Организация самостоятельной работы
статья по информатике и икт (7 класс) на тему
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_samostoyatelnoy_raboty.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении практических заданий и наращиваются темпы их выполнения.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение имеют:
– принцип доступности и систематичности;
– связь теории с практикой;
– принцип постепенности в нарастании трудностей;
– принцип творческой активности;
– принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе обучающихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (например, выполнить задание по инструкции). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы, сопровождаемый четкими объяснениями. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся. Например, основываясь на правилах создания анимации формы, которую мы изучили на примере создания новогодней открытки, подготовить анимационную открытку на другую тему.
Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно преподаватель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны.
Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше по уровню знаний и умений, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях.
Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью. Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает творческий потенциал ученика.
Для овладения знаниями, умениями и навыками различным обучающимся требуется разное время. Поэтому необходим дифференцированный подход к ученикам. Например, при изучении раздела “Элементы программирования. Создание кнопок в программе Flash” для обучающихся с разным уровнем знаний предлагаются разноуровневые задания. Однако дифференциация по уровню умственного развития, навыков и умений не получает в современной педагогике однозначной оценки. В ней наряду с положительными имеются и отрицательные аспекты. Большую часть отрицательных моментов можно избежать или скомпенсировать при последовательном и педагогически правильном подходе.
При изучении Flash анимации и элементов программирования во Flash, можно поступить следующим образом:
После необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на ПК. Каждый ученик имеет на руках полный сборник практических работ. В этот сборник включены:
Практические работы обучающего характера – выполняя их, ученики знакомятся с новыми возможностями изучаемого приложения, действуя по алгоритму, подробно описывающему порядок выполнения задания. Эти работы содержат, так же, и весь необходимый теоретический материал.
Практические работы тренировочного характера – они содержат краткий алгоритм или подсказку, которые помогают ученикам выполнить задание. Если предлагаемая задача аналогична уже разобранной, то или подсказки она не содержит.
Практические работы творческого характера – выполняя их, ученики основываются на умениях и навыках, полученных на предыдущих занятиях для решения новых нестандартных задач, а также вынуждены самостоятельно освоить новую функцию или возможность изучаемого приложения.
Задания первого уровня оцениваются на «3», второго – на «4», третьего – на «5».
Ученик сам выбирает, на каком уровне ему остановиться и получает соответствующую оценку.
Таким образом:
Слабые ученики получают возможность испытать «ситуацию успеха», выполняя только задания репродуктивного уровня. Причем, этот ученик может попытаться выполнить задания и более высокого уровня, но в случае неудачи – работа не оценивается.
Более сильные ученики получают возможность быстрее и глубже развивать свои умения и навыки, реализовать свой творческий потенциал.
Но иногда, ученики с заниженной самооценкой просто боятся заданий более высокого уровня. Задача учителя – стимулировать и направлять таких учеников. Можно предложить им выполнить работу более высокого уровня во внеурочное время, когда у ученика исчезает страх перед учителем – за оценку и перед одноклассниками – опозориться.
На первом уроке ученики знакомятся с возможностями изучаемой программы. Учащимся демонстрируются открытки, баннеры, тесты, игры выполненные средствами Adobe Flash. Параллельно с показом профессиональных работ демонстрируются аналогичные работы, выполненные учениками при изучении данной темы на уроках информатики прошлых лет.
На втором уроке учитель знакомит учащихся с основными понятиями и операциями, используемыми в программе Flash.
Учитель коротко дает объяснения и одновременно проводит манипуляции на компьютере.
Ученики ничего в ходе объяснения не записывают. Задача учителя активизировать слуховую и зрительную память учащихся. Все, что говорит и показывает учитель во второй половине первого и на втором уроке находит отражение в тексте практических работ.
В оставшееся время учащиеся приступают к выполнению практической работы №1.
С выполнения этой же работы начнется третий урок по изучению новой программы.
Изучение возможностей новой компьютерной программы и выработка необходимых навыков решения поставленных задач проводится по комплексу практических заданий для обучения работе в программе Adobe Flash CS3.
Курс практических работ основан на двух основных принципах:
Индивидуально-ориентированный подход и самостоятельность.
Работы условно можно разделить на 3 группы:
Обучающие.
Тренировочные.
Творческие.
Выполнение обучающих работ обязательно для всех учеников. В текстах работ данной группы дается подробный алгоритм с указанием не только необходимых для решения данной задачи операций, но и каким образом эту операцию можно выполнить. Эти работы носят репродуктивный характер и не требуют от ученика творчества или особых умственных способностей.
В тренировочных работах для слабых учеников обязательны только те задания, которые содержат алгоритм для выполнения. Остальные задания данной группы он может не выполнять вообще, но обязанность учителя – постараться заинтересовать ученика, стимулируя его деятельность или предоставляя ему время для работы на компьютере после уроков.
Выполнение работ творческого типа обязательно только для сильных учеников, претендующих на отличную оценку. Эти задания не содержат алгоритма выполнения или подсказки. Более того, для успешного решения поставленной задачи ученику может потребоваться дополнительная литература, умение анализировать и систематизировать данные.
Ученик сам выбирает, на каком уровне ему остановиться, основываясь на своих индивидуальных особенностях и мотивации к обучению.
Учитель не ограничивает учеников тем или иным уровнем. Более того, он старается стимулировать попытки ученика выполнить более сложное задание.
После введения в практику изучения компьютерных технологий личностно-ориентированного подхода отмечается повышение качества знаний. Некоторые ученики проявляют завидное упорство в стремлении добиться положительного результата.
В связи с тем, что уже ко 2–3-му уроку – практикуму наблюдается все возрастающий разброс в тематике выполняемых учениками работ, фронтальный опрос или объяснение нового материала всему классу одновременно становится нецелесообразным.
И в самом деле:
Одна часть учеников продвинулись далеко вперед и им уже не интересно и ненужно тратить время на выслушивание уже знакомого.
Другая часть еще не «дошла» до этого, и объяснение будет им непонятно и неинтересно.
Акцент делается на самостоятельное изучение нового материала, применения ранее изученного для решения задач нового типа.
Но самостоятельность не значит «Что хочу, то и делаю».
Во-первых – ученик имеет право (и пользуется им) обратиться к учителю за помощью (оценка за это не снижается).
Во-вторых – учитель контролирует действия учеников в ходе выполнения работы и вмешивается, если видит, что ученик нуждается в помощи, подсказке или по каким-то причинам выполняет задание неправильно.
В-третьих – каждая завершенная работа (задача) проверяется учителем. Учитель делает свои замечания (если требуется), отмечает, где можно было добиться тех же результатов более коротким или простым путем, проводит краткий опрос (2 – 3 вопроса) по данной работе.
В-четвертых – ученик не может приступить к выполнению следующего задания, если он не отчитался по предыдущему.
Перед началом практического курса изучения ученики получают краткий справочник основных операций изучаемой программы, которым он может пользоваться на уроке и во внеурочное время при работе с компьютером. Ученики так же вносят в этот справочник свои дополнения.
Ученик, приступая к работе самостоятельно, берет сборник, находит место, на котором остановился и приступает к работе. Сохранение всех работ в личной папке ученика обязательно!
Заключение.
Перед каждым учителем непременно возникают проблемы: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Ответом может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, а значит учета индивидуальных особенностей ребенка при выборе форм контроля приобретенных знаний, умений и навыков.
Учащийся сам, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную «траекторию» своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то учитель должен стимулировать работу ученика так, чтобы он стремился к более высокому уровню.
Выбрав по своим желаниям и возможностям уровень выполнения заданий, ученик может их выполнять как на уроке, так и во внеурочное время. Поэтому учителю не рекомендуется заставлять ученика сдавать материал, если тот не изъявил на это желания.
Программой не ставится задача освоения школьниками всех программных средств, используемых на ПК. Последнее просто не представляется возможным в рамках отводимых учебных часов, да и не является целесообразным, учитывая все многообразие таких программ. Гораздо важнее показать школьникам основные преимущества, предоставляемые ЭВМ человеку, которые и определяют широту распространения средств вычислительной техники.
Отбирая материал для курса по изучению компьютерных технологий, учитывалась одна из основных целей обучения – школьник должен не только научиться выполнять избранные операции в избранных приложениях, но и овладеть умением самостоятельно отыскать и освоить незнакомую программу или приложение, знание которых ему потребуются на его жизненном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обществознание. Практикум для организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь фо...
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия
Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ....
Организация самостоятельной работы учащихся учителями гуманитарного цикла
говорится о формах саостоятельной деятельности, о перспективах...
Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля
Самостоятельная работа как учебная деятельность, предпологающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине....
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"
Работа с источниками на учебных занятиях по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны...