«Решение задач программирования для исполнителя «Робот»
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему

Гришкова Татьяна Павловна

Элективный курс «Решение задач программирования для исполнителя «Робот» предназначен для учащихся 9 класса. Поможет подготовить к ОГЭ (Задание 20.1).

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

На заседании  МО

Протокол №   1   _____  

 « 26  »      августа        2016 г.

Руководитель МО:                     __

                                                подпись

                                  Полуэктова Т.Е.

                              Расшифровка

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 50

                        И.А.Доброволянская

Приказ № ________

от «  29   » _     августа      2016 г.

Рабочая программа

Предмет: «Решение задач программирования для исполнителя «Робот». 

Класс   9

Профиль: электив

Всего часов на изучение программы 17

Количество часов в неделю 1

Гришкова Т. П.,          

учитель информатики

        

2016– 2017 уч. год


Пояснительная записка

Настоящая программа элективного курса «Решение задач управления Роботом» соответствует Программе базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В. и предназначена расширить знания учащихся основной школы по алгоритмизации и программированию. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).

Цели: Расширение и углубление практических навыков работы с исполнителями:

  • Получение базовых знаний по практической системе КуМи́р, отражающей возможность реализовать информационные процессы в обществе, биологических и технических системах;
  • Овладение умениями создавать, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя Комплект учебных Миров;
  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи программы: обеспечение компьютерной грамотности; изучение и практическое применение информационных и коммуникационных технологий, профессиональная ориентация, подготовка к сдаче экзамена.

Содержание элективного курса «Решение задач управления Роботом» соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Элективный курс обеспечивает практическое применение изученного материала по следующим содержательным линиям базового курса:

  • Информация и информационные процессы.
  • Информационные модели и системы.
  • Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
  • Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.
  • Алгоритмизация и программирование.

КуМи́р (Комплект учебных Миров или Миры Кушниренко) — язык и система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. Основана на методике, разработанной во второй половине 1980-х годов под руководством академика А. П. Ершова. Эта методика широко использовалась в средних школах СССР и России. В системе КуМир используется придуманный А. П. Ершовым школьный алгоритмический язык — простой алголоподобный язык с русской лексикой и встроенными командами управления программными исполнителями (Робот, Чертёжник). В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.

Кумир работает в операционных системах Windows или Linux. Загрузить новую версию системы КуМира можно с сайта  http://www.niisi.ru/kumir/contact.htm.

Система Кумир разработана в НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0. Данная лицензия разрешает физическому или юридическому лицу (учебному учреждению) бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления каких либо дополнительных документов. Постановка задачи на разработку новой версии была выполнена А. Г. Кушниренко и А. Г. Леоновым. Разработка ведётся пущинской группой сотрудников НИИСИ РАН под руководством М. А. Ройтберга.

В 2009-2012 годах в НИИСИ РАН планомерно развивается и оказывается бесплатная поддержка системы КуМир. Работаем форум людей, заинтересованных в развитии данной системы программирования. (Телефон: 719-76-51, факс: 719-76-81, e-mail: mail@niisi.ru)

Содержание программы

Общее число часов — 17.  

  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов –  2 ч

 Инструктаж по технике безопасности. Система КуМир. Исполнитель Робот. Анализ задач и поиск решения. Компьютерное моделирование задач Робота.

  1. Решение задач управления Роботом. – 13 ч.

Решение задач движения Робота, в т. ч. в программируемом режиме.  Решение задач движения Робота в ограниченных пространствах. Решение задач на разметку пространства. Решение задач с с использованием переменных.  Решение задач с использованием подпрограмм. Решение задач, включающих анализ состояния Робота. Решение задач с применением операторов «ветвление» и «цикл».

  1. Выполнение индивидуального проектного задания – 2 ч.

Решение задач типа ГИА.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса ученик должен:

• знать/понимать:

– смысл понятий: компьютерная модель, переменная величина, среда программирования;

– алгоритм решения задач в среде КуМир;

– роль программиста, программы, компьютера в процессе автоматизации управления Роботом.

• уметь:

–решать несложные задачи управления Роботом;

– приводить примеры практического применения исполнителей;

–анализировать условие несложной задачи и строить траекторию решения.

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования компьютера;

–оптимального выполнения заданий типа ГИА.


Тематическое планирование

элективного курса «Решение задач управления Роботом» по информатике и ИКТ

для 9 класса на 17 часов

занятия

Дата

Тема.

Программный учебный материал.

Практическая работа

Дидактические материалы

Тип урока

1.

1.        Компьютер как средство автоматизации информационных процессов –  2 ч

1

Инструктаж по технике безопасности. Система КуМир. Исполнитель Робот.

Демонстрация среды исполнителя Робот.

1

2

Анализ задач и поиск решения. Компьютерное моделирование задач Робота.

№1: Знакомство со средой КуМир.

Презентация

1

2.        Решение задач управления Роботом. – 13 ч.

3

Решение задач движения Робота в пространстве без стен. Ручное управление.

№ 2: Алгоритм с исполнителем «Робот».

Стр.64

2

4

Решение задач движения Робота в пространстве без стен в программируемом режиме.  

№ 3: Закрашивание ряда (прямоугольника)

Стр. 67

2

5

Решение задач движения Робота в ограниченных пространствах.

№ 4: Закрашивание коридора произвольной длины.

Стр. 69

2

6

Решение задач движения Робота в ограниченных пространствах.

№ 5: Выход в левый верхний угол в лабиринте.

Стр. 70

2

7

Решение задач на разметку пространства.

№ 6: Закрасить угол

Стр. 73

2

8

Решение задач на разметку пространства.

№ 7: Закрашивание вокруг стены

Стр. 75(13)

2

9

Решение задач с использованием переменных.  Подсчет количества тупиков в коридоре.

№ 8: Сквозь стену.

Стр.76, 84.

2

10

Решение задач с применением операторов «ветвление» и «цикл».

№ 9: Закрасить тупики.

Стр. 82

2

11

Решение задач с использованием переменных.  

№ 10:Квадратное уравнение.

Стр. 95

2

12

Решение задач с использованием подпрограмм.

№ 11: Сумма квадратов.

Стр. 106

2

13

Решение задач, включающих анализ состояния Робота.

№ 12: Вверх по лестнице неизвестной длины.

ОГЭ

3

14

Решение задач с применением операторов «ветвление» и «цикл».

№13: Закрашивание орнамента с заданными параметрами.

Стр. 108.

3

15

Решение задач управления Роботом типа ГИА.

Решение задач типа ГИА.

3

3. Выполнение индивидуального проектного задания – 2 ч.

16

№ 14:Решение задач типа ОГЭ.

4

17

Обобщение. Защита проектов.

3

Всего:

17 часов

Пр.р. - 14

Типы уроков, применяемые в работе:

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

  1. Урок закрепления знаний.

10

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

4

  1. Выполнение индивидуальной практической работы.

1

Технологии, применяемые в работе:

  1. Здоровье сберегающие технологии.

  1. ИКТ.

  1. Проектная деятельность.

  1. Технология развития критического мышления.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Автор

Название

Издательство

Год

Удалова Т. Л., Ануфриева М.В.

Информатика. Кумир.

"Лицей"

2012

Основные возможности системы КуМир (часть 1) и языка Кумир (часть 2).

http://gymn1549.ru/it_DM/soft/kumir/kumirL.pdf

2012

Пособия для учителя

Автор

Название

Издательство

Год

Удалова Т.Л., Ануфриева М.В.

Информатика. КуМир.

Лицей

2012

Кушниренко А.Г. и др.

Основы информатики и ВТ. Учебник  для средних учебных заведений

Просвещение

1990.

За 2013-2016 годы.

Демо-версии ГИА (ОГЭ)

ФИПИ

2013- 2016

Мультимедийные пособия

Название

Издательство

Год

Удалова Т.Л., Ануфриева М.В. Информатика. КуМир. Дополнительные материалы по программированию на языке КуМир для исполнителя Робот. Контрольные работы представляют собой задания на группу из 10 человек.

http://www.licey.net/kumir/robot

2012

Программное обеспечение

КуМир версии 1.7.3 (rev. 2369).

http://www.niisi.ru/kumir/

http://www.licey.net/kumir/

Операционная система Windows.

Обучение предмету ведётся в компьютерном классе, оснащённом локальной сетью с выходом в Интернет, и установленными операционными системами ОС  Windows и OC Linux (10 РМУ + РМП). ЛС КВТ включена в локальную сеть школы.

Школьная доска  магнитная маркерная настенная, белого цвета.

В кабинете ВТ оборудованы одно рабочее место преподавателя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Компьютеры подключены к внутришкольной сети и имеют выход в Интернет, защищённый фильтрами.

Аппаратное обеспечение РМП

  1. компьютер;
  2. принтер/сканер;
  3. цветной принтер;
  4. микрофон;
  5. звуковые колонки;
  6. документ-камера;
  7. веб-камера;
  8. проектор;
  9. интерактивная доска Workspace;
  10. устройства, обеспечивающие подключение к сети – доступ через провайдеров «Стек» и «ТЭШ»
  11. коммутатор
  12. школьный сервер.

Аппаратное обеспечение РМУ

  1. компьютер;
  2. устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь;
  3. устройства ввода/вывода звуковой информации (комплект наушники + микрофон).

Программное обеспечение:

Лицензионное:

  • Операционная система Windows.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы).
  • Офисные программы (в составе операционной системы)
  • Microsoft Office Word — текстовый процессор;
  • Microsoft Office Excel — табличный процессор;
  • Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций;
  • Microsoft Office Access — приложение для управления базами данных;
  • Microsoft Office  Publisher - приложение для подготовки презентаций;
  • Microsoft Office Picture Manager – приложение для обработки графических файлов.

  • Стандартные (Paint, калькулятор, Блокнот, Звукозапись).
  • Система оптического распознавания текста.

Свободное ПО:

  • Система программирования:
  • НИИСИ РАН Комплект Учебных Миров -  КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе. http://www.niisi.ru/kumir/

Лист коррекции выполнения тематического планирования

Дата

Номера уроков по тематическому планированию

Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение – проверочная работа и т.д.)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Завуч

Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

Урока, который содержит коррекцию

Утверждение

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программирование в среде КуМир, исполнитель Робот

Программирование в среде КуМир, исполнитель Робот. Данная задача представляет собой усложнённую версию задания № 20.1 по программированию в ГИА в форме ОГЭ по информатике для 9 классов. Направлена на ...

Рекурсия для исполнителя Робот в системе программирования КУМИР

Разработка содержит презентацию к уроку "Рекурсия для исполнителя Робот в системе программирования КУМИР", а также стартовые обстановки и программы для рассматриваемых задач (пример, практическая рабо...

Контрольная работа. Исполнитель Робот в системе программирования КУМИР

Контрольная работа содержит четыре задачи для исполнителя Робот (линейный алгоритм, алгоритмическая конструкция ветвление, алгоритмическая конструкция повторение, вспомогательный алгоритм). Также в ар...

презентация "Среда программирования Кумир (исполнитель РОБОТ)"

данная разработка может быть полезна для подготовки к ОГЭ, а также может быть использована в качестве учебного материала при изучении новой темы   ......

Особенности подготовки к решению задач ОГЭ с исполнителем Робот.

Выступление на городском методическом совете учителей информатики...

Использование языка программирования Python для решения задачи 12 ЕГЭ по информатике (Сложные исполнители и алгоритмы)

В статье приводится пример решения задачи 12 ЕГЭ по информатике (Сложные исполнители и алгоритмы), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....