"Особенности изучения компьютерной графики в общеобразовательных учреждениях"
статья по информатике и икт на тему

Красовская Марина Сергеевна

В данной статье исследуется степень изучения компьютерной графики в учебных пособиях разных авторов и делается вывод о необходимости включения большего числа практических занятий в содержание данного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности изучения компьютерной графики

в общеобразовательных учреждениях.

Аннотация.

Современное информационное общество ставит перед образованием задачи освоения компьютерных технологий на такой уровень, чтобы изучение информатики в общеобразовательном учреждении не ограничивалось только теоретическими сведениями. А компьютерная графика – именно та область информационных технологий, которую ученикам хочется реально увидеть, а не слушать разговоры о ней. В данной статье исследуется степень изучения компьютерной графики в учебных пособиях разных авторов и делается вывод о необходимости включения большего числа практических занятий в содержание данного курса.

Конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информатики и информационных технологий. Внедрение нового и увлекательного в учебный процесс делают образование школьников интересным в любом возрасте. Школа не может остаться в стороне от этого развития. Отсюда и возникает необходимость внедрения в базовое школьное обучение предмету «Информатика» дополнительных учебных блоков, отвечающих условиям современной действительности. С появлением сканеров, цифровых видео- и фотоаппаратов, Web-камер общество получило в свои руки большое количество цифровых изображений, схем, карт, фильмов, клипов. Это породило потребность в их обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажа, коллажей. Поэтому введение темы «Компьютерная графика» в базовое содержание большого раздела школьной информатики «Информационные технологии» является необходимой частью для формирования информационной грамотности. Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные дизайнеры. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент – такой же, как карандаш или кисть художника, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями. Компьютерная графика играет важнейшую роль в создании игр, мультипликации, мультимедийных учебников, рекламных плакатов, открыток.

Серьезной проблемой в контексте современной реальности является недостаточное внимание к обучению компьютерной графике в школе, а также отсутствие необходимых условий, средств и квалифицированных специалистов в данной области; в частности, отведенное базисным учебным планом урочное время на освоение содержания темы в общеобразовательных школах критически мало.

Данная тема в различных учебниках информатики представлена в основном простыми программными средствами обработки объектов растровой и векторной графики. А большое многообразие программных продуктов обработки объектов векторной и растровой графики на современном рынке услуг ставит перед учителем сложные задачи, связанные, во-первых, с необходимостью выбора конкретного программного средства, а во-вторых, с разработкой методики обучения компьютерной графике. К сожалению, необеспеченность техникой, программным обеспечением и необходимыми методическими материалами привели к тому, что эта тема потеряла свое основное и главное содержание и свелась к простому ознакомлению с инструментами и пунктами меню на примере простейшего графического редактора Paint. В результате этого у учеников может сложиться впечатление о «бедных» возможностях программ по обработке графической информации.

Существующие учебные пособия либо не затрагивают данное содержание совсем, либо предлагают простейший материал, не позволяющий сформировать у учащихся целостного представления о технологии обработки объектов компьютерной графики. Во всех учебных пособиях преобладают в основном репродуктивные методы обучения, направленные на усвоение и воспроизведение готового знания. Школьники теряют интерес к учению еще и потому, что процесс обучения недостаточно ориентирован на отражение современных проблем использования компьютерных и информационных технологий, на применение полученных знаний и умений по компьютерной графике в сфере будущей профессиональной деятельности.

Так, например, в учебнике Макаровой Н. В. «Информатика. 10 класс» [3] в параграфе «Представление нечисловой информации в компьютере» есть тема «Представление графической информации в компьютере», которая дается обзорно. В учебнике «Информатика. 11 класс» [4] того же автора теории и практики по компьютерной графике нет совсем.

В учебнике Угриновича Н. Д. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов» [8] растровой и векторной графике отведена целая глава, которая называется «Технология обработки графической информации». На изучение данной главы отводится 18 часов. В учебнике рассматриваются понятия: растровая и векторная графика; растр, пиксель, битовая глубина, графический примитив, форматы графических файлов, графические редакторы; система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Учебник написан сложным для ученика языком и в то же время недостаточен для получения объема знаний, необходимого для создания образов и изображений и их редактирования.

При изучении курса «Информатика» по учебникам И. Г. Семакина учащиеся встречаются с понятием «Компьютерная графика» еще в 8 классе, но за 5 часов, предусмотренных программой, учащиеся постигают теорию, не прибегая к практическим занятиям.  В учебниках Семакина И. Г. и Е. К. Хеннера «Информатика 10-11 класс» [6] теории по графике нет и отдельных практических работ тоже нет.

Если рассматривать другие программы по информатике [7], то можно отметить, что в программе для школ с углубленным изучением информатики в 9 классе на рассматриваемую тему отводится 15 часов, но сделано это за счет расширения темы путем добавления основ мультипликации, что опять же требует поверхностного изучения всех тем и не может обеспечить глубокое раскрытие содержания этой темы.

Программа для 10-11 классов с углубленным изучением информатики основывается не на пользовательском, а на программистском подходе, и графика рассматривается в ракурсе изучения возможностей языка программирования Visual Basic, Pascal, Delphi. [9], [10]. Тема изучается в течение 18 часов. Автор в деталях описывает, как разместить на форме четыре текстовых поля, двенадцать меток, две кнопки и т.п. Подробнейшие инструкции и полные листинги всех программ занимают чуть ли не половину учебника, поскольку повторяются на всех обозначенных языках программирования и иногда на Excel. На мой взгляд, изучение этой темы нецелесообразно, так как она почти ничего нового не вносит в плане программирования и формирует неправильное представление о современной компьютерной графике по причине того, что язык программирования, например, Pascal,  уже устарел морально.

Задача формирования самостоятельности учащихся как важнейшего элемента учебной деятельности имеет большое значение при обучении информатике в общеобразовательной школе, это обусловлено возрастанием роли информационной деятельности личности как основы любого вида деятельности современного человека. Умение самостоятельно применять на практике полученные знания в области компьютерной графики востребовано на современном этапе развития информационного общества в различных сферах деятельности человека.

Поэтому преподавание обширнейшей темы «Компьютерная графика» реализуется на достойном уровне лишь на элективных и факультативных курсах, где создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления самостоятельности, исследовательских умений. Именно факультативные и элективные курсы позволят углубить и дополнить базовую программу, не нарушая её целостности.

При выборе программного обеспечения для проведения элективных занятий по теме «Компьютерная графика» в каждой конкретной школе нужно руководствоваться двумя требованиями: во-первых, возможностями имеющейся в наличии компьютерной техники и программного обеспечения, во-вторых, необходимостью раскрыть наиболее полно современные возможности обработки графической информации.

Эффективно совмещать освоение интерфейса конкретного графического редактора через выполнение упражнений и практических заданий. После этого нужно решить, какие упражнения и задания будут наиболее подходить для обучения пользователя работе в среде графического редактора. Нужно на практических примерах показать, как выполнить работу, указывая на особенности и трудности, возникающие в процессе деятельности. Характер заданий при этом должен обеспечивать достаточно широкий простор для индивидуального творчества учащихся.

Эффективным методом обучения компьютерной графике является комбинированное занятие, которое обладает рядом преимуществ: обеспечивает многократную смену видов деятельности, обеспечивает обратную связь, способствует реализации индивидуального подхода в обучении, создает необходимые условия для быстрого применения новых знаний. На уроках компьютерной графики в рамках электива можно выделить три основных вида учебной деятельности: демонстрация, фронтальная работа, практикум.

Фронтальная работа с учащимися осуществляется в форме лекции-визуализации. Одновременно с объяснением теоретического материала учащиеся соотносят полученные сведения с практикой: при описании теоретической части программы, учитель предлагает ученикам использовать описываемые функции программы. В отличие от фронтальной работы, когда действия учителя и учащихся во время объяснения нового материала должны быть синхронными, в практической деятельности учащиеся занимаются в различном темпе, а порой даже и с различным программным обеспечением. Учащиеся получают индивидуальные задания для продолжительной самостоятельной работы (в том числе и получение домашнего задания). В ходе практикума учитель наблюдает за ходом работы школьников, оказывает им своевременную помощь. В любом случае необходимо постараться создать на каждом практическом занятии благоприятные условия, при которых школьники имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом обсуждении происходит взаимообучение, которое полезно как для обучаемого, так и для самого обучающего.

Одной из приоритетных задач при обучении информатике в общеобразовательной школе является  задача формирования самостоятельности учащегося. На современном этапе развития общества учащемуся для реализации своих жизненных приоритетов требуется проявление личной инициативы, творческой самостоятельности. Одной из актуальных тем школьного курса информатики, способной предложить учащимся базу для самореализации, может выступать тема «Компьютерная графика». Содержание обучения по данной тематике предполагает освоение: основных элементов компьютерной графики (понятия, история развития, задачи, проблемы), которые способствуют проявлению у учащихся интереса к самостоятельному овладению знаниями и умениями в этой области; инструментария систем компьютерной графики, способов самостоятельного выбора подходящего программного обеспечения для решения задач с использованием компьютерной графики.

Проанализировав степень востребованности компьютерной графики для успешной учебной, научной деятельности учеников в школе или взрослой жизни, можно сделать вывод о необходимости раннего освоения таких программ, как, например, GIMP.


Список литературы

  1. Крамаров, С.О. Из опыта преподавания компьютерной графики и анимации в педагогическом вузе: / С.О. Крамаров, JI.Н. Филимонова / Педагогическая информатика, № 2, 1999. – С. 38 - 42.
  2. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
  3. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень: Учебник / Н.В. Макарова, Г.С. Николайчук, Ю.Ф. Титова. Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. – 234 с.
  4. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 11 класс: Учебник / Н.В. Макарова, Г.С. Николайчук, Ю.Ф. Титова. Под ред. Н.В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2008. – 215 с.
  5. Павлова, И.М. Практические задания для работы в графическом редакторе: Учебное пособие / И.М. Павлова / Информатика и образование. 2002. - № 10.
  6. Семакин, И.Г. Информатика 10-11 класс. Учебник / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  7. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  8. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория знаний, 2009.
  9. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. 10 класс. Профильный уровень: / Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория знаний, 2011.
  10. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. 11 класс. Профильный уровень: / Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория знаний, 2011.
  11. Юдаков, С. Г. Формирование информационных умений и развитие творческих способностей учащихся / С. Г. Юдаков.  Информатика и образование. – 2000. – № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...

Развитие творческих способностей учащихся при изучении компьютерной графики и анимации

Обучение детей компьютерной графике начинается от простого к сложному.  При работе с графическими редакторами, ребятам необходимо показать, какие изображения можно получить, используя данный инст...

Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей», 2015

1.         Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках VII Между...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика....

ПРОГРАММА самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовны учителя физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского мун

ПРОГРАММА  самообразования Гильмутдиновой Венеры Миннигатовныучителя физической культуры  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ш...

Изучение компьютерной графики в основной школе

Компьютерная графика – это наука, один из разделов информатики, изучающая способы формирования и обработки изображений с помощью компьютера. Компьютерная графика является одним из наиболее...