Урок "Изучаем С++. Первые шаги"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Предложены материалы к уроку по теме "Программируем на С++"

Материал подготовлен на основе презентации К. Полякова с сайта http://kpolyakov.spb.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-_2_urok_programmirovanie_na_yazyke_c.pptx714.35 КБ
Файл razdatochnyy_na_1_urok.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программирование на языке C++ Простейшие программы 1

Слайд 2

Простейшая программа 2 main () { // это основная программа /* здесь записывают операторы */ } это основная программа комментарии после // не обрабатываются это тоже комментарий

Слайд 3

Вывод на экран 3 main () { cout << "2+" ; cout << "2=?\n" ; cout << " Ответ : 4" ; } Протокол: 2+2=? Ответ: 4 " \ n" – новая строка console output – выходной поток [ символов ] на консоль

Слайд 4

Подключение библиотечных функций 4 #include < iostream > using namespace std; main () { cout << "2+" ; cout << "2=?\n" ; cout << " Ответ : 4" ; cin.get (); } стандартные потоки ввода и вывода ждать нажатия любой клавиши стандартное пространство имен console input – выходной поток [ символов ] c консоли

Слайд 5

Если не подключить пространство имён… 5 #include < iostream > main () { std:: cout << "2+" ; std:: cout << "2=?\n" ; std:: cout << " Ответ : 4" ; std:: cin.get (); } пространство имен std

Слайд 6

Вывод в поток 6 cout << "2+" << "2=?" << "\ n " << "Ответ: 4" ; cout << "2+" << "2=?" << endl << "Ответ: 4" ; end of line – конец строки

Слайд 7

Задания 7 « B »: Вывести на экран текст «лесенкой» Вася пошел гулять « C »: Вывести на экран рисунок из букв Ж ЖЖЖ ЖЖЖЖЖ ЖЖЖЖЖЖЖ HH HH ZZZZZ

Слайд 8

Сложение чисел 8 Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. Протокол: Введите два целых числа 25 30 25+30=55 компьютер пользователь компьютер считает сам! Как ввести числа в память? Где хранить введенные числа ? Как вычислить? Как вывести результат? ?

Слайд 9

Сумма: псевдокод main() { // ввести два числа // вычислить их сумму // вывести сумму на экран } Псевдокод – алгоритм на русском языке с элементами языка программирования. Компьютер не может исполнить псевдокод! ! 9

Слайд 10

Переменные 10 Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. a Значение Имя Поместится? ? Другой тип данных В переменной хранятся данные определенного типа! !

Слайд 11

Имена переменных МОЖНО использовать латинские буквы ( A-Z, a-z) цифры знак подчеркивания _ заглавные и строчные буквы различаются НЕЛЬЗЯ использовать рус c кие буквы скобки знаки +, =, !, ? и др. имя не может начинаться с цифры Какие имена правильные? AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B 11

Слайд 12

Объявление переменных 12 Типы переменных: int // целая float // вещественная и другие… Объявление переменных: int a, b, c; выделение места в памяти тип – целые список имен переменных

Слайд 13

Тип переменной 13 область допустимых значений допустимые операции объём памяти формат хранения данных для предотвращения случайных ошибок int a, b = 1 , c = 55 ; Начальные значения: Что в переменной a ? ?

Слайд 14

Как записать значение в переменную? 14 a = 5 ; оператор присваивания При записи нового значения старое стирается! ! 5 Оператор – это команда языка программирования (инструкция). Оператор присваивания – это команда для записи нового значения в переменную. a

Слайд 15

Ввод значения с клавиатуры 15 Программа ждет, пока пользователь введет значение и нажмет Enter . Введенное значение записывается в переменную a . ! 5 a cin >> a; ввести значение a из входного потока

Слайд 16

Ввод значений двух переменных 16 через пробел: 25 30 через Enter : 25 30 a 25 b 30 a 25 b 30 cin >> a >> b;

Слайд 17

Изменение значений переменной 17 int a, b; a = 5 ; b = a + 2 ; a = (a + 2 )*(b – 3 ); b = b + 1 ; a ? 5 5 b ? 5+2 7 a 5 7*4 28 b 7 7+1 8

Слайд 18

Вывод данных 18 // вывод значения // переменной a //... и переход // на новую строку cout << a ; cout << a << endl ; // вывод текста // вывод текста и значения переменной c cout << " Привет! " ; cout << " Ответ : " << c; cout << a << "+" << b << "=" << c; 2+3=5

Слайд 19

Сложение чисел: простое решение 19 #include < iostream > using namespace std; main() { int a, b, c; cin >> a >> b; c = a + b; cout << c; cin.get (); cin.get (); } Что плохо? ? читаем остатки входного потока после ввода ждём нажатия на клавишу

Слайд 20

Сложение чисел: полное решение 20 main() { int a, b, c; cout << " Введите два целых числа\ n" ; cin >> a >> b; c = a + b; cout << a << "+" << b << "=" << c; } Протокол: Введите два целых числа 25 30 25+30=55 компьютер пользователь подсказка

Слайд 21

Снова про оператор вывода 21 # include < iomanip > ... a = 123 ; cout << setw (5) << a; Форматный вывод : Вычисление выражений: cout << a << "+" << b << "=" << a+b ; a+b 5 знаков 123 5 манипуляторы для управления потоками set width – установить ширину поля

Слайд 22

Программирование на языке C++ Вычисления 22

Слайд 23

Типы данных 23 int // целое long int // длинное целое float // вещественное double // веществ . двойной точности bool // логические значения char // символ

Слайд 24

Арифметическое выражения 24 a = (c + b * 5 * 3 - 1 ) / 2 * d; Приоритет ( старшинство ): скобки умножение и деление сложение и вычитание 1 2 3 4 5 6

Слайд 25

Деление 25 Результат деления целого на целое – целое число (остаток отбрасывается): int a = 3 , b = 4 ; float x; x = 3 / 4 ; // = 0 x = 3 . / 4 ; // = 0.75 x = 3 / 4 .; // = 0.75 x = a / 4 ; // = 0 x = a / 4 .; // = 0.75 x = a / b; // = 0 x = float (a) / 4 ; // = 0.75 x = a / float (b); // = 0.75 Что запишется в x ? ?

Слайд 26

Остаток от деления 26 % – остаток от деления int a, b, d; d = 85 ; b = d / 10 ; // 8 a = d % 10 ; // 5 d = a % b; // 5 d = b % a; // 3 Для отрицательных чисел : int a = -7 ; b = a / 2 ; // -3 d = a % 2 ; // -1 В математике не так! ! -7 = ( -4 )*2 + 1 остаток  0

Слайд 27

Сокращенная запись операций 27 int a, b; ... a ++; // a = a + 1; a --; // a = a – 1; a += b; // a = a + b; a -= b; // a = a - b; a *= b; // a = a * b; a /= b; // a = a / b; a % = b; // a = a % b;

Слайд 28

Вещественные числа 28 Целая и дробная части числа разделяются точкой ! ! Форматы вывода : float x = 123.456 ; cout.width ( 10 ); cout.precision ( 5 ); cout << x << endl ; 123.46 cout.width ( 10 ); cout.precision (2); cout << x << endl ; 5 значащих цифр 1.2e+002 1,2  10 2 всего 10 знаков

Слайд 29

Вещественные числа 29 Экспоненциальный (научный) формат : float x; x = 1. / 30000 ; cout << x; x = 12345678. ; cout << x; 3 .33333e - 0 05 1.2345 7 e+007 3,33333  10 –5 float x = 123.456 ; cout.width (10); cout.precision (2); cout << scientific << x; 1.23e+002 1,2345 7  10 7 в дробной части научный

Слайд 30

Стандартные функции 30 abs (x) — модуль целого числа fabs (x) — модуль вещественного числа sqrt ( x ) — квадратный корень sin ( x ) — синус угла, заданного в радианах cos ( x ) — косинус угла, заданного в радианах exp ( x ) — экспонента е х ln ( x ) — натуральный логарифм pow ( x,y ) — x y : возведение числа x в степень y floor ( x ) — округление «вниз» ceil ( x ) — округление «вверх» #include < с math> подключить математическую библиотеку float x; x = floor( 1.6 ); // 1 x = ceil( 1.6 ); // 2 x = floor(- 1.6 ); //-2 x = ceil(- 1.6 ); //-1

Слайд 31

Случайные числа 31 Случайно… встретить друга на улице разбить тарелку найти 10 рублей выиграть в лотерею Случайный выбор : жеребьевка на соревнованиях выигравшие номера в лотерее Как получить случайность?

Слайд 32

Случайные числа на компьютере 32 Электронный генератор нужно специальное устройство нельзя воспроизвести результаты 318458191041 564321 209938992481 458191 938992 малый период (последовательность повторяется через 10 6 чисел) Метод середины квадрата (Дж. фон Нейман) в квадрате Псевдослучайные числа – обладают свойствами случайных чисел, но каждое следующее число вычисляется по заданной формуле. зерно

Слайд 33

Генератор случайных чисел 33 Генератор на отрезке [0,RAND_MAX] : int X, Y; X = r a nd () ; // псевдослучайное число Y = r a nd () // это уже другое число! англ. random – случайный Целые числа на отрезке [a,b] : int X, Y; X = a + rand ( ) % ( b - a + 1 ) ; Y = a + rand ( ) % ( b - a + 1 ) ; #include < с stdlib > Почему так? ? rand ( ) % (b - a + 1 ) ; [0,b-a]

Слайд 34

Задачи 34 « A »: Ввести с клавиатуры три целых числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое. Пример : Введите три целых числа: 5 7 8 5+7+8=20 5*7*8=280 (5+7+8)/3= 6.667 « B »: Ввести с клавиатуры координаты двух точек (A и B) на плоскости (вещественные числа). Вычислить длину отрезка AB. Пример : Введите координаты точки A: 5.5 3.5 Введите координаты точки B: 1.5 2 Длина отрезка AB = 4.272

Слайд 35

Задачи 35 « C »: Получить случайное трехзначное число и вывести через запятую его отдельные цифры. Пример : Получено число 123. Его цифры 1, 2, 3.



Предварительный просмотр:

Урок 1 – 2

1.

main()

{

……………………………………………………………

} 

2. cout << ______________________________

3. #include _______________________________________

4.  using namespace std; ________________________________________

5. cin.get(); _______________________________________________

6.  cin ______________________________________________

7. Если не подключить пространство имён…? ____________________________________

8. endl _______________________________________________

9.

10. Переменная- это ____________________________________________

11.Имена переменных :

Можно ______________________________________________________

Нельзя_______________________________________________________

12. Объявление переменных:

13. Начальные значения:

14. Оператор – это

15. Оператор присваивания – это

16. Ввод значения с клавиатуры_____________________________________

17. Ввод значений двух переменных и более__________________________________

18. Вывод данных:

- вывод значения переменной a _________________

- вывод значения переменной а и переход  на новую строку _________________________________

- вывод текста «привет!» _____________________________________________________

- вывод текста и значения переменной c _________________________________________________

19. Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. (Простое решение)

 #include   …………………………………………………….

using namespace std; ……………………………………………………..

main() ………………………………………………………………………

{

   int a, b, c;   ……………………………………………………………….

   cin >> a >> b;   ………………………………………………………..

   c = a + b; ………………………………………………………………

   cout << c; …………………………………………………………………

   cin.get(); cin.get(); ………………………………………………………….

}

20. Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму. (Полное решение).

main()

{

  int a, b, c;

  cout << "Введите два целых числа\n";

  cin >> a >> b;  

  c = a + b;

  cout << a << "+" << b << "=" << c;

}

21. СНОВА про оператор вывода:

Вычисление выражений: __________________________________________________________

Форматный вывод:_______________________________________________________________

22. Типы данных:

____________                  // целое

__________________ // длинное целое

________________   // вещественное

___________________  // веществ. двойной точности

__________________   // логические значения

___________________          // символ

23. Арифметическое выражения:

- приоритет ………………………………….

- деление…………………………………….

- остаток от деления…………………………..

- деление отрицательных чисел……………………….

24. Сокращенная запись операций:

a = a + 1; ………………………………………….

a = a – 1; …………………………………………….

a = a + b; ……………………………………………

a = a - b; ……………………………………………

a = a * b; …………………………………………..

a = a / b; ……………………………………………

a = a % b; …………………………………………….

25. Формат вывода вещественных чисел:

float x = 123.456;

cout.width(10);  _____________________________________

cout.precision(5); _______________________________________

cout << x << endl;

26. Стандартные функции

#include <сmath> подключить математическую библиотеку

abs(x)  — ___________________________________________

fabs(x) — ______________________________________________

sqrt(x) — _______________________________________________ 

sin(x)  — синус угла, заданного в радианах

cos(x)  — косинус угла, заданного в радианах

exp(x)  — экспонента ех

ln(x)   — натуральный логарифм

pow(x,y) — _____________________________________________

floor(x) — округление ……………………..

ceil(x)  — округление …………………………

27. Генератор случайных чисел

____________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши первые шаги в компьютерном мире

Программа позволяет детям овладеть умением использовать компьютерную технику....

Разговор с родителями.Первые шаги в мир творчества.

Наверное,  многие  мамы  хотели  бы  видеть своего  малыша, добрым и неравнодушным человеком, способным сопереживать и  ра...

Самостоятельные работы по геометрии.Первые шаги

Самостоятельные работы по геометрии 1 полугодие 7 класс...

Первые шаги в профессию

Разработка классного часа на профориентационную тематику...

"Первые шаги. Организация школьных СМИ", творческое объединение

"Выпуск школьной газеты – это не только продуктивное занятие учащихся, но и возможность школы заявить о себе. Занятие журналистикой может помочь школьникам организовать себя, выразить свои мысли, расп...

Творческие достижения объединения "Первые шаги"

Творческие достижения объединения в 2010-2011 учебном году...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....