Конспект по информатике на тему "Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации."
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Тема: Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации.

Цель: познакомить с понятиями «информация» и «информационные процессы», изучить способы обработки и передачи информации; развивать логическое мышление; воспитывать культуру информационного общения.

Ход урока.

  1. Организационное начало.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности группы к уроку.

  3. Работа с дежурными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации.

Цель: познакомить с понятиями «информация» и «информационные процессы», изучить способы обработки и передачи информации; развивать логическое мышление; воспитывать культуру информационного общения.

Ход урока.

  1. Организационное начало.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности группы к уроку.
  3. Работа с дежурными.

  1. Повторительно – обучающая работа.

1. Фронтальный опрос.

  • Расскажите об условиях становления информатики как отдельной дисциплины и науки.
  • Что изучает информатика? Каковы цели и задачи информатики?
  • Что входит в структуру информатики?

 2. Вывод по опросу.

(формулирую общую оценку работы группы по подготовке домашнего задания, формулирую рекомендации по улучшению качества устных ответов студентов).

III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока «Понятие об информации и информационных процессах. Представление и передача информации». Сегодня мы познакомимся  с понятиями «информация» и «информационные процессы», будем  учиться определять способы обработки и передачи информации, а также измерять количество информации некоторого знания.

  1. Первичное восприятие нового  материала.

-        Что такое информация? Как вы думаете?

-        Точного ответа на этот вопрос не существует. Информация является первичным и
неопределенным понятием. Таких понятий много в разных науках: «точка» в геометрии,
«множество» в математике, «объект», «алгоритм» в информатике.

О неопределенных понятиях принято говорить: под понятием «...» будем понимать «...». Так, под понятием «информация» будем понимать сведения, знания, сообщения, которые люди получают из различных источников.

Понятие «информация» является базовым в курсе информатики. Данное понятие используется во многих науках, при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Однако не все сообщения несут информацию. Сообщения, которые не пополняют знаний, называют неинформационными.

-        Как вы думаете, как и в какой форме человек воспринимает информацию? (с помощью
органов чувств).

Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме называются символьной или знаковой информацией.

Представление информации может осуществляться с помощью языков, которые являются знаковыми системами.

Для обмена информации с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков. В основе естественного языка лежит алфавит, набор символов (знаков). Последовательность символов образуют основные объекты языка - слова.

Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования).

Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, дорожные знаки, точки и тире (азбука Морзе).

Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения.

За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. (После сдачи экзамена по информатике вы мучаетесь неопределенностью, вы не знаете какую оценку получили.)

Минимальной единицей измерения количества информации является «бит», а следующей по величине единицей является байт, причем

1 байт = 2 бит = 8 бит

Почему коэффициент 2? Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому используется коэффициент 2П.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информации I:

N = 2I

Так, в русском алфавите количество событий (букв) будет равно 32, тогда можно найти количество информации

32 = 2I

25 = 2I

I = 5

То есть каждый символ в алфавите несет 5 битов информации. Давайте посчитаем количество информации 4 страниц, прочитанных в учебнике. 4=2I

I = 2. 1 страница содержит 2 бита информации. Информационные процессы.

1. Хранение информации.

  1. Передача информации
  2. Обработка информации.

IV. Итог урока.

  1. Фронтальная беседа.

- Что называется информацией?

- Назовите информационные процессы.

- В чем измеряется информация?

V. Задавание на дом.

Угринович Н.Д. стр. 72-78, 82-83, Ляхович с. 16-17, записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике "Информационные процессы: обработка и защита информации "

Тема урока: Информационные процессы: обработка и защита информации (1ч.)10 класс.Цели урока:Образовательная: создать условия для формирования представления об информационных ...

открытый урок по информатике в 8 классе "Информация и информационные процессы"

Открытый урок по информатике в 8 классе. Урок закрепления...

Тест по информатике 7 класс Босова Информация и информационные процессы с ответами

Тестовые задания по теме "Информация и информационные процессы" 7 класс Босова 2 варианта...

Информатика – 8 класс. Босова Л.Л. Глава1. Информация и информационные процессы. Урок 8. Всемирная паутина как информационное хранилище

Предлагаю методическую разработку урока, в котором вы сумеете хорошо донести до ребят как теоретический материал по теме "Всемирная паутина как информационное хранилище", так практическую часть, отраб...

Конспект урока 8 класс информатика: Человек: информация и информационные процессы

Урок создёт условия  для успешного усвоения учащимися важности роли  информации и информационных процессов в системах различной природы; оказывает помощь в открытии  методов получения и...

Внеклассное мероприятие мероприятие по информатике для повторения главы "Информация и информационные процессы"

Повторение, закрепление и углубление изученного материала по темам: «Информация и информационные процессы», «Устройство ПК», «Файлы и файловая система»....