Текст как форма представления информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Глушенкова Елена Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Текст как форма представления информации»

Предмет: Информатика

Класс: 5 класс

Урок №10

Учитель: Глушенкова Е.А.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общее представление о тексте как форме представления

информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном

языке; сформировать у школьников представление о компьютере как

инструменте обработки текстовой информации;

метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить

речевое высказывание в письменной форме;

личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей

информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о тексте как одной из самых распространённых форм

представления информации;

2) рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания

текстовых документов;

3) рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

текст;

текстовая информация;

текстовый документ.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Метод проведения: лекция, практическая работа, метод проектов

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя,

мультимедийный проектор,

экран;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Текстовая информация»;

2) презентация «Цепочки слов».

Литература:

1) Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-  М.:  БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.,

2) Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-  М.:  БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.

3)  Информатика: рабочая тетрадь  для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-  М.:  БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.,


Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку, садитесь!

На прошлом уроке мы познакомились с кодированием …

Для того чтобы узнать о чем будет наш урок сегодня я предлагаю декодировать текст

рР

оИ

ьО

нН

мМ

цЦ

аА

иИ

яЯ

фФ

55

99

44

22

66

88

77

11

110

33

 (информация).

С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним. Ученики отвечают на вопросы учителя:  

  • Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)
  • Какие формы представления информации вы знаете? (числовая, символьная, графическая)

Сегодня мы продолжим изучение информации и расширим  знания о формах представления информации, рассмотрим   наиболее распространенную  форму представления информации – текстовую, изучим и закрепим понятия текст и текстовая информация.

Итак, тема нашего урока «Текст как форма представления информации».  

Откройте  рабочую тетрадь. (стр.81 ). Запишите тему урока.

  1. Объяснение нового материала: 

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Народы населяющие Землю делали это по-разному.

Я предложила вам поработать над проектом «История письменности». Давайте узнаем, что интересного нашли наши исследователи:

  • Древний Китай
  • Древнее Двуречье
  • Финикия
  • Индия и Китай
  • Древняя Греция

Спасибо ребятам за проделанную работу. Весь материал мы объединим в одно целое  -проект «история письменности».

Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.

 Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства.

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. О том как и когда возникло книгопечатание в России нам расскажет …

Сообщение ученика о книгопечатании в России.

(В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.)

Как мы видим текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации. Прочитать определение текста и текстовой информации.  Сделать записи в рабочей тетради №102 (впишите в клетки слова-ответы).

Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.

Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать.

Рассмотрим все возможные варианты расстановки запятой и посмотрим, как при этом меняется смысл.

Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой  зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

Выполним задание. Изменив одну букву в слове получить новое (приложение: «Цепочка слов»).

А теперь попробуйте самостоятельно поработать с текстом. Работа в группах.

 Выполняем задание с карточками. Из половинок составить слова.

Половинки записаны вразнобой. Ваша задача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял  из слов.

Мел-одия, три-буна, фарт-ук, мед-ведь, ураг-ан, пар-ад, драк-он, гор-шок, мол-око, вор-она.

Подвести итог (какая группа быстрее справилась с заданием).

Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.

   Компьютер коренным образом изменил технологию письма.

Компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.

  1. Физкультминутка
  2. Практическая работа на компьютере:

 1.Работа с приложение «Упражнение диктант».

 Наберите текст

2. Работа с приложением «Электронная тетрадь 5 класс» (№ 136-146)

  1. Итог урока:

Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (ответы учеников)

таким образом, на сегодняшнем уроке мы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.

За работу над проектом получили оценки: озвучить оценки.

 За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок.

  1. Домашнее задание : Индивидуальное, по карточкам. Принести в печатном виде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.9 «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board  в приложении Smart...

Презентация к уроку информатики по теме: "Текст как форма представления информации"

Презентация к уроку информатики по  теме: "Текст как форма представления информации" к УМК "Информатика и ИКТ"  Босова Л.Л....

Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

Конспект урока по информатике для 5 класса. Составлен в соответсвии с ФГОС. УМК Босова Л.Л....

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...