рабочая программа 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Количество часов по учебному плану
9 класс : в год - 68
в неделю – 2 часа
Компонент учебного плана (федеральный)
О внесенных изменениях в примерную учебную программу в 9 классе и их обоснование:
В авторской программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения за счет уменьшения количества часов с 10 до 8 раздела V «Моделирование и формализация».
В разделе «Алгоритмизация и программирование» возможно использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных для других УМК и размещенных в Интернете в свободном доступе. Практические работы проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения.
Образовательные результаты предмета «Информатика и ИКТ»
Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные , общественные и государственные потребности.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
- готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения
на смысл и ценности жизни;
- владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
- получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
- владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;
- планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
- контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
- коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
- умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
- умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
- выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;
- преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
- представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные резулътаты:
в сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов информатики;
- выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
- оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
- построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.)
- оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
- осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
- построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
- выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
- освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
- освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
- умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
- вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
- построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
- определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
- использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
- проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
- приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
- следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
- авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
- определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
- понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
- рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
- знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
- умение тестировать используемое оборудование и программные средства
- использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
- приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
- решение задач вычислительного характера путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
- создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
- использование инструментов презентационной графики при подготовки и проведении устных сообщений;
- использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
- создание и наполнение собственных баз данных;
- приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
- знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
- приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
- понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создание простейших моделей объектови процессов в виде изображений и чертежей, динамических( электронных ) таблиц, программ (в том числе в форме блок- схем);
- проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этнических норм.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Раздел I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч)
Знать/понимать:
- формы представления графической информации
- характеристики растрового и векторного изображения
- характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
- как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
- способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма
Уметь:
- редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
- выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
- проводить оценку качества оцифрованного звука
- проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
Образователные области приоритетного освоения:
- информатика и ИКТ;
- искусство;
- материальные технологии.
Раздел II. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч)
Знать/понимать:
- виды и назначения редакторов текстов;
- интерфейс текстового редактора и процессора;
- режимы работы и систему команд текстового редактора;
- структурные элементы текстового документа;
- приемы внедрения объектов;
- основы конвертирования файлов.
Уметь:
- приводить примеры текстовых редакторов;
- использовать различные способы работы с текстовым документом;
- вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
- работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
- использовать буфер обмена и технологию OLE;
- подготовить различные текстовые документы;
- одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
- осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.
Образователные области приоритетного освоения:
- информатика и ИКТ;
- обществознание;
- естественнонаучные дисциплин;
- филология;
- искусство.
Раздел III. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)
Знать/понимать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
- как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
Уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Образователные области приоритетного освоения:
- информатика и ИКТ;
- ествественнонаучные дисциплины;
- обществознание (экономика и право).
Раздел IV. Основы алгоритмизации и программирования (20 ч)
Знать/понимать:
- понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
- понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
- процесс исполнения алгоритма компьютером
- понятия транслятора, компилятора
- классификацию и названия языков программирования
- особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
- основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
- этапы разработки и способ загрузки проектов
- понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
- основные алгоритмические структуры
- структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
- правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
Уметь:
- обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
- представлять алгоритм в виде блок-схемы
- изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
- применять оператор присваивания
- описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
- выполнять арифметические операции над переменными
- организовать диалоговые окна сообщений
- применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
- создавать простые графические редакторы
- определять результат программы по ее описанию
Раздел V. Моделирование и формализация (10 ч)
Знать/понимать:
- понятия моделирования, формализации, визуализации
- основные этапы моделирования
- принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
- формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
- структуру баз данных
- условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД
Уметь:
- приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
- создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
- строить информационные модели систем управления
- приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
- сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму
- формировать запрос, используя систему управления базами данных Ms Access
- выполнять поиск записей в готовой базе данных
- сортировку записей в готовой базе данных
Образователные области приоритетного освоения:
- черчение;
- материальные технологии:
- искусство;
- география;
- естественнонаучные дисциплины.
Раздел VI. Информатизация общества (3 ч)
Знать/понимать:
- понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
- что такое информационная культура
- перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Уметь:
- приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
- приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
Раздел VII. Повторение, разработка проектов, резерв времени (3 ч)
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей
Список литературы
Для учащихся:
- Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Для учителя:
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и КВТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
- Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
- Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
- Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. УМК. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:
- Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- CD-ROM. Сборник обучающих курсов по информационным технологиям «КМ-Школа», 2000.
- www.iit.metodist.ru – портал с авторскими материалами Угриновича Н.Д.
- www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
- window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программа разработки презентаций и электронные таблицы.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Тематическое планирование
,№/№ | Тема | Сроки | Основное содержание | Средства обучения | Контроль | Домашнее Задание | |
Раздел I. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации– 15 часов | |||||||
1-2 | Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование графической информации. | Пространственная дискретизация. Пиксель. Разрешающая способность. Глубина цвета. Объем видеопамяти | Презентация У9-1-1 Учебник стр.10-21 | Практическая работа | |||
3 | Растровая и векторная графика | Форматы графических файлов. Область рисования Технология рисования. Инструменты рисования. | Презентация У9-1-2, редакторы GIMP и Adobe Photoshop, сканер Учебник стр.21-31 | Практическая работа | |||
4 | Знакомство с растровым графическим редактором | Технология работы со слоями. Операции редактирования рисунка. Ввод изображения с помощью инструментов графического редактора, сканера. | Редакторы GIMP и Adobe Photoshop Учебник стр.31-34 | Тренинг | |||
5 | Практическая работа № 1 «Редактирование изображения в растровом графическом редакторе» | Область рисования. Инструменты рисования. Использование примитивов и шаблонов. Слои объектов. Градиентная заливка. Группировка объектов. | Презентация У9-1-4, графический пакет | Практическая работа | |||
6 | Знакомство с векторным графическим редактором | Технология работы со слоями. Операции редактирования рисунка. Геометрические и стилевые преобразования. | Редакторы Inkscape и Corel Draw Учебник стр.35-37 | Опрос | |||
7 | Практическая работа № 1.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | Использование готовых графических объектов | Приложение MS Power Point Учебник стр.37-40 | Проект | |||
8 | Растровая и векторная анимация | Анимация. Анимация в презентациях. | Редактор GIF-анимации
| Практическая работа | |||
9 | Практическая работа № 1.3 «Создание анимации» | Использование простых анимационных объектов | |||||
10 | Кодирование и обработка звуковой информации. | Интенсивность, частота, громкость, тон. Временная дискретизация звука. Защита слуха(ТБ) | Презентация У9-1-9, Звуковой редактор Audacity Учебник стр.41-44 | Наблюдение | |||
11 | Практическая работа № 1.4 «Кодирование и обработка звуковой информации» | Установка и изменение параметров. Интенсивность, частота, громкость, тон. Временная дискретизация звука. Композиция и монтаж | Практическая работа | ||||
12 | Цифровое фото и видео. Практическая работа№ 1.5 «Захват и редактирование цифрового фото и видео» | Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео. Захват и редактирование цифрового фото и видео | Презентация У9-1-10, цифровая камера. Приложение MS Movie Maker Учебник стр.45-48 Приложение MS Movie Maker, ГР ГИМП | Практическая работа | |||
13-14 | Практическая работа № 1.6 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» | Создание видеофильма средствами операционной системы. Импорт изображений, звука и видео, раскадровка, захват с экрана. Композиция и монтаж | Приложение MS Movie Maker Приложение MS Movie Maker | Практическая работа | |||
15. | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | Теоретические основы кодирования и обработки графической и мультимедийной информации | Тест, карточки | Тестирование, зачетная практическая работа | |||
Раздел II. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов | |||||||
16. | Кодирование текстовой информации. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации». | Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков. | Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.48-51 | Практическая работа | |||
17. | Создание документов в текстовых редакторах. | Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма и использованием базовых средств текстовых редакторов. Текстовые редакторы. Способы создания документов. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат) | Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.52-53 | Практическая работа | |||
18. | Ввод и редактирование документа. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул и диаграмм» | Работа с фрагментами текста. Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц. Выделение изменений | Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.54-58 | Практическая работа | |||
19. | Сохранение и печать документов. | Форматы текстовых файлов. Вставка в документ ссылок, загововков и оглавления. Параметры печати. Печать документа | Приложения MS Word, OO.org Write Учебник стр.59-60 | ||||
20. | Форматирование документа. Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | Планирование работы над текстом. Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы, абзацы | Приложения MS Word Учебник стр.61-63 | Практическая работа | |||
21. | Создание и форматирование списков. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» | Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. Включение в текст списков | Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.64-66 | Практическая работа | |||
22. | Таблицы. Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблицы. Вставка в текст изображений | Приложения MS Word, Open Office.org Write Учебник стр.67-69 | Практическая работа | |||
23. | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | Возможности, аппаратное обеспечение и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов. Проверка правописания, словари | Сервисы Интернета Учебник стр.70 | Практическая работа | |||
24. | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов. Проверка правописания, словари. | Учебник стр.71-74 | Практическая работа | |||
Раздел III. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов | |||||||
25. | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора» | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Правила перевода целых чисел в СС с помощью программного калькулятора | Приложение «Калькулятор» Учебник стр.75-79 | Практическая работа | |||
26. | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | Арифметические операции в позиционных СС. | Приложение «Калькулятор» Учебник стр.80-84 | Тест | |||
27. | Электронные таблицы (ЭТ). Таблица как средство моделирования | Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы. | ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.85-88 | ||||
28. | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа 3.2 « Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ». | Преобразование и суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Изменение формата данных в ячейках. | ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.89-90 | Практическая работа | |||
29. | Встроенные функции. Практическая работа 3.3 «Ввод математических формул в ЭТ и вычисление по ним, представление формульной зависисмости на графике». | Назначение мастера функций. Категории функций. | ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.91-93 | Практическая работа | |||
30. | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4 Построение диаграмм различных типов» | Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы. Ввод данных в готовую таблицу, их изменение и переход к графическому представлению | ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.94-96 | Практическая работа | |||
31. | Базы данных в электронных таблицах. | Понятие БД. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. | ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.97-100 | Опрос | |||
32. | Базы данных «Записная книжка». | Создание записей в базе данных | ЭТ MS Excel, OO Calc | Проект | |||
33. | Сортировка и поиск данных в ЭТ. Практическая сработа 3.5«Сортировка и поиск данных в ЭТ» | Сортировка данных в столбцах ЭТ. Сортировка записей в ЭТ. Поиск данных в готовой базе данных.. Операции сравнения. | ЭТ MS Excel, OO Calc Учебник стр.101-103 | Практическая работа | |||
34. | Контроль знаний по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | Кодирование и обработка числовой информации в электронных таблицах | Индивидуальные задания | Тест | |||
Раздел IV. Основы алгоритмизации и программирования – 20 часов | |||||||
35. | Понятие и свойства алгоритмов. Исполнители | Определение, свойства, исполнитель, система команд. Способы записи алгоритмов. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами | Презентация , Учебник стр.105-108 | Тест | |||
36. | Выполнение алгоритмов компьютером | Формальность, история развития языков программирования | Учебник стр.109-112 | Сообщение | |||
37. | Основы алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного программирования» | Интерпретатор, компилятор, объекты: свойства и методы. Графический интерфейс проекта. Событийные процедуры. Конструктор форм | Презентация , системы программирования Учебник стр.113-118 | Опрос | |||
38. | Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа 4.2 Проект «Переменные» | Переменные: имя, тип, значение. Объявление переменных. Логические значения, операции и выражения | Презентация Учебник стр.119-122 | Проект, тест | |||
39. | Арифметические выражения. Практическая работа 4.3 Проект «Калькулятор» | Элементы и состав арифметических выражений Обрабатываемые объекты: числа | Презентация Учебник стр.123 | Тест | |||
40. | Строковые выражения. Практическая работа 4.4 Проект «Строковый калькулятор» | Операция конкатенация или сложение строк. Обрабатываемые объекты: цепочки символов | Презентация Учебник стр. 123 | ||||
41. | Математические и строковые функции . Линейная алгоритмическая конструкция | Калькуляторы, операции вырезки, замены. | Презентация Учебник стр.123 | Проект | |||
42. | Функции даты и времени. Практическая работа 4.5 Проект «Даты и время» | Установка различных форматов Обрабатываемые объекты: числа | Проект «Часы» Учебник стр.124 | Проект | |||
43. | Алгоритмические конструкции: «следование», «ветвление», «выбор». Практическая работа 4.7 Проект «Отметка» | Задачи с выбором условия Обрабатываемые объекты: числа | Презентация , Проект «Тест» | Проект | |||
44. | Ветвления в алгоритмах. | Задачи с выбором условия Обрабатываемые объекты: списки и деревья, графы | Проект «Выбор цвета» | Проект | |||
45. | Алгоритмическая структура «цикл» со счетчиком. Практическая работа 4.6 Проект «Сравнение кодов символов» | Вычислительные задачи с использование циклов Обрабатываемые объекты: цепочки символов | Сборник задач Проект «Коды символов» | Тестирование | |||
46. | Построение блок-схем с помощью конструктора | Построение блок-схем и разработка программ без компьютера | Конструктор блок-схем | ||||
47. | Алгоритмическая структура «цикл» с условием. Практическая работа 4.9 Проект «Слово-перевертыш» | Вычислительные задачи с использование циклов. Обрабатываемые объекты: цепочки символов | Сборник задач | Опрос | |||
48. | Сочетание оператора цикла и условного оператора. | Задачи обработки символьных величин с использование циклов Обрабатываемые объекты: цепочки символов | проект «Текстовый редактор» | Проект | |||
49. | Графические возможности языка программирования бейсик. Практическая работа 4.10 Проект «Графический редактор» | Область рисования. Перо. Кисть. Графические методы. Цвет. | памятка «Оператор DRAW» | Листинги программ | |||
50. | Графические возможности языка программирования бейсик. Практическая работа 4.11 Проект «Система координат» | Система координат. Операторы графики | Демон ролики | Проект | |||
51. | Анимация в языке программирования. | Иллюзия движения на экране. Изменение координат | Карточки | Проект | |||
52. | Анимация в языке программирования. | Иллюзия движения на экране. Изменение координат. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм | Карточки | Практическая работа | |||
53. | Разработка проектов | По выбору обучающихся | Карточки | ||||
54. | Контроль знаний по теме «Основы алгоритмизации и программирования» | Базовые структуры, основные конструкции языка программирования | Контрольная работа | ||||
Раздел V. Моделирование и формализация – 8 часов | |||||||
55.-56 | Моделирование, формализация, визуализация. Описательные информационные модели | Модель, материальные и информационные модели. Знаковые и табличные модели Генеалогическое дерево, формализация и визуализация моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика. | Презентация , таблица Менделеева ЦОР «Живая родословная», ЦОР на сайте Учебник стр.138-152 | Опрос, тест Практическая работа | |||
57. | Основные этапы разработки и исследования моделей | Описательная, формализованная, компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Использование стандартных графических объектов конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов | Презентация Учебник стр.152-154 | Практическая работа | |||
58. | Приближенное решение уравнений. Практическая работа 5.2 | Простейшие управляемые компьютерные модели. Применение в математике. Диаграммы. | Проект в | Проект «Поиск решений» | |||
59. | Построение физических и биологических моделей. | Простейшие управляемые компьютерные модели. Применение в физике и биологии. Диаграммы и карты | Проект Учебник стр.155-160 | Проект | |||
60. | Построение биологических моделей. Практическая работа 5.3 «Экспертные системы распознавания химических веществ» | Простейшие управляемые компьютерные модели. Применение ЭТ в экспертных системах | Проект | Проект «Биоритмы» | |||
61. | Информационные модели управления объектами. Практическая работа 5.4 «Модели систем управления» | Простейшие управляемые компьютерные модели. Применение ЭТ в экономике и управлении. Карты | Проект Учебник стр.161-163 | Тест | |||
62. | Контроль знаний по теме «Моделированиеи формализация» | Моделирование и формализация | Карточки, тест | тест | |||
Раздел VI. Информатизация общества – 3 часа | |||||||
63. | Информационное общество | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Индустриальное общество. Производство компьютеров. Компьютерные сети. Занятость населения в информационной сфере. | Презентация Учебник стр.165-169 | Тест | |||
64. | Информационная культура | Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. | Презентация Учебник стр.169-171 | Дискуссия, презентация | |||
65. | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | Электронная подпись. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Личная информация, информационная безопасность. Типы защиты информации. | Ресурсы Интернета Учебник стр.171-173 | Таблица | |||
Раздел VI. Повторение, резерв времени – 3 часа | |||||||
66.-67 | Разработка проектов | Проектная среда по выбору учащихся | Практические работы, Итоговое тестирование | ||||
68 | Итоговый контроль знаний | Все разделы | Компьютерный тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...