Урок – соревнование "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
Урок - соревнование. Позволит в соревновательно игровой форме объяснить учащимся 6 класса о переводе чисел в позиционных системах счисления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perevod_chisel_v_pozitsionnyh_sistemah_schisleniya.doc.docx | 139.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – соревнование
Перевод чисел в позиционных системах счисления
6 класс
Цель урока:
Обучение учащихся переводу из десятичной системы двоичную и наоборот, из двоичной в десятичную.
Развитие аналитико – синтезирующего мышления – умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Оборудование: Раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас состоится не простой урок, а урок соревнование. Пройдет соревнование под названием «Перевод чисел в позиционных системах счисления» Вам необходимо разделиться на три команды. Каждой команде предстоит выполнить ряд заданий, та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание, получает 5 баллов.
II. Проверка домашнего задания. (10 мин)
1. Разгадайте ребусы:
.
Ответ: информация
Ответ: кодирование
Блиц-вопросы:
- Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (нет)
- Клавиатура – это устройство ввода или вывода? (ввода)
- Программы, предназначенные для работы пользователя? (прикладные)
- Назовите символы двоичного алфавита. (0; 1)
- Верно ли, что в компьютере используется римская система счисления? (нет)
- Устройство вывода информации на печать? (принтер)
- Верно ли, что число 320 записано в троичной системе счисления? (нет)
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
5 | 6 | 7 | ||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | 10 | |||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | |||||||||
15 | ||||||||||||
16 | 17 | |||||||||||
18 |
Ниже в таблицах в серых столбцах записаны порядковые номера чисел в кроссворде;
В белых столбцах десятичные числа, которые следует записать в римской системе счисления, чтобы разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1 | 80 | 3 | 750 | 5 | 510 | 7 | 15 | 8 | 39 |
9 | 1001 | 10 | 40 | 11 | 94 | 13 | 26 | 15 | 109 |
16 | 201 | 17(18) | 2001 | 18(20) | 3000 |
По вертикали:
1 | 79 | 2 | 34 | 3 | 630 | 4 | 81 | 6 | 1026 |
12 | 300 | 14 | 7 |
Ответы
По горизонтали: 1. LXXX; 3. DCCL; 5. DX; 7. XV; 8. XXXIX; 9. MI; 10. XL; 11. XCIV;
13. XXVI; 15. CIX; 16. CCI; 17. MMI; 18. MMM
По вертикали: 1. LXXIX; 2. XXXIV; 3. DCXXX; 4. LXXXI; 6. MXXVI; 12. CCC; 14. VII.
Домашнее задание
Учащимся было задано найти информацию на вопрос, каких великих людей интересовали необычные системы счисления. Это задание оценивается в 5 баллов.
Пример: Д.И. Менделеева интересовала троичная система счисления, открыта знаменитая формула спирта.
III. Актуализация знаний. (10 мин)
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
Чтобы двигаться дальше попробуем разгадать шифровку:
В геометрической фигуре зашифровано высказывание Наполеона Хилла. Прочитайте его, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.
Ответ: Энтузиазм – это та сила, которая вращает турбину наших достижений
Сегодня с помощью этой силы мы получим много полезной информации, которая в дальнейшем пригодится для изучения дальнейших тем.
Учитель: Скажите же, почему двоичная система удобна для представления информации на компьютере?
Ученики:
Компьютеры используют двоичную систему потому, что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:
- для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями (есть ток - нет тока, намагничен - не намагничен и т.п.), а не, например, с десятью, - как в десятичной;
- представление информации посредством только двух состояний надежно и ненадежно (помехоустойчиво);
- двоичная арифметика намного проще десятичной.
IV. Объяснение нового материала. (10 мин)
Учитель: Именно переводу из двоичной системы в десятичную и наоборот мы посвятим сегодня урок.
Опираясь на эти знания, вы сможете переводить числа с любым основанием.
Начнем с шуточного стихотворения:
Сколько лет девочке?
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног.
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Учитель: Какие будут предложения для решения этой задачи
Ученики: высказывают свои предложения.
Учитель: Выдвинем гипотезу: может быть, здесь зашифровано разложение чисел по степеням двойки? Выпишем упомянутое стихотворение в числа: 1, 10, 100, 101, 1100. Запишем их в развернутом виде, т.е. в виде разложения по степеням двойки.
1100= 1*23+1*22+0*21+0*20=12
101=1*22+0*21+1*20=5
10=1*21+0*20=2
100=1*22+0*21+0*20=4
Наше предположение подтвердилось. Выведем алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную.
Ученики: высказывают свои предложения и пытаются сформулировать правило перевода.
Учитель: Давайте рассмотрим пример. Попробуем определить, как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную.
Учащиеся: делают вывод.
Учитель: Итак, мы вывели следующий алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
- последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на 2 (основание системы) до тех пор, пока не получится частное, меньшее 2;
- записать полученные остатки в обратной последовательности.
Ученики: делают записи в тетради.
V. Закрепление нового материала. (14 мин)
Работа по карточкам. Каждой команде раздаются разные варианты. Ребята выполняют задание в тетради, а результат записывают на карточку (2 карточки на команду).
Карточка № 1 | |
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную: | Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: |
110011; | 18; |
1011010; | 81; |
110110011; | 330; |
1001111010; | 501; |
11011011110. | 1405. |
Карточка № 2 | |
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную: | Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: |
111001; | 20; |
10110001; | 77; |
101110110; | 190; |
1001011011; | 451; |
111000111000. | 1251. |
Карточка № 3 | |
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную: | Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: |
110101 | 23; |
10111011; | 87; |
110110110; | 101; |
1001001111; | 500; |
1111000010. | 1126. |
Карточка № 4 | |
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную: | Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: |
1110111; | 27; |
11110011; | 85; |
100011111; | 243; |
1110001110; | 509; |
11101110111. | 1257. |
Карточка № 5 | |
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную: | Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: |
1101101; | 35; |
101101110; | 92; |
1010010001; | 236; |
1001100100; | 303; |
11101110110. | 1107. |
Карточка № 6 | |
Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную: | Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: |
111011; | 39; |
10011111; | 191; |
110110111; | 292; |
1011010111; | 620; |
1101101110. | 1315. |
ОТВЕТЫ:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |||
1.51; | 1.10010; | 1.57; | 1. 10100; | 1.53; | 1. 10111; |
2.90; | 2. 1010001; | 2.177; | 2. 1001101; | 2. 187; | 2. 1010111; |
3.435; | 3. 101001010; | 3.374; | 3.10111110; | 3.438; | 3. 1100101; |
4.634; | 4.111110101; | 4.603; | 4. 111000011; | 4.591; | 4.111110100; |
5. 1758. | 5. 10101111101. | 5.3640. | 5. 10011100011 | 5.962. | 5. 10001110000. |
Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 | |||
1. 119; | 1. 11011; | 1.109; | 1. 100011; | 1.59; | 1. 100111; |
2.243; | 2. 1010101; | 2.366; | 2. 1011100; | 2. 159; | 2. 1 О 111111 ; |
3.287; | 3.11110011; | 3.657; | 3.11101100; | 3.439; | 3. 100100100; |
4.910; | 4.111111101; | 4.612; | 4. 100101111; | 4.727; | 4. 1001101100; |
5.1911. | 5.10011101001. | 5.1910. | 5.10001010011 | 5.878. | 5. 10100100011. |
Творческое задание
Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану, предварительно осу ществите перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную.
- Постройте окружность с центром в точке (1010; 1010), радиусом 101;
2) Постройте точки и соедините их отрезками, закрасьте соответствующим цветом.
Синий (11;111), (100; 1000), (101; 111), (100; 110).
Синий (111; 111), (1000; 1000), (1001;111), (1000; 110).
Красный (100;100), (110; 11), (1000;100).
Учитель. Улыбающийся человечек, который получился в результате выполнения твор ческого задания, - подтверждение тому, что вы хорошо поработали на уроке
VI. Итог урока (2 мин)
Выставляются оценки. Учащиеся записывают домашнее задание.
Заполните магический квадрат цифрами в двоичной системе счисления
4 | 3 | 8 |
9 | 5 | 1 |
2 | 7 | 6 |
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Преобразование целых чисел в позиционных системах счисления"
Урок предназначен для изучения и закрепления правил перевода целых чисел в позиционных системах счисления. Интригующее начало урока настраивает ребят на изучение материала....
Урок информатики на тему "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
Урок инфрматики, третий по плану в 9 классе, с использование ЦОР (урок-практикум) Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков при переводе из одной системы сч...
Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:– Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс...
конспект урока "Перевод чисел в позиционных системах счисления."
Данный материал рассчитан на два урока по теме "Перевод в позиционных системах счисления" и "Перевод в десятичную систему счисления". В презентации даны задания для самостоятельной работы....
Урок-игра "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
Подробный конспект занятия и файлы к конкурсам....