Этап урока | Время | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
|
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Организация рабочего места |
Мотивация, постановка темы и цели урока | 4 | Ребята, вчера почтальон принес мне странное письмо. Вот оно… (слайд 1). Я не смогла его прочитать. Как вы думаете почему? Так вот, чтобы можно было прочитать зашифрованные письма, сегодня изучим такое действие, как “Кодирование информации” (слайд 2) На уроке: Мы узнаем: - Что такое кодирование и декодирование.
- Что такое кодировочная таблица.
- Способы кодирования.
Мы научимся: - Кодировать и декодировать информацию.
- Работать с кодировочной таблицей.
- Кодировать информацию различными способами
| Проблемная ситуация | Ф | Мотивирует учащихся к изучению темы, формулирует цели урока | Обосновывают свою точку зрения Записывают тему урока.
| Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, выдвижение гипотез и их обоснование, смыслообразование Целеполагание, планирование |
Первичное освоение материала | 12 | Как вы думаете, для чего нам нужно кодировать информацию? (Слайд 3) Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было передать или сохранить на носителе. Для этого часто необходимо изменить форму представления информации. Для письма, которое мне пришло, кодировочная таблица будет выглядеть следующим образом: здесь каждая буква получила свой порядковый номер в алфавите. (Слайд 4) Давайте расшифруем письмо. (Задание № 1) А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
“Письмо” 12 13 01 05 15 01 16 19 20 18 16 03 06 05 06 19 33 20 10 17 01 13 30 14 У вас на партах лежат письма, придвиньте их к себе и с помощью кодировочной таблицы прочитайте письмо. (Слайд 5) Для того чтобы найти клад, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие в поисках клада. Все готовы? Нас ждут трудные испытания и сложные задания. Путешественники ведут дневник, в который записывают все свои наблюдения. У вас на столах лежит “Дневник путешественника” (слайды 6-7). Давайте его достанем и подпишем. В дневнике мы будем выполнять задания. Проверьте, верно ли вы расшифровали письмо. Если вы выполнили без ошибок, то поставьте 2 балла, если допустили ошибку – 1 балл, если не выполнили – 0 баллов. При помощи какого вида транспорта путешествуют по морям и океанам? (Корабль, теплоход) А где стоят корабли и теплоходы? (В порту) Закроем глаза и представим, что мы в порту. (Песня, слайд 8 с видами порта) Вот наш корабль. (Картинка на слайде 9)
| Презентация, беседа, работа с карточками | Ф, Г | Организует работу учащихся по кодированию и декодированию информации, оказывает индивидуальную помощь | Наблюдают, определяют цели кодирования,
Декодируют информацию
Проверяют правильность выполнения информации | Актуализация сведений из личного жизненного опыта, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, выдвижение гипотез и их обоснование
Знаково-символические действия
Контроль, коррекция, оценка |
Осознание и осмысление | 5 | – Как говорил капитан Врунгель, “как вы яхту назовете, так она и поплывет”. Наш корабль называется “Умный”. Чтобы передать сообщение с одного корабля на другой, люди в древности использовали “Семафорную азбуку”. Давайте всем кораблям в округе сообщим название нашего корабля. Умный семафорная азбука. (Слайд 10) Все путешественники берут в дорогу какие-то предметы. Какой предмет возьмем мы, узнаем, выполнив задание “Предмет в дорогу”. (Диктант по клеточкам) Что получилось? (Слайд 11) Как вы думаете, от чего этот ключ? (От сундука с сокровищем) Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание: у кого получился рисунок без ошибок – 2 балла, с ошибками или неточно – 1 балл, не получилось – 0 баллов.
“Прогноз погоды” (слайд 12) (а, 4), (в, 3), (а, 2), (в, 3), (б, 1) ВЕТЕР (а, 1), (б, 3), (а, 1), (б, 4), (а, 2), (б, 2), (а, 3), (в, 1) ПОПУТНЫЙ Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание: у кого получилась фраза без ошибок – 2 балла, с ошибками или неточно – 1 балл, не получилось – 0 баллов.
| Графический диктант, презентация, упражнение | И | Организует выполнение заданий учащимися, оказывает индивидуальную помощь
| Кодируют сообщение, записывают графический диктант, контролируют правильность выполнения заданий | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Знаково-символические действия, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, контроль, оценка |
Физминутка | 1 | Итак, наконец, мы отправляемся в путь. Ветер попутный, поднимаем паруса. Курс на Остров десяти пальм! Давайте встанем, попрощаемся с провожающими. Помашите им рукой- Вдохните полной грудью морской воздух. Хорошо на палубе. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите налево. Проплываем мимо Острова пингвинов, покажите, как они ходят. Далее дети показывают дельфина, чайку, сову, “плавают” в море, ловят рыбу. | Физминутка | Ф |
| Выполняют упражнения |
|
Первичное закрепление | 7 | Посмотрите, пока мы гуляли по палубе, впереди показался остров. (Слайд 13) Странно, на берегу валяется какой-то предмет. Давайте посмотрим, что это. (Слайд 14) “Бутылка с запиской” краб, лодка, акула, дельфин; пират, остров, дно; парус, акваланг, лоцман, ь, мачта, океан, йод; залив, айсберг, гарпун, лагуна, якорь, невод, иллюминатор; весло; чайка, ёрш, рыба, навигация, ы, йогурт; яхта, щупальца, исток, капитан. Как можно прочитать это письмо? (По первым буквам слов) Так что написано в этом письме? Ответ. КЛАД ПОД ПАЛЬМОЙ, ЗАГЛЯНИ В ЧЕРНЫЙ ЯЩИК Молодцы! Не забудьте занести в дневник результат выполнения задания. “Радиограмма” (слайд 15) Наши радисты перехватили радиограмму с корабля пиратов. Сигналы передавались при помощи азбуки Морзе - это еще один способ кодирования информации. (Слайд 16) _._ ._.. ._ _.. ._ _. _ _ _ _.. … _ _ ._ _. ._ ._.. _.._ _ _ _ _ _ .. Клад под 3 пальмой. (Слайд 17) Дополнительное задание: зашифровать свою фамилию при помощи азбуки Морзе. Не забудьте занести в дневник результат выполнения задания. Как вы думаете, что может обозначать эта радиограмма на острове Десяти пальм? (Пальма, под которой скрывается клад) Давайте достанем наш ключ и откроем сундук. (Слайд 18) Что же мы нашли? ЗНАНИЯ. К сожалению, наш урок подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Давайте закроем глаза, и представим, что мы летим на самолете. Внизу – море, вверху облака. Наш самолет идет на посадку, открываем глаза. Добро пожаловать домой! | Интерактивные задания | Г | Организует поисковую работу учащихся в группах | Выполняют задания, обосновывают свою точку зрения, декодируют информацию | Выдвижение гипотез и их обоснование, контроль, коррекция, разрешение конфликтов, управление поведением партнера |
Подведение итогов, рефлексия | 2 | И вот мы с вами вернулись из морского путешествия. С какой темой мы сегодня познакомились? Как, с помощью чего можно, кодировать информацию? Где вы уже встречались с кодированием? (Слайд 19) С этой темой подробнее вы познакомитесь в старших классах, когда мы будем изучать устройство компьютера. Вы узнаете, как важно кодирование информации для компьютера. Ведь без кодирования, возможно, не появился бы компьютер. Давайте подведем итоги нашего путешествия: посчитайте количество набранных баллов в своих дневниках и выставите себе оценку. Если вы набрали: (слайд 20) - 10–12 баллов – оценка “5”
- 9–7 баллов – оценка “4”
- 6–5 баллов – оценка “3”
Поднимите руку, кто получил “5”, “4”, “3”. | рефлексия | Ф | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | рефлексия, оценка |
Домашнее задание | 1 | Составить кодировочную таблицу и закодировать: А) свою фамилию и имя; Б) любую пословицу. Оформить на альбомном листе.
|
| Ф | Дает домашнее задание | Записывают домашнее задание |
|