Рабочая программа по информатике 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Шуплецова Яна Александровна

Рабочая программа по информатике и ИКТ к учебнику Н.Д.Угриновича. 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8_klass.docx40.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по информатике и ИКТ

8 класс (базовый уровень)


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Программой предусмотрено проведение:

Вид работы

8 класс

практические работы

15

контрольные работы

3

 Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, утвержденной  Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

 Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе

Учащиеся должны:

- для объектов окружающей действительности указывать их признаки, свойства, действия, поведение, состояния;

- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

- иметь представление о назначении и области применения моделей;

- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

- выполнять операции с основными объектами операционной системы;

- выполнять основные операции с объектами файловой системы;

- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. 

Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

3. Коммуникационные технологии – 15 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

Итоговое повторение 1 ч

ВСЕГО – 34 часов

 Средства контроля

Тематика

Вид

1

Информация и информационные процессы

контрольная работа

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

контрольная работа

3

Коммуникационные технологии

контрольная работа

 

Творческая работа учащихся

 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

Задание: Самостоятельно создать страницу для своего сайта.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.

 

Практические работы

 В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен:

знать/понимать:

- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

- программный принцип работы компьютера;

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-методические средства обучения

- Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2008

- Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013

- Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2012

- Информатика и ИКТ: практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011

- Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Бином. Лаборатория знаний, 2011

- Электронное приложение к УМК

- Комплект цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

- Библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

- разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

- CD-диски и DVD-диски по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.)

- http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал

- http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал

- http://gia.osoko.ru/ - Официальный информационный портал государственной  итоговой аттестации

- http://www.apkro.ru/ - сайт Модернизация общего образования

- http://www.standart.edu.ru   - Новый стандарт общего образования

- http://school-collection.edu.ru  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ

- http://www.km-school.ru - КМ-школа

- http://inf.1september.ru  - Сайт газеты "Первое сентября. Информатика"  /методические материалы/

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

1 час в неделю, 34 часа в год

Тема урока, практическое занятие

Элементы содержания

Тип урока

Кол-во часов

Дата

план

фактически

Глава 1. Информация и информационные процессы (8 часов)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе.

урок «открытия нового знания»

1

2

Информация в обществе и технике.

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Человек: информация и информационные процессы.

«открытия нового знания», рефлексии

1

3

Знаковые системы.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации.

«открытия нового знания»

1

4

Количество информации. Практическая работа №2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Количество информации.

«открытия нового знания», рефлексии

1

5

Определение количества информации. Вероятностный (содержательный) подход к определению количества информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации.

«открытия нового знания»

1

6

Алфавитный подход к определению количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

«открытия нового знания»

1

7

Решение задач по теме «Количество информации»

Задачи по теме «Количество информации»

методологической направленности

1

8

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

развивающего контроля

1

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (10 часов)

9

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

«открытия нового знания»

1

10

Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.

Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память, долговременная память.

«открытия нового знания»

1

11

Файлы. Файловая система. Практическая работа №3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Файлы. Файловая система.

«открытия нового знания», рефлексии

1

12

Работа с файлами и дисками. Практическая работа №4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Работа с файлами и дисками.

«открытия нового знания», рефлексии

1

13

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности мыши».

Программное обеспечение компьютера. Операционная система.

«открытия нового знания», рефлексии

1

14

Прикладное программное обеспечение. Практическая работа №6 «Установка даты и времени».

Прикладное программное обеспечение.

«открытия нового знания», рефлексии

1

15

Графический интерфейс операционных систем.

Графический интерфейс операционных систем.

«открытия нового знания»

1

16

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов.

«открытия нового знания», рефлексии

1

17

Правовая охрана программ и данных.

Правовая охрана программ и данных.

«открытия нового знания»

1

18

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации »

развивающего контроля

1

Глава 3. Коммуникационные технологии (14 часов)

19

Передача информации.

Источник и приемник информации. Канал связи. Способы передачи информации.

«открытия нового знания»

1

20

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети»

Виды локальных компьютерных сетей: топология звезда, шина, кольцо.

«открытия нового знания», рефлексии

1

21

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет. Практическая работа №9 «Подключение к Интернет».

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет.

«открытия нового знания», рефлексии

1

22

Адресация в Интернет. Маршрутизация и транспортировка данных. Практическая работа №10 «География Интернет».

Адресация, маршрутизация и транспортировка данных в Интернет.

«открытия нового знания», рефлексии

1

23

Информационные ресурсы Интернет. Практическая работа №11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Всемирная паутина: информационные ресурсы

«открытия нового знания», рефлексии

1

24

Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Электронная почта: программы: почтовые программы, почтовые сервисы, адрес электронной почты, функционирование электронной почты.

«открытия нового знания», рефлексии

1

25

Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Файловые архивы: серверы файловых архивов, менеджеры загрузки, адрес файла.

«открытия нового знания», рефлексии

1

26

Поиск информации в Интернет. Практическая работа №14 «Поиск информации в Интернет».

Браузеры, поисковики. Ввод запроса, поиск информации.

«открытия нового знания», рефлексии

1

27

Электронная коммерция в Интернет. Общение, звук и видео в Интернет.

Виды электронной коммерции в Интернет. Общение, звук и видео в Интернет.

«открытия нового знания», рефлексии

1

28

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страниц.

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страниц.

«открытия нового знания»

1

29

Форматирование текста на Web-страницах. Практическая работа №15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Форматирование текста на Web-страницах. Теги парные и непарные, атрибуты тегов.

«открытия нового знания», рефлексии

1

30

Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.

Вставка изображений и гиперссылок с использованием языка разметки текста HTML.

«открытия нового знания»

1

31

Списки и интерактивные формы на Web-страницах.

Списки и интерактивные формы с использованием языка разметки  текста HTML.

«открытия нового знания»

1

32

Творческая практическая работа «Разработка личной Web-страницы с использованием языка разметки текста HTML».

методологической направленности

33

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»

развивающего контроля

1

Итоговое повторение (1 час)

34

Обобщающее повторение материала за курс 8 класса.

Информация и информационные процессы, коммуникационные технологии, компьютер как универсальное устройство обработки информации.

методологической направленности

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...