Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_7_fgos.docx60.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор МБОУ ЛСОШ №2

_______/Савельева А.В.

по учебной работе

Аптралова А.В.

Протокол № ___ от

____________________

Приказ № ___ от

«__»__________ 2016 г.

«__»____________ 2016 г.

«__»___________ 2016 г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ 7 класс (ФГОС)

учителя информатики и математики                                                        

Савельевой Анны Владимировны.

                                                  

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» ___________ 2016 г.

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7а класса (ФГОС) составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089;
  • Авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7 класс (ФГОС))  И. Семакина, Л. Залоговой, С. Русакова, Л. Шестаковой (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика . 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007)
  • Учебного плана школы на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7а  класса (ФГОС) в течение 32 часов (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики  способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

В соответствии со Стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ программа трактует данный курс как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны - на овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Основная задача курса - знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

Программа составлена с учетом  наличия в школе 12 современных компьютеров, Интернета, локальной сети.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах,  технологиях;

 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов,

тем

Количество часов

В том числе, количество часов на проведение

Лабораторных работ

Практических работ

Контрольных работ

Уроков развития речи

1

Человек и информация.

7

-

-

1

-

2

Первое знакомство с компьютером

5

-

2

1

-

3

Текстовая информация и компьютер.

8

-

5

1

-

4

Графическая информация и компьютер

6

-

4

1

-

5

Технология мультимедиа

6

-

3

1

-

Итого:

32

-

14

5

-

Содержание тем учебного курса.

I.Человек и информация. 7 часов.

 Введение в предмет. Техника безопасности и санитарные  нормы работы за ПК.

Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации. Количество информации. Решение задач.

Контрольная работа по теме «Вычисление кол-ва информации» - 1.

II. Первое знакомство с компьютером. 5 часов.

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен ПК. Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. О файлах и файловых структурах. Пользовательский интерфейс OC Windows.

Контрольная работа по теме «Устройство компьютера» -  1.

Практических работ – 2.

III. Текстовая информация и компьютер. 8 часов.

Тексты в компьютерной памяти. Кодирование символов. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Назначение текстовых редакторов, их типы, интерфейс. Орфографическая проверка готового текста и исправление ошибок. Работа со строками. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Создание таблиц. Системы перевода и распознания текстов.

Контрольная работа  по теме «Текстовая информация и компьютер» -  1.

Практических работ – 5.

IV. Графическая информация и компьютер. 6 часов.

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графики. Работа с графическим редактором растрового типа.

Практическая работа по теме «Создание графического объекта». 

Контрольная работа  по теме «Графическая информация и компьютер» -1.

Практических работ – 4.

V.Технология мультимедиа.  6 часов.

Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Создание презентации.

Контрольная работа по теме «Создание презентаций» - 1.

Практических работ – 3.

Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и ИКТ.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала (тема урока)

Количество часов

Основные изучаемые понятия темы

Характеристика  деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения

Дата

Примечание

план

факт

1

Введение в предмет. Техника безопасности и санитарные  нормы работы за ПК (гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ).

Информация и знания.

1

Понятие «информация» информационные объекты различных видов; язык как способ представления информации: естественные и формальные языки; восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами;

информационные процессы: хранение, передача и обработка информации; примеры источников и приемников информации:

особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком; сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации; дискретная форма представления информации

единицы измерения количества информации.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Знать: сущность понятия «информация», ее основные виды;

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации:

особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

единицы измерения количества информации.

Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения.

5.09

2

Восприятие и представление информации. Информационные процессы.

1

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

19.09

3

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

26.09

4

Алфавитный подход к измерению информации.

1

3.10

5-6

Количество информации. Решение задач.

2

10.10

17.10

7

Контрольная работа №1 по теме «Вычисление количества информации»

1

Регулятивные:определять общую цель и пути ее достижения; предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: формулировать свои затруднения

24.10

        

8

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память

1

Основные компоненты компьютера и их функции; Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), принцип открытой архитектуры компьютера;

классификация видов

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; использование различных носителей информации, расходных материалов; программное обеспечение и его структура, программное обеспечение общего назначения; командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя; Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Регулятивные: различать способ и результат действия; предвосхищать результаты. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, слушать собеседника; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

Знать: базовую структурную схема компьютера; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификацию видов

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач.

Уметь: объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола.

7.11

9

Как устроен ПК. Основные характеристики персонального компьютера.

1

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свою позицию

14.11

10

Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования

1

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию

21.11

11

О файлах и файловых структурах. Пользовательский интерфейс OC Windows.

1

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной форме; вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

28.11

12

Контрольная работа №2 по теме «Устройство компьютера».

1

Регулятивные- формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы и обращаться за помощью

5.12

13

Тексты в компьютерной памяти. Кодирование символов.

1

Понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

запись текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

Регулятивные: определять способы действий умение планировать свою учебную деятельность. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации умение структурировать знания, владение первичными навыками анализа и критической оценки информации владение основными логическими операциями. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух умение слушать учителя умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Знать: кодировочную таблицу; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технологию создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технологию копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

Уметь: кодировать и декодировать текстовые сообщения; создавать и редактировать текстовые документы; владеть операциями редактирования и форматирования текста;

выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;

составлять на основе текста таблицы.

12.12

14

Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Назначение текстовых редакторов, их типы, интерфейс.

1

Регулятивные: выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

19.12

15

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

1

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;- формулировать свои затруднения

09.01

16

Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари.

1

16.01

17

Дополнительные возможности текстовых процессоров. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста.

1

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: получать и обрабатывать информацию; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

23.01

18

Системы перевода и распознания текстов.

1

Регулятивные:  прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию. Познавательные выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Коммутативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения.

30.01

19

Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

1

6.02

20

Контрольная работа №3 по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

Регулятивные- формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы и обращаться за помощью

13.02

21

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики.

1

Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики; ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Знать: возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

Уметь: создавать и редактировать графические объекты; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

20.02

22

Как кодируется изображение. Растровая и векторная графики.

1

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию

27.02

23-24

Работа с графическим редактором растрового типа.

2

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию

6.03

13.03

25

Практическая работа по теме «Создание графического объекта».

1

Регулятивные: определять способы действий планировать свои действия. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работа в группах планирование сотрудничества со сверстниками

3.04

26

Контрольная работа №4 по теме «Графическая информация и компьютер»

1

Регулятивные:  преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию

10.03

27

Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук.

1

Понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; основные моменты демонстрации слайдов; композиция и монтаж; использование простых анимационных графических объектов; запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Регулятивные: формирование алгоритмического мышления; планирование; прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию

Познавательные: умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности ; умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности ; умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать их; умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач; Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения

Знать: понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

основные моменты демонстрации слайдов;

Уметь: настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

17.04

28

Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

24.04

29

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

1

8.05

30-31

Создание презентации.

2

Регулятивные: определять способы действий планировать свои действия. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации, умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работа в группах планирование сотрудничества со сверстниками

15.05

22.05

32

Контрольная работа №5 по теме «Создание презентаций»

1

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

27.05


Перечень учебно-методического  обеспечения. Список литературы.

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса (ФГОС) / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Семакин И. Г., Шеина Т. Преподавание  базового курса информатики в средней школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. М.: «Вако», 2005
  4. Макарова Н.В. Информатика 7-9 (базовый курс). СПб: «Питер», 2005.
  5. Макарова Н.В. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс.СПб: «Питер», 2005
  6. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=pupil&class=50&subject=19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г

программа составлена по учебнику Матвеевой...

Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного  образовательного станда...

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)

Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....

Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)

Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....

Рабочая программа по информатике в 7 классе (ФГОС)

Рабочая проограмма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе. Рабочая программа соответствует программе основногообщего образования (ФГОС) по инфор...

Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО

Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...