Методическая разработка урока по информатике для 8 класса
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

 

Локальная сеть 

Цель педагога: Создать условия для знакомства учащихся с основными понятиями по теме «Локальная сеть».

Задачи педагога:

  • Мотивировать учащихся на изучение данной темы.

  • Познакомить учащихся с основными понятиями по теме «Локальная сеть».

  • Организовать работу по развитию первоначальных умений по составлению схем соединения ПК в локальной сети.

  • Формировать универсальные учебные действия.

     

 

Цель для учащихся: Изучить основные понятиями по теме «Локальная сеть» и способы соединения ПК в локальной сети.

Задачи для учащихся:

  • Узнать о практической необходимости локальной сети.

  • Познакомиться с основными понятиями по теме «Локальная сеть».

  • Научиться составлять схемы соединения ПК в локальной сети.

 

    Оборудование:

    Компьютер, экран, проектор, магнитно — маркерная доска, компьютерная презентация (Приложение 1), магниты, маркеры, заготовки для доски.

     

    Программное обеспечение: презентация в PowerPoint “ Локальная сеть”, проводник Windows, Open Office.

     

    Структура урока

    1. Организационный момент – 2 мин.

    2. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.

    3. Сообщение темы и постановка цели урока — 1 мин.

    4. Изучение нового материала 15 мин.

    5. Физкультминутка — 2 мин.

    6. Первичное закрепление знаний — 5 мин.

    7.Домашнее задание — 1 мин.

    8. Итоги урока. Рефлексия — 2 мин.

     

    Ход урока

    1. Организационный момент.

     

    Время на реализацию

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    2 мин

    Во время перемены

    Проверяю готовность кабинета, готовлю доску, открываю презентацию.

     

     

    По звонку

    Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться:

    «Доброе утро!»

     

    - Здравствуйте ребята! Садитесь.

    Меня зовут Марина Ивановна. А как зовут вас, написано на ваших бейджиках.

    - Дорогие мои, сегодня на уроке я хочу предложить вам необычную роль: вместо учащихся одного класса стать сотрудниками небольшой компании с двумя отделами. Наша компания обеспечивает техническое сопровождение любой другой фирмы.

    Вы согласны?

    • Но, прежде, чем продолжить нашу работу, я хочу понять, являемся ли мы с вами командой единомышленников. Проще говоря, находимся ли мы с вами на одной волне. Проверим?! Я вам зачитываю программистские версии пословиц и поговорок. А вы постарайтесь озвучить их в оригинале. Например:

      1.Информатике учиться всегда пригодится.

      Грамоте учиться всегда пригодится.

      - Пробуем?! Но озвучиваем поочередно — то сотрудники одного отдела, то - другого.

    • Готовы?! Начинаем.

       

    2.Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

     

     

    3.Компьютер памятью не испортишь.

     

     

    4.По ноутбуку встречают, по уму провожают.

     

     

     

    5.Мал микропроцессор, да дорог.

     

     

    6.Что нам стоит сайт построить.

     

     

    7. Один компьютер хорошо, а два — локальная сеть.

     

     

    -Замечательно. Резкльтат превзошел все мои ожидания. Мы действительно представляем команду единомышленников.

       

       

      Во время перемены

      Готовятся к уроку.

       

       

       

      По звонку

      Приветствуют учителя, садятся за парты.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      Да.

       

       

       

       

       

       

      - Слушают.

       

       

       

      Включаются в работу.

      - Говорят пословицы и поговорки в оригинале по очереди.

       

      2.Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.

       

      3.Кашу маслом не испортишь.

       

      4.По одёжке встречают, по уму провожают.

       

       

      5. .Мал золотник, да дорог.

       

      6.Что нам стоит дом построить.

       

      7.Одна голова хорошо, а две — лучше.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      2. Мотивация учебной деятельности.

       

       

      Время на реализацию

      Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

      2 мин

      -Итак, мы получили заказ от начинающего издательства.

      В этой фирме 10 человек - 9 сотрудников и главный редактор. Каждый сотрудник издательства выполняет только часть заказа. У него есть свой рабочий компьютер, на котором он хранит информацию, необходимую для выполнения заказа. При работе сотрудникам издательства необходимо обмениваться информацией друг с другом и с главным редактором, использовать принтер и сканер.

      Но дело в том, что принтер в издательстве один , да и сканер тоже. Кроме того, кабинет главного редактора находится на втором этаже, а сотрудники работают на первом. Заказ срочный, но у нас, похоже, есть проблема. Давайте озвучим её.

       

       

       

       

       

       

      - Совершенно верно. А вы можете предложить варианты решения этих проблем с минимальными финансовыми затратами.

      (Вариант купить каждому сканер и принтер отпадает после расчёта себестоимости).

       

      - Слушают.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      - Размышляют.

       

       

       

       

      - Отвечают:

      Несколько ПК расположены на двух этажах, им надо обмениваться информацией и печатать.

       

      В классе обычно находится хоть один ученик, который говорит что-то вроде: «Необходимо соединить компы в сеть». Цепляюсь за этот ответ и веду урок дальше.

       

       

       

        3. Сообщение темы и постановка цели урока.


         

        Время на реализацию

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        1 мин

        -Тема сегодняшнего урока «Локальная сеть». Сегодня нам предстоит познакомиться с основными понятиями по теме «Локальная сеть», узнать о практической необходимости локальной сети и научиться составлять схемы соединения ПК в локальной сети. В тетрадях записываем, число, классная работа.


         

        На доске записываю тему урока, прикрепляю с помощью магнитов заготовки- Понятие, Назначение, Схемы.

        Слушают.

         

         

         

         

         

         

        В тетрадях записывают число, классная работа, тему урока.

         


         

        4. Изучение нового материала.

          Время на реализацию

          Деятельность учителя

          Деятельность ученика

          15 мин

          - Итак, мои дорогие, напоминаю.

          Нашей фирме необходимо провести локальную сеть в издательстве. Но чтобы это сделать, надо знать, что такое локальная сеть. По большому счету вы уже сформулировали это.

          А точное понятие вы найдете в ваших учебниках на странице 331.

           

           

          Показываю слайд с заданием из учебника.

           

           

           

           

          Пока дети работают с учебником, записываю опорные слова СОЕДИНЕНИЕ ПК, МАЛЫЕ S на доске напротив ПОНЯТИЕ.

           

          • Так, так, кто уже нашел? Пожалуйста, зачитаем.

             

             

           

          - Как и когда возникла локльная сеть, сказать трудно. Существует две версии, каждая из них имеет право на существование.

          Первая версия связана с работой Пентагона.

          Вторая версия связана с четырьмя учениками американского частного коледжа. Во время самоподготовки ученикам запрещалось выходить из своей комнаты. Вот они и объединили свои компьютеры в локальную сеть, что позволило им общаться даже во время самоподготовки.

           

          • Для чего же была создана локальная сеть? В принципе, вы уже сформулировали назначение ЛС. Чтобы вам легче это было сделать ещё раз, вот вам опорные слова...

          • А может кто-то уже готов ответить?

           

          Показываю слайд с ключевыми словами.

           

          Пока дети пытаются сформулировать назначение ЛС на доске пишу напротив НАЗНАЧЕНИЕ слова-подсказки: обмен файлами, доступ к устройствам.

           

           

          • Давайте обсудим, у кого что получилось.

           

          • Молодцы! В целом я с вами согласна, но посмотрим, как формулируется назначение ЛС.

            Показываю слайд с назначением ЛС и прошу зачитать вслух кого-то из детей.

           

          - Хорошо. Продолжаем работу над заказом. Напоминаю, что в издательстве работает 10 человек, а значит у нас в наличии 10 компьютеров, которые необходимо объединить в локальную сеть. Равноправные ли компьютеры в издательстве или у главного редактора больее мощный, мы не знаем. Нам необходимо придумать различные способы соединения компьютеров в сеть. И вот вам мои подсказки.

           

          1 группа:

          Единственное сооружение на планете, которое видно из космоса — это китайская стена. В древние времена она служила преградой для кочевников с севера. На стене находились дозорные. Как только кто-то из дозорных видел кочевников, то поджигал свой костер. Дозорный, увидевший дым и огонь от костра , поджигал свой костер и так по цепочке зажигались костры. Представили?! А теперь попробуите это использовать при составлении схемы.

          Раздать магниты и трубочки.

           

          2 группа:

          В католических государствах в средние века при принятии окончательного решения выслушивалось мнение кардинала. У кардинала было два или три помошника, которые в свою очередь работали со своими помощниками. Проще говоря, информацию кардинал получал от своих помощников, а те — от своих и так далее. Представили?! А теперь попробуите это использовать.

          Раздаю магниты и трубочки.

           

          Прохожу между партами и смотрю, получается ли у ребят. Подсказываю, в случае возникновения затруднений.

             

            - Молодцы! Теперь остается показать на доске то, что у вас получилось.

            На доске показывают результат с помощью магнитов и маркеров.

               

              - Подводим результаты работы. В этой схеме все компьютеры равноправны, они соединены последовательно, друг за другом. Сеть в этом случае принято называть одноранговой. А такое соединение называтся «шина».

              Если соединить первый и последний компьютеры, то получится соединение, называемое «кольцо».

               

              Показать с помощью магнитов соединение типа «кольцо».

               

              - Ребята, а куда можно подключить периферийные устройства?

               

                • А что будет, если один из компьютеров завис?

                   

                  - Верно. Поэтому одноранговую сеть практически не используют.

                   

                  Разбираем следующий способ подключения.

                  В этой схеме все компьютеры равноправны, но есть один — более мощный. Сеть в этом случае принято называть сетью с выделенным сервером. А такое соединение называтся « дерево».

                  Если соединить самый мощный и остальные компьютеры вот так, то получится соединение, называемое «звезда».

                Показать с помощью магнитов соединение типа « звезда».

                 

                - Ребята, а куда можно подключить периферийные устройства?

                 

                - Полностью с вами согласна, к серверу. А сеть будет работать, если один из компьютеров завис?

                 

                - А в какой сети быстродействие лучше?

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Слушают.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Смотрят слайд презентации.

                 

                Работают с текстом учебника.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Зачитывают текст учебника.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Слушают.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Смотрят слайд презентации.

                 

                 

                 

                 

                Пробуют сформулировать назначение ЛС.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Слушают.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Слушают задание для группы.

                 

                Работают над заданием.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Слушают задание для группы.

                 

                 

                Работают над заданием.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Делают схемы на доске.

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Отвечают на вопросы.

                - К любому компьютеру, так как они равноправны.

                 

                 

                - Сеть работать не будет.

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                  Отвечают:

                  К мощному ПК.

                   

                  - Сеть будет работать.

                   

                   

                  - В сети с выделенным сервером.

                   

                   

                   

                   

                   

                  1. Физкультминутка.

                  Время на реализацию

                  Деятельность учителя

                  Деятельность учащихся

                  2 мин

                  «Пойми меня без слов»

                  - В нашей фирме установлены опреденные правила. Во время обеденного перерыва запрещено разговаривать. Надо не только отдохнуть, но и сосредоточиться на дальнейшем выполнении заказа. И вот беда: вам срочно надо что-то сообщить. Что делать? Конечно, объясниться мимикой и жестами… Предлагаю показать, используя только жесты и мимику.

                  Каждая группа получает задание — показать мимикой и жестами «подключи принтер», , «дай мышку».

                   

                  Слушают.

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                   

                  Показывают.

                   

                   

                  6. Контроль и самопроверка знаний.

                  Время на реализацию

                  Деятельность учителя

                  Деятельность учащихся

                  5 мин

                  - Итак, возвращаемся к нашему заказу. Нам необходимо провести локальную сеть в издательстве. Какой тип сети выбрать и почему?

                  Выслушав выводы каждой группы, совместно определяем, какой тип локальной сети будет наиболее оптимальным для издательской фирмы и почему.

                    -Ну вот, дорогие мои мы и справились с заказом, заодно изучив тему «Локальная сеть». Остается открыть тетради и выполнить краткие записи в тетрадях. Первые три человека, справившиеся с этим заданием, получат оценки «5». Время пошло.

                    В это время заполняю журнал.

                    Показываю слайд с домашним заданием.

                    Слушают и отвечают.

                      - Сеть с выделенным сервером.


                       

                       

                       

                      1. Домашнее задание.

                      Время на реализацию

                      Деятельность учителя

                      Деятельность учащихся

                      1 мин

                      - Ребята, пока я буду просматривать вашу работу в тетрадях, вам надо записать в дневники домашнее задание.

                       

                      Показываю слайд с домашним заданием, просматриваю тетради, выставляю оценки.

                         

                        Обязательное: прочитать п. 22.1. в учебнике

                        Творческое: привести примеры сказок, где общение между героями происходит по одному из типов локальной сети.

                         

                          Записывают задание в дневниках

                           

                          8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

                            Время на реализацию

                            Деятельность учителя

                            Деятельность учащихся

                            2 мин

                            • Ребята, что нового вы узнали на уроке? Давайте ещё раз обратимся к опорному конспекту на доске.

                               

                            • Просто замечательно!

                               

                            • И последнее. Милые мои! У вас на партах есть смайлики. Оцените с их помощью сегодняшний урок. Я хочу знать ваше мнение, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.

                               

                            • Нам пора заканчивать и на последок у меня для вас добрые слова:

                               

                              Сегодня на уроке было

                            • Сто вопросов — сто ответов.

                              В них нашли вы сто секретов.

                              И я спокойна за технический прогресс,

                              Если к знаниям у вас такой огромный интерес.

                            • Спасибо за урок дети. Я получила огромное удовольствие, работая с вами.

                            • Всего вам доброго,

                              до свидания!

                            Отвечают по конспекту.

                             

                             

                             

                             

                             

                             

                            Работают со смайликами.

                             

                            Дополнительное задание: Уважаемая команда! Ко мне обратилась директор вашей школы с проблемой. В 2015 году планируется создать школу-комплекс, объединив школу и два детских садика, расположенных недалеко от школы. И в школе, и в садах есть компьютеры. Проблема: один директор на три здания. Ваши предложения по решению проблемы.


                             


                             

                            Хронокарта занятия:


                             

                            Этап учебного занятия

                            Время

                            Деятельность учителя

                            Деятельность учащихся

                            1. Организа

                            ционный момент.

                            2 мин

                            Проверка подготовленности к уроку (рабочее место ученика), приветствие.

                            Приветствие учителя.

                            2. Методичес

                            кие приемы мотивации обучения.

                              2 мин

                              Организация внимания учащихся и внутренней готовности, снятие стессовой ситуации.

                              Формулируют пословицы и поговорки в оригинале.

                              3. Сообщение темы и постановка цели урока.

                              1 мин

                              Формулирование темы урока, постановка учебной задачи.

                              Записывают тему урока в тетрадях.

                              4. "Открытие» нового знания

                              15 мин

                              Создание проблемной ситуации.

                              Организует работу в группах.

                              Подводит итог работы в группах.

                              Решают поставленную проблему, выдвигают и обосновывают свои гипотезы.

                              5. Физкульт

                              минутка.

                              2 мин

                              Снятие умственного напряжения.

                              Выполняют упражнения на расслабление.

                              6. Контроль и самопроверка знаний.

                              5 мин

                              Организует фронтальную работу по выполнению задания.

                              Записывают в тетрадях опорный конспект.

                              7. Домашнее задание.

                              1 мин

                              Сообщение домашнего задания.

                              Проверка записей в тетрадях.

                              Записывают домашнее задание в дневниках.

                              8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

                                2 мин

                                Подведение итогов урока.

                                Напутственные слова.

                                Отвечают на вопросы учителя.

                                 

                                 

                                 

                                 

                                По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                                методическая разработка урока по информатике в 4 классе "Мой школьный день"

                                Представленный урок по информатике был подготовлен для учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора, интерактивной доски...

                                Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"

                                Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...

                                Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"

                                Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....

                                Методическая разработка урока по информатике в 10 классе. Подготовка к зачету по разделу "Коммуникационные технологии" - 2014 г.

                                Урок повторения и закрепления знаний. Кроме обобщения изученного материала по темам раздела «Коммуникационные технологии»: Компьютерные сети, адресация в сети, пароли пользователей, поиск информации в...

                                Методические разработки уроков по информатике в 5 классе

                                Методические разработки уроков по информатике в 5 классе...

                                Методические разработки уроков по информатике в 6 классе

                                Методические разработки уроков по информатике в 6 классе...

                                Методическая разработка урока в 5-ом классе по информатики Тема урока: "Кодирование информации".

                                ЦЕЛЬ УРОКА: - знакомство учащихся с многообразием окружающих человека кодов и ролью кодирования информации в жизни человека;ЗАДАЧИ:- формирование навыков  декодирования зашифрованной информации и...