Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10 класса. Базовый уровень. 2 часа в неделю. Учебник И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю.Шеина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabpr_10b_klass.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
от 29.08.2016 Протокол № 1
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района Санкт-Петербурга
от « 30 » августа 2016 г. № 376-а
______________/ Е.Ф.Трачук /
(подпись)
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
в 10б классе
на 2016-2017 учебный год
Составлена учителем информатики
Вырубовой Светланой Алексеевной
Санкт-Петербург
2016 год
- Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VII-XI классов);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;
- Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №598 с углубленным изучением математики, химии и биологии Приморского района Санкт-Петербурга.
Для реализации образовательных программ ГБОУ школа №598 выбирает:
- учебники, из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2016 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями).
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена на основе авторской программы курса «Информатика» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
Курс обеспечивает преподавание информатики в 10-11 классах на базовом уровне. Программа курса ориентирована на учебный план объемом 136 учебных часов (2 урока в неделю). Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения курса «Информатика» в основной школе (в 7-9 классах).
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет, основы сайтостроения).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Основные цели
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету обеспечивает данную потребность.
Изучение предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в новой информационной образовательной среде.
В настоящее время отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, всеобщность ее методологии. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Современная информатика представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.
Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:
1. Теоретические основы информатики.
2. Средства информатизации (технические и программные).
3. Информационные технологии.
4. Социальная информатика
- Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение. Структура информатики
Цели и задачи изучения курса в 10-11 классах. Части предметной области информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Язык представления информации. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации
Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной точки зрения. Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения.
Тема 4. Представление чисел в компьютере
Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел.
Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере
Способы кодирования текста в компьютере. Способы представление изображения; цветовые модели. Растровая и векторная графики. Способы дискретного (цифрового) представление звука.
Тема 6. Хранения и передачи информации
История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума.
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы
Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации.
Тема 8. Автоматическая обработка информации
«Алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста.
Тема 9. Информационные процессы в компьютере
Основные этапы истории развития ЭВМ. Неймановская архитектура ЭВМ. Периферийные процессоры (контроллеры). Архитектура персонального компьютера. Основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Этапы решения задач на компьютере. Исполнители алгоритмов, системы команд исполнителей. Возможности компьютера как исполнителя алгоритмов. Система команд компьютера. Классификация структур алгоритмов. Основные принципы структурного программирования.
Тема 11. Программирование линейных алгоритмов
Типы данных в Паскале. Операторы ввода и вывода. Правила записи арифметических выражений на Паскале. Оператор присваивания. Структура программы на Паскале.
Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Логический тип данных, логические величины, логические операции. Правила записи и вычисления логических выражений. Условный оператор IF. Оператор выбора select case.
Тема 13. Программирование циклов
Циклы с предусловием и циклы с постусловием. Циклы с заданным числом повторений. Операторы цикла while и repeat – until. Оператор цикла с параметром for. Порядок выполнения вложенных циклов.
Тема 14. Подпрограммы
Понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы. Правила описания и использования подпрограмм-функций. Правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Тема 15. Работа с массивами
Описания массивов на Паскале. Правила организации ввода и вывода значений массива. Правила программной обработки массивов
Тема 16.. Организация ввода-вывода с использованием файлов
Текстовые файлы. Ввод из текстового файла. Вывод в текстовый файл.
Тема 17.. Работа с символьной информацией
Правила описания символьных величин и символьных строк. Основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Тема 18. Комбинированный тип данных
Понятие комбинированного типа данных. Тип поля. Запись. Объявление в программе.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Введение. Структура информатики. | 1 ч. | 1 | |
ИНФОРМАЦИЯ | 15 ч. | ||
2. Информация. Представление информации (§§1-2) | 3 | 2 | 1 (№1.1) |
3. Измерение информации (§§3-4) | 4 | 2 | 2 (№1.2) |
4. Представление чисел в компьютере (§5) | 4 | 2 | 2 (№1.3) |
5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) | 4 | 2 | 2 (№1.4, 1.5) |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ | 14 ч. | ||
6. Хранение и передача информации (§7, 8) | 1 | 1 | |
7. Обработка информации и алгоритмы (§9) | 3 | 1 | 2 (Работа 2.1.) |
8. Автоматическая обработка (§10) информации | 4 | 2 | 2 (Работа 2.2.) |
9. Информационные процессы в компьютере (§11) | 2 | 2 | |
Проект: выбор конфигурации компьютера | 2 | Работа 2.3. | |
Проект: настройка BIOS | 2 | Работа 2.4 | |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ | 35 ч. | ||
10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (§12-14) | 2 | 2 | |
11. Программирование линейных алгоритмов (§15-17) | 3 | 2 | 1 (Работа 3.1.) |
12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (§18-20) | 4 | 2 | 2 (Работа 3.2., 3.3) алгоритмов |
13. Программирование циклов (§21, 22) | 5 | 2 | 3 (Работа 3.4.) |
14. Подпрограммы (§23) | 3 | 1 | 2 (Работа 3.5.) |
15. Работа с массивами (§24, 26) | 7 | 3 | 4 (Работа 3.6. , 3.7) |
16. Организация ввода-вывода с использованием файлов (§25) | 3 | 1 | 2 (Работы 3.6, 3.7) |
17. Работа с символьной информацией (§27, 28) | 4 | 2 | 2 (Работа 3.8.) |
18. Комбинированный тип данных (§29) | 4 | 2 | 2 (Работа 3.9) |
Повторение | 3 | 1 | 2 |
Всего: | 68 часов |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методическое оснащение
Класс | Кол-во часов в неделю | Реквизиты программы | УМК обучающего | УМК учителя |
10 | 2 | Программа авторов: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.. |
| 1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний 3.Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 5.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 6.URL http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar . Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели: практикум и методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. |
Требования к технике
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программное обеспечение
- Операционная система Windows ХР.
- Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
- Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
- Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
- Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
- Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
- Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
- Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
- Офисное приложение Microsoft Office, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
- Система программирования Pascal ABC.
- Образовательные технологии
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
- Примерные учебные программы по информатике;
- Методические разработки и рекомендации;
- Индивидуальные проблемные задания;
- Индивидуальные вариативные задания;
- Тестовые тематические задания;
- Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
- Традиционное обучение;
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Дифференцированное обучение;
- Дидактические игры;
- Проблемное обучение;
- Педагогики сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-демонстрация;
- Урок-практикум;
- Творческая лаборатория;
- Урок-демонстрация;
- Урок-игра;
- Урок-консультация.
Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Формы рубежной и завершающей аттестации:
- Тематические зачеты;
- Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
- Диктанты по информатике;
- Решение задач;
- Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
- Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
- Итоговые контрольные работы;
- Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Итоговая аттестация по информатике проводится в форме и по материалам ЕГЭ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района Санкт–Петербурга
Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол №1 от 29.08.2016
__________ (Буравлева А.Н.) руководитель ШМО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________ (Шкарупа Н.В.)
(подпись) (Ф.И.О.)
«_29___» ___августа__ 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района
Санкт-Петербурга
от « 30 » августа 2016 г. № 376-а_
______________/ Е.Ф. Трачук /
(подпись)
Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ.
10б класс.
2016-2017 учебный год
Учитель информатики Вырубова Светлана Алексеевна
- Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ | Тема урока | Основные элементы содержания | Домашнее задание | Контроль | Планируемые сроки |
Введение. Структура информатики. Техника безопасности. | Введение в предмет: предмет информатики; роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и организации рабочего места. | Введение | 01.09.-03.09 | ||
Тема 1. Информация (15 часов) | |||||
Понятие информации. | Философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. | §1 | 05.09.-10.09 | ||
Представление информации, языки, кодирование. | Язык представления информации. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование», «дешифрование». | §2 | 05.09-10.09 | ||
Компьютерный практикум Работа №1.1 «Шифрование данных». | Практическая работа «Шифрование данных». | Работа №1.1 | КПР | 12.09-17.09 | |
Измерение информации. Алфавитный подход. | Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной точки зрения. Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. | §3 | 12.09-17.09 | ||
Измерение информации. Содержательный подход. | Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения. | §4 | 19.09-24.09 | ||
Работа №1.2 «Измерение информации» (№№ 1-10).. | Практическая работа «Измерение информации» (№№ 1-10). | Работа №1.2 | 19.09-24.09 | ||
Работа №1.2 «Измерение информации» .(№№ 10-20). | Практическая работа «Измерение информации» (№№ 10-20). | Работа №1.2 | КПР | 26.09-01.10 | |
Представление и обработка целых чисел. | Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. | §5 | 26.09-01.10 | ||
Представление и обработка вещественных чисел. | Принципы представления вещественных чисел. | §5 | 03.10-08.10 | ||
Работа №1.3 «Представление чисел». | Практическая работа «Представление чисел»(№№ 1-6). | Работа №1.3 | 03.10-08.10 | ||
Работа №1.3 «Представление чисел». | Практическая работа «Представление чисел» (№№ 6-11). | Работа №1.3 | КПР | 10.10-15.10 | |
Представление текста в компьютере. | Способы кодирования текста в компьютере. | §6 | 10.10-15.10 | ||
Работа №1.4 «Представление текстов. Сжатие текстов». | Практическая работа «Представление текстов. Сжатие текстов». | Работа №1.4 | КПР | 17.10-22.10 | |
Представление изображения и звука в компьютере. | Способы представление изображения; цветовые модели. Растровая и векторная графики. Способы дискретного (цифрового) представление звука. | §6 | 17.10-22.10 | ||
Работа № 1.5 «Представление изображения и звука». | Практическая работа «Представление изображения и звука». | Работа №1.5 | КПР | 24.10-29.10 | |
Тема 2. Информационные процессы (14 часов) | |||||
Хранение и передача информации. | История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума. | §7,8 | 24.10-29.10 | ||
Обработка информации и алгоритмы. | Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации. | §9 | 08.11-12.11 | ||
Работа №2.1 «Управление алгоритмическим исполнителем». | Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» | Работа №2.1 | 08.11-12.11 | ||
| Работа №2.1 «Управление алгоритмическим исполнителем» | Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» | Работа №2.1 | КПР | 14.11-19.11 |
Автоматическая обработка информации. | «Алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. | §10 | 14.11-19.11 | ||
Работа №2.2 «Автоматическая обработка данных» (№№ 1-7).. | Работа №2.2 «Автоматическая обработка данных» (№№ 1-7). | Работа №2.2 | 21.11-26.11 | ||
Машина Поста.. | Устройство и система команд алгоритмической машины Поста. | §10 | 21.11-26.11 | ||
Работа №2.2 «Автоматическая обработка данных»(№№ 7-12).. | Работа №2.2 «Автоматическая обработка данных» (№№ 7-12). | Работа №2.2 | КПР | 28.11-03.12 | |
Этапы истории развития ЭВМ. | Основные этапы истории развития ЭВМ. Неймановская архитектура ЭВМ. Периферийные процессоры (контроллеры). | §11 | 28.11-03.12 | ||
Архитектура персонального компьютера. | Архитектура персонального компьютера. Основные принципы архитектуры суперкомпьютеров. | §11 | 05.12-10.12 | ||
Работа 2.3. Проект: выбор конфигурации компьютера (задание 1). | Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера (задание 1). | Работа 2.3. | 05.12-10.12 | ||
Работа 2.3. Проект: выбор конфигурации компьютера(задание 2).. | Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера (задание 2). | Работа 2.3. | КПР | 12.12-17.12 | |
Работа 2.4. Проект: настройка BIOS. | Проектное задание. Настройка BIOS | Работа 2.4 | 12.12-17.12 | ||
Работа 2.4. Проект: настройка BIOS. | Проектное задание. Настройка BIOS | Работа 2.4 | КПР | 19.12-24.12 | |
Тема 3. Программирование (35 часов) | |||||
Алгоритмы и величины. | Этапы решения задач на компьютере. Данные и величины. | §12 | 19.12-24.12 | ||
Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. | Базовые алгоритмические структуры. Паскаль – язык структурного программирования. | §13, 14 | 26.12-28.12 | ||
Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. | Алфавит. Типы данных. Операции, функции, выражения. | §15,16 | 11.01-14.01 | ||
Оператор присваивания, ввод и вывод данных. | Оператор присваивания, ввод и вывод данных. | §17 | 16.01-21.01 | ||
Работа №3.1 «Программирование линейных алгоритмов». | Практическая работа «Программирование линейных алгоритмов» | Работа №3.1 | КПР | 16.01-21.01 | |
Логические величины, операции и выражения. | Логический тип данных, логические величины, логические операции. Правила записи и вычисления логических выражений | §18 | 23.01-28.01 | ||
Программирование ветвлений | Условный оператор IF. Оператор выбора select case. | §19, 20 | 23.01-28.01 | ||
Работа №3.2 «Программирование логических выражений». | Практическая работа «Программирование логических выражений». | Работа №3.2 | 30.01-04.02 | ||
Работа №3.3 «Программирование ветвящихся алгоритмов». | Практическая работа «Программирование ветвящихся алгоритмов» | Работа №3.3 | КПР | 30.01-04.02 | |
Программирование циклов. | Циклы с предусловием и циклы с постусловием. Циклы с заданным числом повторений. Операторы цикла while и repeat – until. Оператор цикла с параметром for. | §21 | 06.02-11.02 | ||
Вложенные и итерационные циклы. | Порядок выполнения вложенных циклов. | §22 | 06.02-11.02 | ||
Работа №3.4 «Программирование циклических алгоритмов». | Практическая работа «Программирование циклических алгоритмов». | Работа №3.4 | 13.02.-18.02 | ||
Работа №3.4 «Программирование циклических алгоритмов». | Практическая работа «Программирование циклических алгоритмов». | Работа №3.4 | 13.02-18.02 | ||
Работа №3.4 «Программирование циклических алгоритмов». | Практическая работа «Программирование циклических алгоритмов». | Работа №3.4 | КПР | 20.02-25.02 | |
Подпрограммы. | Понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы. Правила описания и использования подпрограмм-функций. Правила описания и использования подпрограмм-процедур. | §23 | 20.02-25.02 | ||
Работа №3.5 «Программирование с использованием подпрограмм». | Практическая работа «Программирование с использованием подпрограмм». | Работа №3.5 | 27.02-04.03 | ||
Работа №3.5 «Программирование с использованием подпрограмм». | Практическая работа «Программирование с использованием подпрограмм». | Работа №3.5 | КПР | 27.02-04.03 | |
Одномерные массивы. | Описания массивов на Паскале. Правила организации ввода и вывода значений массива. Правила программной обработки массивов | §24 | 06.03-11.03 | ||
Типовые задачи обработки массивов. | Заполнение массива. Выбор максимального элемента. Сортировка массива. | §26 | 06.03-11.03 | ||
Работа №3.6 «Программирование обработки одномерных массивов». | Практическая работа «Программирование обработки одномерных массивов». | Работа №3.6 | 13.03-18.03 | ||
Работа №3.6 «Программирование обработки одномерных массивов». | Практическая работа «Программирование обработки одномерных массивов». | Работа №3.6 | КПР | 13.03-18.03 | |
Двумерные массивы. | Описания массивов на Паскале. Правила организации ввода и вывода значений массива. Правила программной обработки массивов | §24 | 20.03-24.03 | ||
Работа №3.7 «Программирование обработки двумерных массивов». | Практическая работа «Программирование обработки двумерных массивов». | Работа №3.7 | 20.03-24.03 | ||
Работа №3.7 «Программирование обработки двумерных массивов | Практическая работа «Программирование обработки двумерных массивов». | Работа №3.7 | КПР | 03.04-08.04 | |
Организация ввода-вывода с использованием файлов. | Текстовые файлы. Ввод из текстового файла. Вывод в текстовый файл. | §25 | 03.04-08.04 | ||
Работа №3.6 «Программирование обработки одномерных массивов» (ввод и вывод с использованием файлов). | Практическая работа «Программирование обработки одномерных массивов» (ввод и вывод с использованием файлов).. | Работа №3.6 | 10.04-15.04 | ||
Работа №3.7 «Программирование обработки двумерных массивов (ввод и вывод с использованием файлов). | Практическая работа «Программирование обработки двумерных массивов» (ввод и вывод с использованием файлов).. | Работа №3.7 | КПР | 10.04-15.04 | |
Символьный тип данных. | Правила описания символьных величин и символьных строк. | §27 | 17.04-22.04 | ||
Строки символов. | Основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией. | §28 | 17.04-22.04 | ||
Работа №3.8 «Программирование обработки строк символов». | Практическая работа «Программирование обработки строк символов». | Работа №3.8 | 24.04-29.04 | ||
Работа №3.8 «Программирование обработки строк символов». | Практическая работа «Программирование обработки строк символов». | Работа №3.8 | КПР | 24.04-29.04 | |
Комбинированный тип данных. | Понятие комбинированного типа данных. Тип поля. Запись. Объявление в программе. | §29 | 01.05-06.05 | ||
Комбинированный тип данных. | Примеры программ. | §29 | 01.05-06.05 | ||
Работа №3.9 «Программирование обработки записей». | Практическая работа «Программирование обработки записей». | Работа №3.9 | 08.05-13.05 | ||
Работа №3.9 «Программирование обработки записей». | Практическая работа «Программирование обработки записей». | Работа №3.9 | КПР | 08.05-13.05 | |
Повторение тем курса. | Повторение тем курса. | в тетр. | 15.05-20.05 | ||
Повторение тем курса. | Повторение тем курса. | в тетр. | 15.05-20.05 | ||
Повторение тем курса. | Повторение тем курса. | 22.05-25.05 |
7. Результаты обучения
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Представление чисел в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- определять по внутреннему коду значение числа
Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- способы дискретного (цифрового) представление звука
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи
Тема 6. Хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
Учащиеся должны уметь:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой
Тема 8. Автоматическая обработка информации
Учащиеся должны знать:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 9. Информационные процессы в компьютере
Учащиеся должны знать:
- этапы истории развития ЭВМ
- что такое неймановская архитектура ЭВМ
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров
Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
- система команд компьютера
- классификация структур алгоритмов
- основные принципы структурного программирования
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
Тема 11. Программирование линейных алгоритмов
Учащиеся должны знать
- систему типов данных в Паскале
- операторы ввода и вывода
- правила записи арифметических выражений на Паскале
- оператор присваивания
- структуру программы на Паскале
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале
Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Учащиеся должны знать
- логический тип данных, логические величины, логические операции
- правила записи и вычисления логических выражений
- условный оператор IF
- оператор выбора select case
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления
Тема 13. Программирование циклов
Учащиеся должны знать
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом
- операторы цикла while и repeat – until
- оператор цикла с параметром for
- порядок выполнения вложенных циклов
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром
- программировать итерационные циклы
- программировать вложенные циклы
Тема 14. Подпрограммы
Учащиеся должны знать
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы
- правила описания и использования подпрограмм-функций
- правила описания и использования подпрограмм-процедур
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы
- описывать функции и процедуры на Паскале
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам
Тема 15. Работа с массивами
Учащиеся должны знать
- правила описания массивов на Паскале
- правила организации ввода и вывода значений массива
- правила программной обработки массивов
Учащиеся должны уметь:
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.
Тема 16. Работа с символьной информацией
Учащиеся должны знать:
- правила описания символьных величин и символьных строк
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией
Учащиеся должны уметь:
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...