Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Разработка рабочей программы по информатике для 7 класса (автор Босова Л.Л.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_klass_2016-2017.docx | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Информатика» для 7 класса составлена на основе следующих документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Ориентирована на авторскую программу курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ (Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего общего образования из расчёта 1 час в неделю.
Цели
Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
За счет интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий обучения (ИКТ, организации групповой и индивидуальной работы и др.) увеличены количество и сложность рассматриваемых вопросов и решаемых задач.
При составлении тематического планирования предусмотрены здоровьесберегающие компоненты. На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика. Проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические физкультминуты.
Особое место в изучении курса информационных технологий отводится развитию навыков исследовательской, проектной работы, работе с Интернет-ресурсами, подготовке к гимназическому Дню науки. Неотъемлемой частью уроков информатики является рассмотрение вопросов безопасной работы на компьютере, вопросов профилактики Интернет - зависимости, игровой зависимости.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года в форме итоговой контрольной работы.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(тематическое планирование)
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 6 | 3 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 4 | 3 |
3 | Обработка графической информации | 4 | 2 | 2 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 3 | 6 |
5 | Мультимедиа | 4 | 1 | 3 |
6 | Резерв | 1 | ||
Итого: | 34 | 16 | 17 |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименования разделов, тем | |||
Плановые сроки | Фактические сроки | |||
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 01.09-08.09 | ||
Тема 1 «Информация и информационные процессы» - 8 часов. | ||||
2. | Информация и ее свойства. | 11.09-15.09 | ||
3. | Информационные процессы. Обработка информации. | 18.09-22.09 | ||
4. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 25.09-29.09 | ||
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 02.10-06.10 | ||
6. | Представление информации. | 09.10-13.10 | ||
7. | Дискретная форма представления информации. | 16.10-20.10 | ||
8. | Единицы измерения информации. | 23.10-27.10 | ||
9. | Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы». | 06.11-10.11 | ||
Тема 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» - 7 часов. | ||||
10. | Анализ работы. Основные компоненты компьютера и их функции. | 13.11-17.11 | ||
11. | Персональный компьютер | 20.11-24.11 | ||
12. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 27.11-01.12 | ||
13. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 04.12-08.12 | ||
14. | Файлы и файловые структуры | 11.12-15.12 | ||
15. | Пользовательский интерфейс | 18.12-22.12 | ||
16. | Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | 25.12-29.12 | ||
Тема 3 «Обработка графической информации» - 4 часа. | ||||
17. | Анализ работы. Формирование изображения на экране компьютера. Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. | 15.01-19.01 | ||
18. | Компьютерная графика. | 22.01-26.01 | ||
19. | Создание графических изображений. | 29.01-02.02 | ||
20. | Проверочная работа по теме «Обработка графической информации». | 05.02-09.02 | ||
Тема 4 «Обработка текстовой информации» - 9 часов. | ||||
21. | Анализ работы. Текстовые документы и технологии их создания. | 12.02-16.02 | ||
22. | Создание текстовых документов на компьютере. | 19.02-23.02 | ||
23. | Прямое форматирование. | 26.02-02.03 | ||
24. | Стилевое форматирование. | 05.03-09.03 | ||
25. | Визуализация информации в текстовых документах. | 12.03-16.03 | ||
26. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. | 19.03-23.03 | ||
27. | Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. Оценка количественных параметров текстовых документов. | 02.04-06.04 | ||
28. | Оформление реферата «История вычислительной техники» | 09.04-13.04 | ||
29. | Проверочная работа по теме «Обработка текстовой информации». | 16.04-20.04 | ||
Тема 5 «Мультимедиа» - 4 часа. | ||||
30. | Анализ работы. Технология мультимедиа. | 23.04-27.04 | ||
31. | Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации. | 30.04-04.05 | ||
32. | Проверочная работа по теме «Мультимедиа». | 07.05-11.05 | ||
33. | Анализ работы. Основные понятия курса. | 14.05-18.05 | ||
«Итоговое повторение» – 1 часа. | ||||
34. | Итоговая контрольная работа. | 21.05-25.05 |
График контрольных работ
№ | Тема | План. сроки | Факт. сроки |
1 | Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы». | 06.11-10.11 | |
2 | Проверочная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | 25.12-29.12 | |
3 | Проверочная работа по теме «Обработка графической информации». | 05.02-09.02 | |
4 | Проверочная работа по теме «Обработка текстовой информации». | 16.04-20.04 | |
5 | Проверочная работа по теме «Мультимедиа». | 07.05-11.05 | |
6 | Итоговая контрольная работа. | 21.05-25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...