Открытый урок-практикум по информатике «Антивирусные программы. Программы архивации», 7 класс
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Амелина Елена Викторовна

Открытый урок-практикум   «Антивирусные программы. Программы архивации»

           Данный урок проводится в разделе «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» после темы "Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение". Тема урока дает возможность более детального изучения программ архивации и антивирусных программ. На одном из этапов урока, помимо обучения учащихся навыкам работы с вышеуказанным программным обеспечением, проводится  экологическое воспитание, используются видеосюжеты из диска "Зеленый пакет" регионального экологического центра «Центральная Азия» (диск распространяется бесплатно). В ходе урока, учащиеся, кроме теоретических знаний получают практический навык работы с архиватором и антивирусной программой. Для закрепления учебного материала используется тест, созданный в программе   «easyQuizzy portable test file». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая  работа

Антивирусная проверка.

Архивация файлов с помощью программы WINRAR. 

Цель работы:

  • научиться  с помощью антивирусной программы проверять  носители информации на наличие вируса;
  • изучить действия по выполнению упаковки файлов в архив и извлечение файлов из архива с помощью программы Winrar;
  • Провести исследование  степени сжатия  файлов  различных  форматов.

Ход работы:

Работа с программой архиватором Winrar.

  1. На Рабочем столе откройте папку Практика 7 кл. В ней находятся 2 папки: Файлы для архивации и Архив. 
  2. Откройте папку Файлы для архивации.
  3. С помощью контекстного меню определите размеры  находящихся  в ней трех  файлов: текстового,  точечного рисунка, выполненного в графическом редакторе Paint и  фото.
  4. Размер файлов  запишите  в таблицу контрольного  листа.

Контрольный лист

Ф. И. ___________________________  класс  ____________

Работа с программой архиватором Winrar

Тип   файла

Размер исходного файла

Размер архива

Степень сжатия

Текстовый документ

Точечный рисунок

Фотография

Работа с антивирусной программой.

Вирус

Название

Тип

  1. Заархивируйте каждый файл в отдельности с помощью контекстного меню:
  • щелкните  правой кнопкой  мыши по файлу, который вы хотите  архивировать;
  • в контекстном меню выбери пункт Добавить в архив, появится окно

  • обратите внимание на поле Имя архива,  в нем по умолчанию будет введено имя архивируемого файла с расширением  .rar.
  • в списке Метод сжатия выберите Максимальный;
  • нажмите на кнопку Ок.

      6.Таким же способом, заархивируйте оставшиеся файлы.

  1. С помощью контекстного меню определите  размеры архивных файлов и запишите  их в таблицу на контрольный  лист.
  2. Используя программу, Калькулятор оцените степень сжатия файлов.
  3.  Для этого выполните расчеты по формуле:

,   где

Vа  - объем заархивируемого файл,

V – объем файла до архивации,

Rсж - степень сжатия файла.

  1. Распакуйте файлы  из Папки Архив в  текущую папку, воспользовавшись контекстным меню.
  2. Выделите распакованные файлы с помощью мыши, и создайте самораспаковывающийся архив, для этого в окне  Имя и параметры архива в Параметрах архивации  установите галочку  Создать SFX-архив.
  3. Покажите работу учителю.

Работа с антивирусной программой.

  1. Вставьте дискету (флеш-карту) в дисковод.
  2. Откройте папку Мой компьютер.
  3. Щелкните правой кнопкой на  ( Съемный диск Е: ) Диск 3,5
  4. В контекстном меню выберите команду  DrWeb/Сканировать
  5. Запишите на контрольном листе название вируса, если антивирусная программа обнаружила вирус на дискете.


Предварительный просмотр:

Контрольный лист

Ф. И. ___________________________  класс  ____________

Работа с программой архиватором Winrar

Тип   файла

Размер исходного файла

Размер архива

Степень сжатия

Текстовый документ

Точечный рисунок

Фотография

Работа с антивирусной программой.

Вирус

Название

Тип

Контрольный лист

Ф. И. ___________________________  класс  ____________

Работа с программой архиватором Winrar

Тип   файла

Размер исходного файла

Размер архива

Степень сжатия

Текстовый документ

Точечный рисунок

Фотография

Работа с антивирусной программой.

Вирус

Название

Тип

Контрольный лист

Ф. И. ___________________________  класс  ____________

Работа с программой архиватором Winrar

Тип   файла

Размер исходного файла

Размер архива

Степень сжатия

Текстовый документ

Точечный рисунок

Фотография

Работа с антивирусной программой.

Вирус

Название

Тип

Контрольный лист

Ф. И. ___________________________  класс  ____________

Работа с программой архиватором Winrar

Тип   файла

Размер исходного файла

Размер архива

Степень сжатия

Текстовый документ

Точечный рисунок

Фотография

Работа с антивирусной программой.

Вирус

Название

Тип


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д Р А Й В Е Р Р А С Ш И Р Е Н И Е П Р О Ц Е С С О Р К У Р С В И Н Ч Е С Т Е Р Ф Л Е Ш * П А М Я Т Ь Ф А Й Л П Р И Н Т Е Р А Р Х И Т Е К Т У Р А К Л И Е Н С Е Р В Е Р 1.Программа для управления различными устройствами, входящими в состав компьютера. 2. Часть имени файла. 3. Мозг компьютера. 4. Черточка, отмечающая на экране монитора место ввода очередного символа. 5. Жаргонное обозначение жесткого диска. 6.Энергонезависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. 7. Поименованная совокупность байтов, записанная на жесткий или гибкий диск, имеющая имя. 8. Устройство вывода информации на бумагу посредством печати. 9.Комплекс аппаратных и программных средств компьютера. 10. Наука о формах и методах человеческого мышления. 11. Совокупность символов (букв и цифр ) с помощью которых в позиционных системах счисления записываются числа. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Т О Р

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амелина Е.В., учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Березовский Кемеровской обл.

Слайд 3

Сегодня на уроке мы выясним, что такое вирус, кто создает компьютерные вирусы и для чего, как защитить свой компьютер от вирусов. Выясним, как можно файл большого размера сохранить на носителе информации объем, которого, меньше чем требуется. Что такое архивация? Какие программы существуют для создания архивов? Какие файлы не имеет смысла архивировать и почему перед пересылкой текстового файла по электронной почте имеет смысл предварительно его упаковать в архив?

Слайд 4

Компьютер – электронный аналог человека.

Слайд 5

Компьютерный вирус – это специально созданные программы, способные к саморазмножению.

Слайд 6

Классификация вирусов по среде обитания файловые (внедряются внутрь программы); загрузочные ( заражают загрузочный сектор) ; макровирусы ( заражают папки, файлы документов) ; сетевые (при пользование сетью Internet) .

Слайд 7

Антивирусные программы AVP = Antiviral Toolkit Pro (www.avp.ru) – Е. Касперский DrWeb ( www.drweb.com ) – И. Данилов Norton Antivirus ( www.symantec.com ) McAfee ( www.mcafee.ru ) NOD32 ( www.eset.com ) Условно-бесплатные: Бесплатные: Avast Home ( www.avast.com ) Antivir Personal ( free-av.com ) AVG Free (free.grisoft.com) Есть бесплатные пробные версии! !

Слайд 8

Классификация антивирусных программ Детекторы (обнаруживают) Полифаги (обнаруживают, уничтожают) Ревизоры (выявляют, анализируют) Сторожа (проверяют, работают постоянно)

Слайд 10

Архиватор - программа, производящая архивацию, которая вместо нескольких файлов создает один – архивный.

Слайд 11

Архивация – процесс сжатия информации с целью уменьшения объема данных, предназначенных для хранения. (уменьшение места, занимаемого файлами). Архив – файл создаваемый программой архиватором. В этот файл записываются все архивируемые данные ( файлы и каталоги ) .

Слайд 12

Архивация проводится в следующих случаях : Когда необходимо создать резервные копии наиболее ценных файлов Когда необходимо освободить место на диске Когда необходимо передать файлы по E-mail. В результате сжатия информация представляется в новом виде.

Слайд 13

ТЕКСТОВЫЙ ФАЙЛ До сжатия: Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Посл е сжатия: Я, тыона-вмесдружь! 38 символов 1 9 символов

Слайд 14

ГРАФИЧЕСКИЙ ФАЙЛ До сжатия: После сжатия:

Слайд 15

ФОТО Сжимаются очень незначительно, т. к. область состоящих из точек одного и того же цвета очень мала.

Слайд 16

Увеличив изображение в сотни раз, можно увидеть, что располагающиеся рядом пиксели хоть незначительно, но отличаются друг от друга.

Слайд 17

Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов. Однако в сжатом виде информация представлена так, что текст не прочитать, рисунок не просмотреть, поэтому для работы с информацией требуется ее обратное преобразование – РАЗАРХИВАЦИЯ.

Слайд 18

Разархивация (распаковка) – восстановление файлов из архивного файла в том виде, какой они имели до помещения в архив.

Слайд 19

WinRAR WinZIP WinARJ

Слайд 20

.RAR .ZIP .ARJ

Слайд 21

Мы с вами остановимся на изучении архиватора WinRAR . - окно программы WinRAR . - значок программы WinRAR .

Слайд 22

Исходный файл Архив V V а Степень сжатия % R сж V а 100% V R сж 100 Выполнение практического задания.

Слайд 23

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЖАТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФАЙЛОВ Текст – 81 , 6 % Рисунок – 99,4% Фото – 0, 5 %



Предварительный просмотр:

Открытый урок-практикум

Глава  «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Тема урока:

«Антивирусные программы. Программы архивации»

7 класс

Учитель: Амелина Е.В.

г. Березовский 2017

Урок-практикум по теме

«Антивирусные программы. Программы архивации»

7 класс.

Тема урока: «Антивирусные программы. Программы архивации».

Тип урока: урок изучение нового материала и закрепление изученного.

Вид: урок-практикум.                                

Технология: проблемно-исследовательская.

Оборудование: персональные компьютеры,  проектор, экран,  дискеты, флеш карты..

Программно-дидактическое обеспечение: программа – архиватор WinRar,  антивирусная программа DrWeb,  папка с приложениями (файлы различных форматов), раздаточный материал, презентация.

Цель урока:

  1. Формирование умений и навыков  работы с программами архивации и антивирусными программами, научить архивировать и распаковывать файлы различных форматов, научить обнаруживать вирусы  на компьютере и различных носителях информации, работать с антивирусными программами (резерв).
  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  3. Обучение школьников применению  современного  программного  обеспечения.

Задачи урока:

  1. Воспитательная  —  развивать познавательный интерес, воспитывать информационную  культуру.
  2. Учебная  —  изучать и закреплять основные навыки работы с антивирусной программой  и программой архивации.
  3. Развивающая  —  развивать логическое мышление, расширять кругозор.
  4. Социализирующая  –  способствовать саморазвитию и самосовершенствованию  учащихся.

План урока:

1. Организационный  момент. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала (кроссворд).(5 мин)

2. Объяснение нового материала.(22 мин)  

3. Самостоятельная работа учащихся на компьютерах. (10 мин)

4. Закрепление изученного материала методом тестирования  учащихся (программа    

    easyQuizzy portable test file). (5 мин)

5. Подведение итогов занятия. Домашнее задание. (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент. Фронтальный опрос.

Учитель: Здравствуйте ребята! Прежде, чем вы узнаете тему сегодняшнего урока,  проверим, как вы усвоили темы предыдущих уроков, для этого вам нужно разгадать кроссворд. Правильно разгадав кроссворд, вы узнаете ключевые слова темы нашего урока.

Итак,  внимание на экран.  http://puzzlecup.com/?guess=1D68B9B4184D49B4

Читайте внимательно. Если ссылка не откроется, то выполняем кроссворд  в презентации.  (Приложение 1.)

  1. Программа для управления различными устройствами, входящими в состав компьютера. (драйвер)
  2.  Часть имени файла. (расширение)
  3. Мозг компьютера. (процессор)
  4. Черточка, отмечающая на экране монитора место ввода очередного символа.  (курсор)
  5. Жаргонное обозначение жесткого диска. (винчестер)
  6. Энергонезависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. (флеш память)
  7. Поименованная совокупность байтов, записанная на жесткий или гибкий диск, имеющая имя. (файл)
  8. Устройство вывода информации на  бумагу посредством печати.(принтер)
  9. Комплекс аппаратных и программных средств компьютера. (архитектура)
  10.  Компьютер, подключенный к вычислительной сети. (клиент) 
  11.  Компьютер, предоставляющий свои ресурсы клиентам сети. (сервер)

1    д

р

а

й

в

е

р

2   р

а

с

ш

и

р

е

н

и

е

3  п

р

о

ц

е

с

с

о

р

4  к

у

р

с

о

р

5  в

и

н

ч

е

с

т

е

р

6  ф

л

е

ш

*

п

а

м

я

т

ь

7  ф

а

й

л

8   п

р

и

н

т

е

р

9  а

р

х

и

т

е

к

т

у

р

а

10 к

л

и

е

н

т

11  с

е

р

в

е

р

2. Изложение нового материала.  

Учитель:

Итак, тема нашего урока: «Антивирусные программы. Программы архивации». Они вам знакомы с прошлого урока, сегодня мы их рассмотрим более подробно. Запишите тему урока. По ходу моего объяснения вы ребята в тетрадь записывайте опорный конспект. (Приложение 1.1. 2 слайд)

Учитель:

Сегодня на уроке мы выясним, что такое вирус, кто создает компьютерные вирусы и для чего, как защитить свой компьютер от вирусов. Выясним, как можно файл большого размера сохранить на носителе информации объем, которого, меньше чем требуется. Что такое архивация? Какие программы существуют для  создания архивов? Какие файлы не имеет смысла архивировать и почему перед пересылкой текстового файла по электронной почте имеет смысл предварительно его упаковать в архив?

Компьютер – электронный аналог человека. Назовите общие признаки человека и компьютера. (Приложение 1.1. 4 слайд) (записывают в тетрадь)

Ожидаемый ответ: человек имеет мозг, он руководит работой всех систем и органов человека (процессор-мозг ПК, также руководит работой всего компьютера), питание (компьютер – электричеством, человек продуктами  питания) и др.

 Человек, подвергается воздействию различных болезнетворных вирусов, которые проникают в организм человека из вне.

 Как вирус может попасть в наш организм и что затем  происходит?

 Ожидаемый ответ:  ч/з кровь,  не обработанные мед. инструменты, с молоком матери,  попав в организм вирус  размножается и  через некоторое время человеку становится плохо, поднимается температура и т.д.

Итак, (Приложение 1.1. 5 слайд)

 - проникновение вируса в организм человека происходит из вне;

 - вирус саморазмножается;

- активация вируса может начаться сразу, а может через некоторое время.

Также вирус может поразить не только человека, но и  компьютер.

     А в чем разница этих вирусов?

Ожидаемый ответ:   компьютерный вирус это программа,  а вирус  встречающиеся в природе  (от лат. virus — яд) это неклеточные формы жизни, способные проникать в определённые живые клетки и размножаться только внутри этих клеток.

Компьютерный вирус – это специально созданные программы, способные к саморазмножению. (записывают в тетрадь)

В настоящее время известно множество вирусов, которые заражают ПК с любой ОС  и распространяются по компьютерным сетям через различные устройства хранения информации.

Они могут испортить или уничтожить программы и файлы, хранящиеся на ПК. Вирусы создают квалифицированные программисты из  соображений зависти, мести, тщеславия, или с целью заработать деньги на продаже антивирусных программ. (Приложение 1.1. 5 слайд)

В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить на: (Приложение 1.1. 6 слайд) (записывают в тетрадь)

  • Файловые (это блоки программного кода, внедренные внутрь других программ. Вирусный код запускается при запуске программы.)
  • Загрузочные (заражают главную загрузочную запись или загрузочный сектор. Заражение происходит при загрузке ОС с зараженного носителя.)
  • Макровирусы (заражают папки, файлы документов Word, Excel.  Заражение происходит при открытии файла документа).
  • Сетевые (заражение происходит при пользовании  глобальной сетью Internet).

Для защиты от  компьютерных вирусов  используют специальные антивирусные программы. (Приложение 1.1. 7  слайд, окна антивирусов)

Типы Антивирусных  программ:  

  • Детекторы – служат для обнаружения вирусов, многие позволяют также лечить зараженные файлы. Используются для проверки поступающих из внешних источников данных (файлов, дискет).( Norton AntiVirus, Dr.Web  и др.)
  • Полифаги – не только обнаруживают вирус, но и уничтожают его, удалив его код из зараженных программ. (Dr.Web, Kaspersky AntiVirus, Panda AntiVirus Pro и др.)
  • Ревизоры  -   запоминают исходное состояние программ и каталогов, пока ПК не заражен вирусом, а затем периодически сравнивают текущее их состояние с исходным. Запускаются раз в день для выявления и анализа изменений на диске.

( ADinf   и др.)

Сторожа  -  проверяют на наличие вирусов запускаемые файлы и вставляемые  переносные носители информации, дискеты, флешки. Программы -  сторожа  должны работать на ПК постоянно. (Приложение 1.1. 8 слайд) (записывают в тетрадь)

Компьютерные вирусы выводят ПК из рабочего состояния, наносят вред компьютеру,  уничтожая информацию, блокируя работу компьютера. Точно также человек своей бездумной деятельностью, наносит вред окружающей среде. Вы знаете ребята, что наша школа участвует в различных экологических проектах и акциях.  Давайте посмотрим видеосюжеты.

Демонстрация роликов  из зеленного пакета. (Приложение 1.1.  9 слайд)

 Какой вывод мы можем сделать,  просмотрев это видео?

Ожидаемый ответ: надо беречь, сохранять энергоресурсы.

Так же как и антивирусные программы следят за сохранностью данных на ПК, стоят на страже работоспособности ПК. Так и человек должен следить за результатами своей деятельности, думать не только о настоящем, но и о будущих поколениях, бережно относится к природе, сохранять  окружающую среду, созидать, а не разрушать.

Человеку нужно постараться сделать так, чтобы как можно меньше использовать различных энергетических ресурсов, так как они истощаются, для этого сейчас существуют новейшие энерго и ресурсо сберегающие технологии, назовите их (например, энергосберегающие лампы, бытовая техника и компьютеры класса А). Итак, все перечисленное создано человеком, чтобы сохранить, сэкономить. Точно также и в программном обеспечении компьютера существуют программы для экономии места на диске и хранения информации.

 Вы  догадались, что это за программа?  Ожидаемый ответ:   Архиваторы.

При работе с информацией очень часто встречаются случаи, когда файлы, предназначенные для хранения или перемещения, не вмещаются на носитель информации или не соответствуют требуемому объему.

В этих случаях  помогают особые программы  - архиваторы.

        Архиватор - программа, производящая архивацию, которая  вместо нескольких файлов создает один – архивный. (Приложение 1.1. 10 слайд) (записывают в тетрадь)

Архивация – процесс сжатия информации с целью уменьшения объема данных, предназначенных для хранения.  (уменьшение места,  занимаемого файлами). 

Архив – файл создаваемый программой архиватором.  В этот файл записываются все архивируемые данные ( файлы и каталоги ) (Приложение 1.1.  11 слайд). (записывают в тетрадь)

А когда и зачем проводится архивация?

Архивация проводится в следующих случаях: (Приложение 1.1. 12 слайд) (записывают в тетрадь)

  • Когда необходимо создать резервные копии наиболее ценных файлов
  • Когда необходимо освободить место на диске
  • Когда необходимо передать файлы по E-mail

Как же происходит сжатие информации?  

Сжатие данных похоже на производство сухого молока или сухофруктов. При  производстве сухого молока проводится процесс  удаления воды, которую затем можно добавить, чтобы придать продукту первоначальный вид.

А какая в данных может быть вода? В данных встречается много повторов, это и есть вода.  В любом  тексте,  можно заметить, что буквы "а" и "о", встречаются  гораздо чаще чем  другие.

В результате сжатия информация представляется в новом виде. (Приложение 1.1. 13 слайд)

Сжатие текстовых файлов происходит приблизительно так. Составляется таблица встречающихся в тексте слов и выражений. Затем всем словам и выражениям в этой таблице даются номера. И весь текст в файле заменяется номерами из таблицы слов и выражений. Такой способ позволяет уменьшить размер текстового файла в 2-3 раза. Иногда текст сжимается и в 10 раз, если в нём много повторов.

Графические файлы сжимаются за счет уменьшения областей, состоящих из точек одного цвета, до размера одной точки того же цвета. (Приложение 1.1. 14слайд)

Фотографии сжимаются очень незначительно, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. (Приложение 1.1. 15 слайд)

Увеличив изображение в сотни раз, можно увидеть, что располагающиеся рядом пиксели хоть незначительно, но отличаются друг от друга. (Приложение 1.1. 16 слайд)

Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов, но не для работы с ним. Поэтому для работы с информацией требуется ее обратное преобразование – разархивация. (Приложение 1.1.  17 слайд)

Разархивация или распаковка – это восстановление файлов из архивного файла в том виде, какой они имели до помещения в архив. (Приложение 1.1. 18 слайд)

В настоящее время наиболее популярными программами-архиваторами являются WinZIP и WinRAR. Классическими форматами сжатия  данных,  широко используемыми в повседневной работе являются форматы , zip , arj и rar. (Приложение 1.1.  19-20 слайды)

Мы с вами остановимся на изучении архиватора WinRAR . Программа WinRAR умеет создавать как RAR, так и ZIP архивы. А разархивировать WinRAR умеет архивы полутора десятков форматов. В этом смысле WinRAR является для нас универсальным и удобным архиватором, кроме того это любимый архиватор Глобальной сети Интернет. (Приложение 1.1.  21 слайд, окно архиватора.)

WinRAR применяется для упаковки текстов и программ. Причём, архив WinRAR может содержать как файлы, так и папки. WinRAR позволяет добавлять файлы и папки в архив и извлекать их оттуда.

Существует  несколько способов архивации данных. Мы рассмотрим самый простой. Проведение архивации файлов и раскрытие архива  с помощью правой кнопки мыши и контекстного меню.

3. Самостоятельная работа учащихся на компьютерах. (Практика 7 кл.)

 Сейчас я предлагаю вам выполнить практическое задание, провести самостоятельное исследование эффективности сжатия файлов различных форматов. (Приложение 2. Практическая работа). Вы проведете  архивацию и вычисление степени сжатия текстового файла, рисунка, выполненного в графическом редакторе Paint  и фото, для выполнения практической работы используйте папку Практика 7 кл, которая расположена на Рабочем столе.

Анализ практической работы. Работа с контрольным листом.(Приложение 3). С помощью знакомой вам уже программы Калькулятор вы смогли  оценить степень сжатия файлов.                               ,   где

Vа  - объем заархивируемого файл,

V – объем файла до архивации,

Rсж - степень сжатия файла.

(Приложение 1.1., 22 слайд)

Вывод: проведенное исследование показало, что лучше всего (в сотни раз) сжимаются рисунки, в которых много областей, состоящих из точек одного цвета. Хуже всего подвергаются сжатию фото, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. Размер таких файлов остается почти неизменным. (Приложение 1.1., 23 слайд). Если времени достаточно, то выполняется и резервное задание, если нет, то учитель акцентирует внимание как проверить съемные диски и локальные диски на наличие вирусов, демонстрируя это на экране.

Примечание. В зависимости от степени подготовленности класса и уровня знаний,  практическую работу можно предложить ребятам  выполнить по группам, одна группа ребят работает с антивирусом, вторая – с архиватором.

4.Выставление оценок.  

Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся.

Для закрепления знаний, полученных сегодня на занятии я предлагаю вам пройти тест. (easyQuizzy Приложение 4) 

5. Домашнее задание. §2.3 (стр. 70 - 77),  РТ № 105, 108 (стр. 62, 64)

Учитель: Спасибо за работу, до свидания!

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Информатика. Учебник для 7 кл_Босова Л.Л_2013 -226с;
  2. Босова Л.Л. - Информатика 7 кл, рабочая тетрадь 2014г;
  3. http://yandex.kz/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B&stype=image&lr=164&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-675-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-391
  4. http://yandex.kz/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-675-pd-1-wp-16x9_1366x768
  5. http://www.econavigator.com/1547 
  6. Видео из СD диска «Зеленый пакет», «Региональный экологический центр Центральная Азия».

Самоанализ урока:

Мною был проведён урок информатики в 7 классе по теме

«Антивирусные программы. Программы архивации», по степени сложности – средний,  для данного возраста учащихся доступен.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Формирование умений и навыков  работы с программами архивации и антивирусными программами, научить архивировать и распаковывать файлы различных форматов, научить обнаруживать вирусы  на компьютере и различных носителях информации, работать с антивирусными программами.
  • Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
  • Обучение школьников применению  современного  программного  обеспечения.

Задачи:

  • Воспитательная  — воспитывать информационную  культуру.
  • Учебная  —  изучить и закрепить основные навыки работы с антивирусной программой  и программой архивации.
  • Развивающая  —  развивать логическое мышление, расширять кругозор, развивать познавательный интерес.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Для проведения данного урока мною использовался демонстрационный экран и проектор для просмотра созданной презентации к уроку.

Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности  в начале урока проводился фронтальный опрос, для проведения которого  был составлен кроссворд по пройденному ранее материалу. Во время проведения фронтального опроса дети были активны, эмоциональны, с кроссвордом справились быстро.

К восприятию новой темы учащиеся были подведены в ходе диалога между учителем и учащимися. Изложение нового материала проводилось с применением аналогии Компьютер-Человек, и их различий. Во время изложения нового материала, дети были активны, делали правильные выводы, аргументировали свои ответы. Для закрепления и проверки знаний была проведена практическая работа  и тестирование учащихся. Для проведения практической работы был выбран самый легкий способ архивации и разархивации данных,  среди известных. Это связано с большим объемом информации по данной теме.  С практической работой справились все учащиеся.

Этапы урока были выдержаны. В конце урока подведены итоги, дан анализ ответам учащихся. В результате учащиеся на уроке проявили хорошую степень усвоения учебного материала,  качество знаний  тестовой работы составил 70%. Занятие прошло в доброжелательной атмосфере. Это показывает, что цели урока были достигнуты.



Предварительный просмотр:

Предмет

Информатика

Класс

7

Тип урока

урок изучение нового материала и закрепление изученного.

Тема

Антивирусные программы. Программы архивации

Основные термины, понятия

Программа, архиватор;  антивирусная программа.

Технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты

 предметные  –  понятие  программного  обеспечения  персонального компьютера, архиватора,  антивирусной программы;

 метапредметные – понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;

 личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности, понимание назначения программ архиваторов.

Решаемые учебные задачи:  

1) обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;

2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;

3) рассмотрение вопросов архивирования данных;

4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.

 

 Используемые на уроке средства ИКТ:  

 персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;  ПК учащихся.

Этап                              

УУД

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                     

Организационный момент

Метапредметные:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

Приветствие, представление, настрой на урок

Устное   сообщение учителя.                                                                

 

  

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Актуализация  опорных знаний и умений

Предметные:

- основные понятия прошлых уроков

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

- самопроверка  

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение, синтез.

Выявляет уровень знаний.

  

  1. Предлагает разгадать кроссворд, для настроя на восприятие нового материала http://puzzlecup.com/?guess=1D68B9B4184D49B4 или
  2. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2017/06/01/otkrytyy-urok-praktikum-po-informatike-antivirusnye

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

(фронтальная работа по разгадыванию кроссворда)

Отвечают на вопросы.

 Целеполагание и мотивация  

познавательные:

- выполнять анализ; сравнение обобщение;

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

 

Активизирует знания учащихся.

Попробуйте назвать тему урока?

Сформулируйте цели урока.

  1.  Презентация к уроку http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2017/06/01/otkrytyy-urok-praktikum-po-informatike-antivirusnye
  2. Приложение 1

 Предлагают свои варианты  

 ответов.

 Формулируют

 (уточняют) тему урока,    

 ставят цели урока.

 Открытие нового знания

Регулятивные:

планирование, прогнозирование;

познавательные:

- представление текстовой информации в виде схем,

- умение структурировать знания,

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные

– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Работа по презентации к уроку. 2.        Приложение 1

http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2017/06/01/otkrytyy-urok-praktikum-po-informatike-antivirusnye

1. Компьютер – электронный аналог человека. Назовите общие признаки человека и компьютера?

2. Что такое компьютерный вирус?Как вирус может попасть в наш организм и что затем  происходит?

3. Что такое архиватор?   А в чем разница этих вирусов?

4. Какой вывод мы можем сделать,  просмотрев это видео?

Физкультминутка

Обсуждение:

Проведение аналогий между компьютерным вирусом и вирусом, заражающего человека. Поиск ответа для чего нужны программы архивации и как уберечь планету от бездумной деятельности человека.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Составляют в тетради схему видов антивирусных программ (пользуясь презентацией).

Приложение 1.1 

Первичное закрепление

 

Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция;

Познавательные;

 -выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

- управление поведением партнера;

- умение  участвовать в групповой работе;

- излагать свое мнение.

Личностные:

- понимание роли компьютеров в жизни современного человека; - понимание значимости антивирусной защиты, программ архивации.

Устанавливает осознанность ситуации.

записывают определения, делают конспект урока

Делают выводы, Выступают перед классом, отвечают на вопросы

Применение новых  знаний

Личностные:

- формирование умения использовать  программное обеспечение

Предметные

-формирование умений  представлять информацию на компьютере

Регулятивные УУД:

самоконтроль

Организует деятельность по применению новых знаний - для чего нужны?

  1. Антивирусные программы (DrWeb).
  2. Архиваторы (WinRar).

Самостоятельная работа. Выполняют практическую работу

Осуществляют самопроверку.

Приложение2, Приложение3

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Личностные УУД: подведение итогов урока

Регулятивные УУД:

самоконтроль

Организует рефлексию.

Подводит итоги

Понравился урок?

Я понял...(Без антивирусной программы  компьютер...)

Я узнал...

Мне пригодится...

Домашнее задание с объяснением.

Оценки и спасибо за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Выполняют тест на компьютере. Приложение 4

Домашнее задание с объяснением.

Задаёт домашнее задание и объясняет, как правильно выполнить.

Слушают и задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-практикум по теме «Электронные таблицы» в 10 классе.

Раздел программы: «Моделирование в электронных таблицах». Класс: 10 класс Тема урока: Моделирование ситуаций Цель урока: Научить учащихся применять табличный процессор Excel для моделирован...

Открытый урок- практикум по теме: "Квадратные корни " 8 класс

Конспект открытого урока по теме: " Квадратные корни" 8 класс по учебнику Ю. Н. Макарычев и др. Урок- практикум...

Открытый урок-практикум в 8-м классе. Тема: Типы речи.

Открытый урок-практикум  на тему  "Типы речи".Дается полное описание хода урока. Цели и методы урока использованные в ходе работы....

Конспект открытого урока-практикума в 9 классе на тему "Способы сжатия текста"

Методическая разработка урока-практикума по подготовке к сжатому изложению в 9 классе "Способы сжатия текста"...

Открытый урок-практикум Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Открытый урок-практикумРешение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...