Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс) по теме

Борисов Иван Александрович

Конспект урока и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике
 Тема: «Глобальная сеть Интернет.

Поиск информации в Интернете»

Класс: 9  класс

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети;

Задачи:

Образовательная:   познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая:         формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к  предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная:     воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие  навыки групповой работы, сотрудничества;

Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.

План урока:

  1. Орг. момент (1-2 мин.);
  2. Объяснение нового материала (20 мин.);
  3. Самостоятельная работа (15 мин.);
  4. Итог урока (3-5 мин.);
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент,

1-2 мин.

- сообщение темы урока, его целей и задач;

- краткий план деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».

Презентация к уроку

На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон,  познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию.

Записывают тему урока в тетради.

Введение в тему:

- подготовить детей к восприятию темы;

- нацелить на продуктивную работу.

7-10 минут

Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?

Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь (2 минуты).
Интернет – это …   …   сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 3).

А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.

В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.

Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.

Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.

Выступление капитана команды сторонников.

Выступление капитана команды противников.

В выступления капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.

Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.

Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с учителем.

Делятся на группы.

Работа в группах.

Вывод своих позиций.

Тема урока:

- изучить способы поиска информации в сети Интернет;

- рассмотреть поисковые системы Интернета.

10 минут

А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию

Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.

Для поиска информации используются в основном три основных типа:

  1. Указание адреса страницы;

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

  1. Перемещение по гипертекстовым ссылкам;

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

  1. Обращение к поисковой системе.
    Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы:
    Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.
Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других).
Yandex. ru

Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.
Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.
Google. ru

Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями.
Rambler. ru

Rambler создан в 1996 году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.

Основное записывают в тетрадь (самостоятельно!!!)

Закрепление материала

15 минут

А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Открываете текстовый документ, который находится на рабочем столе, в нём записаны различные задания. Вам необходимо, используя поисковые машины решить данные задания.

Индивидуальная работа за компьютерами.

Подведение итогов урока:

систематизация знаний, полученных на уроке

3 минуты

Беседа по содержанию урока:

  1. Что такое глобальная компьютерная сеть?
  2. Что такое поисковая система?
  3. Какие поисковые системы вы знаете (узнали)?

Оценивание ребят за практическую работу.

Домашнее задание.

Параграфы 4, 5, отв. на вопросы. Практическая работа (индивид  каждому). Результат выполнения выслать учителю на личный  е-mail.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интернет. Способы поиска в Интернете Компьютерные телекоммуникации

Слайд 2

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая сотни миллионов компьютеров.

Слайд 3

Система INTERNET через самостоятельные компьютерные сети обеспечивает подключенных к ней пользователей разнообразным набором услуг.

Слайд 4

WWW ( World Wide Web - Всемирная паутина) — интерактивная гипертекстовая информационно-поисковая система в INTERNET . Тим Бернерс-Ли

Слайд 5

Технология WWW Всемирная паутина ( World Wide Web) – услуга (сервис) Интернета позволяющая осуществлять различные операции с Web -страницами Серверы Интернета, реализующие WWW -технологию, называются Web- серверами , а документы, реализованные по технологии WWW , называются Web -страницами .

Слайд 6

Web- страница – это основная информационная единица WWW Создание Web- страниц осуществляется с помощью языка разметки гипертекста ( Hyper Text Markup Language - HTML) . Создание Web- страниц ( HTML)

Слайд 7

Что такое гипертекст ? Гипертекст - это текст, который ветвится и выполняет действия по запросу Ted Nelson

Слайд 8

Принцип гипертекстовых ссылок

Слайд 9

ГИПЕРТЕКСТ – это текст, в котором осуществляется переход с одного места на другое с помощью гиперссылок. ГИПЕРССЫЛКА – выделенный фрагмент документа, связанный с другим объектом, которому передается обращение при щелчке мыши. Опорные термины:

Слайд 10

Структура гиперссылки Гиперссылка Указатель ссылки- выделенный фрагмент текста или изображение в документе Адресная часть ссылки – название закладки в документе, на которую указывает ссылка

Слайд 11

Web-c айт – это набор web- страниц, посвященных одной тематике и связанных между собой гиперссылками . Каждая страница имеет адрес, который содержит доменное имя, а также путь и имя файла .

Слайд 12

Универсальный указатель ресурсов ( URL – Universal Resource Locator) включает в себя : - протокол доступа к документу - доменное имя или IP- адрес сервера, на котором находится документ - путь к файлу - имя файла Универсальный указатель ресурсов

Слайд 13

Для доступа к Web- страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) . Пример: URL -адрес титульной страницы Web- сайта «Информатика и информационные технологии» http://schools.keldysh.ru/info2000/index.htm состоит из 3-х частей: http:// - протокол доступа schools.keldysh.ru – доменное имя сервера info2000/index.htm – путь к файлу и имя файла Универсальный указатель ресурсов

Слайд 14

Браузеры (понятие, интерфейс) Браузер – это специальная программа просмотра Web -страниц Интернета (например, Internet Explorer или Netscape Communicator) . Панель инструментов *Строка прописанная после установки программы Download Master Рабочая область просмотра Web- страниц Строка состояния Строка адреса

Слайд 15

Наиболее известные браузеры : Internet Explorer Opera Mozilla Netscape Communicator Google Chrome Safari

Слайд 17

Способы поиска информации в web Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета. Существуют три основных способа поиска информации в Интернет: Указание адреса страницы. Передвижение по гиперссылкам. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Слайд 18

Способ 1: Указание адреса страницы Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Слайд 19

Способ 2: Передвижение по гиперссылкам Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Слайд 20

Способ 3: Обращение к поисковой системе

Слайд 21

Поисковая система Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете . Большинство поисковых систем ищут информацию, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp -серверах, товары в интернет-магазинах и т.д.

Слайд 22

Поисковые системы Поисковые системы общего назначения Специализированные поисковые системы Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex»

Слайд 23

Наиболее мощными поисковыми системами общего назначения в русскоязычном Интернете (Рунете) являются -Яндекс ( www . yandex . ru ) - Майл ( www.mail.ru ) . -Апорт ( www . aport . ru ) в англоязычном - Yahoo ! ( www.yahoo.com ) -Google ( www.google.ru )

Слайд 24

Как правило, поисковые системы состоят из трех частей: Робота Индекса Программы обработки запроса.

Слайд 25

Поиск по ключевым словам Если в запросе было указано слово «знаю», то условию поиска будут удовлетворять и слова «знаем», «знаете» и т. п.

Слайд 26

ЯЗЫК ЗАПРОСОВ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ « YANDEX » Синтаксис оператора Комментарий Примеры запросов пробел Логическое И (в пределах предложения) лечебная физкультура & лечебная & физкультура && Логическое И (в пределах документа) рецепты && (плавленый сыр) | Логическое ИЛИ фото | фотография | снимок + Обязательное наличие слова в найденном документе +быть или +не быть ( ) Группирование слов (технология | изготовления) (сыра | творога) ~ Бинарный оператор И – НЕ (в пределах предложения) банки ~ закон ~~ Бинарный оператор И – НЕ (в пределах документа) путеводитель по Парижу ~~ (агентство | тур) “ ” Поиск фразы “ красная шапочка ”

Слайд 27

Поисковая система Internet Пользователь Host- компьютер соединение с сервером ответ с сервера запрос ответ на запрос

Слайд 28

Наиболее популярные поисковые системы

Слайд 29

www.mail.ru Поисковая система Mail.ru наследует возможности системы Google

Слайд 30

Результаты поиска файлов по запросу « punto »:

Слайд 32

Русская версия мирового гиганта Google

Слайд 33

Благодарю за внимание

Слайд 34

Вопросы: Что такое WWW (всемирная паутина)? Что такое гипертекст? Что такое web -страница (сайт)? Адрес веб-страницы состоит из? Что такое браузер? Назовите основные способы поиска информации в Интернете? Какие два вида поисковых машин вы знаете? Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета. ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный анализ урока по информатике по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).

Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.Анализ урока по системе Н. ФландерсаУрок может быть проанализирован с разных точек зрения. В мировой лите...

«Глобальная сеть Интернет. Поиск информации» в рамках всероссийского открытого урока «Имею право знать!»

Всероссийский открытый урок: «Имею право знать!»Тема урока:  «Поиск информации в Интернете». Форма урока: Интегрированный урок.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: изучить структ...

«Глобальная сеть Интернет. Поиск информации» в рамках всероссийского открытого урока «Имею право знать!»

Всероссийский открытый урок: «Имею право знать!»Тема урока:  «Поиск информации в Интернете». Форма урока: Интегрированный урок.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: изучить структ...

План-конспект урока информатики и ИКТ "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете" 8 класс

План-конспект урока информатики и ИКТ, раскрывает тему "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете"....

Урок по информатике по теме: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете».

Цель урока: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети...

Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете»

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети;Задачи: Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы...

План урока по теме «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях»

Открытый урок по теме  «Интернет. Поиск информации в компьютерных сетях» в 9 классе...