Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_8_klass.docx52.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор МБОУ ЛСОШ №2

_________________

по учебной работе

Аптралова А.В.

Протокол № ___ от                    

___________________

Приказ № ___ от

«___» _______ 2016 г.

«___» _________ 2016 г.

«___» ___________ 2016 г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ   8 класс

учителя информатики и математики                                                        

Савельевой Анны Владимировны.

                                                  

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» ___________  2016 г.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089;
  • Авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)  И. Семакина, Л. Залоговой, С. Русакова, Л. Шестаковой (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика . 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007)
  • Учебного плана школы на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-х классов в течение 35 часов (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики  способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

В соответствии со Стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ программа трактует данный курс как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны - на овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Основная задача курса - знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

Программа составлена с учетом  наличия в школе 12 современных компьютеров, Интернета, локальной сети.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах,  технологиях;

 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов,

тем

Количество часов

В том числе, количество часов на проведение

Лабораторных работ

Практических работ

Контрольных работ

Уроков развития речи

1

Человек и информация.

7

-

-

1

-

2

Первое знакомство с компьютером

5

-

2

1

-

3

Текстовая информация и компьютер.

8

-

5

1

-

4

Графическая информация и компьютер

6

-

4

1

-

5

Технология мультимедиа

9

-

5

1

-

Итого:

35

-

16

5

-

Содержание тем учебного курса.

I.Человек и информация. 7 часов.

 Введение в предмет. Техника безопасности и санитарные  нормы работы за ПК.

Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации. Количество информации. Решение задач.

Контрольная работа по теме «Вычисление кол-ва информации» - 1.

II. Первое знакомство с компьютером. 5 часов.

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен ПК. Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. О файлах и файловых структурах. Пользовательский интерфейс OC Windows.

Контрольная работа по теме «Устройство компьютера» -  1.

Практических работ – 2.

III. Текстовая информация и компьютер. 8 часов.

Тексты в компьютерной памяти. Кодирование символов. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Назначение текстовых редакторов, их типы, интерфейс. Орфографическая проверка готового текста и исправление ошибок. Работа со строками. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Создание таблиц. Системы перевода и распознания текстов.

Контрольная работа  по теме «Текстовая информация и компьютер» -  1.

Практических работ – 5.

IV. Графическая информация и компьютер. 6 часов.

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графики. Работа с графическим редактором растрового типа.

Практическая работа по теме «Создание графического объекта». 

Контрольная работа  по теме «Графическая информация и компьютер» -1.

Практических работ – 4.

V.Технология мультимедиа.  9 часов.

Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Создание презентации.

Контрольная работа по теме «Создание презентаций» - 1.

Практических работ – 5.

Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и ИКТ.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала (тема урока)

Количество часов

Основные изучаемые понятия темы

Планируемые результаты обучения

Дата

Примечание

План

Факт

Человек и информация. 7 часов.

1

Введение в предмет. Техника безопасности и санитарные  нормы работы за ПК (гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ).

Информация и знания.

1

Понятие «информация», информационные объекты различных видов; язык как способ представления информации: естественные и формальные языки; восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами;

информационные процессы: хранение, передача и обработка информации; примеры источников и приемников информации:

особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком; сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации; дискретная форма представления информации

единицы измерения количества информации.

Знать: сущность понятия «информация», ее основные виды;

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации:

особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

единицы измерения количества информации.

Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения.

2.09

2.09

2

Восприятие и представление информации . Информационные процессы.

1

9.09

9.09

3

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

16.09

16.09

4

Алфавитный подход к измерению информации.

1

23.09

23.09

5-6

Количество информации. Решение задач.

2

30.09

7.10

30.09 7.10

7

Контрольная работа №1 по теме «Вычисление количества информации»

1

14.10

14.10

        

Первое знакомство с компьютером. 5 часов.

8

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память

1

Основные компоненты компьютера и их функции; Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), принцип открытой архитектуры компьютера;

классификация видов

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; использование различных носителей информации, расходных материалов; программное обеспечение и его структура, программное обеспечение общего назначения; командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя; Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Знать: базовую структурную схема компьютера; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификацию видов

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач.

Уметь: объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола.

21.10

21.10

9

Как устроен ПК. Основные характеристики персонального компьютера.

1

28.10

28.10

10

Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования

1

11.11

11.11

11

О файлах и файловых структурах. Пользовательский интерфейс OC Windows.

1

18.11

18.11

12

Контрольная работа №2 по теме «Устройство компьютера».

1

25.11

25.11

Текстовая информация и компьютер. 8 часов.

13

Тексты в компьютерной памяти. Кодирование символов.

1

Понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

запись текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

Знать: кодировочную таблицу; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технологию создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технологию копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

Уметь: кодировать и декодировать текстовые сообщения; создавать и редактировать текстовые документы; владеть операциями редактирования и форматирования текста;

выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;

составлять на основе текста таблицы.

2.12

2.12

14

Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Назначение текстовых редакторов, их типы, интерфейс.

1

9.12

9.12

15

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

1

16.12

16.12

16

Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари.

1

23.12

23.12

17

Дополнительные возможности текстовых процессоров. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.

1

13.01

13.01

18

Системы перевода и распознания текстов.

1

20.01

20.01

19

Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

1

27.01

27.01

20

Контрольная работа №3 по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

3.02

3.02

Графическая информация и компьютер. 6 часов.

21

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики.

1

Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики; ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Знать: возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

Уметь: создавать и редактировать графические объекты; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

10.02

10.02

22

Как кодируется изображение. Растровая и векторная графики.

1

17.02

17.02

23-24

Работа с графическим редактором растрового типа.

2

24.023.03

24.02

3.03

25

Практическая работа по теме «Создание графического объекта».

1

10.03

10.03

26

Контрольная работа №4 по теме «Графическая информация и компьютер»

1

17.03

17.03

Технология мультимедиа.  9 часов.

27

Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук.

1

Понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; основные моменты демонстрации слайдов; композиция и монтаж; использование простых анимационных графических объектов; запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Знать: понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

основные моменты демонстрации слайдов;

Уметь: настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

31.03

31.03

28

Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

7.04

7.04

29

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

1

14.04

14.04

30

Создание презентации.

1

21.04

21.04

31

Практическая работа по теме «Создание и обработка информационного объекта в виде презентации».

1

28.04

28.04

32

Контрольная работа №5 по теме «Создание презентаций»

1

5.05

5.05

33-35

Практическая работа на тему «Моя семья» с использованием возможностей текстового и графического редакторов.

3

12.05

19.05

26.05

12.05

19.05

26.05


Перечень учебно-методического  обеспечения. Список литературы.

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Семакин И. Г., Шеина Т. Преподавание  базового курса информатики в средней школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. М.: «Вако», 2005
  4. Макарова Н.В. Информатика 7-9 (базовый курс). СПб: «Питер», 2005.
  5. Макарова Н.В. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс.СПб: «Питер», 2005
  6. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=pupil&class=50&subject=19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...