Рабочая программа по информатике, 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике, 10 класс, учебник Семакин И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_10_klass.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения Председатель МО_______ Кулагина О.В. Протокол №1 от 28.08.2017 г. | Утверждаю. Директор МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» Приказ № 121 от 28.08.2017 г. | |||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 10 классе
Авторская программа, на основе которой разработана данная рабочая программа:
Программа базового курса информатики для общеобразовательных учреждений - Информатика - 2-11 классы.
Автор: Семакин И.Г., 2005.
Составитель: учитель
МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»
Морозкина Г.Г.
2017 г.
1.Пояснительная записка
1.1 Цель изучения информатики.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
1.2 Общая характеристика учебного предмета.
В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Курс обеспечивает преподавание информатики в 10 классе на базовом уровне. Программа ориентирована на 1 ч/н и объемом 34 учебных часа. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения курса «Информатика» в основной школе (в 7-9 классах).
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).
2.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru)
Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.
1.4. Результаты освоения курса
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
- Тематическое планирование.
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Введение. Структура информатики. | 1 ч. | 1 | |
ИНФОРМАЦИЯ | 11 ч. | ||
2. Информация. Представление информации (§§1-2) | 3 | 2 | 1 (№1.1) |
3. Измерение информации (§§3-4) | 3 | 2 | 1 (№1.2) |
4. Представление чисел в компьютере (§5) | 2 | 1 | 1 (№1.3) |
5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) | 3 | 1,5 | 1,5 (№1.4, 1.5) |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | 5 ч. | ||
6. Хранение и передача информации (§7, 8) | 1 | 1 | |
7. Обработка информации и алгоритмы (§9) | 1 | Сам | 1 (Работа 2.1.) |
8. Автоматическая обработка (§10) информации | 2 | 1 | 1 (Работа 2.2.) |
9. Информационные процессы в компьютере (§11) | 1 | 1 | |
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера | ||
Проект для самостоятельного выполнения | Работа 2.4. настройка BIOS | ||
ПРОГРАММИРОВАНИЕ | 17 ч. | ||
10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14) | 1 | 1 | |
11. Программирование линейных алгоритмов (§15-17) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.1.) |
12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.2., 3.3) алгоритмов |
13. Программирование циклов (§21, 22) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.4.) |
14. Подпрограммы (§23) | 2 | 1 | 1 (Работа 3.5.) |
15. Работа с массивами (§24, 26) | 4 | 2 | 2 (Работа 3.6. , 3.7) |
16. Работа с символьной информацией (§27, 28) | 2 | 1 | 2 (Работа 3.8.) |
Всего: | 33 часа |
- Содержание учебного предмета
- Планируемые результаты изучения информатики
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Представление чисел в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- определять по внутреннему коду значение числа
Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- способы дискретного (цифрового) представление звука
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи
Тема 6. Хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
Учащиеся должны уметь:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой
Тема 8. Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 9. Информационные процессы в компьютере
Учащиеся должны знать:
- этапы истории развития ЭВМ
- что такое неймановская архитектура ЭВМ
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров
Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
- система команд компьютера
- классификация структур алгоритмов
- основные принципы структурного программирования
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
Тема 11. Программирование линейных алгоритмов
Учащиеся должны знать
- систему типов данных в Паскале
- операторы ввода и вывода
- правила записи арифметических выражений на Паскале
- оператор присваивания
- структуру программы на Паскале
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале
Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Учащиеся должны знать
- логический тип данных, логические величины, логические операции
- правила записи и вычисления логических выражений
- условный оператор IF
- оператор выбора select case
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления
Тема 13. Программирование циклов
Учащиеся должны знать
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом
- операторы цикла while и repeat – until
- оператор цикла с параметром for
- порядок выполнения вложенных циклов
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром
- программировать итерационные циклы
- программировать вложенные циклы
Тема 14. Подпрограммы
Учащиеся должны знать
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы
- правила описания и использования подпрограмм-функций
- правила описания и использования подпрограмм-процедур
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы
- описывать функции и процедуры на Паскале
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам
Тема 15. Работа с массивами
Учащиеся должны знать
- правила описания массивов на Паскале
- правила организации ввода и вывода значений массива
- правила программной обработки массивов
Учащиеся должны уметь:
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.
Тема 16. Работа с символьной информацией
Учащиеся должны знать:
- правила описания символьных величин и символьных строк
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией
Учащиеся должны уметь:
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
- Краткое описание содержания разделов
|
ИНФОРМАЦИЯ |
2. Информация. Представление информации |
3. Измерение информации |
4. Представление чисел в компьютере |
5. Представление текста, изображения и звука в компьютере ( |
Информационные процессы |
6. Хранение и передача информации |
7. Обработка информации и алгоритмы |
8. Автоматическая обработка информации |
9. Информационные процессы в компьютере |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ |
10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование |
11. Программирование линейных алгоритмов |
12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений |
13. Программирование циклов |
14. Подпрограммы |
15. Работа с массивами |
16. Работа с символьной информацией |
4. Календарно-тематическое планирование
№ пргр | Наименование тем и разделов | Вид занятия | Колич часов | Практич.. работы | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | |||
1 | Введение. Структура информатики.. Правила ТБ в кабинете информатики. | УИНМ | 1 |
| 5.09 | ||||
| Информация | 11 часов | |||||||
2 3 4 | Информация. Представление информации (§§1-2) | УИНМ Теория Практикум | 1 1 1 | Пр.работа№1.1 Кодирование информации | 12.09 19.09 26.09 | ||||
5 6 7 | Измерение информации (§§3-4) | Теория Теория Практикум | 1 1 1 | Пр.р.№1.2 | 3.10 10.10 17.10 | ||||
8 9 | Представление чисел в компьютере (§5) | Теория Практикум | 1 1 | Пр.р.№1.3 | 24.10 7.11 | ||||
10 11 12 | Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) | Теория Теория Практикум | 1 1 1 | Пр.р.№1.4, 1.5) | 14/11 21/11 28/11 | ||||
Информационные процессы 5 часов | |||||||||
13 | Хранение и передача информации (§7, 8) | УИНМ | 1 | 05/12 | |||||
14 | Обработка информации и алгоритмы (§9) | УИНМ | 1 | Сам.р. 2.1. | 12/12 | ||||
15 16 | Автоматическая обработка (§10) информации | УИНМ Практикум | 1 1 | Пр.р. 2.2 Пр.р. 2.3«Выбор конфигурации компьютера» | 19/12 26/ 12 | ||||
17 | Информационные процессы в компьютере (§11) | УИНМ | 1 | Пр.р. 2.4«Настройка BIOS» | 16/01 | ||||
ПРОГРАММИРОВАНИЕ 17 час | |||||||||
18 | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14) | Практикум | 1 | Решение задач на составление алгоритма | 23/01 | ||||
19 20 | Программирование линейных алгоритмов (§15-17) | УИНМ Практикум | 1 1 |
| 30/01 6/02 | ||||
21 22 23 | Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20) | УИНМ Практикум Практикум | 1 1 1 |
Работа 3.2. Работа 3.3 | 13/02 20/02 27/02 | ||||
24 25 26 | Программирование циклов (§21, 22) | УИНМ Практикум Практикум | 1 1 1 | Работа 3.4 | 06.03 13.03 20.03 | ||||
27 28 | Подпрограммы (§23) | 1 1 | Работа 3.5.) | 10.04 17.04 | |||||
29 30 | Работа с массивами (§24, 26) | 1 1 | Работа 3.6 Работа 3.7 | 24.04 8.05 | |||||
31 | Работа с символьной информацией (§27) | Работа 3.8 | 15/05 | ||||||
32 | Работа с символьной информацией (§28) | 1 | 22.05 | ||||||
33 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | 1 | 29.05 | ||||||
ВСЕГО | 33 |
- Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения.
- Компьютерный класс
- Мультимедиапроектор
- Принтер. МФУ
- Модем ADSL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, аудиоколонки
- Локальная сеть
Программные средства.
- Операционная система Windows ХР
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007, OpenOffise.
- Свободно-распространяемая система программирования на Паскале (ABC-Pascal)
ЦОР сети Интернет: http://metod-kopilka.ru,
http://school-collection.edu.ru/catalog/,
http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/,
http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/,
http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/,
http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/,
http://klyaksa.net и др.
- Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Основная литература
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Дополнительная литература
- Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков – М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009 – 363 с.
- Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008. — 59 с.
- Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008. — 85 с.
- Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008. — 61 с.
- Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 62 c.
- Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 80 с.
- Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
- Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.
- Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...