Конспект урока по информатике "Информационные процессы: обработка и защита информации "
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
Тема урока: Информационные процессы: обработка и защита информации (1ч.)
10 класс.
Цели урока:
Образовательная: создать условия для формирования представления об информационных процессах обработки и защите информации, ввести понятия обработка информации, защита информации, защищаемая информация, цифровая информация, несанкционированное воздействие,непреднамеренное воздействие, цифровая подпись, цифровой сертификат.
Развивающая: содействовать развитию логического мышления, способности к анализу; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитательная: воспитывать общую и информационную культуру, усидчивость, терпение;воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Учебное оборудование: проектор, компьютеры.
Литература:
Ученику: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. -5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 246 с.: ил.
Учителю: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. -5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 246 с.: ил.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Форма проведения: комбинированная.
Структура урока:
I. Организационный момент (1 мин).
II. Самостоятельная работа (15 мин).
III. Теоретическая часть (20 мин).
IV. Домашнее задание (2 мин).
V. Итог урока (2 мин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по информатике "Информационные процессы: обработка и защита информации " | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Информационные процессы: обработка и защита информации
Учитель математики и информатики Ивашура Т.В., МКОУ «Манойлинская СОШ» Клетского района Волгоградской области
Тема урока: Информационные процессы: обработка и защита информации (1ч.)
10 класс.
Цели урока:
Образовательная: создать условия для формирования представления об информационных процессах обработки и защите информации, ввести понятия обработка информации, защита информации, защищаемая информация, цифровая информация, несанкционированное воздействие,
непреднамеренное воздействие, цифровая подпись, цифровой сертификат.
Развивающая: содействовать развитию логического мышления, способности к анализу; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитательная: воспитывать общую и информационную культуру, усидчивость, терпение;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Учебное оборудование: проектор, компьютеры.
Литература:
Ученику: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. -5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 246 с.: ил.
Учителю: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. -5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 246 с.: ил.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Форма проведения: комбинированная.
Структура урока:
I. Организационный момент (1 мин).
II. Самостоятельная работа (15 мин).
III. Теоретическая часть (20 мин).
IV. Домашнее задание (2 мин).
V. Итог урока (2 мин).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята, садитесь. Как я вам говорила на прошлом уроке, сегодняшний урок мы начнем с промежуточного зачета по темам: «Языки и способы кодирования информации. Информационные процессы: передача, хранение и поиск информации». | |
Самостоятельная работа | Сейчас я вам раздам тексты самостоятельной работы. Всего 4 варианта по 4 вопроса, вопросы носят в основном теоретический характер. На выполнение данной работы отводится 15 мин. Задание получено - приступайте. | Получили тетради для зачетных работ, задания и выполняют самостоятельную работу |
Теоретическая часть | По результатам зачета мы узнаем, насколько вы освоили предыдущие темы. А теперь приступим к изучению нового материала. Тема нашего сегодняшнего урока «Информационные процессы: обработка, защита и представление информации». Открываем тетради, записываем число, тему урока «Обработка, защита и представление информации» (слайд 1). Начнем мы с процесса обработки информации. Затем перейдем к защите информации, где мы познакомимся с основными терминами, а более подробно этот процесс рассмотрим на следующем уроке. Ребята, что вы понимаете под процессом обработки информации? Обработка (преобразование) информации - это процесс изменения формы представления информации или её содержания (слайд 2). Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными. Обработка информации производится каким-то субъектом или объектом (например, человеком или компьютером). Будем его называть исполнителем обработки информации. Информация, которая подвергается обработке, представляется в виде исходных данных. Общая схема обработки информации имеет вид: (слайд 3) Модель обработки информации. Можно привести множество примеров иллюстрирующих данную схему. Первый пример: Ученик (исполнитель), решая задачу по математике, производит обработку информации. Исходные данные содержатся в условии задачи. Математические правила, описанные в учебнике, определяют последовательность вычислений. Результат – это полученный ответ. Второй пример: перевод текста с одного языка на другой – это пример обработки информации, при которой не изменяется содержание, но изменяется форма представления – другой язык. Перевод осуществляет переводчик по определенным правилам, в определенной последовательности. Третий пример: работник библиотеки составляет картотеку книжного фонда. На каждую книгу заполняется карточка, на которой указываются все параметры книги: автор, название, год издания, объем и др. Из карточек формируется каталог библиотеки, где эти карточки располагаются в строгом порядке. Например, в алфавитном каталоге карточки располагаются в алфавитном порядке фамилии авторов. Четвертый пример: в телефонной книге вы ищите телефон нужного вам человека; или в том же библиотечном каталоге разыскиваете сведения о нужной вам книге. В обоих случаях исходными данными является информационный массив – телефонный справочник или каталог библиотеки, а также критерии поиска – фамилия человека или фамилия автора и название книги. Приведенные примеры иллюстрируют четыре различных вида обработки информации (слайд 4):
Все эти виды обработки может выполнять как человек, так и компьютер. Разница только в том, что человек может выполнить обработку с творческим подходом, а компьютер по строго определенным правилам и в строгой последовательности. Для обозначения формализованных правил, определяющих последовательность шагов обработки информации, в информатике используется понятие алгоритма. Что же такое алгоритм? Совершенно верно. С понятием алгоритма в математике ассоциируется известный способ вычисления наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел, который называют алгоритмом Евклида. В словесной форме его можно описать так:
Приведите примеры алгоритмов.
Молодцы! Так же мы знаем, что алгоритм обладает следующими свойствами:
Какие еще свойства я не назвала? Итак, с обработкой информацией разобрались. Теперь переходим ко второму вопросу нашего урока «Защита информации». В наше время все большая часть информации хранится в цифровом виде, на компьютерных носителях. Оказывается, это не упрощает, а усложняет проблему защиты информации. Причем эта проблема принимает настолько глобальный характер, что государством принимаются специальные законы о защите информации, создаются новые службы, которых не было раньше. В 1997 году Госстандартом России разработан ГОСТ основных терминов и определений в области защиты информации. В этом документе дано следующее определение понятие защищаемой информации (слайд 5). Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. Таким образом, всякая информация является чьей-то собственностью. Поэтому защита информации государственными законами рассматривается как защита собственности. Далее рассмотрим виды угроз для цифровой информации. Что же такое цифровая информация? Цифровая информация – информация, хранение, передача и обработка которой осуществляется средствами ИКТ (слайд 6). Можно различать два основных вида угроз для цифровой информации:
В том же ГОСТе дается следующее определение защиты информации (слайд 7): Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Утечка информации представляет собой кражу, копирование бумажных документов, прослушивание телефонных разговоров. С развитием компьютерных сетей появился новый канал утечки – кража через сети. Если компьютер подключен к глобальной сети, то он потенциально доступен для проникновения в его информационную базу извне. В чем различие между несанкционированными и непреднамеренными действиями? Подведем итог сказанному. Несанкционированное воздействие (слайд 8)– это преднамеренная порча или уничтожение информации, а также информационного оборудования со стороны лиц, не имеющих на это права (санкции). К этой категории угроз относится деятельность хакеров – «взломщиков», людей, занимающихся созданием компьютерных вирусов – вредоносных программных кодов, способных нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя. Непреднамеренное воздействие (слайд 8) происходит вследствие ошибок пользователя, а также из – за сбоев в работе оборудования или программного обеспечения. Какие же есть меры защиты? Основные правила безопасности, которые следует соблюдать, такие:
Но это, конечно, не все правила. Более подробно с ними мы познакомимся на следующем уроке. Сравнительно недавно появилась технология цифровой подписи, благодаря чему исчезла необходимость передавать подписанный подлинник документа только в бумажном виде. Цифровая подпись (слайд 9) – это индивидуальный секретный шифр, ключ которого известен только владельцу. Если вы получили документ, заверенный цифровой подписью, то вам нужен открытый ключ для ее расшифровки, переданный владельцем подписи. Здесь в дело вступают цифровые сертификаты. Цифровой сертификат (слайд 9)– это сообщение, подписанное полномочным органом сертификации, который подтверждает, что открытый ключ действительно относится к владельцу подписи и может быть использован для дешифрования. Чтобы получить сертификат полномочного органа сертификации, нужно представить в этот орган документы, подтверждающие личность заявителя. О других способах защиты информации вы расскажете сами, подготовя доклады по следующим темам:
Доклад должен сопровождаться презентацией. |
Записывают тему урока Отвечают Записывают определение Алгоритм - это определенная последовательность логических действий для решения поставленной задачи. Алгоритм нахождения корней квадратного уравнения с помощью теоремы Виета и др. Точность, конечность, массовость. Записывают определение в тетрадь Записывают определение в тетрадь Записывают в тетрадь Записывают определение в тетрадь Отвечают
Записывают определение в тетрадь Записывают определение в тетрадь Отвечают Записывают определение в тетрадь Записывают определение в тетрадь |
Домашнее задание | Запишите домашнее задание (слайд 10): §9,12. Доклады по темам:
| Записывают домашнее задание |
Подведение итогов | Что нового вы узнали на уроке? С какими понятиями познакомились?
Если нет вопросов, то спасибо за работу. До свидания! | Виды обработки информации, защита информации, цифровой сертификат, цифровая подпись, защищаемая информация |
[Введите текст][Введите текст][Введите текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Измерительные приборы. Способы обработки и хранения информации"
Этот урок я проводила в рамках недели автомобилистов, которая ежегодно проводится в нашем училище....
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
План-конспект урока информатики по теме "Обработка графической информации"
Класс: 6Организационная форма урока: рассказ-беседа с последующим выполнением проекта....
План-конспект урока «Правовая охрана программ и данных. Защита информации».
Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Дистрибутив. Правовая охрана программ. Защита информации....
Конспект урока "Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации"
Конспект урока для 1 курса СПО по дисциплине "Информатика и ИКТ"...
Конспект по теме: "Информационный процесс. Обработка"
Конспект по теме: "Информационный процесс. Обработка" 5 класс УМК Босова Л.Л....
План-конспект урока Раздел 4. Технология обработки конструкционных материалов. Тема раздела : « Технология художественно-прикладной обработки материалов.» Урок 1. Тема: Выпиливание лобзиком.»
Технологическая карта урока "Выпивание лобзиком. Ёлочная игрушка из фанеры."...