Урок в 5 классе на тему: «Кодирование информации» (Босова)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Урок в 5 классе на тему: «Кодирование информации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodirovanie_anopkina_av.docx | 378.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе на тему: «Кодирование информации»
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.
- Отметить роль кодирования информации.
- Научить детей декодировать зашифрованную информацию.
- Научить применять свои знания на практике.
- Воспитывать интерес к предмету.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- Логическое мышление, внимание, память.
- Развивать кругозор детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- развитие познавательного интереса
ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практические задания.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
Сообщение темы, целей и задач урока.
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
- Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
- Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
- Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
- Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
3. Изучение новой темы.
История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
- Графический - с помощью рисунков или значков;
- Числовой - с помощью чисел;
- Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Код, используемый для общения – русский язык
Код, используемый для оценки знаний в школе – «5», «4», «3», «2»
Код, используемый для кодирования любого музыкального произведения – ноты
Правила дорожного движения кодируются с помощью – дорожных знаках.
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.
Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.
Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.
Закрепление новой темы.
Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:
У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.
Задание №1
Задание №2
На выполнение задания дается определённое время.
Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!
ФИЗМИНУТКА
Изобразить в пространстве с закрытыми глазами:
Сердце
Круг
Букву М
Квадрат
Треугольник
Шпалы
Задание №3
Подведение итогов.
5. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)
повторили материал пройденный на прошлом уроке;
изучили новый материал - кодирование информации;
закрепили новый материал на практике.
За активную работу на уроке получают оценки: ___________
6. Домашнее задание
Параграф 1.6; Р/т № 14-19, стр. 17-23
ЛИТЕРАТУРА.
Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., 1.6, стр.25-28.
Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., стр. 106-110.
Босова Л.Л. "Рабочая тетрадь по информатике 5 класс", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 5 классе по теме "Кодирование информации"
Открытый урок в 5 классе по теме "Кодирование информации"...
Открытый урок в 5 классе по теме "Кодирование информации"
Методическая разработка для проведения урок инфоматики и ИКТ в 5 классе по теме "Кодирование информации"...
Урок в 5 классе по теме "Кодирование информации"
Технологическая карта урока...
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Урок по информатике в 5 классе по теме "Кодирование информации"
К учебнику Босовой Л.Л. разработка урока по теме "Кодирование информации"...
Конспект урока в 5 классе по теме "Кодирование информации"
Конспект открытого урока по ФГОС в 5 классе по информатике...
Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Кодирование информации"
Урок обобщения знаний по теме "Кодирование информации" и открытия новых знаний и способов деятельности с применением технологии сотрудничества....