Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_informatiki.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания..
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:
- Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
- Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
- К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
- Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
- Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.
Цель – обучение школьников на уроках информатики методу проектов, как способу учебной деятельности – может быть достигнута в полной мере при изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.
Например, для учащихся 5-6 классов проекты могут быть небольшие (мини-проект на один урок).
Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:
Этапы проектирования и деятельность учителя и ученика на каждом из этапов представлена в таблице:
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | |
Организационно - подготовительный | Определение темы. Целеполагание Формирование группы | Осознают цель, обсуждают задание | Объясняет тему, базовые данные, цель работы. Формирует группы. Выдает и объясняет задание. |
Планирование | Распределяют роли в группе. Формируют план деятельности. | Помогает в определении плана деятельности. | |
Поисково-исследовательский | Теоретическая подготовка | Работают с информацией, обсуждают альтернативы. | Консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части. |
Исследование | Выполняют исследования и работают по заданиям | Наблюдает, консультирует (по просьбе учащихся) | |
Итоговый | Анализ результатов и оформление проекта | Участвуют в анализе проекта, оформляют проект | Организует конференцию, инструктирует рецензентов |
Защита проекта | Защищают проект | Руководит проведением конференции | |
Оценка и коррекция | Знакомятся с оценкой, подводят итог | Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку. |
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.
Однако, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования, это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно использование методики проведения семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
В частности, учителю информатики предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации:
I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:
- работа с текстом:
оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей; - работа с фоном:
присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах; - работа с анимацией:
обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации; - система навигации по слайдам:
наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами; - работа с эффектами смены слайдов
- общее дизайнерское решение презентации.
II. При оценивании технологии подачи материала учитывается:
- формулировка и оформление слайдов доклада;
- репетиция и приобретение уверенности в презентации;
- абсолютное владение данной темой;
- максимальное привлечение внимания аудитории;
- получение отзывов у аудитории.
III. Общая оценка проекта в баллах:
- Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
- Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта;
- Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.
Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
8 – 11 баллов – оценка “хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “отлично”.
Введение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения.
Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Пример 1 5 класс. Шляпы
- 1. Запустите графический редактор Paint.
- 2. Откройте файл Шляпы.bmp.
- 3. Изобразите всевозможные способы, которыми три человека могут надеть три шляпы.
- 4. Сохраните результат работы в личной папке под именем Шляпы1.
Комментарий к примеру. Это, фактически, комбинаторная задача. Всего 6 вариантов. Обозначим головные уборы цифрами 1, 2 и 3. Тогда на «героев» их можно надеть так:
1 2 3, 1 3 2, 2 1 3, 2 3 1, 3 1 2, 3 2 1.В процессе эксперимента учении приходят к ответу.
6 класс.
Пример 2.Снеговики.
- 1. Запустите графический редактор Paint.
- 2. Изобразите снеговика, состоящего из трёх разных по размеру кругов (инструмент Эллипс, при нажатой клавише {Shift})
- 3. Сделайте столько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синим цветами все рисунки были раскрашены по-разному.
- 4. При необходимости используйте команду [Правка-Отменить].
- 5. Сохраните результат работы под именем «Снеговики» в собственной папке.
Комментарий к примеру. В процессе выполнения задания учащиеся должны экспериментально прийти к решению.
г | г | г | с | г | с | с | с |
г | г | с | г | с | г | с | с |
г | с | г | г | с | с | г | с |
Если возникли затруднения на первом этапе эксперимента, то можно дополнительно построить таблицу для исследования вопроса о числе снеговиков. После проведения эксперимента можно рассмотреть пример снеговика из одногокруга, двух кругов, тем самым подвести учащихся к формуле зависимости количества различных вариантов раскраски от числа составных частей снеговика (элементы комбинаторики). Все круги могут иметь как разные, так и одинаковые цвета. Поэтому число возможных вариантов окраски для каждого следующего круга (2 × 2 × 2).
Проект « Кроссворд».
Проект направлен на учащихся 11 класса знакомых с основами работы в электронных таблицах Excel
В процессе работы над проектом:
- учащиеся учатся работать с таблицами, в нестандартной ситуации,
- приходят к выводу, что таблицы это не только формулы, функции, но еще и развлечение
В результате каждый участник проекта:
- создаст свой кроссворд
- поразгадывает чужой
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Кроссворд в Excel – это возможно?
Проблемные вопросы
Создать кроссворд в Excel – слабо?
Учебные вопросы
1. Где используется табличная информация?
2. Какую информацию можно представить в виде таблиц?
3. Как преобразовать текстовую информацию в табличную?
4.Как с помощью таблиц можно создать кроссворд?
План проведения проекта
- Актуализация (проверка начальных знаний по теме "Электронные таблицы Excel", выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.)
- Подготовительный (выбрать тему, разработать вопросы, придумать внешний вид кроссворда, знакомство с принципами создания кроссворда)
- Разработка (создание самого кроссворда)
- Тестирование (на этом этапе проверяется работоспособность кроссворда)
- Защита проекта (готовый кроссворд)
Визитная карточка проекта
Содержание
Данный проект служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
Тип проекта: практико - ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы в табличном процессоре Excel самостоятельно освоить технологию создания различных кроссвордов по разным предметам .
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет
Список литературы:
- Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point/ Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2002.- №9.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения/В. В. Гузеев// Директор школы.- 1995.-№6.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике и информатике
Данная работа рассматривает вопросы об определении проектно-исследовательской деятельности по математике и информатике и предлагаются темы и виды работ на уроке и вовнеурочное время....
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
"Принципы организации проектно-исследовательской деятельности в предметно-языковом обучении на уроках и во внеурочной деятельности"
Статья, в которой расписываются основные этапы проектно-исследовательской работы....
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...