Методическая разработка урока по информатике в 8 классе по теме "Алгебра логики"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему
Предмет / Класс / Автор УМК - Информатика и ИКТ/ 8 класс/ УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.
Место урока по теме - Урок № 10, тема Элементы алгебры логики
Тема урока - Обобщение и систематизация по теме "Алгебра логики"
Тип урока - Урок отработки умений и рефлексии
Уровень - Предполагаемый результат
- · Коррекционный - Устранить выявленные пробелы в знаниях.
- · Стандарт - Уметь решать типовые задачи по теме "Алгебра логики"
- · Повышенный - Приобрести опыт решения логических задач повышенного уровня. Уметь применять законы алгебры логики в конкретных практических ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_logika.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственно бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Учитель информатики Лицкевич Елена Францевна
Предмет / Класс / Автор УМК | Информатика и ИКТ/ 8 класс/ УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016. | ||||
Место урока по теме | Урок № 10, тема Элементы алгебры логики | ||||
Тема урока | Обобщение и систематизация по теме "Алгебра логики" | ||||
Тип урока | Урок отработки умений и рефлексии | ||||
Уровень | Предполагаемый результат | ||||
Коррекционный | Устранить выявленные пробелы в знаниях. | ||||
Стандарт | Уметь решать типовые задачи по теме "Алгебра логики" | ||||
Повышенный | Приобрести опыт решения логических задач повышенного уровня. Уметь применять законы алгебры логики в конкретных практических ситуациях. | ||||
ХОД УРОКА | |||||
Этап | Постановка учебного задания | Деятельность учащихся | Результат деятельности учащегося | Контроль | Рефлексия |
| Вспомните все, что вы знаете по теме "Алгебра логики" и оформите свои предположения в виде кластера. Приложение №1 | Обнаружить и сформулировать учебную проблему. Учащиеся схематично изображают изученные понятия и связи между ними. Записывают известные формулы. | Знает термины. Знает основные понятия. Знает правила. | Устный опрос, фронтальная беседа. | Ретроспективная рефлексия (анализ и оценка выполненной деятельности, выявление возможных ошибок, поиск причины собственных неудач и успехов). |
| Коллективное обсуждение целей и задач урока и запись на доске. | Определить цель учебной деятельности. Предложить версии решения проблемы. | Умеет кратко изложить факты. Умеет объяснить смысл правила. Умеет преобразовать словесный материал в математические выражения и обратно. | Констатирующий контроль по результату. | Перспективная рефлексия (размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, конструируемых на будущее). |
| Исправить неверные предположения в предварительном кластере. Сравнить свой кластер с кластерами других учащихся. Обсудить различия и прийти к общему мнению. Установить причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. | Найти самостоятельно средства достижения цели. | Уметь применять законы, теории в конкретных практических ситуациях. | Взаимный контроль в паре. Может использоваться Приложение №2 | Избирательная рефлексия (выбор одного, двух или более способов решения задачи). |
| Перспективная рефлексия (Что осталось непонятным? Что еще хотелось бы узнать? Выход на новые источники информации). | Составить (индивидуально или в группе) план решения проблемы. | Умеет выделить взаимосвязи между отдельными частями материала. Видит ошибки и упущения в логике рассуждений. | Предвосхищающий контроль по способу действия. | Дополняющая рефлексия (усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов). |
| Выбор карточки с заданием. Решение задач по карточке на отработку тех знаний и умений, которые вызвали затруднения на предыдущих этапах урока. Приложение №3. | Реализовать предложенный или самостоятельно разработанный план, используя основные и дополнительные средства. | Умеет решать предложенные (типовые и нетиповые) задачи | Констатирующий контроль по способу действия. | Ситуативная рефлексия (анализ происходящего в данный момент, соотнесение собственных действий с предметной ситуацией). |
| Проверить свои знания и умения Приложение №4. | Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия. Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно. | Оценивает значимость продукта деятельности, исходя из внутренних критериев. Оценивает значимость продукта деятельности, исходя из внешних критериев. | Самоконтроль по образцу. | Ретроспективная рефлексия (анализ и оценка выполненной деятельности, выявление возможных ошибок, поиск причины собственных неудач и успехов). |
| Логическая рефлексия (осмысление содержания деятельности). | Осознать конечный результат. | Умеет предположительно описывать последствия, вытекающие из имеющихся данных. | Предвосхищающий контроль по способу действия. | Логическая рефлексия (осмысление содержания деятельности). |
| Выбрать карточку с заданием для коррекции своих знаний Приложение №5 | Сделать выбор из предложенных средств достижения цели. | Выбор домашнего задания. | Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Личностная рефлексия (осмысление собственного сознания, самопознание). |
Приложение №1. Шаблон для составления кластера.
Высказывание – это _______________________________________________________________________________________________
Виды высказываний:
Вид высказывания (название вида) | Отличительные признаки | Примеры |
Операции над высказываниями:
Название операции | Интерпретация | Обозначение | Пример |
Таблицы истинности:
А | В | А и В | А или В | не А | если А, то В | А ≡ В |
1 | 1 | |||||
1 | 0 | |||||
0 | 1 | |||||
0 | 0 |
Приложение №2. Справочные материалы (может использоваться как эталон кластера)
Высказывание (основное понятие алгебры логики) – повествовательное предложение, которое что-либо утверждает или отрицает.
Существенные признаки высказывания: 1) повествовательное предложение; 2) о нем можно сказать истинно оно или ложно.
Высказывания называются логическими переменными.
А=1 высказывание истинно, А=0 высказывание ложно.
Виды высказываний: общие (относятся ко всем объектам); частные (относятся к какой-либо группе объектов); единичные (относятся к конкретному объекту).
Высказывания бывают простыми и составными.
Операции над высказываниями: конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), инверсия (логическое отрицание), импликация (логическое следование), эквивалентность (тождественность, логическое равенство).
Таблицы истинности:
А | В | А и В | А или В | не А | если А, то В | А ≡ В |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Основные законы алгебры логики:
А&B=B&A, AvB=BvA
(А&B)&C=A&(B&C), (AvB)vC=Av(BvC)
A & A = A; A v A = A.
A v 1 = 1; A v 0 = A; A & 1 = A; A & 0 = 0
Приложение №3. Тренировочные задачи.
Можно выбрать только те задания, в способе решения которых ты не уверен, чтобы дополнительно потренироваться в их решении.
Блок А.
- Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание
((X < 5)→(X < 3)) ∧ ((X < 2)→(X < 1))
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
- Для какого числа X истинно высказывание ((X > 3)∨(X < 3)) →(X < 1)
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
- Для какого числа X истинно высказывание X > 1 ∧ ((X < 5)→(X < 3))
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Блок Б.
- Для какого имени истинно высказывание:
¬ (Первая буква имени гласная → Четвертая буква имени согласная)?
1) ЕЛЕНА 2) ВАДИМ 3) АНТОН 4) ФЕДОР
- Для какого символьного выражения неверно высказывание:
Первая буква гласная → ¬ (Третья буква согласная)?
1)abedc 2)becde 3) babas 4) abcab
- Для какого имени истинно высказывание:
¬ (Первая буква имени согласная → Третья буква имени гласная)?
1) ЮЛИЯ 2) ПЕТР 3) АЛЕКСЕЙ 4) КСЕНИЯ
Блок В.
X | Y | Z | F |
0 | 1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 |
- Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F (см. таблицу справа). Какое выражение соответствует F?
1) X ∨ ¬Y ∨ Z 2) X ∧ Y ∧ Z 3) X ∧ Y ∧ ¬Z 4) ¬X ∨ Y ∨ ¬Z
X | Y | Z | F |
0 | 0 | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 |
- Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F (см. таблицу справа). Какое выражение соответствует F?
1) ¬X ∨ Y ∨ ¬Z 2) X ∧ Y ∧ ¬Z 3) ¬X ∧ ¬Y ∧ Z 4) X ∨ ¬Y ∨ Z
Блок Г.
Определите истинность высказываний:
- Санкт-Петербург – культурная столица России.
- Санкт-Петербург основан в 1703 году.
- Ростральные колонны находятся в начале Московского проспекта.
- Основатель Санкт-Петербурга – Юрий Долгорукий.
- Картина Рембранта «Даная» выставлена в одном из залов Эрмитажа.
- Все улицы на Васильевском острове называются линиями.
- Шпиль Адмиралтейства можно увидеть с трех улиц (Вознесенский пр., Гороховая улица, Невский пр.)
- Нева впадает в Ладожское озеро.
- Приложение №4. Задания для самостоятельной работы.
A | B | F |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
1.Задача: Символом F обозначена логическая функция от двух аргументов (A и B), заданная таблицей истинности. Какое выражение соответствует F?
1) A → (¬(A ∧ ¬B)) 2) A ∧ B 3) ¬A → B 4) ¬A ∧ B
2. Задача: Для какого из значений числа Y высказывание (Y < 5) ∧ ((Y > 1) → (Y > 5)) будет истинным?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
3.Задача: Для какого имени истинно высказывание:
¬ (Первая буква согласная → Последняя буква гласная) ∧ Вторая буква согласная?
1) ИРИНА 2) СТЕПАН 3) МАРИНА 4) ИВАН
4. Задача: Определите, кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно:
1. Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал.
2. Если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.
5. Задача: На вопрос, кто из трех учащихся изучал логику, был получен следующий ответ: если изучал первый, то изучал и второй, но неверно, что если изучал третий, то изучал и второй. Кто из учащихся изучал логику?
6. Задача: Перед сдачей вступительных экзаменов в институт Миша предполагал, что:
1. если он сдаст математику, то он сдаст только при условии, что не завалит диктант;
2. не может быть, чтобы он завалил и диктант, и математику;
3. достаточное условие завала по информатике – это двойка по диктанту.
После сдачи экзаменов оказалось, что из трех высказанных предположений только одно было ложным. Как Миша сдал экзамены?
Приложение №5. Задания для домашней работы (на выбор).
Задача 1. На вопрос, какая завтра будет погода, синоптик ответил:
1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода.
2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.
3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.
Подумав немного, синоптик уточнил, что его три высказывания можно лаконично записать в виде одного составного высказывания. Что это за высказывание?
Задача 2. Некий любитель приключений отправился в кругосветное путешествие на яхте, оснащённой бортовым компьютером. Его предупредили, что чаще всего выходят из строя три узла компьютера — a, b, c, и дали необходимые детали для замены. Выяснить, какой именно узел надо заменить, он может по сигнальным лампочкам на контрольной панели. Лампочек тоже ровно три: x, y и z. Инструкция по выявлению неисправных узлов такова:
1. если неисправен хотя бы один из узлов компьютера, то горит по крайней мере одна из лампочек x, y, z;
2. если неисправен узел a, но исправен узел с, то загорается лампочка y;
3. если неисправен узел с, но исправен узел b, загорается лампочка y, но не загорается лампочка x;
4. если неисправен узел b, но исправен узел c, то загораются лампочки x и y или не загорается лампочка x;
5. если горит лампочка х и при этом либо неисправен узел а, либо все три узла a, b, c исправны, то горит и лампочка y.
В пути компьютер сломался. На контрольной панели загорелась лампочка x. Тщательно изучив инструкцию, путешественник починил компьютер. Но с этого момента и до конца плавания его не оставляла тревога. Он понял, что инструкция несовершенна, и есть случаи, когда она ему не поможет. Какие узлы заменил путешественник? Какие изъяны он обнаружил в инструкции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по информатике для 8 класса
Локальная сеть Цель педагога: Создать условия для знакомства учащихся с основными понятиями по теме «Локальная сеть».Задачи педагога:Мотивировать учащихся на изучение данной темы.Познакомит...
методическая разработка урока по информатике в 4 классе "Мой школьный день"
Представленный урок по информатике был подготовлен для учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора, интерактивной доски...
Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"
Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...
Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"
Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....
Методическая разработка урока по информатике в 10 классе. Подготовка к зачету по разделу "Коммуникационные технологии" - 2014 г.
Урок повторения и закрепления знаний. Кроме обобщения изученного материала по темам раздела «Коммуникационные технологии»: Компьютерные сети, адресация в сети, пароли пользователей, поиск информации в...
Методические разработки уроков по информатике в 5 классе
Методические разработки уроков по информатике в 5 классе...
Методическая разработка урока в 5-ом классе по информатики Тема урока: "Кодирование информации".
ЦЕЛЬ УРОКА: - знакомство учащихся с многообразием окружающих человека кодов и ролью кодирования информации в жизни человека;ЗАДАЧИ:- формирование навыков декодирования зашифрованной информации и...