Технологическая карта урока информатики в 5 классе
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Татьяна Александровна Тюрина

Систематизация и обработка информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики в 5 классе

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

Форма проведения урока – занимательный, комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

·         Предметные – представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации;

·         Метапредметные – умение выделить общее; представление о подходах к упорядочению (систематизации) информации;

·         Личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1.       Дать учащимся представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи;

2.       Привести примеры информационных задач;

3.       Дать учащимся представление о двух типах обработки информации;

4.       Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания;

5.       Дать учащимся общее представление о систематизации информации и рассмотреть примеры систематизации информации.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информация, обработка информации, информационная задача, систематизация информации.

Электронное приложение к учебнику:

1.       Презентация «Обработка информации»;

2.       Плакат «Обработка информации».

 

Этапы урока

Примерное время, мин

Материал ведения урока, деятельность учителя, дидактические приёмы

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

5

1)  Коллективное разгадывание кроссворда «Инструменты графического редактор»

2)  Разбор заданий из домашней работы, вызвавших затруднения.

3)  Ответы на вопросы §11.

- дети выполняют взаимопроверку выполненных заданий;

- задают вопросы по заданиям, при решении которых возникли трудности

Дети отвечают на вопросы 1-3.

 

Познавательные  УУД:

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

 

2

Изучение нового материала. Целеполагание.

15

Изложение нового материала на основе презентации «Обработка информации». Вопросы по ходу изложения – привести примеры информационных задач, которые вы сегодня решали в школе; какой вид обработки информации вы использовали при выполнении домашнего задания по информатике, при его проверке, при решении кроссворда; примеры систематизированной информации: в учебнике математики, истории, английского языка.

Игра по систематизации информации (динамическая пауза) – учитель предлагает ребятам построится (упорядочиться) по росту, по возрасту, по списку в журнале.

Вопрос – какой способ систематизации сейчас применяли?

Учитель предлагает разделится на группы – девочки/мальчики, по цвету волос, по успеваемости, по времени года, когда родился. В процессе игры, выясняем, что классификация – тоже обработка информации вторым способом и разделяемся на три-четыре группы (посмотреть, когда разделятся поравномернее).

Вопрос – кто догадался, какова будет цель урока?

Ребята отвечают на вопросы в процессе просмотра презентации и игры.

 

УУ: - По номерам, по хронологии, по алфавиту.

 

Ребята двигаются и одновременно решают информационную задачу.

 

УУ: -Цель урока: научиться обрабатывать - систематизировать информацию разными способами.

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные:

- развитие логического мышления

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

 

3

Закрепление

20

Дидактическая игра, работа в группах.

1)      Получают по две картинки, разрезанные на части. Одна разрезана на треугольные части, другая на прямоугольные, все части обеих картинок перемешаны. (Изображения: мышь и клавиатура, принтер и монитор, флэшка и лазерный диск, например) Задача – сложить изображения и ответить на вопрос – что их объединяет?

2)      На основании № 148 в рабочей тетради. Дети получают высказывания из этого номера на отдельных полосках бумаги. Задание состоит из двух частей. Первая часть – надо отсортировать получены высказывания по принадлежности к предметам школьного курса – географии, математики, русского языка и истории. Вторая часть – нужно исторические события расставить в хронологическом порядке.

3)      Вызываются по одному представителю от команды. Игра на выбывание. Участники могут получить помощь от команды, если сами не справляются (надо сказать»помощь»). Если и команда не поможет, участник выбывает из соревнования. В следующем туре играет победитель и новые участники из выбывших команд. Первый тур - по-очереди приводят примеры информации, системтизированной по алфавиту, второй – по номерам, третий – в хронологическом порядке.

 

1) Ребята должны сначала правильно отсортировать фигуры, затем совместиь части для получения визуальных образов и определить основание, по которому они классифицированы – устройства ввода информации,  устройства вывода информации, долговременная память.

2) После того, как задания выполнены, производится проверка – по-очереди группы зачитывают что у них получилось (например, одна группа – математику, вторая – русский язык...). Для соблюдения честной игры, перед проверкой группы обмениваются «наблюдателями».

3) Ребята активно повторяют материал, вспоминая примеры систематизации информции.

 

 

Познавательные  УУД:

- расширение представлений об обработке информации. Метапредметные связи.

 

Личностные:

-развитие внимания, памяти, воображения, кругозора.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах

4

Подведение итогов урока, рефлексия.

3

Учитель задаёт вопросы: Что же мы изучали сегодня, какова наша тема? Научились систематизировать информацию? Какими способами можно это делать? Какие два способа обработки информации вам известны? К какому относится систематизация?

Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши группы?

Ученики отвечают на вопросы.

Самооценивание. Выставляем оценки.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах, навыки рефлексии.

 

5

Пояснения к домашнему заданию.

2

§12 (1,2), РТ № 149, 150.

Работа с дневниками. Рабочую тетрадь открыть тоже, помотреть как делать. Если есть вопросы, задать сразу.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- формирование умения планировать выполнение работы

 

Литература

1.      Информатика: учебник для 5 класса/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013

2.      Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013

3.      Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики 9 класс

Разработка урока по требованиям ФГОС (с УУД) + таблица с методической структурой урока.Тема урока: Пространственная дискретизация....

Технологическая карта урока информатики 11 класс по теме "Геоинформационные модели"

Разработка занятия по теме "Геоинформационные модели" , расчитанная на два урока. Тип урока: "Открытие нового знания". Представлена  не только  пошаговый ход урока, но и дидактический матери...

Технологическая карта урока информатики 6 класс. Система и окружающая среда.Черный ящик.

Технологическая карта урока информатика 6 класс Автор УМК - Л.Л.Босова Тема урока: Сист...

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....

Технологическая карта урока Информатика, 5 класс. ФГОС, Босова по теме "Форматирование текста".

Решаемые учебные задачи: систематизировать  представления  учащихся  об  этапе  форматирования текстового документа;актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых докум...

Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"

Технологическая карта урока информатики 7 класс по ФГОС "Информация и её свойства"...

Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"

Технологическая карта урока информатики 8 класс по ФГОС "Программирование циклов с заданным числом повторений"...