Методическая разработка Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счислений при помощи калькулятора
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Лаврентьев Валерий Александрович

Методическая разработка Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счислений при помощи калькулятора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель информатики

ГБОУ СОШ  №592 г. Санкт-Петербург

Лаврентьев Валерий Александрович

Цели урока:

Обучающая

Обобщить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представления учащихся о возможностях приложения Калькулятор.

Развивающая

        Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.

Воспитывающая

        Продолжить формирование навыков самостоятельной работы на компьютере.  Развивать культуру общения, умение работать в паре.

Задачи:

Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить пользоваться приложением Калькулятор

Оборудование:

        Презентация к данному уроку

        Карточки

        

Тип урока:

Комбинированный урок

Знания и навыки учащихся:

 Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. Умение работать на компьютере с приложением Калькулятор

Ход урока

  1. Организационный момент.

В организационный момент включается проверка домашнего задания. Учитель выясняет, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников.

  1. Актуализация опорных  знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

•        что такое система счисления;

•        дайте определение понятию «основание системы счисления»;

•        как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

  • позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
  • непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.

Решим устно: слайды

1.Двоичное число 1010000 в десятичной записи имеет вид:

А)  81

Б)  92

В)  80

Г)   78

2.Десятичное  число 118  в двоичной записи имеет вид:

А) 1110010

Б) 1110011

В) 1110110

Г) 1111001

3.Двоичное число 1001 в десятичной записи имеет вид:

А) 9

Б) 8

В) 17

Г) 10

Значит , чтобы перевести числа из двоичной системы в десятичную и наоборот мы должны ….

Слайды8-9

Изучение нового материала.

Мы с вами повторили, как переводятся десятичные числа в двоичную систему счисления и наоборот. А сегодня на уроке рассмотрим  как  переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно можно с помощью приложения Калькулятор. Сейчас мы будем работать с приложением Калькулятор. Давайте посмотрим, как его найти и как настроить для работы. (Слайд 12-16)

 

Учитель: А теперь, опираясь на новые знания, переведем несколько чисел. А для этого нам понадобится сесть за компьютеры. Давайте вспомним основные правила ТБ при работе на ПК.

Прочитайте про себя  все внимательно правила и давайте будем следовать им при работе за компьютером. (Учащиеся выполняют практическую работу)

Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид- инженерный). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:

                                                                                                                   

    Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.

        Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec  переводим его в десятичную систему счисления.

Закрепление. Практическая работа  в приложении Калькулятор. 

Нарисуй фигуру

Каждой паре выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо:

а) перевести координаты точек в десятичную систему;

б) проверить правильность с помощью программы Калькулятор (этот пункт при желании можно пропустить);

в) построить по ним фигуру в координатной плоскости по вариантам:

Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.  Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – .

Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

I вариант (буква Г)

Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101;101)

 

2

(101;101000)

 

3

(11001;101000)

 

4

(11001;100011)

 

5

(1010;100011)

 

6

(1010;101)

 

7

(101;101)

 

Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).

I вариант. Звезда

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(10; 1111)

 

2

(1000; 10000)

 

3

(1011; 10110)

 

4

(1110; 10000)

 

5

(10100; 1111)

 

6

(10000; 1010)

 

7

(10010; 100)

 

8

(1011; 111)

 

9

(100; 100)

 

10

(110; 1010)

 

11

(10; 1111)

 

Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7), (4;4), (6;10), (2;15)

II вариант. Ракета

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(1000; 10)

 

2

(101; 10)

 

3

(1000; 1010)

 

4

(1000; 10101)

 

5

(1011; 11001)

 

6

(1110; 10101)

 

7

(1110; 1010)

 

8

(10001; 10)

 

9

(1110; 10)

 

10

(1110; 111)

 

11

(1100; 111)

 

12

(1101; 10)

 

13

(1001;10)

 

14

(1010; 111)

 

15

(1000; 111)

 

16

(1000; 10)

 

Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2), (14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).

Давайте посмотрим как можно перевести числа в программе EXSEL

Слайд 20

Ну а сейчас, ребята , поиграем.

 Слайд 21

   Итог урока.

Что нового узнали на уроке? (В виде беседы с классом.)

Рефлексия.

Вам понравился урок?  Чтобы узнать мнение учащихся, учесть их интересы и  лучше подготовиться к следующему уроку, можно подготовить два вида смайликов.  Учащиеся выберают тот смайлик, который соответствует их настроению.

Слайд22

Дом. задание

Вывод:

Данный урок сопровождается презентацией. С помощью мультимедийного проектора на экране учащиеся наглядно видят весь теоретический и практический материал данного урока, что повышает результативность и усвояемость данного материала.

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту по информатике

 (автор Босова Л.Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»),  имеющему  гриф «Допущено» Министерства образования РФ.

Учебное пособие:

  1. Информатика: Учебник
  2. /Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр.  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  1. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

Используемая методическая литература:

  1. Уроки информатики в 8-9 классах: Методическое пособие/  Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
  2. Занимательные задачи по информатике

/ Л.Л.Босова,   А.Ю.Босова, Ю.Г. Коломенская. – 2-е изд., испр. – М.: Бином.  Лаборатория знаний, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную"

Флеш-тест для проверки знаний учащихся 6 класса (учебник "Информатика и ИКТ" Л. Босовой) по теме "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную"....

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления и десятичную"

В данном конспекте предуслотрены новые требования ФГОС, используется презентация, для демонстрации решения примеров, в конце урока проводится интересная викторина (с межпредметными связями)...

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную"

Представлен конспект урока с применением системно-деятельностного подхода...

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную

Цель: сформировать у обучающихся навыки и умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную.Задачи:Образовательные: • закрепить алгоритм перевода чисел из двоичной системы в...

Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".

Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...