Рабочая программа по информатике, 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Морозкина Галина Геннадьевна

Рабочая программа по информатике, 11 класс учебник Семакин И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_11_klass.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                  

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения

 Председатель МО_______

                   Кулагина О.В.

Протокол №1 от 28.08.2017 г.

                           Утверждаю.

Директор МБОУ «Марьяновская

средняя общеобразовательная школа»

 
                          __________/Кипаева Г.А/

Приказ №  121  от 28.08.2017  г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика и ИКТ»

в 11 классе
 

Авторская  программа,  на основе которой разработана данная рабочая программа:

 Программа базового курса информатики    для общеобразовательных учреждений - Информатика - 2-11 классы.
Автор: Семакин И.Г., 2005.

Составитель: учитель  

 МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»

 Морозкина Г.Г.


 

        

                                                     2017 год


1.Пояснительная записка

1.1  Цель изучения информатики.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•   освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

•   овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

1.2   Общая характеристика учебного предмета.

В современном обществе  происходят  интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.  Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например,  гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку  задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты.  Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

1.3. Место учебного предмета в учебном плане  

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс  11 класса ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа, согласно ФК БУП от 2004 года.  

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт  среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень),  рекомендованная Минобрнауки РФ.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

1.        Учебник «Информатика  и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов [1]

2.        Компьютерный практикум [2]

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической  и практической  составляющих: освоение системы базовых знаний,  овладение умениями информационной деятельности,  развитие и  воспитание учащихся,  применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

1.4. Результаты освоения курса

Основные содержательные линии  общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие   содержательные линии  курса информатики в основной школе:

-        Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах;  информационные основы процессов управления);

-        Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

-        Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

-        Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

-        Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,  являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».


  1. Тематическое планирование.

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Информационные системы (§24)

1

1

2. Гипертекст  (§25)

2

1

1 (№3.1)

3. Интернет как информационная система (§§26-28)

6

3

3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5)

4. Web-сайт (§29)

3

1

2 (№3.6, №3.7*)

5. ГИС   (§30)

2

1

1 (№3.8)

6. Базы данных и СУБД   (§§31-33)

5

3

2 (№3.9,  3.10)

7. Запросы к базе данных  (§§34-35)

5

2

3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*)

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование  (§§36-37)

4

2

2 (№№ 3.16, 3.17)

9. Корреляционное моделирование (§38)

2

1

1 (№3.18)

10. Оптимальное планирование (§39)

2

1

1 (№3.19)

11. Социальная информатика (§§40-43)

3

2

1 (Реферат-презентация)

  1. Содержание учебного предмета
  1.  Планируемые результаты изучения информатики

Тема 1.  Информационные системы

Учащиеся должны знать:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем

Тема 2. Гипертекст  

Учащиеся должны знать:

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

- автоматически создавать оглавление документа

- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

- назначение  коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое  поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Тема 4. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью MS Word

- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

- что такое ГИС

- области приложения ГИС

- как устроена ГИС

- приемы навигации в ГИС

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

Тема 7. Запросы к базе данных  

Учащиеся должны знать:

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

- создавать отчеты (углубленный уровень)

Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование  

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 9. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

Тема 10. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Тема 11. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

 

  1. Календарно-тематическое планирование, 11 класс  

№ п/п

Наименование тем  и разделов

Вид занятия

Виды самост. работы Лабораторные, практические работы

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Что такое система. §1

вводный урок

Практическая работа 1.1. «Модели систем»

05.09

2

Модели систем. §2

КУ

Практическая работа 1.2 «Проектные задачи по системологии»

12.09

3

Пример структурной модели предметной области. §3

УИНМ

19.09

4

Что такое информационная система.§4

УИНМ

26.09

5

База данных-основа информационной системы.§5

КУ

Практическая работа 1.3 «Знакомство с СУБД Microsoft Access»

03.10

6

Проектирование многотабличной базы данных. §6

КУ

Практическая работа 1.4 Создание базы данных «Приёмная комиссия»

10.10.

7

Создание базы данных. §7

УИНМ

Практическая работа 1.5. Проектные задания на разработку базы данных

17.10

8

Запросы как приложения информационной системы. §8

КУ

Работа  1.6 .   Реализация  простых  запросов   в  режиме  дизайна  (конструктора  запросов )  

24.10.

9

Запросы как приложения информационной системы. §8

КУ

Работа  1.7. Расширение  базы  данных   «Приемная  комиссия. Работа с формой  

07.11

10

Логические условия выбора данных §9.

КУ

 Работа 1.8. Реализация  сложных  запросов к  базе данных  «Приемная комиссия»  

14.11

11

Логические условия выбора данных §9.

КУ

Работа 1.9. Создание отчета

21.11

Глава 2. Интернет

 12

Организация  глобальных сетей §10

УИНМ

28.11

13

Интернет как глобальная информационная система §11

КУ

 Работа  2.1.  Интернет.  Работа с электронной  почтой  и  телеконференциями  

5.12

14

World Wide Web – всемирная паутина §12

КУ

 Работа  2 . 2 .   Интернет. Работа с браузером. Просмотр   wеб- страниц  Работа  2 .3 .   Интернет. Сохранение загруженных    wеб- страниц

12.12

15

Инструменты для разработки Web-сайтов §13

КУ

 Работа  2.4.   Разработка WEB-сайта  в NVU

19.12

16

Создание сайта «Домашняя страница» §14

КУ

26.12

17

Создание таблиц и списков на Web –странице §15

КУ

 Работа  2.5. Разработка сайта «Моя семья»

16.01

18

Основы языка HTML

КУ

 Работа  2.6 Разработка сайта «Животный мир»

23.01

19

Основы языка HTML

КУ

 Работа  2.7 Выполнение проектов на разработку сайта

30.01

20

Основы языка HTML

Практикум

Защита проекта.

06.02

Глава3. Информационное моделирование

21

Компьтерное информационное моделирование §16

 УИНМ

13.02

22

Моделирование зависимостей между величинами §17

КУ

 Работа  3.1. Получение регрессионных моделей

20.02

23

Модели статистического прогнозирования §18

КУ

 Работа  3.2. Прогнозирование

27.02

24

Модели статистического прогнозирования §18

КУ

 Работа  3.3. Получение проектных заданий на получение регрессионных зависимостей

06.03

25

Моделирование корреляционных зависимостей §19

 УИНМ

 Работа  3.4. Расчет корреляционных зависимостей

13.03

26

Моделирование корреляционных зависимостей §19

 УИНМ

Работа  3.5. Проектные задания на тему «Корреляционные зависимости»

20.03

27

Модели оптимального планирования §20

 УИНМ

Работа  3.6. Решение задачи оптимального планирования

10.04

28

Модели оптимального планирования §20

КУ

Работа  3.7. Проектные задания на тему «Оптимальное планирование»

17.04

 

Глава 4. Социальная информатика

 

29

Информационные ресурсы  §  21

УИНМ

24.04

30

Информационное общество§  22

УИНМ

 

08.05

31

Правовое регулирование в  информационной сфере. §  23 Проблема информационной безопасности  §  24

КУ

 Работа над презентацией «Социальная информатика»

15.05

32

Промежуточная аттестация.  Итоговое тестирование по курсу 11 класса

КУ

 Защита презентации «Социальная информатика»

22.05

  1. Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения. 

  1. Компьютерный класс
  2. Мультимедиапроектор
  3. Принтер. МФУ
  4. Модем ADSL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, аудиоколонки
  6. Локальная   сеть

Программные средства.

  • Операционная система Windows ХР, Linux
  • Антивирусная программа Антивирус Касперского Интернет Seqyrity
  • Программа-архиватор WinRar.
  • Интегрированное офисное приложение   OpenOffise.

5.2. Перечень наглядных и дидактических материалов

ЦОР  сети Интернет: http://metod-kopilka.ru,  

http://school-collection.edu.ru/catalog/,

http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/,

 http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/,

http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/,

http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/,

http://klyaksa.net и др.

  1. Учебно-методическое обеспечение предмета

1. Основная литература

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

         

2. Дополнительная литература

  1. Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков – М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009 – 363 с.
  2. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008. — 59 с.
  3. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008. — 85 с.
  4. Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008. — 61 с.
  5. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org  (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 62 c.
  6. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 80 с.
  7. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие.  Москва: 2008. 52 с.
  8. Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. – Москва: 2008. – 74 с.
  9. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  10. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  11. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.
  12. Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  13. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...