Программа внеурочной деятельности в 3, 4 классе «Увлекательный мир информатики»
рабочая программа по информатике и икт
Данная программа для внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы "Информатика 2-4 классы" Н.В. Матвеевой и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_20-21.doc | 295.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Данная программа для внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы "Информатика 2-4 классы" Н.В. Матвеевой и др., издательство Москва "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2016 г.
МК входят:
1) учебники для 3 и 4 классов:
учебник "Информатика" 3 класс, в 2-х частях, Н.В. Матвеева и
др., издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2014 г.
2) учебник "Информатика" 4 класс, в 2-х частях, Н.В. Матвеева
и др., издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2014 г.
3) методическое пособие для учителя "Информатика", УМК для
начальной школы, О.А. Полежаева;
4) книга для дополнительного чтения «Расширь свой кругозор»;
4) электронное приложение к УМК.
Цели изучения курса информатики в начальной школе
Информатика рассматривается в начальной в двух аспектах. Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и
средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах
работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).
Данная программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
3. Результаты освоения курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты. Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
1.3) социальные компетенции;
1.4) личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
2.1) познавательных;
2.2) регулятивных;
2.3) коммуникативных;
2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?»,
«Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать
элементарное обоснование высказанного суждения;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений— путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «A какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Какой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Знакомство с персональным компьютером
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практические работы.
«Знакомство с основными устройствами компьютера» «Освоение работы с мышкой. Разукрашка»
Действия с информацией
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Освоение клавиатурного тренажёра
Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв. Практическая работа «Клавиатурный тренажёр»
Изучение простейшего графического редактора
Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов. Практические работы:
Освоение среды графического редактора Paint.
Инструменты для рисования.
Сохранение рисунка.
абота с фрагментами рисунков.
Создание изображения в Painte.
Создание своего рисунка.
Мини-проект Рaint
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word
Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку. Практические работы:
Освоение среды графического редактора Word.
Набор текста
Редактирование документа Форматирование документа Работа с фрагментами текста» Панель рисования Создание документа Мини-проект word
Виды деятельности обучающихся:
- чтение текста
- выполнение заданий и упражнений
- наблюдение за объектом изучения (компьютером)
- компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
- Опрос
- Тестирование
- эвристическая беседа
- разбор задания
- физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
4 класс
Повторение изученного в 3 классе
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Основные понятия, изученные в 3 классе. Проверка сформированности навыков работы с ПК, с программами Word, Paint.
Практические работы: «Организация рабочего места» «Создание рисунка в Painte» «Создание документа в Worde»
Мир объектов
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Компьютер, системы и сети
Компьютер - это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Создание презентаций в Power Point
Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MS Office PowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над мини-проектом. Практические работы: Освоение среды Power Point.
« Создание и макет слайдов»,
«Работа с текстом в презентации»,
«Вставка готовых фигур и рисунков»,
«Панель рисования»
Настройка анимации.
«Работа с анимациями.»
«Дизайн слайда»
«Работа со звуком»
«Вставка гиперссылок»
«Создание презентации»
Виды деятельности обучающихся:
- чтение текста
- выполнение заданий и упражнений
- наблюдение за объектом изучения (компьютером)
- компьютерный практикум (работа с электронным пособием)
- опрос
- тестирование
- эвристическая беседа
- разбор задания
- физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Основные виды учебной деятельности
Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
• выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
• называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
• выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
• сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);
• формулирование суждения и умозаключения.
Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
• преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.);
• описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
• создание текстовой, математической и графической моделей объекта окружающего мира;
• создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
• сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)!
• обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
• осуществление коммуникативного процесса с помощью программы Skyре;
• поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является внеурочное занятие. В первой части занятия проводиться объяснение нового материала, а в конце занятия планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в начальных классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Название темы |
| Характеристика видов деятельности учащихся |
Повторение: информация, человек и компьютер | Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |
| ||
Действия с информацией | . | Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Мир объектов | . | Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
| ||
Компьютер, системы и сети | . | Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Тематическое планирование
3 класс
Темы раздела | Количество часов всего | Теория | Практика |
Информация, человек и | 5 | 5 | |
компьютер. | |||
Знакомство с | 3 | 1 | 2 |
Персональным | |||
Компьютером | |||
Действия с информацией | 7 | 7 | |
Освоение клавиатурного | 2 | 1 | 1 |
Тренажера | |||
Изучение простейшего | 8 | 2 | 6 |
графического редактора | |||
Знакомство с текстовым | 9 | 2 | 7 |
процессором MS Office Word | |||
Всего | 34 | 17 | 16 |
4 класс
Темы раздела | Количество часов всего | теория | практика |
Повторение изучен- | 3 | 3 | |
ного в 3 классе. | |||
Мир объектов | 9 | 9 | |
Компьютерные | 6 | 6 | |
системы и сети | |||
Учимся создавать | 16 | 2 | 14 |
презентации в MS | |||
Office Power Point | |||
Всего | 34 | 17 | 17 |
5. Календарно-тематическое планирование
для внеурочной деятельности по информатике
«Увлекательный мир информатики»
для 3 класса
№ | Тема урока | Кол.часов | Дата проведения: план/факт | ||
1 | Техника безопасности Человек и информация. | 1 ч | |||
2 | Практическая работа №1 «Знакомство с основными устройствами компьютера» | 1 ч | |||
3 | Источники и приемники информации. | 1 ч | |||
4 | Человек и компьютер. | 1 ч | |||
5 | Компьютер | 1 ч | |||
6 | Практическая работа №2 «Освоение работы с мышкой. Разукрашка» | 1 ч | |||
7 | Носители информации. | 1 ч | |||
8 | Клавиатура | 1 ч | |||
9 | Практическая работа №3 «Клавиатурный тренажёр» | 1 ч | |||
10 | Графического редактор Paint. | 1 ч | |||
11 | Практическая работа № 5«Освоение среды графического редактора Paint.» | 1 ч | |||
12 | Практическая работа № 6 Инструменты для рисования | 1 ч | |||
13 | Практическая работа №7 «Сохранение рисунка» | 1 ч | |||
14 | Практическая работа №8 «Работа с фрагментами рисунков» | 1 ч | |||
15 | Практическая работа №9 «Создание изображения в Painte» | 1 ч | |||
16 | Практическая работа №10 «Создание своего рисунка» | 1 ч | |||
17 | Мини-проект Рaint | 1 ч | |||
18 | Обобщение по теме «Информация, человек и компьютер» | 1 ч | |||
19 | Получение информации. | 1 ч | |||
20. | Текстовый редактор Word | 1 ч | |||
21. | Практическая работа № 11«Освоение среды текстового редактора Word.» | 1 ч | |||
22. | Представление информации. | 1 ч | |||
23. | Практическая работа № 12 «Набор текста» | 1 ч | |||
24. | Кодирование информации. | 1 ч | |||
25. | Практическая работа № 13 «Редактирование документа» | 1 ч | |||
26. | Кодирование и шифрование данных | 1 ч | |||
27. | Практическая работа № 14 «Форматирование документа» | 1 ч | |||
28. | Хранение информации. | 1 ч | |||
29. | Практическая работа № 15 ««Работа с фрагментами текста» | 1 ч | |||
30. | Обработка информации | 1 ч | |||
31 | Практическая работа № 16 «Панель рисования» | 1 ч | |||
32 | Практическая работа № 17 «Создание документа» | 1 ч | |||
33 | Обобщение по теме «Действия с информацией» | 1 ч | |||
34 | Мини-проект word | 1 ч |
4 класс
1 | Правила техники безопасности. Повторение основных понятий . Практическая работа №1 «Организация рабочего места» | 1 ч | |
2 | Практическая работа №2«Создание рисунка в Painte» | 1 ч | |
3 | Практическая работа №3«Создание документа в Worde» | 1 ч | |
4 | Объект, его имя и свойства. | 1 ч | |
5 | Знакомство с MS Office PowerPoint | 1 ч | |
6 | Объект и его свойства | 1 ч | |
7 | Практическая работа №4 « Освоение среды Power Point.» | 1 ч | |
8 | Функции объекта | 1 ч | |
9 | Практическая работа №5 «Создание и макет слайда» | 1 ч | |
10 | Отношения между объектами | 1 ч | |
11 | Практическая работа № 6 «Работа с текстом в презентации» Вставка готовых фигур и рисунков. | 1 ч | |
12 | Отношения между объектами | 1 ч | |
13 | Практическая работа №7 « Вставка готовых фигур и рисунков.» | 1 ч | |
14 | Характеристика объекта | 1 ч | |
15 | Практическая работа №8 «Панель рисования» | 1 ч | |
16 | Характеристика объекта | 1 ч | |
17 | Практическая работа №9 «Дизайн слайда» | 1 ч | |
18 | Документ и данные об объекте | 1 ч | |
19 | Практическая работа №10 «Настройка анимации.» | 1 ч | |
20 | Обобщение по теме« Мир объектов» | 1 ч | |
21 | Практическая работа № 11«Работа с анимациями.» | 1 ч | |
22 | Компьютер – это система | 1 ч | |
23 | Практическая работа № 12 «Работа со звуком» | 1 ч | |
24 | Системные программы и операционная система | 1 ч | |
25 | Практическая работа №13 «Вставка гиперссылок» | 1 ч | |
26 | Файловая система | 1 ч | |
27 | Практическая работа №14 «Создание презентации.» | 1 ч | |
28 | Компьютерные сети | 1 ч | |
29 | Практическая работа №15 «Создание презентации.» | 1 ч | |
30 | Информационные системы | 1 ч | |
31 | Практическая работа №16 «Создание презентации.» | 1 ч | |
32 | Практическая работа № 17 «Создание презентации» | 1 ч | |
33 | Обобщение по теме «Компьютер, системы и сети» «Мир объектов». | 1 ч | |
34 | Мини-проект | 1 ч |
6. Материально-техническое обеспечение
• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс;
• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 4 класс;
• методическое пособие для учителя;
• Электронное сопровождение УМК:
• ЭОР Единой коллекции (http://school-collection.edu. ги/) к учебнику Н. В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс;
• ЭОР Единой коллекции «Системы виртуальных лабораторий но информатике: задачник 2—6»;
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 3 класс, Н. В. Матвеева и др.;
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 4 класс, Н. В. Матвеева и др.;
• авторская мастерская Н. В. Матвеевой (http://metodist. lbz .ru/authors/informatika/4/);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"
С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...
Внеурочная деятельность 5-6 класс "Увлекательное чтение"
Рабочая программа внеурочной деятельности«Увлекательное чтение»Для 5-6 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умени...
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)
Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....
Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Увлекательное путешествие"
Программа разработана к УМК "Английский язык" Комаровой Ю.А....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Информатика вокруг нас"
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 2 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...