Методическая разработка Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счислений при помощи калькулятора
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Методическая разработка Перевод чисел из десятичной в двоичную системы счислений при помощи калькулятора
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель информатики
ГБОУ СОШ №592 г. Санкт-Петербург
Лаврентьев Валерий Александрович
Цели урока:
Обучающая
Обобщить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления, расширить представления учащихся о возможностях приложения Калькулятор.
Развивающая
Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.
Воспитывающая
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы на компьютере. Развивать культуру общения, умение работать в паре.
Задачи:
Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить пользоваться приложением Калькулятор
Оборудование:
Презентация к данному уроку
Карточки
Тип урока:
Комбинированный урок
Знания и навыки учащихся:
Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. Умение работать на компьютере с приложением Калькулятор
Ход урока
- Организационный момент.
В организационный момент включается проверка домашнего задания. Учитель выясняет, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос:
• что такое система счисления;
• дайте определение понятию «основание системы счисления»;
• как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
- позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
- непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.
Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
Решим устно: слайды
1.Двоичное число 1010000 в десятичной записи имеет вид:
А) 81
Б) 92
В) 80
Г) 78
2.Десятичное число 118 в двоичной записи имеет вид:
А) 1110010
Б) 1110011
В) 1110110
Г) 1111001
3.Двоичное число 1001 в десятичной записи имеет вид:
А) 9
Б) 8
В) 17
Г) 10
Значит , чтобы перевести числа из двоичной системы в десятичную и наоборот мы должны ….
Слайды8-9
Изучение нового материала.
Мы с вами повторили, как переводятся десятичные числа в двоичную систему счисления и наоборот. А сегодня на уроке рассмотрим как переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно можно с помощью приложения Калькулятор. Сейчас мы будем работать с приложением Калькулятор. Давайте посмотрим, как его найти и как настроить для работы. (Слайд 12-16)
Учитель: А теперь, опираясь на новые знания, переведем несколько чисел. А для этого нам понадобится сесть за компьютеры. Давайте вспомним основные правила ТБ при работе на ПК.
Прочитайте про себя все внимательно правила и давайте будем следовать им при работе за компьютером. (Учащиеся выполняют практическую работу)
Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид- инженерный). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:
Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.
Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec переводим его в десятичную систему счисления.
Закрепление. Практическая работа в приложении Калькулятор.
Нарисуй фигуру
Каждой паре выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо:
а) перевести координаты точек в десятичную систему;
б) проверить правильность с помощью программы Калькулятор (этот пункт при желании можно пропустить);
в) построить по ним фигуру в координатной плоскости по вариантам:
Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания. Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – .
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
I вариант (буква Г)
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (101;101) |
|
2 | (101;101000) |
|
3 | (11001;101000) |
|
4 | (11001;100011) |
|
5 | (1010;100011) |
|
6 | (1010;101) |
|
7 | (101;101) |
|
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).
I вариант. Звезда
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (10; 1111) |
|
2 | (1000; 10000) |
|
3 | (1011; 10110) |
|
4 | (1110; 10000) |
|
5 | (10100; 1111) |
|
6 | (10000; 1010) |
|
7 | (10010; 100) |
|
8 | (1011; 111) |
|
9 | (100; 100) |
|
10 | (110; 1010) |
|
11 | (10; 1111) |
|
Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7), (4;4), (6;10), (2;15)
II вариант. Ракета
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (1000; 10) |
|
2 | (101; 10) |
|
3 | (1000; 1010) |
|
4 | (1000; 10101) |
|
5 | (1011; 11001) |
|
6 | (1110; 10101) |
|
7 | (1110; 1010) |
|
8 | (10001; 10) |
|
9 | (1110; 10) |
|
10 | (1110; 111) |
|
11 | (1100; 111) |
|
12 | (1101; 10) |
|
13 | (1001;10) |
|
14 | (1010; 111) |
|
15 | (1000; 111) |
|
16 | (1000; 10) |
|
Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2), (14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).
Давайте посмотрим как можно перевести числа в программе EXSEL
Слайд 20
Ну а сейчас, ребята , поиграем.
Слайд 21
Итог урока.
Что нового узнали на уроке? (В виде беседы с классом.)
Рефлексия.
Вам понравился урок? Чтобы узнать мнение учащихся, учесть их интересы и лучше подготовиться к следующему уроку, можно подготовить два вида смайликов. Учащиеся выберают тот смайлик, который соответствует их настроению.
Слайд22
Дом. задание
Вывод:
Данный урок сопровождается презентацией. С помощью мультимедийного проектора на экране учащиеся наглядно видят весь теоретический и практический материал данного урока, что повышает результативность и усвояемость данного материала.
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту по информатике
(автор Босова Л.Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»), имеющему гриф «Допущено» Министерства образования РФ.
Учебное пособие:
- Информатика: Учебник
- /Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Используемая методическая литература:
- Уроки информатики в 8-9 классах: Методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Занимательные задачи по информатике
/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г. Коломенская. – 2-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную"
Флеш-тест для проверки знаний учащихся 6 класса (учебник "Информатика и ИКТ" Л. Босовой) по теме "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную"....
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления и десятичную"
В данном конспекте предуслотрены новые требования ФГОС, используется презентация, для демонстрации решения примеров, в конце урока проводится интересная викторина (с межпредметными связями)...
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную"
Представлен конспект урока с применением системно-деятельностного подхода...
Методическая разработка открытого урока "Представление информации в двоичной системе счисления"
Представление информации в двоичной системе счисления...
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную
Цель: сформировать у обучающихся навыки и умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную.Задачи:Образовательные: • закрепить алгоритм перевода чисел из двоичной системы в...
Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".
Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...