Текст как форма представления информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Текст как форма представления информации»
Предмет: Информатика
Класс: 5 класс
Урок №10
Учитель: Глушенкова Е.А.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общее представление о тексте как форме представления
информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном
языке; сформировать у школьников представление о компьютере как
инструменте обработки текстовой информации;
метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить
речевое высказывание в письменной форме;
личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
1) дать представление о тексте как одной из самых распространённых форм
представления информации;
2) рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания
текстовых документов;
3) рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
текст;
текстовая информация;
текстовый документ.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.
Метод проведения: лекция, практическая работа, метод проектов
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя,
мультимедийный проектор,
экран;
ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Текстовая информация»;
2) презентация «Цепочки слов».
Литература:
1) Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.,
2) Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.
3) Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.,
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку, садитесь!
На прошлом уроке мы познакомились с кодированием …
Для того чтобы узнать о чем будет наш урок сегодня я предлагаю декодировать текст
рР | оИ | ьО | нН | мМ | цЦ | аА | иИ | яЯ | фФ |
55 | 99 | 44 | 22 | 66 | 88 | 77 | 11 | 110 | 33 |
(информация).
С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним. Ученики отвечают на вопросы учителя:
- Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)
- Какие формы представления информации вы знаете? (числовая, символьная, графическая)
Сегодня мы продолжим изучение информации и расширим знания о формах представления информации, рассмотрим наиболее распространенную форму представления информации – текстовую, изучим и закрепим понятия текст и текстовая информация.
Итак, тема нашего урока «Текст как форма представления информации».
Откройте рабочую тетрадь. (стр.81 ). Запишите тему урока.
- Объяснение нового материала:
Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Народы населяющие Землю делали это по-разному.
Я предложила вам поработать над проектом «История письменности». Давайте узнаем, что интересного нашли наши исследователи:
- Древний Китай
- Древнее Двуречье
- Финикия
- Индия и Китай
- Древняя Греция
Спасибо ребятам за проделанную работу. Весь материал мы объединим в одно целое -проект «история письменности».
Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.
Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства.
Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. О том как и когда возникло книгопечатание в России нам расскажет …
Сообщение ученика о книгопечатании в России.
(В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.)
Как мы видим текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации. Прочитать определение текста и текстовой информации. Сделать записи в рабочей тетради №102 (впишите в клетки слова-ответы).
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим все возможные варианты расстановки запятой и посмотрим, как при этом меняется смысл.
Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
Выполним задание. Изменив одну букву в слове получить новое (приложение: «Цепочка слов»).
А теперь попробуйте самостоятельно поработать с текстом. Работа в группах.
Выполняем задание с карточками. Из половинок составить слова.
Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из слов.
Мел-одия, три-буна, фарт-ук, мед-ведь, ураг-ан, пар-ад, драк-он, гор-шок, мол-око, вор-она.
Подвести итог (какая группа быстрее справилась с заданием).
Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.
Компьютер коренным образом изменил технологию письма.
Компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
- Физкультминутка
- Практическая работа на компьютере:
1.Работа с приложение «Упражнение диктант».
Наберите текст
2. Работа с приложением «Электронная тетрадь 5 класс» (№ 136-146)
- Итог урока:
Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (ответы учеников)
таким образом, на сегодняшнем уроке мы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.
За работу над проектом получили оценки: озвучить оценки.
За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок.
- Домашнее задание : Индивидуальное, по карточкам. Принести в печатном виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"
Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board в приложении Smart...
Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации"
Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации" к УМК "Информатика и ИКТ" Босова Л.Л....
Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации; акцентировать внимание учащихся ...
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Конспект урока по информатике для 5 класса. Составлен в соответсвии с ФГОС. УМК Босова Л.Л....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"
Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...