Рабочая программа по информатике 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ к учебнику Н.Д.Угриновича. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klass.docx | 40.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по информатике и ИКТ
8 класс (базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Программой предусмотрено проведение:
Вид работы | 8 класс |
практические работы | 15 |
контрольные работы | 3 |
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, утвержденной Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки, свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 15 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Итоговое повторение 1 ч
ВСЕГО – 34 часов
Средства контроля
№ | Тематика | Вид |
1 | Информация и информационные процессы | контрольная работа |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | контрольная работа |
3 | Коммуникационные технологии | контрольная работа |
Творческая работа учащихся
Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
Задание: Самостоятельно создать страницу для своего сайта.
Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.
Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-методические средства обучения
- Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2008
- Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013
- Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2012
- Информатика и ИКТ: практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011
- Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Бином. Лаборатория знаний, 2011
- Электронное приложение к УМК
- Комплект цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
- Библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
- разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
- CD-диски и DVD-диски по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.)
- http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
- http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал
- http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
- http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования
- http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
- http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.km-school.ru - КМ-школа
- http://inf.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика" /методические материалы/
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Тема урока, практическое занятие | Элементы содержания | Тип урока | Кол-во часов | Дата | |
план | фактически | |||||
Глава 1. Информация и информационные процессы (8 часов) | ||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе. | Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. | урок «открытия нового знания» | 1 | ||
2 | Информация в обществе и технике. Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Человек: информация и информационные процессы. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
3 | Знаковые системы. | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. | «открытия нового знания» | 1 | ||
4 | Количество информации. Практическая работа №2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». | Количество информации. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
5 | Определение количества информации. Вероятностный (содержательный) подход к определению количества информации. | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. | «открытия нового знания» | 1 | ||
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. | Алфавитный подход к определению количества информации. | «открытия нового знания» | 1 | ||
7 | Решение задач по теме «Количество информации» | Задачи по теме «Количество информации» | методологической направленности | 1 | ||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | развивающего контроля | 1 | |||
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (10 часов) | ||||||
9 | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | «открытия нового знания» | 1 | ||
10 | Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. | Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память, долговременная память. | «открытия нового знания» | 1 | ||
11 | Файлы. Файловая система. Практическая работа №3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | Файлы. Файловая система. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
12 | Работа с файлами и дисками. Практическая работа №4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». | Работа с файлами и дисками. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
13 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности мыши». | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
14 | Прикладное программное обеспечение. Практическая работа №6 «Установка даты и времени». | Прикладное программное обеспечение. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
15 | Графический интерфейс операционных систем. | Графический интерфейс операционных систем. | «открытия нового знания» | 1 | ||
16 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | Вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
17 | Правовая охрана программ и данных. | Правовая охрана программ и данных. | «открытия нового знания» | 1 | ||
18 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации » | развивающего контроля | 1 | |||
Глава 3. Коммуникационные технологии (14 часов) | ||||||
19 | Передача информации. | Источник и приемник информации. Канал связи. Способы передачи информации. | «открытия нового знания» | 1 | ||
20 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети» | Виды локальных компьютерных сетей: топология звезда, шина, кольцо. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
21 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет. Практическая работа №9 «Подключение к Интернет». | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
22 | Адресация в Интернет. Маршрутизация и транспортировка данных. Практическая работа №10 «География Интернет». | Адресация, маршрутизация и транспортировка данных в Интернет. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
23 | Информационные ресурсы Интернет. Практическая работа №11 «Путешествие по Всемирной паутине». | Всемирная паутина: информационные ресурсы | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
24 | Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | Электронная почта: программы: почтовые программы, почтовые сервисы, адрес электронной почты, функционирование электронной почты. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
25 | Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | Файловые архивы: серверы файловых архивов, менеджеры загрузки, адрес файла. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
26 | Поиск информации в Интернет. Практическая работа №14 «Поиск информации в Интернет». | Браузеры, поисковики. Ввод запроса, поиск информации. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
27 | Электронная коммерция в Интернет. Общение, звук и видео в Интернет. | Виды электронной коммерции в Интернет. Общение, звук и видео в Интернет. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
28 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страниц. | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страниц. | «открытия нового знания» | 1 | ||
29 | Форматирование текста на Web-страницах. Практическая работа №15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Форматирование текста на Web-страницах. Теги парные и непарные, атрибуты тегов. | «открытия нового знания», рефлексии | 1 | ||
30 | Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. | Вставка изображений и гиперссылок с использованием языка разметки текста HTML. | «открытия нового знания» | 1 | ||
31 | Списки и интерактивные формы на Web-страницах. | Списки и интерактивные формы с использованием языка разметки текста HTML. | «открытия нового знания» | 1 | ||
32 | Творческая практическая работа «Разработка личной Web-страницы с использованием языка разметки текста HTML». | методологической направленности | ||||
33 | Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии» | развивающего контроля | 1 | |||
Итоговое повторение (1 час) | ||||||
34 | Обобщающее повторение материала за курс 8 класса. | Информация и информационные процессы, коммуникационные технологии, компьютер как универсальное устройство обработки информации. | методологической направленности | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...