паутина |
| 1 | |||
Электронная почта. Другие службы Интернета. | § 50. Электронная почта § 51. Другие службы Интернета | Представление докладов. | 1 | |||
Электронная коммерция. | § 52. Электронная коммерция | Представление докладов. | 1 | |||
Интернет и право. Нетикет. | § 53. Право и этика в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Простейшие программы. | § 54. Алгоритм и его свойства § 55. Простейшие программы |
| 1 | |||
Вычисления. Стандартные функции. | § 56. Вычисления |
|
| 1 | ||
Условный оператор. | § 57. Ветвления |
|
| 1 | ||
Сложные условия. | § 57. Ветвления |
|
| 1 | ||
Множественный выбор. | § 57. Ветвления |
| 1 | |||
Практикум: использование ветвлений. | § 57. Ветвления |
| 1 | |||
Контрольная работа «Ветвления». | 1 | |||||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 1 | |||
Цикл с условием. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Цикл с переменной. | § 58. Циклические алгоритмы |
|
| 1 | ||
Вложенные циклы. | § 58. Циклические алгоритмы |
| 1 | |||
Контрольная работа «Циклы». | 1 | |||||
Процедуры. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Изменяемые параметры в процедурах. | § 59. Процедуры |
| 1 | |||
Функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Логические функции. | § 60. Функции |
| 1 | |||
Рекурсия. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Стек. | § 61. Рекурсия |
| 1 | |||
Контрольная работа «Процедуры и функции». | 1 | |||||
Массивы. Перебор элементов массива. | § 62. Массивы |
|
| 1 | ||
Линейный поиск в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Поиск максимального элемента в массиве. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
|
| 1 | ||
Отбор элементов массива по условию. | § 63. Алгоритмы обработки массивов |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Метод пузырька. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Метод выбора. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | § 64. Сортировка |
| 1 | |||
Двоичный поиск в массиве. | § 65. Двоичный поиск |
| 1 | |||
Контрольная работа «Массивы». | 1 | |||||
Символьные строки. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Функции для работы с символьными строками. | § 66. Символьные строки |
|
| 1 | ||
Преобразования «строка-число». | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Строки в процедурах и функциях. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Рекурсивный перебор. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Сравнение и сортировка строк. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Практикум: обработка символьных строк. | § 66. Символьные строки |
| 1 | |||
Контрольная работа «Символьные строки». | 1 | |||||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Матрицы. | § 67. Матрицы |
| 1 | |||
Файловый ввод и вывод. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка массивов, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Обработка смешанных данных, записанных в файле. | § 68. Работа с файлами |
| 1 | |||
Контрольная работа «Файлы». | 1 | |||||
Точность вычислений. | § 69. Точность вычислений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод перебора. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Решение уравнений в табличных процессорах. | § 70. Решение уравнений |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление длины кривой. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Дискретизация. Вычисление площадей фигур. | § 71. Дискретизация |
| 1 | |||
Оптимизация. Метод дихотомии. | § 72. Оптимизация |
| 1 | |||
Оптимизация с помощью табличных процессоров. | § 72. Оптимизация |
| 1 | |||
Статистические расчеты. | § 73. Статистические расчеты |
| 1 | |||
Условные вычисления. | § 73. Статистические расчеты |
| 1 | |||
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 1 | |||
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. | § 74. Обработка результатов эксперимента |
| 1 | |||
Вредоносные программы. | § 75. Основные понятия § 76. Вредоносные программы | 1 | ||||
Защита от вредоносных программ. | § 77. Защита от вредоносных программ |
|
| 1 | ||
Что такое шифрование? Хэширование и пароли. | § 78. Шифрование § 79. Хэширование и пароли |
| 1 | |||
Современные алгоритмы шифрования. | § 80. Современные алгоритмы шифрования |
| 1 | |||
Стеганография. | § 81. Стеганография |
|
| 1 | ||
Безопасность в Интернете. | § 82. Безопасность в Интернете | Представление докладов. | 1 | |||
Резерв: | 8 | |||||
Итого: | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549067-1418380935.jpg)
Рабочая программа по математике для 8 класса (углубленный уровень)
Рабочая программа по математике для классов с углубленным изучением (8, 10 класс) на основе УМК Мордковича А.Г. (алгебра) и Атанасяна Л.С. (геометрия). Рабочая прог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/09/picture-648063-1436450831.jpg)
Рабочая программа по физике 10-11 класс (углубленный уровень) Авт В.А. Касьянов. (6 часов в неделю)
Данная рабочая программа разработана на основании «Программы среднего (полного) общего образования. Физика. 10-11 классы. Углубленный уровень». Автор программы В.А. Касьянов и реализуется ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-154384-1457028722.jpg)
Рабочие программы по химии за 11 класс, углубленный уровень
Рабочие программы по химии за 11 класс, углубленный уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511697-1414768841.jpg)
Рабочая программа по физике 10-11 класс (углубленный уровень)
Рабочая программа по физике для 10-11-х классов (углубленный уровень) разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России о...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс .Углубленный уровень
Рабочая программа по биологии к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой для 10-11 классов. Углубленный уровень. 2017 год...