Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Кальченко Оксана Леонидовна

Рабочая программа по информатике 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_7_klass.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»

РАССМОТРЕНА

  на заседании школьного МО учителей информатики

Протокол от

«____»____2016г.

№ ___

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора

по УВР

_______Л.И.Мазуренко

«____»__________2016г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»

_____________Н.Г. Лысенко

Приказ от «___»___2016г. № ___

Рабочая программа

внеурочной деятельности по учебному

предмету «Информатика» (7-А,7-Б,7-В) класс

Учитель: Кальченко Оксана Леонидовна

        Уровень: базовый

Количество часов: 34

2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; авторской программы Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В.  Информатика. Программа для основной школы: 7-9 класс (ФГОС 2010) – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Данная рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметные и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе

Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Общие цели:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
  • формирование представления важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
  • овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Реализация целей потребует решения следующих задач:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

1 Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).  Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий.  Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в оформлении учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением расположенных в нем «материков» и «островов» (тематические разделы предмета).

В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко о главном»; глоссарий курса в конце  книги.  Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели,  тренажеры и пр.

В основу представляемого курса информатики для 7-9 классов положены такие принципы, как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики. Для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  • Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

         Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации, учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности.

На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.

  1. Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы

При выборе учебных и методических изданий необходимо руководствоваться, прежде всего, статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой к полномочиям образовательного учреждения отнесено «определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».1 

Рабочая программа по информатике составлена на основе базисного учебного плана общего образования.

     Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

3.Примерная программа по информатике Министерства образования РФ.

2 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах и в классах с лицейским (гимназическим) содержанием образования в течение трех учебных лет.

Информатика изучается в 7 - 8 классах основной школы по одному часу в неделю всего 70 ч, в 9 классе – 70 часов.

  • 7 класс – 35 часов (1 час в неделю);
  • 8 класс – 35 часов (1 час в неделю);
  • 9 класс – 70 часов (2 часа в неделю).

Для проведения занятий используется классно-урочная форма (лекция, практикум, урок-зачет, урок-игра, урок-презентация, защита проектов и др.) с количеством учеников в подгруппе – 13-15 человек.

Информация о внесенных изменениях

В рабочей программе распределение тем и уроков в 7 классе соответствует распределению тем и уроков, представленных в авторской программе И.Г.Семакина.

3 Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

7 класс

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.
  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране каталог диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

4 Содержание учебного курса

7 класс

общее число часов – 32 ч. Резерв учебного времени – 2 ч.

  1. Введение в предмет 1ч

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

  1. Человек и информация 4ч (3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6ч (4+2)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране директорию диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.

  1. Текстовая информация и компьютер 9ч (3+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов,  текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер 6ч (2+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации 6ч (2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для  представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

5 Тематический план

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы (все виды деятельности)

Практическая часть

Введение в предмет

1

-

-

Человек и информация

4

-

1

Компьютер: устройство и программное обеспечение

6

-

2

Текстовая информация и компьютер

9

-

5

Графическая информация и компьютер

6

-

2

Мультимедиа и компьютерные презентации

6

-

2

Повторение

2

-

-

Итого:

34

12

6 Календарно - тематическое планирование курса   информатики и ИКТ для 7 класса на 2016 - 2017 учебный год

№ урока

Тема урока

Практическая

часть

Кол. часов

Формы и темы контроля

Домашнее задание

Дата

Оборудование

план

факт

1

ТБ. Введение в предмет

Комбинированный

1

ПК, ЦОР

Человек и информация (4 часа)

2

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком

Комбинированный

1

Органы чувств человека

§1-2

ПК

3

Информационные процессы

Практикум: работа с клавиатурным тренажером

1

Виды информации

§3,5

ПК

4,5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

Комбинированный

2

Информационные процессы

§ 4

ПК

Компьютер: устройство и программное обеспечение 6ч

6

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

Комбинированный

1

Информационные системы, единицы измерения информации

§§5 ,6

ПК

7

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции

Комбинированный

1

Устройство компьютера

§§9, 10

ПК

8

Пользовательский интерфейс

Комбинированный

1

ПО, операционная система

§ 12

ПК

9

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

Практикум: Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2

1

ПО, операционная система

§§7, 8

ПК

10

Файлы и файловые структуры

Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3

1

Основные характеристики компьютера

§ 11

ПК

11

Файлы и файловые структуры.

1

§ § 1 – 12

Повторение

ПК

Текстовая информация и компьютер 9 ч

12

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

Комбинированный

1

§ 13

ПК, плакат

13

Текстовые редакторы

Комбинированный

1

Тексты, кодировочные таблицы

§ § 14 - 15

ПК, ЦОР

14

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

Практикум: Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4

1

§ 15

ПК, ЦОР

15

Текстовые процессоры

Практикум: Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5.

1

§ 15

ПК

16

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста.

Практикум: Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6.

1

§ 15

ПК, ЦОР

17

Работа с таблицами

Практикум: Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7

1

§ 16

ПК

18

Дополнительные возможности текстового процессора

Урок изучения и последующего закрепления новых знаний

1

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

§ 16, 17

ПК, ЦОР

19

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

Комбинированный:

Выполнение итогового практического задания №8.

1

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

§ § 13-17

ПК, ЦОР

20

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

§ § 13-17

ПК,

Графическая информация и компьютер 6 ч

21

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики

Комбинированный

1

§ § 18, 21

ПК, ЦОР

22

Графические редакторы растрового типа

Практикум: Работа с растровым графическим редактором №9

1

Виды графики

§ 22

ПК, ЦОР

23,24

Кодирование изображения

Комбинированный

2

Виды графики

§ 20

ПК, ЦОР

25

Векторная графика

Практикум: Работа с векторным графическим редактором №10

1

Кодирование изображения, виды графики

§ 21

ПК

26

Технические средства компьютерной графики

Практикум: Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

1

§ 19

ПК, ЦОР

Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч

27

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

Комбинированный

1

§ § 23, 26

ПК, ЦОР

28

Компьютерные презентации

Практикум: Создание презентации с использованием текста, графики и звука №11

1

Компьютерные презентации

§ 26

ПК

29

Представление звука в памяти компьютера

Комбинированный

1

Кодирование звука

§ §24, 25

ПК, ЦОР

30

Технология мультимедиа

Практикум: Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. №12

1

§ 26

ПК, ЦОР

31

Технические средства мультимедиа

Контроль знаний

1

Компьютерные презентации и мультимедиа

§ §18-26

ПК, ЦОР

32

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний, рефлексия

1

33-34

Повторение

2

ПК- персональный компьютер

 ЦОР - урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК)  http://school-collection.edu.ru

        7 Критерии оценивания

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла, полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ, учащихся по алгоритмизации и программированию:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Тест оценивается следующим образом:

«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.

8 Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  1. Учебно-методический комплект

 7 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

      II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 7-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 7-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar.

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar 

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

6. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

9 Контрольно-измерительные материалы

Итоговая контрольная работа по курсу информатики за 7 класс

1. (2 балла) Установите соответствие между видами  информации и примерами.

1. Звуковая

а. Приветливая улыбка

2. Зрительная

б. Аромат розы

3. Обонятельная

в. Горячая вода

4. Вкусовая

г. Гудение сирены

5. Тактильная (осязательная)

д. Кислота лимона

А) 1г, 2а, 3б, 4д, 5в  Б) 1а, 2б, 3г, 4в, 5д   В) 1г, 2б, 3а, 4в, 5д   Г) 1г, 2б, 3а, 4д, 5в    Д) нет верного варианта ответа

2. (2 балла) Поставьте слова второго столбца в соответствии с определениями.

  1. Устройство ввода текстовой информации.

а. Принтер

  1. Устройство для обработки информации.

б. Клавиатура

  1. Устройство для вывода информации на бумагу.

в. Процессор

  1. Устройство ввода звуковой информации.

г. Монитор

  1. Устройство вывода информации на экран.

Д. Микрофон

А)  1б, 2в, За, 4д, 5г        Б) 1г, 2в, 3а, 4б, 5д        В) 1в, 2б, За, 4д, 5г        Г) 1г, 2б, За, 4д, 5в   Д) 1д, 2г, 3в, 4б, 5а

3. (2 балла)  Какое из устройств не является устройством вывода информации?

              А) принтер          Б) монитор         В) сканер         Г) плоттер                Д) Звуковые колонки

4. (2 балла) Установите соответствие между значками и именами соответствующих им файлов.

1)

А) Стена.jpg

2)

Б) Фантастика.txt

3)

В) Фантастика.exe

4)

Г) Игра.rar

5)

Д) Стена.ppt

А) 1д, 2г, 3в, 4а, 5б        Б) 1б, 2г, 3в, 4а, 5д        В) 1в, 2а, 3б, 4д, 5г        Г) 1б, 2в, 3г, 4д, 5а        Д) 1г, 2в, 3б, 4д, 5а

5. (2 балла)  В какой строке текста единицы измерения информации представлены по возрастанию?

        А) гигабайт, терабайт, килобайт, мегабайт

        Б) бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт

        В) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт

        Г) байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт

        Д) бит, байт, гигабайт, мегабайт, терабайт

6. (3 балла) Какое слово является лишним в ряду:  

А) Дискета        Б) Флешка        В) СD-R  Г) жесткий диск Д) ОЗУ (оперативно-запоминающее устройство)

7. (3 балла) Установите соответствие между названиями информационных процессов и примерами таких процессов.

  1. Хранение

А. Улыбка окружающим

  1. Защита

Б. Взгляд на термометр

  1. Передача

В. Шифрование данных

  1. Обработка

Г. Запоминание прогноза погоды на неделю

  1. Получение

Д. Решение задачи графическим способом

А) 1Д,2Б,3Д,4А,5Г              Б) 1В,2Г,3Б,4Д,5В                В) 1Б,2В,3Г,4Д,5А          Г) 1Г, 2В,3А,4Д,5Б            Д) 1А,2Б,3Д,4Г,5В

8. (3 балла) С помощью какого действия можно получить из левого рисунка правый?

А) отражение        Б) копирование        В) поворот        Г) наклон        Д) растяжение

9. (5 баллов) Расположите носители информации в порядке их появления:

а) оптический диск б) магнитный диск в) бумага г) папирус д) флэш-память

А) 1в, 2г, 3а, 4б, 5д        Б) 1г, 2в, 3а, 4б, 5д        В) 1г, 2в, 3а, 4б, 5д        Г) 1г, 2в, 3б, 4а, 5д        Д) 1г, 2в, 3б, 4д, 5а

10. (5 баллов) Установите соответствие между понятием и его определением

1) прямоугольник

а) инструмент графического редактора

2) кисть

б) элемент окна приложения

3) красный цвет

в) элемент меню графического редактора

4) файл

г) графический примитив

5) рабочее поле

д) элемент палитры

А) 1г, 2а, 3д, 4в, 5б        Б) 1а, 2г, 3д, 4в, 5б        В) 1г, 2а, 3д, 4б, 5в        Г) 1а, 2г, 3в, 4д, 5б        Д) 1в, 2д, 3а, 4б, 5г

11. (5 баллов)  Выберите правильный вариант ответа. К числу основных преимуществ работы в текстовом редакторе в сравнении с пишущей машинкой следует назвать возможность:

        А) многократного редактирования текста

        Б) многократной печати одного документа

        В) более быстрого набора текста

        Г) уменьшения трудоёмкости при работе с текстом

        Д) использования различных шрифтов при наборе текста

12. (5 баллов). В начальной школе работают кружки: математический, художественного творчества и мягкой игрушки. На диаграмме 1 отражено распределение учащихся, посещающих кружки, по классам, на диаграмме 2 – распределение по кружкам. Каждый ученик посещает только один кружок.

   

Из анализа двух диаграмм определите, могут ли учащиеся вторых классов посещать только кружок мягкой игрушки.

А) Да                Б) Нет                В) Невозможно определить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...