Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля
статья по химии на тему

Искакова Гульфира Каримовна

Самостоятельная работа как учебная деятельность, предпологающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_no2.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГОУ СПО Акъярский горный колледж имени И. Тасимова

Доклад на тему:

Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля 

                                                               Преподаватель химии:

                                                  Искакова Г.К.

с. Акъяр 2011

Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.

 

        В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.

Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.

 Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;

Самостоятельные работы как виды студенческой продукции;

Самостоятельная работа как условие обучения студентов в колледже, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;

Самостоятельная работа как форма организации обучения;

Самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов;

Самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.

Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управления. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.

Нормативное обеспечение предполагает разработку перечня документов, регулирующих самостоятельную работу студентов, к которым мы относим графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о производственной практике, Требования к курсовым и квалификационным работам.

Выполняемая учащимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

  1. по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;
  2. по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и т.д.
  3. по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
  4. по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;
  5. по месту выполнения – классная, домашняя;
  6. по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная;

При этом процесс ее проведения предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж учителем детей о целях и способах выполнения предлагаемой работы; разбивка задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий); включение  упражнений, ориентированных на  частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм); проверка правильности ее выполнения и коррекция неточностей; самоконтроль или контроль преподавателя.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;

групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);

парной, например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в   кабинете биологии;

индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.

Самостоятельная работа может проходить в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных мероприятий, дома.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой.

Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.

Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями:

  1. мотивирование учебных заданий;
  2. четкая постановка цели, задач;
  3. определение алгоритма при выполнении задания;
  4. проведение групповых и индивидуальных консультаций;
  5. определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;
  6. индивидуализация заданий.

Своеобразие самостоятельной работы студента как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют самостоятельные действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью (установить новый факт, явление, найти новые способы решения учебной задачи). Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля – одной из важнейших форм  саморегуляции студента. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращение к таблице, словарю, справочнику, прибору, мысленно формулирует ответ). Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия одновременно.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, конструированные детали, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Литература.

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2007 г.
  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2008 г.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2007 г.
  4. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2009 г.
  5. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ....

Организация самостоятельной работы студентов

Презентация по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...

Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности

Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...

Формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики)

В статье рассматриваются формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики)....