ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт по теме
Метод проектов рассматривается сегодня как одна из технологий достижения образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современный условиях результат образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya__deyatelnost__na__urokah__informatiki.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи ,Грязинского муниципального района Липецкой области
Использование метода проектов
на уроках информатики
Учитель информатики
Пантелеева И.В.
г. Грязи, 2011
Содержание- Что такое метод проектов
- Цели имеют право на существование!
- Из истории метода проектов
- Основные этапы проекта
- Классификация проектов
- Структура учебного проекта
- Формы продуктов проектной деятельности
- Телекоммуникационный проект
- Роль учителя в проектной деятельности
- Система действий учителя и учащегося на разных стадиях работы над проектом
- Обученные умения и навыки, формировавшиеся в процессе проектной деятельности
- Система оценки проектной работы
- Литература
Что такое «метод проектов»?
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Цели имеют право на существование!
Не будет сильным преувеличением, если сказать, что подавляющее большинство из нас, почти все свое время проводят в ритме, заданном классно-урочной системной жизни. Этот ритм очень удобен своей определенностью, четкостью и организованностью. Он близок тому учителю, который привык плыть по течению, не задумываясь о целях своей деятельности и о целях своих учеников.
Каковы же реальные цели каждого участника классно-урочного процесса? Именно реальные цели, а не абстрактное, заданное извне «формирование гармоничной, разносторонне развитой личности». Может быть, «создание условий для развития личности»? «А что за условия и как их создавать?» - спросит учитель-практик и, скорее всего, останется без ответа. Честный разговор о целях будет, скорее всего, примерно таким:
- единственная реальная цель учителя - пройти программу;
- цель ученика в лучшем случае - стать умнее, в ином – выучить то, что пригодится для экзамена, в худшем - перетерпеть годы школьной учебы.
Насколько велика будет ценность обезличенной образованности в наступившем столетии, сказать сложно. Во всяком случае большинство школьников перестали мотивировать идеал «человека знающего» - продукта классно-урочного обучения. Но есть ли альтернатива?
Вашему вниманию предлагается принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса. Как принято считать, она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся, а ключевые компетентности учащихся – это наиболее актуальный в современный условиях результат образования. Для работы над проектом учащимся необходимо осваивать ряд новых способов деятельности и технологий.
Цели проектной деятельности:
- Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
- Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
- Развитие исследовательских умений.
Из истории метода проектов.
Основоположником педагогического метода проектов, известный также как метод проблем, считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества. Все это - признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов - «наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
- «проекты игр»- детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т.д.);
- «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.;
- «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала - «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет - «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабая разработанность методики проектной деятельности;
- гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
- сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
В результате постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор и до недавнего времени в России не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить его в школьной практике.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался ( в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др. метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем). « Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов — это, относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
Рассмотрим основные этапы проектной деятельности:
Подготовительный
Проектировочный
Практический
Аналитический
Контрольно-коррекционный
Заключительный
Подготовительный
Цель: Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности.
Содержание деятельности: Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели. (Анализ дает ответ на вопрос, все ли основные компоненты есть для выполнения проекта)
Проектировочный
Цель: Планирование.
Содержание деятельности: Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. (Реально ли выполнение проекта в отведенные сроки)
Практический
Цель: Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий
Содержание деятельности: Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов.
Аналитический
Цель: Рефлексия
Содержание деятельности: Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
Контрольно-коррекционный
Цель: Коррекция
Содержание деятельности: Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок
Заключительный
Цель: Защита проекта
Содержание деятельности: Представление содержания работы, обоснование выводов
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь своп конкретный продукт!
Классификация проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
По характеру результата
По форме
По характеру доминирующей в проекте деятельности
По профилю знаний
По характеру координации
По уровню контактов
По количеству участников
По продолжительности
По типу объекта проектирования
По характеру результата:
Информационный и исследовательский проект
Обзорный проект
Продукционный проект
Проекты-инсценировки, или организационные проекты
По форме:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
По профилю знаний:
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом -учитель другой дисциплины .
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
По характеру координации:
с открытой, или явной, координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
По характеру контактов между участниками:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
По количеству участников:
личностные;
парные;
групповые.
По продолжительности:
мини-проекты;
краткосрочные;
недельные;
долгосрочные (годичные).
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.
Мини-проекты, могут укладываться в один урок или менее.
Пример: проект «Составление рекламного модуля с помощью MS Word», 8 класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Краткосрочные проекты требуют выделения 3-4 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Пример, проект «Телефонная книжка «Одноклассники», 9 класс; работа в группах; продолжительность — 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их об суждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В нашей школе эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. Например, проект «Портфолио ученика», 9 класс; буклет «Мой класс», 8 класс (MS Word); проект «Создание локальной сети своей фирмы», 10 класс.
По типу объекта проектирования:
морфологическое (проектирование вещей);
социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов);
экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).
Формы продуктов проектной деятельности.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защиты проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения полезными для решения выбранной социальной значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта- непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
Web- сайт;
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
Атрибуты несуществующего государства;
Бизнес- план;
Видеофильм;
Видеоклип;
Выставка;
Газета;
Действующая фирма;
Журнал;
Законопроект;
Игра;
Карта;
Коллекция
Костюм;
Макет;
Модель;
Музыкальное произведение;
Мультимедийный продукт;
Оформление кабинета;
Пакет рекомендаций;
Письмо в...;
Праздник;
Прогноз;
Публикация;
Путеводитель;
Серия иллюстраций;
Система школьного самоуправления;
Сказка;
Справочник;
Сравнительно-сопоставительный анализ;
Статья;
Сценарий;
Учебное пособие;
Чертеж;
Экскурсия.
Телекоммуникационный проект
Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты. Особенно интересны международные проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения.
Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
o предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;
предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.),или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания
Роль учителя в проектной деятельности
Какова же роль учителя в проектной деятельности учащихся.
При использовании метода проектов изменяется роль учителя. Из носителя знаний и информации, сообщающего учениками то, что по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Работа под учебным проектом помогает превратить процесс обучения -учения из скучной принудиловки в созидательную творческую деятельность.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснений «знаний» сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать комплексом творческих способностей. И прежде всего - развитой фантазией, он должен быть инициатором интересных начинаний.
Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит прожить педагогу в ходе руководства проектом.
Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся поддерживать, поощрять и поправлять их в сторону достижения цели)
Консультант и координатор всего группового процесса.
Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)
Специалист.
Руководитель.
«Человек, который задает вопросы».
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.
Степень самостоятельности зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей проектной деятельности, от сложности темы. Реализация и оценка проектов должны осуществляться самими детьми.
Система действий учителя и учащегося на разных стадиях работы над проектом.
- Выбор темы проекта. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение.
- Выделение подтем. Учитель предварительно вычленяет подтемы, принимает участие в обсуждении с учащимися. Каждый ученик выбирает одну из них для себя роль.
- Формирование творческих групп. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель принимает участие в обсуждении. Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности альбом, литературная гостиная, натуральные объекты.
- Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.
- Оформление результатов. Учитель консультирует, координирует работу. Учащиеся по группам оформляют результаты.
- Презентация. Учитель организует экспертизу с помощью жюри. Учащиеся докладывают о результатах своей работы.
- Рефлексия. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса себя в нем с учетом оценки других.
Обученные умения и навыки, формировавшиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения:
умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания их различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию;
умение запросить недостаточную информацию у эксперта (учителя)
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочный самостоятельности.
4. Умения и навыки в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умения взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
умение планировать деятельность, время;
умение применять решение и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода)
6. Коммуникативные умения:
умение вступать в диалог, задавать вопросы;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средств наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
В современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в соответствии с которыми осуществляется абсолютное личностное принятие каждым учащимся целей и содержания обучения. Каждый проект должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта. Это может быть роль:
представителя любой из человеческой профессии врача, предпринимателя;
учебного специалиста (эколога, энтомолога, лингвиста);
литературного персонажа;
исторического персонажа или очевидца какого-либо события;
гостя из будущего и т.д.
При работе в группе каждый из ее участников находятся в одной из стандартных ролей: лидер-генератор идей, лидер-организатор, критик. Существуют и «подводные камни» проектного метода. Главная опасность при выполнении проекта - его превращение в реферат. Рефератная деятельность конечно должна присутствовать, но участники проекта должны иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление
Система оценки проектной работы
Жюри должно оценивать работу группы по следующим критериям:
Актуальность и значимость темы.
Глубина исследования проблемы.
Оригинальность предложенных решений.
Качество выполнения продукта.
Убедительность презентации.
Артистизм и выразительность выступления.
Ответы на вопросы – умение отвечать.
Использовать проекты в школьной информатике можно и нужно, если мы ставим педагогическую задачу на учить ребенка пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии в по вседневной жизни.
Как показал опыт, применение про ектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютер ных технологий. Правда, при этом правиль нее будет говорить об использовании про ектного подхода, чем о «полноценном» про екте.
Например, изучать текстовый редактор MS Word можно следующим образом. После краткого обсуждения основных с точки зрения верстки элементов текста (страница, абзац, символ, шрифт и пр.) учащийся получает образец готового текста, ко торый ему необходимо воспроизвести при по мощи редактора Word. Школьник приступа ет к подготовке документа, имея образец, но, не зная в деталях, как это делать. При подго товке документа у него возникают вопросы: как сделать что-то? как получить такой-то результат? Отвечая на них, учащемуся, при ходится самостоятельно осваивать те или иные приемы работы с редактором. Следую щий шаг сравнение образца с тем, что по лучилось у школьника, и, если необходимо, кор рекция и доделывание. После подготовки пер вого документа ученику выдается следующий, более сложно оформленный текст и т. д. Такая работа ведётся в 10-х классах, которые изучают компьютерное редактирование.
Для подготовки компьютерно го пользователя важнее, чтобы учащийся сам научился искать ответы на свои вопро сы, а не получать их. (Я иногда просто оставляю своих учени ков одних, лишая их соблазна обращаться с прямым вопросом ко мне.)
Удобным средством для самостоятель ного изучения является графический редак тор. Школьники достаточно быстро находят нужные инструменты и приемы создания рисунка. Уч-ся предлагается тема проекта, например, Моя школа, Мой город, Любимый урок и др., и они должны разработать его с использованием графического редактора Paint. Такая работа ведётся уже с 5-го класса.
Важно понимать различие задач, стоя щих перед учеником и педагогом, на этапах подготовки и выполнения проектного зада ния. Для уче ника требуется получение готового продук та, а для педагога нужно, чтобы в ходе вы полнения проектного задания ученик осво ил те или иные компьютерные средства или приемы работы. Поэтому для педагога про ектное задание (или образец, который пред ставляется ученику) — это, по сути, набор средств, которые должен освоить ученик.
Опыт использования проектно го похода показал, что он вполне применим при изучении большинства тем «пользова тельского» раздела школьного курса инфор матики. Он позволяет:
- организовать не изучение компьютер ных технологий, а их освоение в про цессе практического использования компьютера;
- прививать школьнику навыки самосто ятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;
- реализовать самостоятельный выбор учащимся удобного для него стиля изу чения тем или приемов работы.
Проектный метод в старших классах предполагает деятельность учащихся от идеи проекта до её реализации на протяжении некоторого времени, может быть, целой четверти. Основная дидактическая функция – структуризация и обобщение знаний и умений школьника по одной или нескольким темам сразу.
Реализации проекта, как правило, предшествует подготовительный этап, связанный с осознанием и постановкой проблемы, разработкой нескольких вариантов решения и обоснованием выбора одного из них; планирование собственной деятельности. Такая работа ведётся с учащимися при изучении тем
- «Диалоговые программы», где им необходимо написать программу по одной из предложенных тем
- «Компьютерные презентации», где учащиеся разрабатывают презентации на свободные темы
- создание компьютерного сайта
и другие
Таким образом, метод проектов на уроках информатики используется в каждом классе, но в различной форме. Задания для учащихся даются с учётом их возрастных особенностей. И, по-моему, он вполне себя оправдывает. Хотелось бы пользоваться им чаще, но не каждая тема курса «Информатики» имеет такую возможность. Есть темы, при изучении которых, эффективнее использовать традиционные уроки.
Литература
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80 с.
- Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2001.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
- Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект-Центр». 2005 – 96 с.
- Электронный каталог http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1.exe
- Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://school-sector.relarn.ru
- Ссылки на источники:
- http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/479.html
- http://metodkabinet.3dn.ru/publ/metod_proektov/1-1-0-1
- http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm
- http://festival.1september.ru/articles/418087/
- http://sch1294.narod.ru/teaching/prj_01.htm
- http://lingvist.ucoz.ru/forum/5-263-2