Перевод чисел в позиционных системах счисления
план-конспект по информатике и икт по теме
Недостаток времени на уроках математики, не даёт уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. На таких уроках этот пробел легко исправляется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Pozizionnye_sistemy_schisleniya.docx | 25.14 КБ |
Urok_1_Pozicionnye_sistemy.pptx | 98.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестуемый педагог (ФИО)_Князева Ольга Александровна______________________
Предмет_ информатика и ИКТ_____________Класс___7-9_________________________
Тема уроков_ Взаимосвязь между позиционными системами счисления системы счисления.
Недостатка времени на уроках математики, не даёт уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. В течение всех лет изучения математики в школе, ученик знакомится только с одной позиционной системой счисления - десятичной, это значительно сужает кругозор ученика. Но на уроках информатики этот пробел мы можем исправить. Такие уроки(3-4 урока) дают возможность повысить интерес ученика к изучению фундаментальной математики в школе и установить у учащихся междисциплинарный взгляд на информатику, углубляет знания по предметам, изучаемым в школьной программе.
Урок №1. Переводы чисел в позиционных системах счисления.
Цели урока:
- Развитие логического мышления, формирование информационной культуры;
- Развитие навыков и умений перевода чисел из различных систем счисления;
- Воспитание самостоятельности при решении задач;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Развитие интерес к предмету;
Методические приемы:
- Фронтальная работа учителя с классом;
- Самостоятельная работа учащихся.
- Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока.
План занятия.
- Устный опрос:
а). Дать определение позиционной системы счисления.
б). Базис, алфавит, основание системы счисления.
в). Представление чисел в N-ичных системах счисления.
- Объяснение нового материала:
а).Алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную (любую позиционную систему счисления).
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы может осуществляться разными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода - правило деления уголком. При этом необходимо учитывать, что алгоритм перевода целых чисел и правильных дробей будут отличаться.
Правило деления уголком:
1.Выполняем деление исходного целого десятичного числа на основание системы, в которую переводим (2,8,16 и т.п.),по всем частным до конца.
2.Запись нового числа начинаем с последнего частного по всем остаткам.
Пример:
N(10) N(2)
Десятичное число/ целое частное | Делитель(основание системы) | остаток |
21 | 2 | 1 |
10 | 2 | 0 |
5 | 2 | 1 |
2 | 2 | 0 |
1 | ||
Результат | 10101 |
N(10) N(8)
Десятичное число/ целое частное | Делитель(основание системы) | остаток |
21 | 8 | 5 |
2 | ||
Результат | 25 |
N(10) N(16)
Десятичное число/ целое частное | Делитель(основание системы) | остаток |
21 | 16 | 5 |
1 | ||
Результат | 15 |
После объяснения идёт закрепление нового материала, три человека работают у доски по желанию, решая примеры вместе с классом.
Зад.2.13 стр.97 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”
б).Учитель объясняет алгоритм перевода дробных чисел на примере перевода десятичной дроби N10=0,625 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы.
Необходимо объяснить, что все действия необходимо осуществлять в исходной системе счисления (в данном случае в десятичной), а полученные остатки записывать цифрами новой системы счисления.
N(10) N(2)
N2=0,010101
N(10) N(8)
Десятичная дробь/дробная часть произведения | Множитель (основание системы) | Целая часть произведения |
0,65625 | 8 | 5 |
0,25 | 8 | 2 |
0,00 | 8 |
В результате получаем восьмеричную дробь:
N8=0,25
После объяснения идёт закрепление нового материала, шесть человека работают у доски по желанию, решая примеры вместе с классом.
Зад.2.134 стр.97 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”
Обратите внимание школьников, что перевод чисел, содержащих целую и дробную части, производится в два этапа. Отдельно переводится по алгоритму целая и отдельно – дробная. И итоговой записи полученного числа целая часть от дробной отделяется запятой.
Пример:
N10 N2
21,6562510=2110+0,6562510=101012+0,0101012=10101,0101012
2110=101012
0,6562510=0,0101012
- Закрепление полученных знаний:
Самостоятельная работа в виде теста. Тест делаю с помощью программ MyTest (http://mytest.klyaksa.net/), удобно и легко. Её использование даёт возможность экономить время и каждому ученику в конце урока выставить оценку.
- Подведение итогов урока и домашнее задание:
Домашнее задание: зад.2.135 стр.97 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”
- Литература:
- Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
- Е.Андреева, И. Фалина « Системы счисления и компьютерная арифметика», Москва, «Лаборатория базовых знаний», 1999 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Развитие логического мышления, формирование информационной культуры; Развитие навыков и умений перевода чисел из различных систем счисления; Воспитание самостоятельности при решении задач; Развитие навыков самоконтроля; Развитие интерес к предмету;
Методические приемы : Фронтальная работа учителя с классом Самостоятельная работа учащихся Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока
Устный опрос: а). Дать определение позиционной системы счисления. б). Базис, алфавит, основание системы счисления. в). Представление чисел в N - ичных системах счисления.
Алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную (любую позиционную систему счисления).
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы может осуществляться разными способами. Рассмотрим один из алгоритмов перевода - правило деления уголком. При этом необходимо учитывать, что алгоритм перевода целых чисел и правильных дробей будут отличаться.
Правило деления уголком: 1.Выполняем деление исходного целого десятичного числа на основание системы, в которую переводим (2,8,16 и т.п.),по всем частным до конца. 2.Запись нового числа начинаем с последнего частного по всем остаткам . Пример : N(10) N(2) Десятичное число/ целое частное Делитель(основание системы) остаток 21 2 1 10 2 0 5 2 1 2 2 0 1 Результат 10101
N(10) N(8) Десятичное число/ целое частное Делитель(основание системы) остаток 21 8 5 2 Результат 25
N(10) N(16) Десятичное число/ целое частное Делитель(основание системы) остаток 21 16 5 1 Результат 15
Задание 2.13 Перевести целые десятичные числа 9(10),17(10) и 243(10) в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Алгоритм перевода дробных чисел Перевести десятичную дробь N 10 =0,625 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы . N(10) N(2) N 2 = 0 ,0 101 01
Десятичная дробь дробь/дробная часть произведения Множитель (основание системы) Целая часть произведения 0,65625 8 5 0,25 8 2 0,00 8 N (10) N (8) В результате получаем восьмеричную дробь: N 8 =0 ,25
N (10) N ( 16 ) Десятичная дробь/дробная часть произведения Множитель (основание системы) Целая часть произведения 0,65625 16 10( A ) 0,5 16 8 0,00 16 В результате получаем шестнадцати ричную дробь: N 16 =0 , A8
П еревод чисел, содержащих целую и дробную части, производится в два этапа. Отдельно переводится по алгоритму целая и отдельно – дробная. И итоговой записи полученного числа целая часть от дробной отделяется запятой. N(10) N(2) 21 ,65625 10 =21 10 +0,65625 10 =10101 2 + 0 ,0 101 01 2 =10101,010101 2 21 10 =10101 2 0,65625 10 = 0 ,0 101 01 2
домашнее задание: зад.2.135 стр.97 по учебнику Н. Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики на тему "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
Урок инфрматики, третий по плану в 9 классе, с использование ЦОР (урок-практикум) Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию умений и навыков при переводе из одной системы сч...
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Конспект урока...
Презентация по теме "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
перевод чисел в двоичной, десятичной, восьмиричной и шестнадцатиричной системах счисления...
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс...
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Презентация...
конспект урока "Перевод чисел в позиционных системах счисления."
Данный материал рассчитан на два урока по теме "Перевод в позиционных системах счисления" и "Перевод в десятичную систему счисления". В презентации даны задания для самостоятельной работы....
Комментарии
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Об уроке
Спасибо!
Благодарю за урок!