Что такое коучинг
статья по информатике и икт на тему
Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) — новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Методику коучинга предложил профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Голви (Timothy Gallwey).
Он определил коучинг как «технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouching.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое коучинг?
Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) — новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Методику коучинга предложил профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Голви (Timothy Gallwey).
Он определил коучинг как «технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности».
В настоящее время коучинг переживает пик популярности за рубежом. Он нашел применение в спорте, в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности.
Коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.
Можно сформулировать цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов [4].
С 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Приоритет по внедрению коучинга в сферу образования принадлежит Ростову-на-Дону, где профессиональную подготовку по применению коучинга в образовании под руководством к.п.н. Натальи Гульчевской уже прошли более 300 учителей и администраторов образовательных учреждений; позже подобные курсы появились в Москве, Минске, Екатеринбурге и др.
В Фейсбуке существует сообщество коучей, занимающихся проблемами образования, которое на сегодняшний день насчитывает около 200 активных участников.
Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.
Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.
Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.
Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.
Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте мы на уроках информатики уделяем определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:
- Что именно мне необходимо достигнуть?
- Как это конкретно будет выглядеть?
- Зачем мне это нужно?
- Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
- Когда я готов начать этот процесс?
- Когда этот процесс завершится?
- Что конкретно мне следует делать?
- Какие возможны препятствия на моем пути?
и др.
Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
- Постановка цели и осознание её реальности.
- Анализ необходимых составляющих успеха.
- Анализ имеющихся возможностей.
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
- Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.
Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применения коучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.
Структура традиционного урока | Структура коучинга |
Контакт с классом | Создание доверительных отношений |
Формулирование целей урока | Определение цели. Формат конечного результата |
Изучение нового материала, или выработка навыка, или обобщение и систематизация и т.д. – т.е. сам урок | Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов. |
Домашние задание | Определение первых шагов – действий ведущих к цели |
Рефлексия | Итоги. Ценность |
Спасибо за урок! | Благодарность |
Одной из приоритетных задач образования является необходимость формирования ключевых компетентностей, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Цель образования научить учиться всю жизнь.[1]
На уроках информатики в гимназии используются для достижения этой цели различные методики.
Технология деятельностного метода обучения (Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.)
Очень удачная технология при изучении прикладных программ, когда учащиеся работают за компьютером. Даем задания для поиска тех или иных функций, а затем рассматриваем вместе дополняя друг друга.
Технология критического мышления (Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.).
Подходит при изучении тем связанных с решением задач (количество информации, объем информации, скорость передачи информации, логика).
Проектная технология (Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.)
Технология проблемного обучения (способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.)
Игровые технолгии ( это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.)
Чаще всего на уроках информатики игровые технологии мы используем на итоговых уроках по каким-либо темам, предшествующих контрольным работам.
Методы которые применяются:
-диалогическое обучение (Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление.
Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Это взаимодействие, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнёрами и регулируются дела между ними. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.),
Практический
Наглядный
-Эвристический (Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению),
-методы самостоятельного усвоения материала:
- Объяснительно-иллюстративный
Сегодня я апробирую метод «Шесть шляп». Его я использую на уроках-семинарах.
МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ЭДВАРДА ДЕ БОНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Это метод групповой работы, заключается в следующем. Класс делится на шесть групп (по желанию или учитель сам определяет состав группы). Каждой группе выдается «шляпа». Это может быть и головной убор или просто словесно называем цвет «шляпы» для каждой группы.
Виды “шляп мышления”:
Белая шляпа – нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный материал, извлекают из него новую для себя информацию.
Черная шляпа – позиция “против”: анализируя материал, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции, выявляют ошибки и противоречия, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике.
Желтая шляпа – позиция “за”: учащиеся защищают изложенную позицию материала, выявляют потенциал, заложенный в источнике.
Синяя шляпа – размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции.
Красная шляпа – эмоции: учащиеся вырабатывают определенную позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора материала.
Зеленая шляпа – творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пишут творческие работы.
Белая шляпа Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация? | |
Красная шляпа Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
| |
Желтая шляпа Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?
| |
Черная шляпа Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?
| |
| Зеленая шляпа Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
|
| Синяя шляпа Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?
|
Такой метод помогаем сделать любой урок в несколько раз эффективнее. В отличие от других групповых работ метод Эдварда де Боно достаточно образный и хорошо запоминается.
Это все теория. Лучше всего увидеть коучинг на уроках или мастер-классе на который я вас обязательно приглашу.
Список литературы.
- Меляков Д.В. Использование технологии развития критического
мышления при подготовке обучающихся к ОГЭ. 2014
- Конаржевский, Ю.А. Анализ урока.-М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 2011.
- Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.
Учитель-коуч, используя систему «волшебных» вопросов, побуждает ребенка к творчеству, продумывает индивидуальный маршрут его...
Инновационный коучинг и Дианализ: жизнь как открытие себя, работа как вдохновение
Инновационный коучинг и Дианализ: жизнь как открытие себя, работа как вдохновение...
Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »
Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол) ...
Коучинг как эффективное средство самопознания в учебном процессе!
Коучинг как чудо!Педагог-психолог Никишова О.А.Известно, что приход человека в этот мир составляет уникальную загадку. Каждый человек в течение жизни пытается ее разгадать. Желание и стрем...
План коучинга по теме «Lesson Stady».Среднесрочное планирование
Цель: Познакомить с новым педагогическом подходом Lesson Study,его основными принципами. Развивать мыслительные, коммуникативные навыки; воспитывать коллективизм, самостоятельн...
План коучинга по теме «Зачем нам нужно меняться."
Цель:Ознакомить участников с основными тенденциями изменения образовательной системы в мире.Казахстане. Развивать мыслительные, коммуникативные навыки; воспитывать коллективизм, самостоятельност...
Открытое занятие с использованием коучинг технологий "Что такое этикет".
Этикет – слово французского происхождения, обозначающее нормы и правила поведения людей в обществе, правила вежливости.Видео часть 1 Открытое занятие с использованием коучинг технологий &l...