Методическая разработка раздела образовательной программы по Информатике в 9 классе «Моделирование и формализация »
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Методическая    разработка раздела  образовательной программы по Информатике

в 9 классе

              «Моделирование и формализация »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  Нижегородской области

Отдел образования администрации Лукояновского Муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большемаресьевская средняя школа

Методическая    разработка раздела  образовательной программы по Информатике

в 9 классе

              «Моделирование и формализация »

Выполнил:

              Учитель информатики

Баженов Иван Александрович

Лукоянов

Оглавление

1.        Пояснительная записка        3

2.        Цели и задачи раздела        5

3.        Психолого-педагогическое объяснение        6

4.        Ожидаемые результаты  освоения раздела программы «Моделирование и формализация »        8

5.        Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельгости обучающихся        10

6.        Реультаты применения методик и технологий        19

7.      Календарно-таматическое планирование по Информатике 9 класс

Раздел программы «Моделирование и формализация»        22

8. Конспект урока………………………………………………………..…………30

Список используемой литературы        31

Приложение        32

  1. Пояснительная записка

        

        В настоящее время информатика и информационные технологии мощным потоком влились в нашу жизнь. Трудно назвать другую область человеческой деятельности, которая развивалась бы так стремительно и порождала такое разнообразие проблем, как информатизация и компьютеризация общества.

История развития информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения. В современном мире весьма актуальным для большинства людей стало умение пользоваться информационными технологиями. Проникновение ПК во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ПК становится частью общей культуры человека – термины «Word», «Excel», «Internet» стали такими же обыденными, как «телефон», «телеграф», «телевизор». Но далеко не все  понимают разницу между простым «нажиманием клавиш»  и целенаправленной работой на компьютере, умением четко поставить задачу, и правильно подойдя к ее решению, используя программные средства (наиболее подходящие) прийти к ожидаемому результату.

        Курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности учащихся, подготовки школьников к практической деятельности, к труду в информационном обществе.

        Важной содержательной линией в курсе «Информатика» является линия «Формализация и моделирование».

        Перед учителем информатики стоят различные цели. Одной из них является развитие логического и алгоритмического мышления школьников. Правильный подход к преподаванию линии «Формализация и моделирование» позволит оказать существенное влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, а также решить многие задачи в полном их объеме.

        Работа с компьютерными моделями, которые обучающиеся используют при изучении  темы, способствуют  сформировать у учащихся понятие компьютерной модели, как метода познания окружающей жизни, организовать деятельность учащихся по созданию и исследованию компьютерной модели  для практического использования в различных жизненных ситуациях.

        Методика выстроена таким образом, что обучающиеся сами ищут ответы на вопросы, поставленные учителем. Такой подход способствует формированию самостоятельности учащихся, развивает их исследовательскую компетентность, даёт возможность самим ученикам выбрать способ решения поставленной проблемы.

        Поставленная перед учащимися цель – создание мини-проекта, повышает мотивацию к изучению информатики  и других предметов.

        Программа по предмету «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угринович «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе ориентирована на преподавание  предмета по учебнику Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ, 9 класс» БИНОМ. Лаборатория знаний.

Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию программы.

        Программа «Информатика и ИКТ» для 9 класса на базовом уровне рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).

  1. Цели и задачи раздела

Цели:

Обучающая:

- Освоение учащимися таких понятий как модель, моделирование, формализация, осуществление исследований и анализ  компьютерной модели, как метода познания окружающей жизни

Развивающая:

 -  Развитие исследовательской компетентности учащихся при моделировании различных процессов по созданию и исследованию компьютерной модели для практического использования в различных жизненных ситуациях.

Воспитательная:

-  Воспитание  у обучающихся интереса к изучению предмета «Информатика» и других предметов естественно-математического цикла, воспитание культуры поведения  и компьютерной грамотности.

Задачи:

  • сформировать представление о подходах к классификации моделей;
  • сформировать представление о разновидностях информационных моделей в зависимости от формы представления.
  • выработать ориентировочную основу действий учащихся при проведении моделирования;
  • познакомить учащихся с кругом задач, для которых можно проводить моделирование в прикладных программных средах;
  • закрепить умения работы в прикладных программных средах.

  1. Психолого-педагогическое объяснение

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития подростка в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Важность этого возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы.

Более реальным становятся представления о требованиях общества к личности. Для школьника становится более весомым мнение взрослых, в том числе и учителей. Поведение старшего школьника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему миру - своему, других людей, появляется умение ставить себя на место другого человека и сопереживать ему.

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Становление социально-активной позиции личности старшеклассника осуществляется  в каждый момент их школьной жизни и учебы и определяется, в частности, нормой установленных отношений и характером общения. Это в полной мере касается и уроков информатики.

Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами,  которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам (Например: "Давайте предположим, просто ради обсуждения, что...").

В учебной деятельности обучающихся 14-16 лет имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, делающим его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами детского объединения. При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение для развития личности.

         Методика информационного моделирования связана с вопросами системологии, системного анализа. Степень глубины изучения этих вопросов существенно зависит от уровня подготовленности школьников.

Возраст учеников позволяет им усваивать знания самостоятельно.

  Это повышает способности к самокритичности и самоанализу, формирует навыки самообразования. При выполнении практических работ в курсе также решаются исследовательские задачи способом самостоятельного поиска информации в Интернет, повышая интеллектуальный уровень учащихся.  

         Данная тема позволяет реализовать не только познавательные, но и творческие потребности учеников, развивает эстетические чувства, умение видеть прекрасное в жизни. Возможно изучать отдельные разделы дома самостоятельно, а также использовать метод проектов.

Уроки, ориентированные на моделирование, выполняют развивающую, общеобразовательную функцию, поскольку при их изучении обучающиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности – методом компьютерного моделирования.

     

  1. Ожидаемые результаты  освоения раздела программы «Моделирование и формализация »

        Основным результатом изучения данной темы, считаю, формирование системно-информационной картины мира через освоение основных понятий моделирования.
   Развитие личности учащихся, способности к решению учебно-практической задачи на основании межпредметных знаний для практического использования в различных жизненных ситуациях. Приобретение учащимися опыта решения задач школьных дисциплин с использованием умений и навыков работы за компьютером и ресурсов Интернет, опыта творческой деятельности и учебного сотрудничества в достижении цели.

 -повышение интереса к предмету;

-развитие самостоятельности;

-умение находить информацию в Интернете;

- формирование творческого подхода в работе;

- умение обрабатывать материал;

- реализация творческого потенциала учащихся, выраженная в умении создать конечный продукт (в данном случае – мини-проект).

        Итог работы: создание учащимися мини-проекта (модели)  с использованием различного программного обеспечения и ресурсов Интернет.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое модель;
  • типы моделей;
  • этапы решения задач на ЭВМ;
  • этапы моделирования;
  • принципы построения модели задачи;
  • цели проведения компьютерного эксперимента;
  • основные виды классификации моделей;
  • основные признаки классификации моделей;
  • характеристику рассматриваемых классов моделей;
  • классификацию информационной модели;
  • методику и основные этапы моделирования.

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры моделирования и формализации;
  • строить модели с помощью компьютера;
  • проводить компьютерные вычислительные эксперименты;
  • приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;
  • проводить формализацию задач;
  • моделировать в среде текстового процессора;
  • моделировать в среде графического редактора;
  • моделировать в среде табличного процессора.

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для осуществления образовательного процесса при изучении данных разделов я использую элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;
  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Дидактические игры;
  • Проблемное обучение;
  • Информационные технологии;
  •  Метод проектов;
  •  Здоровьесберегающие технологии.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-демонстрация;
  • Урок-практикум;
  • Творческая лаборатория;
  • Урок-игра.

Методы:  репродуктивный метод, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы:

Индивидуальная (самообразование, самоконтроль, самооценка)

Самостоятельная (практикумы, проверки знаний, закрепление материала)

Групповая, парная (составление плана изучения темы, создание творческих проектов, обобщение материала)

Фронтальная (изучение нового материала)

Использование проблемных ситуаций (для постановки учебных задач)

Изучение литературы, дополнительных источников, материалов Интернет (например, в теме создание презентаций)

        Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.

Потребность в получении новых знаний заложена в детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией.  Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности.  Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.

Считаю главным для себя как педагога следующие задачи:

- обеспечить у учеников ощущение развития, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подобрать уровень сложности заданий и объективно оценить результат деятельности; 

- использовать содержание учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников и активизировать самостоятельное мышление;

- организовать сотрудничество обучающихся на уроке, взаимопомощь, создать позитивное отношение к предмету в целом; 

- видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, обучать в зоне ближайшего развития;

- самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах.

    Перед изучением объявляю учащимся название будущей темы и задаю на дом подготовку небольших сообщений о том, что такое объект и модель объекта, для чего нужны модели, какими могут быть модели объектов.

   Первый урок темы начинаю с фронтальной беседы об объектах и моделях, рассматриваем следующую схему, подготовленную мной на слайде:

объект,

процесс (химический,

физический, ядерный,

 общественный др.),

явление

                        надо изучить

                        как?

- наблюдая, изучая сам объект;

- создать модель с существенными свойствами объекта или явления для экспериментирования и изучения

Чтобы вызвать интерес к новой теме и её активному усвоению обучающимися  использую занимательный сюжет (задача):

- «Для эксперимента нужны кошки с длиной хвоста от 17 до 22 см. Спрашивается, подходит ли кошка Мурка для экспериментов, если её хвост 19 см?»

- Естественный ответ: да.

- А если кошек много, что так и будем вручную высчитывать, подходят или нет?

  - Будут различные предложения. Возможно, не будет следующего, который предлагаю школьникам я.

- Обозначим 17 см на оси x буквой  a, 22 см – буквой  b,

 19 – возьмем за х. Тогда сможем записать следующее условие: а ≤ х ≤ b.

И нам теперь все равно, чьи хвосты мы исследуем. Все измерения, находящиеся в заданных пределах, нас будут устраивать. (По оси y можно задать условие по весу. Мы получим еще одно условие, скажем, с ≤ y ≤ d).

- Что мы проделали? Из словесного описания задачи получили символьный вариант. Кто знает, как этот процесс называется?

Вполне возможно, кто-то из ребят, подготовивших сообщение, скажет, что мы формализовали задачу. Если не будет ответа, то об этом говорю сам, плавно перехожу к дальнейшему объяснению теоретического материала.

Этапам построения модели, формализация – это один из шагов алгоритма, говорю о средах моделирования и компьютерной реализации моделей, исследовании моделей из разных предметных областей.

    На дом задаю выполнение записей с перечислением объектов, моделей, которые можно выполнить на эти объекты с четким алгоритмом выполнения, с указанием среды моделирования.

      На очередном уроке перехожу к практической части изучения материала,  где применяю исследовательский метод. Предлагаю взять для исследования и выполнения модели, следующий объект: человека («Познай себя, и ты познаешь мир», говорили древние мудрецы).

Вывожу на экран с помощью проектора таблицу – подсказку, которую будем заполнять вместе с учениками. В процессе работы они дополнят свои таблицы в тетрадях самостоятельно.

Объект

Системы, из которых состоит объект

Модели,

которые

могут

быть

выполнены

Этапы моделирования

Действия

Среда моделирования

Человек

- кровенос

ная

- пищева-

рительная

- нервная

- опорно-двигательная

- иммун-

ная

- и др.

(изучив эти системы, мы изучим организм человека)

- рисунки, фотографии, коллажи

- игрушки - куклы

- анатоми-

ческий скелет

- резюме

- медицинская карта

- портфолио

- биоритмы

- психологи-

ческие и

профессио-

нальные тесты

……….

Постановка задачи

Определение целей моделирования

Выполнить некоторое количество моделей на заданный объект.

Изучение личности человека.

Разработка информационной модели

Содержательное описание объекта

Разработка компьютерной модели

Выбор типа модели, инструмента моделирования

Создание модели

Тестирование модели

Исследование модели

Проведение серии экспериментов

Накопление результатов

Анализ результатов

Если результаты соответствуют цели, завершить работу, в противном случае вернуться и выполнить заново, внеся необходимые изменения.

   Учеников делю на группы (групповая форма работы). Каждый учащийся выполнит все работы, но постепенно и в разном порядке. Возможность выбора всегда вызывает у ребят интерес к изучению. Пока одни составляют резюме, другая группа выполняет биоритмы в среде электронных таблиц. Раздаточный материал с алгоритмом работы подготовлен мной заранее. По завершению одного этапа работы школьники переходят к следующему. Обязательно провожу фронтальный разбор выполненных работ. На дом задаю подготовить текстовый и графический материал для портфолио.  

 Один из уроков посвящаю выполнению портфолио ученика. Среду выполнения выбирает сам учащийся. Это может быть и текстовый редактор, и программы создания презентаций или фильмов, конструктор сайтов или настольная издательская система MicrosoftPublisher. Смотрим работы коллективно, составляем рейтинг работ по содержанию, по сложности выполнения.

Обязательно готовлю для ребят небольшой материал по психологии личности. Посвящаю  часть урока на профессиональное тестирование.

Провожу компьютерное тестирование, которое подскажет школьникам те области профессиональной деятельности, для которых у них есть способности и наклонности.

Приемы и методы создания мотивации, которые  я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней:

Прием первый: обращение  к жизненному опыту детей.

Обращение к жизненному опыту обучающихся позволяет показать детям применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

Так, при изучении моделирования в качестве яркого примера  привожу следующую ситуацию - построение информационной модели алгоритма приобретения какого-либо товара. Вначале вместе с детьми  определяюсь с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное обеспечение ПК”). Далее  рассматриваем все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными учащимися. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет.

По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию информационной модели плана эвакуации школы.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации, более важно то, что обучающиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится  проблема, преодолевая которую, ученик осваивает  знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Например, на уроке: «Моделирование как метод познания».

« Для прохождения компьютерного тестирования на определение профориентации перейдите в общую папку главного компьютера и откройте тест: «Профессиональное тестирование» ».  (Вход на главный компьютер будет неудачным, т.к. сетевая карта главного компьютера заведомо отключена) Очевидно, придётся отложить тестирование.

Как вы думаете, почему нельзя произвести вход на главный компьютер? Ученики называют различные причины: не подключен сетевой кабель, большое количество подключений одновременно, неверные настройки сети, не указана рабочая группа главного компьютера и т.д. Если нет правильного ответа, помогаю придти к нему (отключена или не работает сетевая плата), задавая наводящие вопросы.

Далее обучающиеся  составляют порядок действий по исправлению неисправности:

  1. открыт диспетчер устройств;
  2. задействовать сетевую карту;
  3. обновить драйвер.

В результате проделанных действий, ребята повторили тему «телекоммуникационные технологии» и смогли пройти тест.

Третий прием: ролевой подход и  деловая игра.

В этом случае ученику(группе учащихся) предлагаю выступить в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Применяю ролевой подход при изучении темы:  «Приближенное решение уравнений».

  Предлагаю ребятам разделиться на команды и придумать названия. Раздаю задания с инструкциями по выполнению. Каждая группа получает инструкцию, в которой указан порядок выполнения работы и порядок заполнения электронного отчета по результатам эксперимента. В конце урока результаты эксперимента должен презентовать ответственный представитель группы.

                Во время лабораторной работы  включаю тихую музыку. Группа обсуждает план действий. Выбирает ответственного за представление результатов эксперимента ученика, наиболее компетентного члена группы.

        После выполнения задания ответственные группы делают выступление по проделанной работе (каким методом производилось решение, и какое время было затрачено).

Такое моделирование позволяет заинтересовать ребят при решении уравнений.

Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения.

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль.

 

 Четвёртый приём: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все обучающиеся.

Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем.

 Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы  «Компьютерное моделирование» можно изучить электронные таблицы M.S.Excel как средство создания и исследования модели.

Например, исследовательский проект «Прогнозирование численности населения Лукояновского района».

        Этапы моделирования:

1.     Постановка задачи, определение необходимых исходных данных     для компьютерного моделирования.

2.     Поиск информации о численности населения Лукояновского района  за           последние 10 лет.

3.     Создание табличной модели исходных данных в программе       M.S.Excel

4.     Сознание графической модели динамики численности населения.

5.     Определение типа графической модели.

6.     Запись математической модели, соответствующей графику.

7. Вычисление коэффициентов математической модели с    использованием функций Excel.

8.     Тестирование модели на известных значениях численности.

9.      Корректировка модели.

10.Прогнозирование численности населения с использование    созданной математической модели.

11.   Анализ результатов.

Таким образом,  ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам словами объяснять  нет необходимости.

 Очень удачно осуществляю  личностно-ориентированное обучение. Обучение  в условиях постоянного доступа к компьютеру обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильном формулировании заданий для компьютера ученик очень скоро обнаруживает состояние власти над “умной машиной”. Это придает ему уверенности, у ученика возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает.  Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным, начинает выступать, как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

Большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям.

 Это соблюдение санитарно-гигиенических норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся, организация режима работы, сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся), физкультминутки в течение 1-2 минут. Для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости.

Таким образом, разнообразие форм работы способствуют активизации мышления и поддержки интереса к обучению.

         Такое изучение позволяет ребятам глубже заглянуть в себя, понять, что исследование и анализ личности, а также применение результатов работы в реальной жизни может способствовать их дальнейшему развитию.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой на уроке. Для этого уделяю внимание каждому ученику, хвалю детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. 

Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный, на пути формирования положительной мотивации учения.

         Подводя итог, могу сказать, что незаинтересованных в изучении темы школьников не остается. Каждый находит для себя интересные, познавательные моменты. Выполнение заданий дает ученикам навыки работы с различными программными продуктами, инструментариями для создания моделей, приносит им удовлетворение от выполненной работы.

  1. Результаты применения методик и технологий

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся являются важнейшей составной частью педагогического процесса. Обучающиеся должны знать, что любое обучение сопровождается проверкой, в ходе которой устанавливается насколько прочно и хорошо усвоен учебный материал. Для этого контролирующие мероприятия проводятся не стихийно, а систематически, каждый раз осуществляется анализ результатов, и принимаются соответствующие меры для своевременной коррекции знаний, умений и навыков.

Виды контроля при изучении темы «Моделирование и формализация»:

  • входной: тест «Моделирование»;
  • текущий: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тесты, выполнение лабораторных работ, выполнение проектов, рефлексия;
  • тематический: практическая  контрольная работа (создание проекта) по теме «Моделирование и формализация» с элементами теста.

Вид

контроля

Форма

контроля

Технология

оценивания

Входной

Тесты

Отметочная (самоконтроль, взаимоконтроль)

Текущий

Фронтальный опрос

отметочная

Интерактивный тест

Оценка компьютера (по программе)

Выполнение проектов

Отметочная

Практическая работа за ПК

Отметочная

Рефлексия

Тематический

Контрольная работа

Отметочная

Результаты выполнения практических и самостоятельных работ:

Вид работы

Уровень обученности (%)

Качество знаний (%)

Средний балл

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2011-2012

Практическая работа «Бросание мячика в площадку»

Практическая работа «Графическое решение уравнений»

Практическая работа «Распознавание удабрений»

Контрольная работа (Выполнение проекта)

100

100

100

100

100

100

100

100

67

83

67

83

75

100

100

100

3.8

4

3,7

4.3

4.2

4,5

4

4.5

     

        В ходе изучения раздела «Моделирование и формализация» мною был проведён мониторинг усвоения данного раздела обучающимися. Все обучающиеся 9 класса усвоили программный материал.

        Обучающиеся усвоили такие понятия как: модель, типы моделей, этапы моделирования. Умеют приводить примеры моделирования и формализации, строить модели с помощью компьютера, проводить компьютерные вычислительные эксперименты, проводить формализацию задач, моделировать в различных средах.

        Мною было проведено исследование отношения обучающихся к программам (Excel, Word, Visual Basic) с помощью анкетирования. После изучения данной темы рейтинг этих программ в глазах обучающихся вырос.

         Тема эта достаточно трудная, но интересная. Она позволяет использовать межпредметные связи, расширяет кругозор учащихся, учит мыслить абстрактно, повышает интерес к предмету. Компьютер,  как  подчеркивает  П.Нортон,  является мощным средством оказания  помощи  в  осмыслении  людьми  многих  явлений  и закономерностей.

Календарно-тематическое планирование

по Информатике 9 класс

Раздел программы

«Моделирование и формализация»

Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

В том числе:

теория

практика

контрольных работ

1.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

9

2

6

1

2.

Кодирование и обработка текстовой информации

7

-

6

1

3.

Кодирование и обработка числовой информации

15

9

5

1

4.

Основы логики

5

5

-

-

5.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

15

7

7

1

6.

Моделирование и формализация

11

6

4

1

7.

Информатизация общества

4

4

-

-

8.

Повторение

2

2

-

-

Итого:

68

33

28

5

Моделирование и формализация (11 часов)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

 Практические работы:

  • Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
  • Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
  • Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
  • Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

Учебно-методическое обеспечение

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8–11 классы /Н. Д. Угринович  - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
  3. Практикум по информатике и информационным технологиям

Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.


Учебные материалы по информатике:

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru


Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 9  классе

№ урока

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата проведения

Окружающий мир как иерархическая система

1

Иерархическая система. представление об окружающем мире как иерархической системе.

§5.1

Моделирование, формализация, визуализация

1

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.

§5.2.1

Моделирование как метод познания

1

Моделирование как метод познания

§5.2.1

Материальные и информационные модели

1

Моделирование. материальные и информационные модели.

§5.2.2

Формализация и визуализация моделей

1

Моделирование. Формализация и визуализация моделей.

§5.2.3

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

Моделирование. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы моделирования. Основные этапы исследования моделей на компьютере.

§5.3

Построение и исследование физических моделей

1

Моделирование. Формализация и визуализация моделей. Исследование физических моделей.

§5.4

Приближенное решение уравнений

1

Моделирование. Формализация и визуализация моделей. Приближенное решение уравнений с помощью электронных таблиц

§5.5

Экспертные системы распознавания химических веществ

1

Моделирование. Формализация и визуализация моделей. Экспертные системы.

§5.6

Информационные модели управления объектами

1

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

§5.7

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация»

1

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе  компьютерного.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий[1].

глава 5

Технологическая карта        

Моделирование и формализация (11 часов) 9  класс

№ урока

Тема урока

Средства обучения

Тип урока

Знания

умения

Межпредметные связи

Вид контроля

Методы

Формы

Окружающий мир как иерархическая система

Учебник

Тетрадь

Презентация

Карточки

Изучение нового материала

Иметь представление об окружающем мире как иерархической системе.

Природоведение

Химия

Беседа

Фронтальная

Работа

Моделирование, формализация, визуализация

Учебник

Тетрадь

Презентация

Карточки

Комбинированный

Иметь представление о процессе формализации. Уметь приводить примеры моделирования объектов и процессов.

Биология

Физика

Фронтальный опрос

Практическая работа

Фронтальная

Работа в группах

Моделирование как метод познания

Учебник

Презентация

ПК

Тест

Объяснение нового материала

Иметь представление о моделировании как методе познания. Уметь приводить примеры использования моделей окружающего мира.

Психология

Беседа

Проект

Фронтальная

индивидуальная

Материальные и информационные модели

Учебник

Тетрадь

Презентация

Карточки

Повторение. Объяснение нового материала.

Закрепление

Знать виды информационных моделей.

уметь выделять основные свойства объектов;

применять полученные знания на практике.

Химия

Индивидуальный опрос

Беседа

Самостоятельная  работа

Наглядность

Фронтальная

индивидуальная

Групповая

Формализация и визуализация моделей

Учебник

презентация

ПК

MS Excel

Повторение. Объяснение нового материала.

Уметь приводить примеры различных моделей в жизни и учебной деятельности.

Физика

Наглядный

беседа

Фронтальная

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Учебник

Тетрадь

Презентация

 

Объяснение нового

Закрепление

Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере. Уметь строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических объектов.

Фронтальный опрос

Наглядные

Беседа

Фронтальная

Построение и исследование физических моделей

Учебник

Тетрадь презентация

Microsoft Excel, Microsoft Power Point

Исследование

Уметь создавать компьютерную модель движения на языке объектно-ориентированного программирования Уметь создавать компьютерную модель движения в электронных таблицах

Физика

Практическая работа 5.1 «Бросание мячика в площадку»

Практическая работа

Наглядные

Беседа

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Приближенное решение уравнений

Презентация

ПК

Microsoft Excel

Обсуждение Практическая работа

Уметь создавать компьютерную модель приближенного решения уравнений графическим способом с помощью электронных таблиц.

Алгебра

Практическая работа 5.2 «графическое решение уравнений»

Практическая работа

Групповая

Экспертные системы распознавания химических веществ

Учебник

Презентация

ПК

Среда програмирования

Visual Basic

Изложение нового материала

Практическая работа

Уметь создавать компьютерную модель решения уравнений. Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем

Уметь создавать компьютерную модель экспертных систем

Химия

Практическая работа 5.3 «Распознавание удобрений»

Практическая работа

Фронтальная

Информационные модели управления объектами

Учебник

Презентация

ПК

Среда программирования

Visual Basic

Повторение. Объяснение нового материала

Уметь создавать компьютерную модель систем управления с обратной связью и автоматической обратной связью.

Уметь создавать компьютерную модель систем управления без обратной связи.

Практическая работа 5.4 «модели систем управления»

Практическая работа

Фронтальная

Беседа

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация»

Учебник ПК

Visual Basic

Microsoft Excel

Контроль знаний

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов

Контрольная работа

Самостоятельная

Проект

Индивидуальная


  1. Конспект урока

Список используемой литературы

  1. Закон Р. Ф «Об образовании»
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312.
  3.         Региональный базисный учебный план, утверждённый приказом министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005 № 57 "Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области".
  4.  СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
  5. Бешенков В.А., Лыскова В.Ю. , Матвеева Н.В., Ракитина Е.А. Формализация и моделирование./Информатика и образование.-1999.-№6.
  6. Информатика: 7-9 кл. Задачник по моделированию/Под редакцией Макаровой Н.В. – М., 2001
  7. Информатика: 7-9 кл./ Под редакцией Макаровой Н.В. – М., 2003  
  8. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. – Москва: Академия, 2001.
  9. Лыскова В.Ю. , Ракитина У.Ф. Учебные задачи в курсе информатики.//Информатика и образование.-1998.-№4.-с49-55.
  10. Обязательные минимумы содержания образования по информатике и информационным технологиям.    
  11. Островская Е.М. Моделирование на компьютере.//Информатика и образование.-1999.-№1.-с54-61.
  12. Пономарева Е.А. , .Урок по изучению понятия модели.//Информатика и образование.-1999.-№6.-с47-50.
  13. Селиванов В.Л., Гришаева А.П, Селиванова Э.Т. Организация учебно – исследовательской работы студентов и школьников по информатике. – Новосибирск: 2003
  14. Семенов А.Л.. Школьная информатика от истоков к будущему.//Информатика и образование.-1998.-№3.-с79-85.
  15. Угринович Н. Д «Информатика и ИКТ. Базовый курс 9» М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.
  16. Чернов А.А, Информатика. Конспекты уроков 9 – 11 класс –Волгоград.: Учитель, 2008.
  17. http://www.poranarabotu.ru/articleRubrik/article/2045/ [Интерактивный тест]
  18. http://fcior.edu.ru/ [Каталог электронных образовательных ресурсов]
  19. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ [Бином. Лаборатория знаний]
  20. http://2balla.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=116&func=chapterinfo&chapter=10819&story=8542 [Электронный документ].

Приложение

                



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по информатике 9 класс "Моделирование"

Тест для 9 класса по информатике на 4 варианта...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Урок информатики 9 класс "Моделирование"

Моделирование, кроссворд, ЭОР, тест....

методическая разработка внеурочной работы по информатике 3 класса "Моделирование оъекта"

Тема урока:  « Моделирование объекта»Вид урока: комбинированныйЦель урока:  1. Сформировать представление о модели и моделировании....

Конспект урока по информатике на тему «Моделирование и формализация»

Конспект урока по информатике на тему «Моделирование и формализация»...

Тест по информатике на тему "Моделирование и формализация"

Тест по информатике на тему "Моделирование и формализация"...