Коммуникативный анализ урока по информатике по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Куликова Любовь Сергеевна

Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.

Анализ урока по системе Н. Фландерса

Урок может быть проанализирован с разных точек зрения. В мировой литературе уделяется большое внимание интеракции (взаимодействию) между учителем и учеником. Анализ интеракции очень важен для совершенствования педагогического мастерства.

Система анализа интеракции Н. Фландерса состоит из десяти категорий (см. таблицу).

Категории коммуникативного анализа по Н.Фландерсу

 

Речь учителя

Косвенное влияние

  1. Принятие (акцептование) чувств учащихся. Положительное отношение к реакциям учащихся.
  2. Похвала, поощрение.
  3. Принятие (акцептование) мыслей учащихся.
  4. Задавание вопросов учащимся

Прямое влияние

  1. Лекция
  2. Подача указаний
  3. Критика (порицание) или отрицание авторитета

Речь учащегося

  1. Ответы на вопросы по требованию учителя.
  2. Ответ ученика по своей инициативе

Паузы

10. Молчание, галдеж, шум.

Прямые влияния ограничивают активность учащихся. Такие ограничения создают лекции, указания, критика, оправдание личного авторитета (это категории 5,6,7). Косвенные воздействия учителя создают более оптимальные условия для повышения активности учащихся. Такие условия создают: акцептование, или принятие чувств и мыслей учащихся, одобрение их реакций, вопросы (это категории 1,2,3,4).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический  коммуникативный  анализ   урока по информатике по теме: «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).

Тема: Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;
  2. Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к  предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
  3. Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие  навыки групповой работы, сотрудничества;
  4. Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Тип урока: объяснение нового материала (презентация).

Формы учебной работы учащихся: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: 10 компьютеров, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.

План урока:

  1. Организация класса (2 мин.);
  2. Объяснение нового материала (20 мин.);
  3. Самостоятельная работа (15 мин.);
  4. Подведение итогов урока (5 мин.);
  5. Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока:

Этапы урока        

Организация класса (2 мин):

 - сообщение темы урока, его целей и задач;

 - краткий план деятельности.        

Педагог (П): Здравствуйте, ребята! (6)

Ученики (У): (Все встают).

П: Спасибо, присаживайтесь! Итак, тема нашего урока сегодня: «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете». Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. (6)

У: (записывают тему урока, шумят).  (10)

Объяснение нового материала (20 мин.):

П: Пожалуйста, будьте внимательны, не шумите! (7)

На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон,  познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию. (5)

У: (слушают учителя).

Введение в тему (10 мин):

 - подготовить детей к восприятию темы;

 - нацелить на продуктивную работу.

П: Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. (5)

И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни? Да? Саша? (4)

У: Да, это действительно так. (8)

П: А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет? (4)

 Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь (2 минуты).

 Интернет – это …   …   сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру.

Как ты думаешь, Максим, какие слова здесь пропущены? (4)

У: Я думаю, что Интернет – это компьютерная сеть, которая включает в себя региональные и корпоративные сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру. (8)

П: Молодец, Максим! Ты практически правильно сформулировал определение, что такое Интернет. (2)

Не сказал лишь, что Интернет – это ГЛОБАЛЬНАЯ компьютерная сеть, которая объединяет не только региональные и корпоративные сети, но также еще и ЛОКАЛЬНЫЕ. Спасибо, присаживайся. (3)

Давайте запишем определение в тетрадь. (6)

У: (записывают определение в тетрадь).

П: А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники. В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета. (4) Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции (работа в группах).

У: Любовь Сергеевна, мы готовы! (шум в классе). (9, 10)

П: Ладно, хорошо! (1)

Давайте послушаем капитанов! (2)

Будьте внимательны, ведите себя потише! (6)

У: Выступление (Алексея) капитана команды сторонников. (8)

П: Алексей, напиши главные достоинства на доске, в таблицу (3) (ученик пишет на доске), спасибо Алексей, присаживайся. (6)

У: Выступление (Андрея) капитана команды противников. (8)

П: Андрей, молодец (2), напиши главные недостатки на доске, в таблицу  (3) (ученик пишет на доске), спасибо Андрей, присаживайся. (6)

П: Так вот ребята, в выступления капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий. (5)

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации.

Информация из Интернета может быть недостоверной.

Общение с людьми из разных городов.        

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета.

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома.

Обман со стороны организации.

Способ распространения своих знаний.

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер.

Давайте запишем данную таблицу в тетрадь. (6)

У: (записывают таблицу в тетрадь).

П: Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым, несомненно, надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.         (5)

Тема урока (10 минут):

 - изучить способы поиска информации в сети Интернет;

 - рассмотреть поисковые системы Интернета.

П: А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию. (5)

Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.

 Для поиска информации используются в основном три основных типа:

  1. Указание адреса страницы;

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

  1. Перемещение по гипертекстовым ссылкам;

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

  1. Обращение к поисковой системе.

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru). (5)

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.

 Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (5)

П: Ребята, а какие поисковые системы вы знаете?  (4)

У: yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других. (8)

П: Молодцы! (2)

Yandex.ru

Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.

Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов. (5)

Google.ru

Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. (5)

Rambler.ru

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова. (5)

Основное запишите в тетрадь (самостоятельно!!!) (6)

Самостоятельная работа (закрепление материала 15 минут)

П: А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос.         

У: Выполняют индивидуальную работу за компьютерами.

У: Я не могу ответить на третий вопрос! (9)

П: Хорошо, пропусти его, делай следующий. (6)

У: Я не собираюсь отвечать на него. (9)

П: Ладно. (1)

У: Я никак не могу найти ответ на третий вопрос! (9)

П: Хорошо, оставь его в покое. Отвечай на те вопросы, на которые знаешь ответ. (6)

У: Посмотрите, я правильно ответил? (9)

П: Я думаю, что да! Молодец! (2)

Подведение итогов урока (5 минут):

 - систематизация знаний, полученных на уроке.

Беседа по содержанию урока:

П: Что такое глобальная компьютерная сеть? Отвечает Саша. (4, 6)

У: Глобальная компьютерная сеть – это сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки миллионов компьютеров (Интернет). (8)

П: Хорошо, правильно! (2)

П: Что такое поисковая система? Олег? (4)

У: Поисковая система — это программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. (9)

П: Молодец, спасибо! (2)

П: А какие поисковые системы вы знаете (узнали)? (4)

У: отвечают с мест. (8)

Оценивание ребят за работу на уроке, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание (3 мин.):

П: Параграф 2.2 стр. 122 + записи в тетради читать, учить основные определения, ответить на вопросы после параграфа устно. (6)

П: Спасибо за внимание! Вопросы есть? (4)

У: Нет! (8)

П: Урок окончен! До свидания! (1)

САМОАНАЛИЗ УРОКА

по информатике и ИКТ, 10 класс.

Класс: 10

Тема урока: Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.

Тип урока и его структура: урок объяснение нового материала (презентация).

Цели урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;
  2. Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к  предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
  3. Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие  навыки групповой работы, сотрудничества;
  4. Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.

Анализируемый мною урок относится к прямому типу обучения. Данный урок является уроком изучения нового материала. Он занимает второе место в главе 2: «Коммуникационные технологии». В ходе урока нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Были выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Был проведен опрос по пройденному материалу урока с целью использования этих знаний при решении упражнений. Устная работа способствовала актуализации знаний, связи данной темы с ранее изученным материалом.

Анализируя урок, обратим внимание на соотнесение разговора учителя и учеников по времени. Насколько активны  ученики во время урока,  можно изучить, подсчитав общее число категорий разговора учителя и учеников. Общее число категорий разговора учителя и учеников: 43/17. Это говорит о том, что урок представлял собой изучение нового материала, поэтому речь учителя преобладает.

В ходе урока в классе была установлена доброжелательная атмосфера, что способствовало снятию эмоционального напряжения (т. к. использовались категории 1,2,9). Использование этих категорий подтверждает роль поощрения в научении, и придают непринужденный характер общению во время урока. 10 класс относится к классу со средними способностями (из 21 человека: 5 относятся к числу сильных учащихся, 5 человек – слабоуспевающие). По ходу моего рассказа ученики самостоятельно записывали важную информацию, учились самостоятельно делать конспект урока. Затем использовали полученные знания при решении упражнений в самостоятельной работе.

Общую картину использования категорий в ходе урока можно посмотреть на следующей диаграмме:

№ категории

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Количество раз использования категории в протоколе урока

3

7

3

9

10

11

1

8

6

2

Использование категорий коммуникативного анализа по Н.Фландерсу в протоколе урока

Из диаграммы видно, что наиболее часто использовались категории №4,5,6,8. Это говорит о том, что урок представлял собой изучение нового материала, поэтому речь учителя преобладает.

Урок прошёл в спокойной рабочей обстановке, учащиеся отвечали на вопросы учителя, работали с учебником, использовали раздаточный материал при решении упражнений. Задаваемые мною вопросы помогали учащимся усвоить научные понятия. Каждый вопрос был направлен на закрепление или размышление. Более сильные ученики работали у доски, заполняли таблицу, а остальные вели комментированное дополнение, подсказывали с мест.

Учащиеся были достаточно активны на уроке, успешно справились с заданием. Были подведены итоги урока, выставлены оценки за урок в журнал.

Я считаю, что цели и задачи, поставленные мною в начале урока, выполнены. Но в будущем следует обратить внимание на более чёткое распределение времени этапов урока и более развёрнутое формулирование подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока информатики и ИКТ "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете" 8 класс

План-конспект урока информатики и ИКТ, раскрывает тему "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете"....

Урок по информатике по теме: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете».

Цель урока: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети...

Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете»

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети;Задачи: Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы...

Конспект открытого урока по информатике на тему "Глобальная сеть Интернет"

Тема:  Всемирная глобальная сеть Интернет Цели:Образовательная – познакомит учащихся с понятием «Интернет», IP-адресом;Развивающая – развитие у школьников навыков самостоятельной работы в Ин...

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Конспект урока по информатике на тему «Локальные компьютерные сети»

Конспект урока по информатике на тему «Локальные компьютерные сети»...