Урок – соревнование "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Утарбаева Марина Алексеевна

Урок - соревнование. Позволит в  соревновательно игровой форме объяснить учащимся 6 класса о переводе чисел  в позиционных системах счисления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevod_chisel_v_pozitsionnyh_sistemah_schisleniya.doc.docx139.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование

Перевод чисел в позиционных системах счисления

6 класс

Цель урока:

Обучение учащихся переводу из десятичной системы двоичную и наоборот, из двоичной в десятичную.

Развитие аналитико – синтезирующего мышления – умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

 Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Оборудование:  Раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! 

Сегодня у нас состоится не простой урок, а урок соревнование.  Пройдет соревнование под  названием «Перевод чисел в позиционных системах счисления» Вам необходимо разделиться на три команды. Каждой команде предстоит выполнить ряд заданий, та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание,  получает  5 баллов.

II. Проверка домашнего задания. (10 мин)

1. Разгадайте ребусы:

. 

Ответ: информация

Ответ: кодирование

Блиц-вопросы:

  • Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (нет)
  • Клавиатура – это устройство ввода или вывода? (ввода)
  • Программы, предназначенные для работы пользователя? (прикладные)
  • Назовите символы двоичного алфавита. (0; 1)
  • Верно ли, что в компьютере используется римская система счисления? (нет)
  • Устройство вывода информации на печать? (принтер)
  • Верно ли, что число 320 записано в троичной системе счисления? (нет)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ниже в таблицах в серых столбцах записаны порядковые номера чисел в кроссворде;

В белых столбцах десятичные числа, которые следует записать в римской системе счисления, чтобы разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1

80

3

750

5

510

7

15

8

39

9

1001

10

40

11

94

13

26

15

109

16

201

17(18)

2001

18(20)

3000

По вертикали:

1

79

2

34

3

630

4

81

6

1026

12

300

14

7

Ответы

По горизонтали: 1. LXXX; 3. DCCL; 5. DX; 7. XV; 8. XXXIX; 9. MI; 10. XL; 11. XCIV;

13. XXVI; 15. CIX; 16. CCI; 17. MMI; 18. MMM

По вертикали: 1. LXXIX; 2. XXXIV; 3. DCXXX; 4. LXXXI; 6. MXXVI; 12. CCC; 14. VII.

Домашнее задание

Учащимся было задано найти информацию на вопрос, каких великих людей интересовали необычные системы счисления. Это задание оценивается в 5 баллов.

Пример: Д.И. Менделеева интересовала троичная система счисления, открыта знаменитая формула спирта.

III. Актуализация знаний. (10 мин)

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока:  «Перевод чисел в позиционных системах счисления»

Чтобы двигаться дальше попробуем разгадать шифровку:

В геометрической фигуре зашифровано высказывание Наполеона Хилла. Прочитайте его, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

Ответ: Энтузиазм – это та сила, которая вращает турбину наших достижений

Сегодня с помощью этой силы мы получим много полезной информации, которая в дальнейшем пригодится для изучения дальнейших тем.  

Учитель: Скажите же, почему двоичная система удобна для представления информации на компьютере?

 Ученики:

Компьютеры используют двоичную систему потому, что она имеет ряд преимуществ перед другими системами: 

  • для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями (есть ток - нет тока, намагничен - не намагничен и т.п.), а не, например, с десятью, - как в десятичной;
  • представление информации посредством только двух состояний надежно и ненадежно (помехоустойчиво);
  • двоичная арифметика намного проще десятичной.

IV. Объяснение нового материала. (10 мин)

Учитель: Именно переводу из двоичной системы в десятичную и наоборот мы  посвятим сегодня урок.

Опираясь на эти знания, вы сможете переводить числа с любым основанием.

Начнем с шуточного стихотворения:

Сколько лет девочке?

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила. 

 В портфеле по 100 книг носила.

 Все это правда, а не бред.

 Когда пыля десятком ног.

 Она шагала по дороге, 

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий,

 Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами, 

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным, 

Когда поймете наш рассказ.

Учитель: Какие будут предложения для решения этой задачи

Ученики: высказывают свои предложения.

Учитель: Выдвинем гипотезу: может быть, здесь зашифровано разложение чисел по степеням двойки? Выпишем упомянутое стихотворение в числа: 1, 10, 100, 101, 1100. Запишем их в развернутом виде, т.е. в виде разложения по степеням двойки.

1100= 1*23+1*22+0*21+0*20=12

101=1*22+0*21+1*20=5

10=1*21+0*20=2

100=1*22+0*21+0*20=4

Наше предположение подтвердилось. Выведем алгоритм перевода из двоичной системы счисления в десятичную.

Ученики: высказывают свои предложения и пытаются сформулировать правило перевода.

Учитель: Давайте рассмотрим пример. Попробуем определить, как перевести  число из десятичной системы счисления в двоичную.

 Учащиеся: делают вывод.

Учитель: Итак, мы вывели следующий алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

  • последовательно выполнять деление исходного целого  десятичного числа и получаемых целых частных на 2 (основание системы) до тех пор, пока не получится частное, меньшее 2;
  • записать полученные остатки в обратной последовательности.

Ученики: делают записи в тетради.

V. Закрепление нового материала. (14 мин)

Работа по карточкам. Каждой команде раздаются разные варианты. Ребята выполняют задание в тетради, а результат записывают на карточку (2 карточки на команду).

Карточка № 1

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

110011;

18;

1011010;

81;

110110011;

330;

1001111010;

501;

11011011110.

1405.

Карточка № 2

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

111001;

20;

10110001;

77;

101110110;

190;

1001011011;

451;

111000111000.

1251.

Карточка № 3

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

110101

23;

10111011;

87;

110110110;

101;

1001001111;

500;

1111000010.

1126.

Карточка № 4

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

1110111;

27;

11110011;

85;

100011111;

243;

1110001110;

509;

11101110111.

1257.

Карточка № 5

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

1101101;

35;

101101110;

92;

1010010001;

236;

1001100100;

303;

11101110110.

1107.

Карточка № 6

Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную:

111011;

39;

10011111;

191;

110110111;

292;

1011010111;

620;

1101101110.

1315.

ОТВЕТЫ:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1.51;

1.10010;

1.57;

1. 10100;

1.53;

1. 10111;

2.90;

2. 1010001;

2.177;

2. 1001101;

2. 187;

2. 1010111;

3.435;

3. 101001010;

3.374;

3.10111110;

3.438;

3. 1100101;

4.634;

4.111110101;

4.603;

4. 111000011;

4.591;

4.111110100;

5. 1758.

5. 10101111101.

5.3640.

5. 10011100011

5.962.

5. 10001110000.

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

1. 119;

1. 11011;

1.109;

1. 100011;

1.59;

1. 100111;

2.243;

2. 1010101;

2.366;

2. 1011100;

2. 159;

2. 1 О 111111 ;

3.287;

3.11110011;

3.657;

3.11101100;

3.439;

3. 100100100;

4.910;

4.111111101;

4.612;

4. 100101111;

4.727;

4. 1001101100;

5.1911.

5.10011101001.

5.1910.

5.10001010011

5.878.

5. 10100100011.

Творческое задание

Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану, предварительно осу ществите перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную.

  1. Постройте окружность с центром в точке (1010; 1010), радиусом 101;

2) Постройте точки и соедините их отрезками, закрасьте соответствующим цветом.

Синий (11;111), (100; 1000), (101; 111), (100; 110).

Синий (111; 111), (1000; 1000), (1001;111), (1000; 110).

Красный (100;100), (110; 11), (1000;100).

Учитель. Улыбающийся человечек, который получился в результате выполнения твор ческого задания, - подтверждение тому, что вы хорошо поработали на уроке

VI. Итог урока (2 мин)

Выставляются оценки. Учащиеся записывают домашнее задание.

Заполните магический квадрат цифрами в двоичной системе счисления

4

3

8

9

5

1

2

7

6

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Недостаток времени на уроках математики, не даёт уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. На таких уроках этот пробел легко исправляется....

Разработка урока по теме "Преобразование целых чисел в позиционных системах счисления"

Урок предназначен для изучения и закрепления правил перевода целых чисел в позиционных системах счисления. Интригующее начало урока настраивает ребят на изучение материала....

Урок информатики на тему "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Урок инфрматики, третий по плану в 9 классе, с использование ЦОР (урок-практикум) Цель  урока: Организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков при переводе из одной системы сч...

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления  " 10 класс...

конспект урока "Перевод чисел в позиционных системах счисления."

Данный материал рассчитан на два урока по теме "Перевод в позиционных системах счисления" и "Перевод в десятичную систему счисления". В презентации даны задания для самостоятельной работы....

Урок-игра "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Подробный конспект занятия и файлы к конкурсам....