Урок "Изучаем С++. Первые шаги"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Предложены материалы к уроку по теме "Программируем на С++"
Материал подготовлен на основе презентации К. Полякова с сайта http://kpolyakov.spb.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-_2_urok_programmirovanie_na_yazyke_c.pptx | 714.35 КБ |
razdatochnyy_na_1_urok.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Простейшая программа 2 main () { // это основная программа /* здесь записывают операторы */ } это основная программа комментарии после // не обрабатываются это тоже комментарий
Вывод на экран 3 main () { cout << "2+" ; cout << "2=?\n" ; cout << " Ответ : 4" ; } Протокол: 2+2=? Ответ: 4 " \ n" – новая строка console output – выходной поток [ символов ] на консоль
Подключение библиотечных функций 4 #include < iostream > using namespace std; main () { cout << "2+" ; cout << "2=?\n" ; cout << " Ответ : 4" ; cin.get (); } стандартные потоки ввода и вывода ждать нажатия любой клавиши стандартное пространство имен console input – выходной поток [ символов ] c консоли
Если не подключить пространство имён… 5 #include < iostream > main () { std:: cout << "2+" ; std:: cout << "2=?\n" ; std:: cout << " Ответ : 4" ; std:: cin.get (); } пространство имен std
Вывод в поток 6 cout << "2+" << "2=?" << "\ n " << "Ответ: 4" ; cout << "2+" << "2=?" << endl << "Ответ: 4" ; end of line – конец строки
Задания 7 « B »: Вывести на экран текст «лесенкой» Вася пошел гулять « C »: Вывести на экран рисунок из букв Ж ЖЖЖ ЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖ HH HH ZZZZZ
Сложение чисел 8 Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. Протокол: Введите два целых числа 25 30 25+30=55 компьютер пользователь компьютер считает сам! Как ввести числа в память? Где хранить введенные числа ? Как вычислить? Как вывести результат? ?
Сумма: псевдокод main() { // ввести два числа // вычислить их сумму // вывести сумму на экран } Псевдокод – алгоритм на русском языке с элементами языка программирования. Компьютер не может исполнить псевдокод! ! 9
Переменные 10 Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. a Значение Имя Поместится? ? Другой тип данных В переменной хранятся данные определенного типа! !
Имена переменных МОЖНО использовать латинские буквы ( A-Z, a-z) цифры знак подчеркивания _ заглавные и строчные буквы различаются НЕЛЬЗЯ использовать рус c кие буквы скобки знаки +, =, !, ? и др. имя не может начинаться с цифры Какие имена правильные? AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B 11
Объявление переменных 12 Типы переменных: int // целая float // вещественная и другие… Объявление переменных: int a, b, c; выделение места в памяти тип – целые список имен переменных
Тип переменной 13 область допустимых значений допустимые операции объём памяти формат хранения данных для предотвращения случайных ошибок int a, b = 1 , c = 55 ; Начальные значения: Что в переменной a ? ?
Как записать значение в переменную? 14 a = 5 ; оператор присваивания При записи нового значения старое стирается! ! 5 Оператор – это команда языка программирования (инструкция). Оператор присваивания – это команда для записи нового значения в переменную. a
Ввод значения с клавиатуры 15 Программа ждет, пока пользователь введет значение и нажмет Enter . Введенное значение записывается в переменную a . ! 5 a cin >> a; ввести значение a из входного потока
Ввод значений двух переменных 16 через пробел: 25 30 через Enter : 25 30 a 25 b 30 a 25 b 30 cin >> a >> b;
Изменение значений переменной 17 int a, b; a = 5 ; b = a + 2 ; a = (a + 2 )*(b – 3 ); b = b + 1 ; a ? 5 5 b ? 5+2 7 a 5 7*4 28 b 7 7+1 8
Вывод данных 18 // вывод значения // переменной a //... и переход // на новую строку cout << a ; cout << a << endl ; // вывод текста // вывод текста и значения переменной c cout << " Привет! " ; cout << " Ответ : " << c; cout << a << "+" << b << "=" << c; 2+3=5
Сложение чисел: простое решение 19 #include < iostream > using namespace std; main() { int a, b, c; cin >> a >> b; c = a + b; cout << c; cin.get (); cin.get (); } Что плохо? ? читаем остатки входного потока после ввода ждём нажатия на клавишу
Сложение чисел: полное решение 20 main() { int a, b, c; cout << " Введите два целых числа\ n" ; cin >> a >> b; c = a + b; cout << a << "+" << b << "=" << c; } Протокол: Введите два целых числа 25 30 25+30=55 компьютер пользователь подсказка
Снова про оператор вывода 21 # include < iomanip > ... a = 123 ; cout << setw (5) << a; Форматный вывод : Вычисление выражений: cout << a << "+" << b << "=" << a+b ; a+b 5 знаков 123 5 манипуляторы для управления потоками set width – установить ширину поля
Программирование на языке C++ Вычисления 22
Типы данных 23 int // целое long int // длинное целое float // вещественное double // веществ . двойной точности bool // логические значения char // символ
Арифметическое выражения 24 a = (c + b * 5 * 3 - 1 ) / 2 * d; Приоритет ( старшинство ): скобки умножение и деление сложение и вычитание 1 2 3 4 5 6
Деление 25 Результат деления целого на целое – целое число (остаток отбрасывается): int a = 3 , b = 4 ; float x; x = 3 / 4 ; // = 0 x = 3 . / 4 ; // = 0.75 x = 3 / 4 .; // = 0.75 x = a / 4 ; // = 0 x = a / 4 .; // = 0.75 x = a / b; // = 0 x = float (a) / 4 ; // = 0.75 x = a / float (b); // = 0.75 Что запишется в x ? ?
Остаток от деления 26 % – остаток от деления int a, b, d; d = 85 ; b = d / 10 ; // 8 a = d % 10 ; // 5 d = a % b; // 5 d = b % a; // 3 Для отрицательных чисел : int a = -7 ; b = a / 2 ; // -3 d = a % 2 ; // -1 В математике не так! ! -7 = ( -4 )*2 + 1 остаток 0
Сокращенная запись операций 27 int a, b; ... a ++; // a = a + 1; a --; // a = a – 1; a += b; // a = a + b; a -= b; // a = a - b; a *= b; // a = a * b; a /= b; // a = a / b; a % = b; // a = a % b;
Вещественные числа 28 Целая и дробная части числа разделяются точкой ! ! Форматы вывода : float x = 123.456 ; cout.width ( 10 ); cout.precision ( 5 ); cout << x << endl ; 123.46 cout.width ( 10 ); cout.precision (2); cout << x << endl ; 5 значащих цифр 1.2e+002 1,2 10 2 всего 10 знаков
Вещественные числа 29 Экспоненциальный (научный) формат : float x; x = 1. / 30000 ; cout << x; x = 12345678. ; cout << x; 3 .33333e - 0 05 1.2345 7 e+007 3,33333 10 –5 float x = 123.456 ; cout.width (10); cout.precision (2); cout << scientific << x; 1.23e+002 1,2345 7 10 7 в дробной части научный
Стандартные функции 30 abs (x) — модуль целого числа fabs (x) — модуль вещественного числа sqrt ( x ) — квадратный корень sin ( x ) — синус угла, заданного в радианах cos ( x ) — косинус угла, заданного в радианах exp ( x ) — экспонента е х ln ( x ) — натуральный логарифм pow ( x,y ) — x y : возведение числа x в степень y floor ( x ) — округление «вниз» ceil ( x ) — округление «вверх» #include < с math> подключить математическую библиотеку float x; x = floor( 1.6 ); // 1 x = ceil( 1.6 ); // 2 x = floor(- 1.6 ); //-2 x = ceil(- 1.6 ); //-1
Случайные числа 31 Случайно… встретить друга на улице разбить тарелку найти 10 рублей выиграть в лотерею Случайный выбор : жеребьевка на соревнованиях выигравшие номера в лотерее Как получить случайность?
Случайные числа на компьютере 32 Электронный генератор нужно специальное устройство нельзя воспроизвести результаты 318458191041 564321 209938992481 458191 938992 малый период (последовательность повторяется через 10 6 чисел) Метод середины квадрата (Дж. фон Нейман) в квадрате Псевдослучайные числа – обладают свойствами случайных чисел, но каждое следующее число вычисляется по заданной формуле. зерно
Генератор случайных чисел 33 Генератор на отрезке [0,RAND_MAX] : int X, Y; X = r a nd () ; // псевдослучайное число Y = r a nd () // это уже другое число! англ. random – случайный Целые числа на отрезке [a,b] : int X, Y; X = a + rand ( ) % ( b - a + 1 ) ; Y = a + rand ( ) % ( b - a + 1 ) ; #include < с stdlib > Почему так? ? rand ( ) % (b - a + 1 ) ; [0,b-a]
Задачи 34 « A »: Ввести с клавиатуры три целых числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое. Пример : Введите три целых числа: 5 7 8 5+7+8=20 5*7*8=280 (5+7+8)/3= 6.667 « B »: Ввести с клавиатуры координаты двух точек (A и B) на плоскости (вещественные числа). Вычислить длину отрезка AB. Пример : Введите координаты точки A: 5.5 3.5 Введите координаты точки B: 1.5 2 Длина отрезка AB = 4.272
Задачи 35 « C »: Получить случайное трехзначное число и вывести через запятую его отдельные цифры. Пример : Получено число 123. Его цифры 1, 2, 3.
Предварительный просмотр:
Урок 1 – 2
1.
main()
{
……………………………………………………………
}
2. cout << ______________________________
3. #include
4. using namespace std; ________________________________________
5. cin.get(); _______________________________________________
6. cin ______________________________________________
7. Если не подключить пространство имён…? ____________________________________
8. endl _______________________________________________
9.
10. Переменная- это ____________________________________________
11.Имена переменных :
Можно ______________________________________________________
Нельзя_______________________________________________________
12. Объявление переменных:
13. Начальные значения:
14. Оператор – это
15. Оператор присваивания – это
16. Ввод значения с клавиатуры_____________________________________
17. Ввод значений двух переменных и более__________________________________
18. Вывод данных:
- вывод значения переменной a _________________
- вывод значения переменной а и переход на новую строку _________________________________
- вывод текста «привет!» _____________________________________________________
- вывод текста и значения переменной c _________________________________________________
19. Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. (Простое решение)
#include
using namespace std; ……………………………………………………..
main() ………………………………………………………………………
{
int a, b, c; ……………………………………………………………….
cin >> a >> b; ………………………………………………………..
c = a + b; ………………………………………………………………
cout << c; …………………………………………………………………
cin.get(); cin.get(); ………………………………………………………….
}
20. Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. (Полное решение).
main()
{
int a, b, c;
cout << "Введите два целых числа\n";
cin >> a >> b;
c = a + b;
cout << a << "+" << b << "=" << c;
}
21. СНОВА про оператор вывода:
Вычисление выражений: __________________________________________________________
Форматный вывод:_______________________________________________________________
22. Типы данных:
____________ // целое
__________________ // длинное целое
________________ // вещественное
___________________ // веществ. двойной точности
__________________ // логические значения
___________________ // символ
23. Арифметическое выражения:
- приоритет ………………………………….
- деление…………………………………….
- остаток от деления…………………………..
- деление отрицательных чисел……………………….
24. Сокращенная запись операций:
a = a + 1; ………………………………………….
a = a – 1; …………………………………………….
a = a + b; ……………………………………………
a = a - b; ……………………………………………
a = a * b; …………………………………………..
a = a / b; ……………………………………………
a = a % b; …………………………………………….
25. Формат вывода вещественных чисел:
float x = 123.456;
cout.width(10); _____________________________________
cout.precision(5); _______________________________________
cout << x << endl;
26. Стандартные функции
#include <сmath> подключить математическую библиотеку
abs(x) — ___________________________________________
fabs(x) — ______________________________________________
sqrt(x) — _______________________________________________
sin(x) — синус угла, заданного в радианах
cos(x) — косинус угла, заданного в радианах
exp(x) — экспонента ех
ln(x) — натуральный логарифм
pow(x,y) — _____________________________________________
floor(x) — округление ……………………..
ceil(x) — округление …………………………
27. Генератор случайных чисел
____________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши первые шаги в компьютерном мире
Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику....
Разговор с родителями.Первые шаги в мир творчества.
Наверное, многие мамы хотели бы видеть своего малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и ра...
Самостоятельные работы по геометрии.Первые шаги
Самостоятельные работы по геометрии 1 полугодие 7 класс...
Первые шаги в профессию
Разработка классного часа на профориентационную тематику...
"Первые шаги. Организация школьных СМИ", творческое объединение
"Выпуск школьной газеты – это не только продуктивное занятие учащихся, но и возможность школы заявить о себе. Занятие журналистикой может помочь школьникам организовать себя, выразить свои мысли, расп...
Творческие достижения объединения "Первые шаги"
Творческие достижения объединения в 2010-2011 учебном году...
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....