ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт на тему
Статья, в которой делюсь опытом использования технологии проектной деятельности в своей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Эпиграф: «То, что мы знаем – ограничено,
а то, что мы не знаем – бесконечно.»
Пьер Симон Лаплас
В новом тысячелетии мир вступил в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой»
Это означает то, что новыми мировыми лидерами будут считаться не те государства, которые добыли больше угля и произвели больше автомобилей, а те, которые развивают наукоемкие технологии.
И теперь самым важным продуктом становится информация, и лидировать будут те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.
Поэтому новая эпоха ставит, перед образованием новую проблему - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
На самом деле содержание обучения информатики не ограничивается только информационными технологиями, а несет в себе значительный мировоззренческий потенциал, присущий именно этому предмету.
Задачей преподавателя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном образовании.
Это понятие включает в себя
- целостное миропонимание и
- научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности описания единства основных информационных законов,и
- преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий.
Разумеется, реальное обучение должно сочетать в себе все подходы, но вопрос доминирования той или иной тенденции является ключевым в обучении информатике.
Созданию естественной среды для формирования ключевых компетентностей способствует введение в практику работы учителей метода проектов.
В настоящее время российские общеобразовательные школы накопили интересный опыт эффективного проведения классно-урочных занятий с использованием проектных технологий обучения.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна.
Сегодня одной из главнейших задач современной школы является развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Школьник должен уметь самостоятельно получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся, основываться на личном опыте ребенка.
Обучающийся не должен быть объектом педагогического воздействия, а должен быть субъектом познавательной деятельности. Именно поэтому, результатом работы учителя должна быть активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
А этого можно достичь, используя на уроках метод проектов. И предмет «Информатика» в этом плане находится в выигрышной ситуации.
- Во-первых, изучается достаточное количество тем, где учащиеся могут проявить свое творчество и самостоятельность.
- Во-вторых, на уроках используется компьютеры, что вызывает у ребят большой интерес.
В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое.
В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности.
Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам.
Проект (от лат. рrojectus, буквально - брошенный вперед) – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Его суть заключается в том, что важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться им в жизни.
Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.
Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить.
«Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
У меня сложилась следующая система.
- Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание.
- Затем мы переходим к практическим занятиям.
- После этого переходим к выполнению проектов.
Согласно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса информатики, много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового и графического редакторов, электронных таблиц, баз данных, Интернет-технологий. Затем практическим занятиям, цель которых – систематизация знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. А затем переходим и к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое применение.
Например: после изучения темы “Электронные таблицы” предлагаю учащимся выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, рассчитать подоходный, пенсионный налог, построить диаграмму.
Подобная работа
- очень нравится учащимся и
- позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и
- увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
Проект «Новости компьютерного мира» с удовольствием выполняется учащимися 7-8-х классов.
Результат: создание учеником презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: закрепить навыки учащихся управлением информационными процессами, а именно, обменом, хранением и обработкой информации. Формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Учащиеся, используя материалы Интернет, собирают и анализируют собранный материал, создают презентацию об устройствах ввода и вывода информации, представляют свою работу, обосновав критерии отбора материала.
Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. В конце четверти или года лучшие проекты представляются классу. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
Навыки, полученные учащимися на уроках информатики, ребята охотно используют при подготовке материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований.
Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.
Для учащегося:
1.Формируются и отрабатываются:
•Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
•Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
•Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
•Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
•Умение работать в группе, в команде
•Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Для учителя:
1.Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
2.Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
3.Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
4.Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
На своих уроках я стараюсь использовать личностно-ориентированный подход в обучении путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Существует несколько видов проектов. Один из видов - творческие проекты, которые применяются в качестве повторения или обобщения пройденного материала. Основной целью таких проектов является формирование креативного мышления учащихся.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. С учащимися определяются желаемые, планируемые результаты, проговариваются некоторые требования к проекту (наличие определенных элементов в работе, в зависимости от изучаемой темы). Например, при изучении темы «Создание презентации» требуется использование в проекте гиперссылок и анимации.
Примеры использования проектной деятельности
в курсе обучения информатике
В 5-х классах при изучении темы «Графический редактор Paint», учащиеся создают мини-проекты «Поздравительная открытка», «Экологические проблемы моего края», «Домик в деревне» и др., которые помогают им развить воображение и творчество.
Кроме тематических проектов, программой курса информатики для основной школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей: история, литература, математика, физика и др.
Для успешной реализации межпредметных проектов, я организую совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной деятельности работы становятся методическим или справочным пособием по соответствующему предмету.
При изучении темы «Текстовый редактор» — мини-проекты: «Реклама (услуг, продуктов, товаров)», «Расписание уроков», «Кроссворд».
С целью закрепления основных работ в программе Microsoft Word создают творческие проекты газет на тематику, которая им наиболее интересна. При создании своей газеты учащиеся собирают информационный материал по выбранной теме, оформляют его таким образом, чтобы он был интересен читателям. Для графического оформления вставляют автофигуры, готовые стандартные картинки, отсканированные картинки.
Изучение темы «Publisher» заканчивается созданием буклетов, визиток, календарей. Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так как полученные знания и умения по работе с программой PowerPoint позволяют учащимся создавать компьютерное сопровождение любому докладу или реферату.
Результатом изучения темы «Компьютерные технологии» является создание сайта с помощью языка гипертекстовой разметки HTML. Тему данного проекта учащиеся выбирают сами, в зависимости от интересов, тем самым становясь исследователем, открывателем.
После изучения определенного модуля проводится конкурс-выставка работ учащихся. Все эти мини-проекты учащиеся помещают в свои папки достижений.
Презентации результатов проектирования проводятся на уроках обобщения, тем самым дав шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.
При оценке успешности учащегося в проекте я считаю, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Тематика выполняемых проектов моих учеников затрагивает разные школьные дисциплины. Краеведческий материал, на основе которого выполняются проекты, открывает широкое поле для духовно-нравственного воспитания учащихся. Ребята ориентируются на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Также мы не должны забывать, что кроме детей с теоретическим складом ума, есть практики, и их большинство. Таким ребятам просто необходимо давать возможность работать, именно так они реализуют свой творческий потенциал. Они участвуют в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах; выступают на конференциях. Проект позволяет решать проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ученика.
Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древневосточной мудростью: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
Линия «Компьютер»
В 7-м классе при изучении темы «Устройство ПК» учащиеся свой проект реализуют в виде информационных буклетов, созданных в текстовом редакторе. Данный проект является итоговым уроком по данной теме, выполняется в парах. Ученики дома подбирают нужные им картинки устройств ПК, находят соответствующую информацию по этим устройствам, продумывают дизайн буклета, а на уроке все это систематизируют и готовят защиту. Затем проходит защита проектов, выясняются новые понятия, задаются вопросы. Таким образом, обобщаются теоретические знания по устройствам компьютера и проверяются умения работать в текстовом редакторе. Кроме этого приобретается опыт публичного выступления.
Линия «Коммуникационные технологии»
В 9-м классе при изучении темы «Создание Web-сайта» учащиеся сначала создают базовый сайт по заданиям учебника Босовой Л.Л., а затем, происходит разработка своего мини сайта на интересующую их тему.
В 11-м классе (по программе И.Г.Семакина) эта тема рассматривается на более высоком уровне. Учащиеся в течение нескольких уроков создают полноценный сайт с интерактивными элементами (возможно и с видео) на интересующую их тему.
Линия «Информационные технологии»
В 5-7-м классе большое внимание уделяется работе с графической информацией. Это, наверное, самая любимая тема у большинства учеников. Создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме, анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему (юноши часто выбирают темы футбола, войны, машин, а девочки - природу, цветы). В связи с доступностью цифровых фотоаппаратов, возросла потребность в изучении практических приёмов работы с изображениями на компьютере. С помощью ретуширования отсканированных фотографий создаются коллажи.
В 11-м классе при изучении темы «Защита информации от вредоносных программ» вся проектная деятельность осуществляется в программе PowerPoint в виде презентаций. Старшеклассники по несколько человек (в зависимости от количества учащихся в группе) разбиваются на группы, выбирают тему и проводят исследования с последующей защитой с использованием презентации. Таким образом, работая в малых группах, парах идет распределение труда между участниками проекта. Этот опыт помогает учащимся социализироваться. Темы я раздаю заранее. Большая часть работы проходит самостоятельно, периодически ученики отчитываются, показывая промежуточные результаты. Затем назначается день выступлений, и ребята выступают в роли учителя, представляя каждый свою тему, остальные конспектируют, задают вопросы. На следующем уроке я провожу опрос по всей теме. Таким образом, учащиеся получают две оценки: за проект и за ответы на вопросы.
В 6-м классе при изучении темы «Моделирование» ученики в графическом редакторе создают модель генеалогического древа своей семьи, в 7-м классе - при изучении главы «Мультимедиа» создают мультимедийные презентации по темам «Моя семья», «Мой любимый класс» и т.д.
Проект «Выбери ПК», рекомендуется для учащихся 7,10-х классов.
Тип проекта: ролево-игровой, мини проект. Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики.
Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК.
Обосновать свой выбор.
Учащиеся предварительно делятся на группы.
Участники каждой из групп разрабатывают рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Каждая из групп должна собрать из деталей компьютер с определённой целью и на «имеющуюся» сумму
Группы представляют свои наборы комплектующих, обосновывая их выбор.
Проект «Создай свой кроссворд»
В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
Планируемый результат:
создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов
Данный проект можно использовать при изучении различных тем.
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся.
Лучшие работы распечатываются и используются на уроках.
Проект «В мире интересного», рекомендуется для 7,11-х классов.
Планируемый результат:
- Создание и оформление мини-газеты «Это интересно» на одну из актуальных тем современной жизни.
- Размещение лучших проектов в школьной стенгазете.
Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.
Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики.
Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.
Проектный подход в значительной мере удовлетворяет различного рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.
Таким образом, метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты, позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся.
Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.
В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.
Метод творческих проектов применяется и во внеклассной работе.
Например,
в среди учащихся 5-8 классов проводится конкурс рисунков в графическом редакторе на тему «Рождественская открытка»,
среди 9-10-11 классов конкурс «Лучший коллаж» посвященный Новому году или Рождеству.
Конкурс среди 6-х классов «Кабинет информатики будущего» (Школьники создавали в текстовом редакторе кабинет со всем оборудованием и мебелью, делали описательную часть проекта со всеми пояснениям)
Также ребята старших классов создавали анимационную открытку ко Дню учителя, видеопоздравления учителей с днем рождения.
В нашей школе учащиеся 10-х классов погружались в метод социального проектирования.
Одни из самых интересных тем:
- «Социальные сети. Плюсы и минусы виртуального общения»
- «Интернет зависимость среди детей»
- Компьютер-враг или друг
- Боги Олимпа
- История косметики и макияжа
- Тату и пирсинг
- и др.
Проекты получились интересными.
- учащиеся сами выбирали интересующие их темы
- изучали соответствующую литературу
- проводили социальные опросы среди учащихся и родителей.
Результатом работы над проектами стали рекомендаци
После защиты получили рекомендации по доработке.
И самое главное, выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем.
Итогом проектной деятельности является формирование следующих умений:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- построение плана исследования;
- находить необходимый источник информации;
- работать с полученной информацией;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач;
- проведение эксперимента или наблюдения;
- фиксирование и обработка результатов;
- формулирование выводов;
- оформление отчета о выполнении исследования;
- презентация (защита) проекта.
Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии.
Результативность
Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении
Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности.
Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.
Отслеживание результатов применения проектного метода проводилось с помощью
- промежуточного и итогового контроля,
- промежуточной и итоговой аттестации,
- устного и письменного опроса,
- тестирования,
- контрольных работ,
Анализ «зимней сессии» показал, что 75% учащихся имеют оптимальный уровень информационной и коммуникативной компетенции.
По результатам 4-хлетней работы с применением проектного метода можно сделать следующий вывод:
- использование технологии проектного обучения является одним из средств формирования ключевых компетентностей учащихся, при применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям.
Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности.
Работа над проектом вырабатывает
- устойчивые интересы,
- постоянную потребность в творческих поисках.
В процессе подготовки проекта, школьники
- пополняют недостаток знаний из разных источников
- учатся применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
Работая в коллективе, приобретают и развивают следующие коммуникативные умения:
- выявление проблем,
- сбор информации,
- наблюдение,
- анализ и т.д.
- видят, что результаты их труда могут быть использованы и одноклассниками, и учителями.
Это стимулирует их на создание новых интересных работ.
Создаются группы для реализации масштабных проектов.
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над» проектом? обучающиеся отвечают:
- правильно распределять время,
- анализировать собственные действия,
- презентовать результаты своего труда,
- доделывать всё до конца,
- достигать поставленной цели,
- рассматривать проблему с разных точек зрения.
В завершении хочется сказать, что использование любых видов проектов как на уроке, так и вне его
- повышает интерес у школьников к предмету информатики, помогая осознать фундаментальность изучаемого курса.
Мое основное правило в работе - воспитание и обучение надо строить на сильных чертах характера, а не на борьбе с его слабостью. Как можно больше требовательности и уважения к человеку. Работая в классе, важно создать доброжелательный психологический климат, положительный настрой учеников, деловую рабочую обстановку, не забывать и про чувство юмора (минутки психологической релаксации), стараюсь планировать уроки яркими, живыми, веселыми, с активным участием каждого ученика.
Велика роль успеха, чтобы ученик поверил в свои силы, а не ставил на себе клеймо "троечника". При выполнении практических работ и решении задач на любую тему важно дать ученику самому взбираться по ступеням от простой "троечной" задачи к более сложным уровням. Как правило, никто не останавливается на достигнутом. Они рассуждают "А что, если получиться, я не хуже других". Уроки пролетают незаметно, и недовольны звонком с урока.
Учителю необходимо не терять инициативу: одним требуется помощь, а другим - более сложные задания. Классы все разные, дети тоже, и спланировать точное количество заданий в классе трудно, поэтому у меня создана картотека с индивидуальными заданиями, которая находиться непосредственно в компьютерном классе. Все задачи классифицированы по типам и степени сложности и охватывают все темы школьного курса. На уроке я могу ей быстро, рационально воспользоваться. Как приложение к ней у меня есть тетради с отпечатанными на принтере решениями и ответами, что позволяет мне быстрее проверять решения, упрощает подготовку к урокам. Ученики, идущие "вперед", имеют право сами сверять свои работы с моими. Не без гордости они демонстрируют дополнения, корректировки, текстовые пояснения, цветовые возможности ЭВМ, другие способы решения. Таким образом, формируются не только знания и навыки, но и создается основа для творчества и утверждения своего креативного "я".
На своих урока часто использую прием, который называю "ассистент". Первый, выполнивший все задания на новую тему, становится моим ассистентом, к нему одноклассники обращаются за помощью. Эффект колоссальный. Боясь "упасть лицом в грязь перед своим ровесником", у них как - будто открывается второе дыхание, работа оживляется, тема понята, задание выполнено. Ассистентом мечтает во время урока стать каждый - это же его самоутверждение в классе, желание помочь другим, демонстрация его эрудиции. Ассистент, проговорив, несколько раз тему, еще прочнее усвоит ее (работает моторная, наиболее мощная память), по другому оценивает труд учителя.
Одна из характеристик качества образования школьника- это информационная культура. Она может рассматриваться в связи с уровнем развития общества, характеристиками мышления личности. Здесь я буду иметь в виду более буквальное и актуальное понимание культуры. Это, прежде всего этика использования компьютера в контексте общечеловеческих ценностей. На уроке конкретно можно говорить в стиле заповедей, веками регулирующих нормальное человеческое поведение.
- "Не убий" чужую информацию случайно или умышленно. (Отсюда неприятие вирусотворчества и небрежности.)
- "Не укради" чужую программу или данные.
- "Не сотвори себе кумира", что означает отказ от компьютерного фанатизма, "хакерства", от излишнего "зацикливания" на программах или языках, от попыток сужения реального мира до компьютерной среды
- "Не лжесвидетельствуй", т.е. не обсуждай те программы или данные, которые недостаточно хорошо знаешь (скромность).
- "Возлюби ближнего, как самого себя": помогай товарищам советом и примером, не занимай лишнего места в общей памяти, удаляй копии и устаревшие файлы, "убирай", восстанавливай за собой память после работы.
Есть в информационной культуре и эстетическое содержание - умение видеть, ценить и создавать красивое в информатике: оригинальный, краткий, понятный, быстрый, универсальный алгоритм, красивое, наглядное оформление результатов работы, умелое использование графики и цвета.
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках информатики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Проектная деяте...
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"
Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов...
Выступление. "Проектная технология на уроках информатики"
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Метод проектов рассматривается сегодня как одна из технологий достижения образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее...
Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".
Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....
ДОКЛАД на РМО учителей информатики по теме «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики»
laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики»...