РП_10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике 10 класс к учебнику Семакина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_10_i.g._semakin.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №27
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО решением педагогического приказом № ______
протокол № 1 совета МБОУ СОШ №27 директора МБОУ СОШ №27
________О. Ю. Ладыгина, от 31.08.2015 г. ____________ С.Г.Вовченко
руководитель ШМО, протокол № __ от 31.08.2015 г.
от 28.08.2015 г.
Рабочая образовательная программа
по курсу
информатики
10а (социально-экономический) класс
на период 2015-2016 гг.
Составила:
учитель информатики
Пак Светлана Валентиновна
г. Хабаровск
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа в 10 классе. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 7-9 классах).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
- Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов
- Компьютерный практикум
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
В планирование показано соответствие содержания разделов учебника содержанию Образовательного стандарта и Примерной программы по курсу «Информатика и ИКТ» для 11 классов (базовый уровень). Нумерация разделов стандарта и программы выполнена авторами без какого-либо искажения их формулировок и последовательности. Авторы УМК включили в его содержание все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
При составлении рабочей программы была использована программа базового курса «Информатика и ИКТ» (авторы Семакин И.Г., Хеннер Е.К.) для 10-11 классов, рассчитанная на 68 часов. В Федеральном базисном учебном плане на изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе в универсальных классах отводится: 1 час в 10 классе и 1 час в 11 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Информация и информационные процессы
1.1. Основные подходы к определению понятия «информация».
1.2.Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
1.3.Дискретные и непрерывные сигналы.
1.4. Носители информации.
1.5. Виды и свойства информации.
1.6. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
1.7. Алфавитный подход к определению количества информации.
1.8. Классификация информационных процессов.
1.9. Кодирование информации. Языки кодирования.
110. Формализованные и неформализованные языки.
1.11. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
1.12. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
1.13. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
1.14. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
1.15. Обработка информации.
1.16. Систематизация информации.
1.17. Изменение формы представления информации.
1.18. Преобразование информации на основе формальных правил.
1.19. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
1.20. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
1.21. Хранение информации.
1.22. Защита информации. Методы защиты.
1.23. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
1.24. Управление системой как информационный процесс.
1.25. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
1.26. Организация личной информационной среды.
Раздел 2. Информационные модели
2.1. Информационное моделирование как метод познания.
2.2.Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей.
2.3. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.
2.4. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
2.5. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
2.6. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
2.7. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.
2.8. Алгоритм как модель деятельности.
2.9. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
2.10. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
2.11. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.
2.12. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия.
2.13. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
2.15. Самоуправляемые системы, их особенности.
2.16. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
2.17. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Раздел 3. Информационные системы
3.1. Понятие и типы информационных систем.
3.2. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
3.3 Системы управления базами данных (СУБД).
3.4.Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
3.5. Реляционные базы данных.
3.6. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Раздел 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
4.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
4.2.Архитектуры современных компьютеров.
4.3.Многообразие операционных систем.
4.4.Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема (раздел учебника) | Количество часов | Практические работы |
1. Введение. | 1 | |
2. Информация. (§§1-2) | 3 | 1 |
3. Измерение информации (§§3-4) | 3 | 1 |
4. Информационные процессы в системах (§§5-6) . | 2 | 1 |
5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8) | 2 | 1 |
6. Обработка информации и алгоритмы (§§9-11) | 4 | 1 |
7. Защита информации (§§12) | 2 | 1 |
8. Информационные модели (§§13-15) | 4 | 2 |
9. Алгоритм – модель деятельности (§§16) | 2 | 1 |
10. Программно-технические системы реализации информационных процессов (§§17-18) | 4 | 2 |
11. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-21) | 5 | 3 |
12. Многопроцессорные системы и сети (§§22-23) | 2 | 1 |
Итого: | 34 | 15 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2013г.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Практикум. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2009г.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2011.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика. Задачник-практикум. В 2т./ под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.
- Электронное сопровождение УМК:
- Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская И.Г. Семакина/ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
- Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ/ http://webpractice.cm.ru/
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тема 1. Введение.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация.
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Информационные процессы в системах
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 6. Обработка информации и алгоритмы
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 7. Защита информации
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 8. Информационные модели
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 9. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 10. Программно-технические системы реализации информационных процессов
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 11. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 12. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
КРИТЕРИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
- Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. – М. 2004.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования./Министерство образования Российской Федерации. - М.- 2006.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика, 2-11 классы.-3-е изд., исправленное и дополненное –М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20011.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 20011.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс: методическое пособие/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К.-2-е изд.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
- Теория и методика обучения информатике https://sites.google.com/site/methteachinfo/home
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....