Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_7_fgos.docx | 60.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2
г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Заместитель директора | Директор МБОУ ЛСОШ №2 |
_______/Савельева А.В. | по учебной работе | Аптралова А.В. |
Протокол № ___ от | ____________________ | Приказ № ___ от |
«__»__________ 2016 г. | «__»____________ 2016 г. | «__»___________ 2016 г. |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ 7 класс (ФГОС)
учителя информатики и математики
Савельевой Анны Владимировны.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«___» ___________ 2016 г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7а класса (ФГОС) составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089;
- Авторской программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7 класс (ФГОС)) И. Семакина, Л. Залоговой, С. Русакова, Л. Шестаковой (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика . 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007)
- Учебного плана школы на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 7а класса (ФГОС) в течение 32 часов (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В соответствии со Стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ программа трактует данный курс как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны - на овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
Основная задача курса - знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Программа составлена с учетом наличия в школе 12 современных компьютеров, Интернета, локальной сети.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение | |||
Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | Уроков развития речи | |||
1 | Человек и информация. | 7 | - | - | 1 | - |
2 | Первое знакомство с компьютером | 5 | - | 2 | 1 | - |
3 | Текстовая информация и компьютер. | 8 | - | 5 | 1 | - |
4 | Графическая информация и компьютер | 6 | - | 4 | 1 | - |
5 | Технология мультимедиа | 6 | - | 3 | 1 | - |
Итого: | 32 | - | 14 | 5 | - |
Содержание тем учебного курса.
I.Человек и информация. 7 часов.
Введение в предмет. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК.
Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации. Количество информации. Решение задач.
Контрольная работа по теме «Вычисление кол-ва информации» - 1.
II. Первое знакомство с компьютером. 5 часов.
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен ПК. Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. О файлах и файловых структурах. Пользовательский интерфейс OC Windows.
Контрольная работа по теме «Устройство компьютера» - 1.
Практических работ – 2.
III. Текстовая информация и компьютер. 8 часов.
Тексты в компьютерной памяти. Кодирование символов. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Назначение текстовых редакторов, их типы, интерфейс. Орфографическая проверка готового текста и исправление ошибок. Работа со строками. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Дополнительные возможности текстовых процессоров. Создание таблиц. Системы перевода и распознания текстов.
Контрольная работа по теме «Текстовая информация и компьютер» - 1.
Практических работ – 5.
IV. Графическая информация и компьютер. 6 часов.
Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графики. Работа с графическим редактором растрового типа.
Практическая работа по теме «Создание графического объекта».
Контрольная работа по теме «Графическая информация и компьютер» -1.
Практических работ – 4.
V.Технология мультимедиа. 6 часов.
Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Создание презентации.
Контрольная работа по теме «Создание презентаций» - 1.
Практических работ – 3.
Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и ИКТ.
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала (тема урока) | Количество часов | Основные изучаемые понятия темы | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты обучения | Дата | Примечание | |
план | факт | |||||||
1 | Введение в предмет. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК (гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ). Информация и знания. | 1 | Понятие «информация» информационные объекты различных видов; язык как способ представления информации: естественные и формальные языки; восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами; информационные процессы: хранение, передача и обработка информации; примеры источников и приемников информации: особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком; сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации; дискретная форма представления информации единицы измерения количества информации. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Знать: сущность понятия «информация», ее основные виды; виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации: особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком; единицы измерения количества информации. Уметь: приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией; определять информационный объем текстового сообщения. | 5.09 | ||
2 | Восприятие и представление информации. Информационные процессы. | 1 | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | 19.09 | ||||
3 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | 26.09 | ||||
4 | Алфавитный подход к измерению информации. | 1 | 3.10 | |||||
5-6 | Количество информации. Решение задач. | 2 | 10.10 17.10 | |||||
7 | Контрольная работа №1 по теме «Вычисление количества информации» | 1 | Регулятивные:определять общую цель и пути ее достижения; предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | 24.10 |
| |||
8 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | 1 | Основные компоненты компьютера и их функции; Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), принцип открытой архитектуры компьютера; классификация видов памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; использование различных носителей информации, расходных материалов; программное обеспечение и его структура, программное обеспечение общего назначения; командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя; Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. | Регулятивные: различать способ и результат действия; предвосхищать результаты. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, слушать собеседника; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников | Знать: базовую структурную схема компьютера; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификацию видов памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач. Уметь: объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола. | 7.11 | ||
9 | Как устроен ПК. Основные характеристики персонального компьютера. | 1 | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свою позицию | 14.11 | ||||
10 | Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования | 1 | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | 21.11 | ||||
11 | О файлах и файловых структурах. Пользовательский интерфейс OC Windows. | 1 | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной форме; вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия | 28.11 | ||||
12 | Контрольная работа №2 по теме «Устройство компьютера». | 1 | Регулятивные- формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы и обращаться за помощью | 5.12 | ||||
13 | Тексты в компьютерной памяти. Кодирование символов. | 1 | Понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): запись текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); | Регулятивные: определять способы действий умение планировать свою учебную деятельность. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации умение структурировать знания, владение первичными навыками анализа и критической оценки информации владение основными логическими операциями. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух умение слушать учителя умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | Знать: кодировочную таблицу; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технологию создания, редактирования и форматирования текстового документа; технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; Уметь: кодировать и декодировать текстовые сообщения; создавать и редактировать текстовые документы; владеть операциями редактирования и форматирования текста; выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора; составлять на основе текста таблицы. | 12.12 | ||
14 | Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. Назначение текстовых редакторов, их типы, интерфейс. | 1 | Регулятивные: выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | 19.12 | ||||
15 | Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. | 1 | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;- формулировать свои затруднения | 09.01 | ||||
16 | Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. | 1 | 16.01 | |||||
17 | Дополнительные возможности текстовых процессоров. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. | 1 | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: получать и обрабатывать информацию; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | 23.01 | ||||
18 | Системы перевода и распознания текстов. | 1 | Регулятивные: прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию. Познавательные выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Коммутативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения. | 30.01 | ||||
19 | Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). | 1 | 6.02 | |||||
20 | Контрольная работа №3 по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 | Регулятивные- формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы и обращаться за помощью | 13.02 | ||||
21 | Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики. | 1 | Возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Знать: возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; технология создания и редактирования графических объектов; Уметь: создавать и редактировать графические объекты; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом; | 20.02 | ||
22 | Как кодируется изображение. Растровая и векторная графики. | 1 | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | 27.02 | ||||
23-24 | Работа с графическим редактором растрового типа. | 2 | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | 6.03 13.03 | ||||
25 | Практическая работа по теме «Создание графического объекта». | 1 | Регулятивные: определять способы действий планировать свои действия. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работа в группах планирование сотрудничества со сверстниками | 3.04 | ||||
26 | Контрольная работа №4 по теме «Графическая информация и компьютер» | 1 | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | 10.03 | ||||
27 | Что такое мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. | 1 | Понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера; режимы создания и просмотра слайдов: использование спецэффектов; способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; основные моменты демонстрации слайдов; композиция и монтаж; использование простых анимационных графических объектов; запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). | Регулятивные: формирование алгоритмического мышления; планирование; прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию Познавательные: умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности ; умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности ; умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать их; умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач; Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения | Знать: понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера; режимы создания и просмотра слайдов: использование спецэффектов; способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; основные моменты демонстрации слайдов; Уметь: настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов; изменять порядок слайдов; настраивать анимацию; применять спецэффекты; | 17.04 | ||
28 | Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 | 24.04 | |||||
29 | Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. | 1 | 8.05 | |||||
30-31 | Создание презентации. | 2 | Регулятивные: определять способы действий планировать свои действия. Познавательные: делать выводы на основе полученной информации, умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работа в группах планирование сотрудничества со сверстниками | 15.05 22.05 | ||||
32 | Контрольная работа №5 по теме «Создание презентаций» | 1 | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог | 27.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
- Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса (ФГОС) / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Семакин И. Г., Шеина Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. М.: «Вако», 2005
- Макарова Н.В. Информатика 7-9 (базовый курс). СПб: «Питер», 2005.
- Макарова Н.В. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс.СПб: «Питер», 2005
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/?interface=pupil&class=50&subject=19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г
программа составлена по учебнику Матвеевой...
Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....
Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....
Рабочая программа по информатике в 7 классе (ФГОС)
Рабочая проограмма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе. Рабочая программа соответствует программе основногообщего образования (ФГОС) по инфор...
Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО
Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...