Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля
статья по химии на тему
Самостоятельная работа как учебная деятельность, предпологающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_no2.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
ГОУ СПО Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Доклад на тему:
Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля
Преподаватель химии:
Искакова Г.К.
с. Акъяр 2011
Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.
Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.
Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;
Самостоятельные работы как виды студенческой продукции;
Самостоятельная работа как условие обучения студентов в колледже, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;
Самостоятельная работа как форма организации обучения;
Самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов;
Самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.
Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управления. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.
Нормативное обеспечение предполагает разработку перечня документов, регулирующих самостоятельную работу студентов, к которым мы относим графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о производственной практике, Требования к курсовым и квалификационным работам.
Выполняемая учащимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:
- по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;
- по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и т.д.
- по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
- по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;
- по месту выполнения – классная, домашняя;
- по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная;
При этом процесс ее проведения предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж учителем детей о целях и способах выполнения предлагаемой работы; разбивка задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий); включение упражнений, ориентированных на частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм); проверка правильности ее выполнения и коррекция неточностей; самоконтроль или контроль преподавателя.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:
фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;
групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);
парной, например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в кабинете биологии;
индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.
Самостоятельная работа может проходить в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных мероприятий, дома.
Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой.
Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.
Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями:
- мотивирование учебных заданий;
- четкая постановка цели, задач;
- определение алгоритма при выполнении задания;
- проведение групповых и индивидуальных консультаций;
- определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;
- индивидуализация заданий.
Своеобразие самостоятельной работы студента как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют самостоятельные действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью (установить новый факт, явление, найти новые способы решения учебной задачи). Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля – одной из важнейших форм саморегуляции студента. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращение к таблице, словарю, справочнику, прибору, мысленно формулирует ответ). Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия одновременно.
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, конструированные детали, подготовленные ответы на вопросы.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Литература.
- Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2007 г.
- Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2008 г.
- Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2007 г.
- Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2009 г.
- Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия
Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ....
Организация самостоятельной работы студентов
Презентация по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)
В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...
Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...
Формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики)
В статье рассматриваются формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики)....