Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Аскольская Оксана Николаевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_informatiki.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках информатики

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания..

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.

Цель – обучение школьников на уроках информатики методу проектов, как способу учебной деятельности – может быть достигнута в полной мере при изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Например, для учащихся 5-6 классов проекты могут быть небольшие (мини-проект на один урок).

Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:

Этапы проектирования и деятельность учителя и ученика на каждом из этапов представлена в таблице:

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Организационно - подготовительный

Определение темы. Целеполагание

Формирование группы

Осознают цель, обсуждают задание

Объясняет тему, базовые данные, цель работы. Формирует группы. Выдает и объясняет задание.

Планирование

Распределяют роли в группе. Формируют план деятельности.

Помогает в определении плана деятельности.

Поисково-исследовательский

Теоретическая подготовка

Работают с информацией, обсуждают альтернативы.

Консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части.

Исследование

Выполняют исследования и работают по заданиям

Наблюдает, консультирует (по просьбе учащихся)

Итоговый

Анализ результатов и оформление проекта

Участвуют в анализе проекта, оформляют проект

Организует конференцию, инструктирует рецензентов

Защита проекта

Защищают проект

Руководит проведением конференции

Оценка и коррекция

Знакомятся с оценкой, подводят итог

Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.

Однако, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования, это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно использование методики проведения семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

В частности, учителю информатики предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации:

I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:

  • работа с текстом: 
    оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;
  • работа с фоном: 
    присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;
  • работа с анимацией:
    обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;
  • система навигации по слайдам: 
    наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;
  • работа с эффектами смены слайдов
  • общее дизайнерское решение презентации.

II. При оценивании технологии  подачи материала учитывается:

  • формулировка и оформление слайдов доклада;
  • репетиция и приобретение уверенности в презентации;
  • абсолютное владение данной темой;
  • максимальное привлечение внимания аудитории;
  • получение отзывов у аудитории.

III. Общая оценка проекта в баллах:

  • Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
  • Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта;
  • Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.

Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
8 – 11 баллов – оценка “
хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “
отлично”.

Введение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения.

Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Пример 1 5 класс. Шляпы

  1. 1. Запустите графический редактор Paint.
  2. 2. Откройте файл Шляпы.bmp.
  3. 3. Изобразите всевозможные способы, которыми три человека могут надеть три шляпы.
  4. 4. Сохраните результат работы в личной папке под именем Шляпы1.

Комментарий к примеру. Это, фактически, комбинаторная задача. Всего 6 вариантов. Обозначим головные уборы цифрами 1, 2 и 3. Тогда на «героев» их можно надеть так:

1 2 3, 1 3 2, 2 1 3, 2 3 1, 3 1 2, 3 2 1.В процессе эксперимента учении приходят к ответу.

6 класс.

Пример 2.Снеговики.

  1. 1. Запустите графический редактор Paint.
  2. 2. Изобразите снеговика, состоящего из трёх разных по размеру кругов (инструмент Эллипс, при нажатой клавише {Shift})
  3. 3. Сделайте столько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синим цветами все рисунки были раскрашены по-разному.
  1. 4. При необходимости используйте команду [Правка-Отменить].
  2. 5. Сохраните результат работы под именем «Снеговики» в собственной папке.

Комментарий к примеру. В процессе выполнения задания учащиеся должны экспериментально прийти к решению.

г

г

г

с

г

с

с

с

г

г

с

г

с

г

с

с

г

с

г

г

с

с

г

с

Если возникли затруднения на первом этапе эксперимента, то можно дополнительно построить таблицу для исследования вопроса о числе снеговиков. После проведения эксперимента можно рассмотреть пример снеговика из одногокруга, двух кругов, тем самым подвести учащихся к формуле зависимости количества различных вариантов раскраски от числа составных частей снеговика (элементы комбинаторики). Все круги могут иметь как разные, так и одинаковые  цвета. Поэтому число возможных вариантов окраски для каждого следующего круга (2 × 2 × 2).

Проект « Кроссворд».

Проект направлен на учащихся 11 класса знакомых с основами работы в электронных таблицах Excel

В процессе работы над проектом:

  • учащиеся учатся работать с таблицами, в нестандартной ситуации,
  • приходят к выводу, что таблицы это не только формулы, функции, но еще и развлечение

В результате каждый участник проекта:

  • создаст свой кроссворд
  • поразгадывает чужой

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Кроссворд в Excel – это возможно?

Проблемные вопросы

Создать кроссворд в Excel – слабо?

Учебные вопросы

1. Где используется табличная информация?
2. Какую информацию можно представить в виде таблиц?
3. Как преобразовать текстовую информацию в табличную?

 4.Как с помощью таблиц можно создать кроссворд?

План проведения проекта

  1. Актуализация (проверка начальных знаний по теме "Электронные таблицы Excel", выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.)
  2. Подготовительный (выбрать тему, разработать вопросы, придумать внешний вид кроссворда, знакомство с принципами создания кроссворда)
  3. Разработка (создание самого кроссворда)
  4. Тестирование (на этом этапе проверяется работоспособность кроссворда)
  5. Защита проекта (готовый кроссворд)

Визитная карточка проекта

Содержание

1. Проект

2. Участники

3. Проблемный вопрос

4. Цель исследования

5. Задачи

6. Предположения участников

7. Ход работы

8. Выводы

9. Документы

 Данный проект  служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического  кроссворда в табличном процессоре Excel.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы в табличном процессоре Excel самостоятельно освоить технологию создания различных  кроссвордов по разным предметам .

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет

Список литературы:

  1. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point/ Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2002.- №9.
  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения/В. В. Гузеев// Директор школы.- 1995.-№6.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике и информатике

Данная работа рассматривает вопросы об определении  проектно-исследовательской деятельности по математике и информатике  и предлагаются темы  и виды работ на уроке и вовнеурочное время....

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...