Методическая разработка урока по информатике в 6 классе «Управление исполнителем Чертежник»
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Козак Жанна Александровна
Целью данных методической разработки является ознакомление учащихся с основами использования Чертежника в учебной деятельности и создание условий для дальнейшего самостоятельного изучения возможностей программы, для разработки в будущем более сложных алгоритмов. Урок информатики для учащихся 6 класса по изучению темы: «Управление исполнителем Чертёжник». В разработке присутствует конспект урока, раздаточные материалы и презентация к уроку. Ученики по презентации знакомятся с "Чертежником", получают задание, сверяют результаты выполнения заданий в рабочей тетради со слайдами презентации. Также выполняют задания на рабочем листе и задания в среде программирования КУМИР. Для учащихся 6 класса урок будет интересен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по информатике в 6 классе «Управление исполнителем Чертежник»

Разработала:        учитель

информатики Козак Ж.А.

 

Санкт – Петербург 2018

Аннотация.

Разработка программ является наиболее актуальным направлением при использования цифровых образовательных ресурсов, поскольку это позволяет решать сложные задачи с минимальными затратами. Преимуществами являются: упрощение проектирования учебного процесса, наибольшая заинтересованность учащихся, так как работа за компьютерами, привлекает учеников, интересна им. Изучение информатики с использованием прикладных педагогических программных средств, реализующих исполнителей алгоритмов, способствует активизации учебной деятельности учащихся, минимизирует время их работы при разработке программ. Систематическая работа учащихся на компьютере является основой практического освоения учебного материала. Программная среда КУМИР создана не просто как формализованный язык программирования, а как среда, в которой дети могут научиться естественному общению с компьютером.

Целью данных методической разработки является ознакомление учащихся с основами использования Чертежника в учебной деятельности и создание условий для дальнейшего самостоятельного изучения возможностей программы, для разработки в будущем более сложных алгоритмов. В результате выполнения заданий на уроке у учащихся могут быть сформированы навыки разработки простейших алгоритмов, и они смогут применять эти знания на других уроках, факультативах, при подготовке к олимпиадам по информатике.

Здесь представлен урок информатики для учащихся 6 класса по изучению темы: «Управление исполнителем Чертёжник». В разработке присутствует  конспект урока, раздаточные материалы и презентация к уроку. Ученики по презентации знакомятся с "Чертежником", получают задание, сверяют результаты выполнения заданий в рабочей тетради со слайдами презентации. Также выполняют задания на рабочем листе и задания в среде программирования КУМИР. Для учащихся 6 класса урок будет интересен.

Тема: «Управление исполнителем Чертёжник»

Планируемые образовательные результаты:
Предметные:  

  • умения разработки алгоритмов и написания программ для управления исполнителем Чертежник в среде программирования Кумир;

Метапредметные:

  • самостоятельно формулировать познавательную цель;
  • подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков;
  • обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия;
  • формулировать учебную задачу;
  • использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • осуществлять контроль своей деятельности;
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

  • формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;
  • формирование умения формализованного представления информации; 
  • развитие аналитического и алгоритмического мышления;
  • понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

  • развить представление учащихся об исполнителях;
  • дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;
  • познакомить с исполнителем Чертёжник в среде программирования Кумир (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы, отказы).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые средства ИКТ:

  • ПК учителя;
  • мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран);
  • ПК учащихся.
  • Свободное программное обеспечение среда программирования Кумир.

Образовательные ресурсы и раздаточные материалы:

  • презентация «Управление исполнителем Чертёжник» (приложение 1);
  • задание по карточкам «Алгоритмы и исполнители» (приложение 2);
  • задание для работы в парах (приложение 3);
  • раздаточный материал «СКИ исполнителя Чертёжник» в среде программирования Кумир (приложение 4);
  • лист самооценки (приложение 5).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Мотивация  к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку?

У вас должны быть на парте: тетрадь, учебник, письменные принадлежности и дневник.

Начнем  наш урок.

Проверяют готовность к уроку. Садятся.

II этап.  Актуализация  и постановка проблемы

Уже несколько уроков мы с вами  изучаем одну большую тему.

Какое понятие на наших уроках упоминается чаще всего?

Что такое алгоритм? Приведите примеры.

Виды алгоритмов.

 Кто или что может выполнить алгоритм?

Сейчас я вам предлагаю составить линейный алгоритм для исполнителя Стрелочка. У вас на партах находится лист с заданием. (Приложение 1)

Для какого исполнителя вы написали алгоритм?

Вы знаете различные формы записи алгоритма, перечислите их, приведите примеры.

 С какой формой записи мы еще не работали?

А теперь предложите своего исполнителя и его СКИ для получения такого же геометрического рисунка. Получилось?

 

Сегодня  я познакомлю вас с формальным исполнителем Чертежник, который с легкостью  получает геометрические фигуры. Но алгоритм для него может быть записан только в виде программы.

Сформулируйте тему урока.

 

Алгоритм

Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. Приводят примеры.

Линейный, разветвляющийся, циклический

Исполнитель (человек, животное, техническое устройство)

Составляют алгоритм.

Формального. Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.

Словесный, блок-схема, графический и при помощи программы.

С программой.

Выдвигают гипотезу решения задания, определяют тему урока

III этап. Построение  проекта выхода из затруднения

Познакомимся  с исполнителем Чертёжник в среде программирования Кумир, посмотрев презентацию.

смотрят презентацию, анализируют;

 умеют  самостоятельно  планировать  пути  достижения целей.

IV этап. Получение  новых знаний

Опишите исполнителя Чертёжник по плану:

  • имя;
  • круг решаемых задач;

  • среда;
  • СКИ

  • система отказов;

  • режимы работы;
  • как оформить алгоритм  для исполнителя в среде программирования Кумир;
  • пример;
  • проверим себя.

Теперь, мы можем составлять программы для формального исполнителя и получать геометрические фигуры  на координатной плоскости.

  • Чертёжник;
  • построение геометрических рисунков на координатной плоскости;
  • координатная плоскость;
  • высказывают свои предположения, но пока не можем ответить;
  • не понимаю (синтаксическая ошибка) и не могу (выход за пределы поля)
  • программный;
  • смотрят, слушают, анализируют.

Соотносят  свои  действия  с  планируемыми  результатами,  осуществляют контроль  своей  деятельности,  определяют  способы  действий  в  рамках предложенных  условий,  корректируют  свои  действия  в  соответствии  с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность выполнения учебной задачи.

V этап. Включение  нового знания в систему знаний   

А сейчас я вам предлагаю пересесть за компьютер и познакомиться со средой программирования Кумир. У вас в заданиях готовая программа, наберите ее.

Что получили?  Дополните программу так, что бы получились ДОМ, ЕЛОЧКА, ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ. (Приложение 2)

Увязывают  учебное  содержание  с  собственным жизненным опытом, понимают значение алгоритмического мышления для современного человека.

Треугольник.

Составляют самостоятельно программу. Демонстрируют результат.

VI этап. Рефлексия

Вы можете назвать тему урока?
- Какие цели урока мы ставили и удалось ли нам их достичь?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- С чем было справиться легче всего?
- Какое задание было самым интересным?
- Оцените свою работу на уроке используя лист самооценки.
(Приложение 3)
0 - 1 балл –  оценка «2»
2 - 4   балла – оценка «3»
 5 – 6 баллов – оценка «4»
 7  и более баллов – оценка «5»

Осуществляют контроль  своей  деятельности,  определяют  способы  действий  в  рамках предложенных  условий.

VII. Домашнее задание

§18, стр. 118-122 читать, стр.127. №2,3 выполнить в тетради.

https://www.niisi.ru/kumir/dl.htm

Изучите среду исполнителя

«Чертежник»  

Записывают домашнее задание в дневник

Источники информации:

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 216с. :ил.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200с. : ил.

Босова Л. Л. Методические рекомендации по проведению уроков в 5- 6 классе. - 2-е изд. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.- 384с.

Босова Л. Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса. - 2-е изд. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Гин А. Приемы педагогической техники. – 3-е изд. Москва : ВИТА, 2001

Приложение 1

Задание 1.

Разгадайте ребус.

Задание 2.

Для формального исполнителя Стрелочка составьте  линейный алгоритм для получения геометрического рисунка.

 

Исполнитель: Стрелочка

СКИ:

Алгоритм:

Задание 3.

Предложите своего исполнителя и его СКИ для получения такого же рисунка.

Исполнитель:

СКИ:

Алгоритм:

Приложение 2

Задание 1.

Что будет нарисовано после выполнения Чертёжником алгоритма?

использовать Чертежник

алг

нач

  • поднять перо
  • сместиться в точку (2, 3)
  • опустить перо
  • сместиться в точку (4, 5)
  • сместиться в точку (6, 3)
  • сместиться в точку (2, 3)

кон

Задание 2.

Дополните программу из задания 1 для рисования следующих изображений:

использовать Чертежник

алг

нач

-

-

-

-

кон

Приложение 3

Лист самооценки

1.

Проверка домашнего задания

( 1 балл за каждый верный ответ)

2.

Формулирование  темы и целей урока

( 1 балл за верный ответ)

3.

Изучение  нового материала

(1 балл за каждый верный ответ)

4.

Практическая работа

(от 1 до 3 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по информатике для 8 класса

Локальная сеть Цель педагога: Создать условия для знакомства учащихся с основными понятиями по теме «Локальная сеть».Задачи педагога:Мотивировать учащихся на изучение данной темы.Познакомит...

методическая разработка урока по информатике в 4 классе "Мой школьный день"

Представленный урок по информатике был подготовлен для учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора, интерактивной доски...

Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.  Автор: Жестко...

Технологическая карта. 6 класс.Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.

Технологическая карта урока. Информатика ФГОС ООО.Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.  Автор: Жестко...

Презентация для урока по информатике в 6 классе «Управление исполнителем Чертежник»

Целью данной презентации является ознакомление учащихся с основами использования Чертежника в учебной деятельности и создание условий для дальнейшего самостоятельного изучения возможностей программы, ...

Методическая разработка урока по психологии на тему: «Управление временем»

Сформировать знания о времени, успевать больше, делать лучше, уставать меньше.Развивать умение анализировать, рефлексировать свои поступки, мысли и чувства.Воспитывать интерес к теме психологии с помо...

Методическая разработка урока в 5-ом классе по информатики Тема урока: "Кодирование информации".

ЦЕЛЬ УРОКА: - знакомство учащихся с многообразием окружающих человека кодов и ролью кодирования информации в жизни человека;ЗАДАЧИ:- формирование навыков  декодирования зашифрованной информации и...