Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Гура Олеся Тарасовна

Операторы языка Паскаль, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon operatory_yazyka_paskal.doc427.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_got.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

«Операторы языка Паскаль»

                           

                                                                                               

Тема: Обобщение и закрепление материала по теме: «Операторы языка Паскаль».

Цели урока:

Образовательная: повторить с учащимися операторы языка программирования Паскаль.  Развить навыки творческого подхода к решению разнообразных задач, умения выделять главное.

Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.

Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.

Задачи: Увлечь учащихся созданием программ на языке программирования. Закрепить понятие об операторах.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Класс: 9 «Б».

Дидактические материалы:

  • Карточки с заданием;
  • Презентация;
  • План работы учащихся.

Оборудование урока: Интерактивная доска.

Наглядное пособие: слайд- шоу.

План урока:

1. Организационный момент – 3 мин

(Мини-игра «Отгадай тему» -10 мин) Постановка цели урока.

2 Актуализация знаний (графический диктант - 10 мин)  - 20 мин

3.Решение заданий:

  • Задание 2,  задание 3, задание 4 - 10 мин
  • Задание – отдых (отгадывание ребуса) – 5 мин

4.Физминутка

5.Самостоятельная работа (инструктаж).

6.Домашнее задание

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин

8.. Рефлексия

Ход урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настройтесь на хорошую, продуктивную работу на уроке. Сегодня у нас урок – закрепление пройденного материала. Каждый из вас получил оценочный лист урока. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать 2 балла. По набранным баллам, будет выставлена оценка за урок. Тема сегодняшнего урока зашифрована. Вам нужно правильно выполнить задание в карточке, и вы узнаете тему нашего урока. Карточки с заданием лежат у вас на столах, вы должны внимательно читать вопросы и из предложенных вариантов ответа, выбрать правильный. Рядом с вариантами ответов стоят буквы, выбрав ответ, вы получаете одну букву темы урока. Приступайте к работе.

Задание №1. Вопросы к мине-игре «Отгадай тему»

1.Алгоритмом называется:

  1. последовательность точных команд приводящих  к достижению поставленной цели    (О)
  2. любая последовательность команд (А)

2.Алгоритмы, написанные на специальных языках, предназначенные для ввода  в ЭВМ, называются…

  1. блок-схемами (Б)
  2. программами (П)

3.Блок-схемы – это…

  1. инструкции на языках программирования (И)
  2. специальные структуры в  виде связанных линями блоков с командами (Е)

4.Блок со словом «НАЧАЛО» используется для обозначения

  1. начала программы (Р)
  2. связи блоков между собой (А)

5. Блок со словом «КОНЕЦ» используется для обозначения

  1. проверки условия (Е)
  2. конца программы (А)

6.Прямоугольник используется для обозначения

  1. выполняемых действий (Т)
  2. конца программы (З)

7.Ромб используется для обозначения

  1. проверки условия (О)
  2. выполняемых действий (А)

8.Линии используются для обозначения

  1. связи блоков  (Р)
  2. конца программы  (К)

9.Укажите знак присваивания

  1. : =   (Ы)
  2. =     (Я)

10.Для ввода и вывода в блок-схемах применяется..

  1. Параллелограмм (Я)
  2. Эллипс (И)

11.Укажите недопустимую операцию

  1.  (10+7)/2   (С)
  2. 6 / 0     (З)

12.Извлечь квадратный корень нельзя из…

  1. положительного числа  (И)
  2. отрицательного числа  (Ы)

13.Недопустимо деление на…

  1. ноль  (К)
  2. положительное число (Г)

14.Укажите выражение с присваиванием

  1. у=х+2      (О)
  2. у:=10+х     (А)

15.Помощь вызывается нажатием…

  1. F1 (П)
  2. Esc  (Б)

16.Быстрый запуск программы производится нажатием…

  1. CTRL+F10 (О))
  2. CTRL+F9  (А)

17.Создание нового файла программы с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд…

  1. F10 – File – Open (Р)
  2. F10 – File – New  (С)

18.Выход из оболочки Паскаля с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд…

  1. F10 – File – New  (И)
  2. F10 – File – Exit  (К)

19. Отдельные команды отделяются друг от друга символом

  1. ; точка с запятой  (А)
  2. ' апостроф (Е)

20.Заголовок программы начинается служебным словом

  1. Program  (Л)
  2. Write  (М)

21.Раздел описания переменных начинается служебным словом

  1. Begin (И)
  2. var  (Ь)

Ребята, назовите мне тему урока. Правильно, тема сегодняшнего урока ««Операторы языка Паскаль». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока (работают в тетрадях). Кто правильно расшифровал тему урока, поставьте себе 2 балла в оценочный лист.

2. Актуализация знаний  - графический диктант - 7 мин.

- Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с операторами языка Паскаль. Выполните в тетрадях графический диктант. Посмотрите на слайд. Перед вами высказывания. Если высказывание  истинно,  рисуете прямую линию «-», если ложно – изображаете домик «^».

Задание 2. Графический диктант.

1. Алгоритм ветвления – это алгоритм, в котором выполнение команд зависит от выполнения условия.

2. Условие – это некое логическое выражение, принимающее только значение «Ложь».

3. Функция Sqrt (x) – квадратный корень из x;

 4. Ветка «минус» в Паскале обозначается оператором Then.

 5. Оператором ветвления – является оператор  Writeln.

 6. Оператор читается, как «Если».

 7. integer – это вещественный тип данных?

 8.  Read – процедура ввода.

 9.   Логический оператор «and» читается как «или».

10. Оператором называется простое предложение языка, которое определяет действие в процессе выполнения алгоритма в программе.

- Сейчас обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга (ученики обмениваются тетрадями друг с другом, проверяют тетради своих товарищей). Посмотрите на слайде правильный ответ (_ ^  _^ ^  _^  _ ^ _) У кого получился правильный графический рисунок, тем поставьте себе 2 балла в оценочный лист.

- Следующее задание перед вами на слайде.                                            

Задание 3. Вычисли:

А=4

В=3

С=2

 - Внимание, правильный ответ (показ на слайде). За правильный ответ поставьте себе 2 балла в оценочный лист.

Задание 4.  «Таблица соответствия».

- Перед вами таблица, соедините линиями зарезервированные слова и их обозначения (ответы)

Program

<заголовок программы>;

Label

< раздел объявления меток>

Const

< раздел объявления констант>

Var

<раздел объявления переменных>;

Begin

<начало>;

End

<конец>;

Sqr(x)

<возведение аргумента в квадрат>

Sqrt(x)

<квадратный корень из аргумента>

A div B

<Целочисленное деление>

A mod B

<Остаток от целочисленного деления   >

Round(x)

<округляет значение вещественного типа до целого>

Real

<вещественный тип данных>

- Внимание, правильный ответ (показ на слайде). Если вы все правильно соотнесли  поставьте себе 2 балла в оценочный лист.

Задание №5. «Отдых с пользой»

- А сейчас, ребята, мы отдохнем с пользой. Условие: составить из букв известный вам раздел информатики.

Ребусы

- Вам нужно разгадать ребус (отгадывание ребуса).

Правильные ответы: Программирование, начало, конец, вывод, Условие

- Внимание, правильный ответ (показ на слайде). Если вы правильно угадали раздел информатики и ребусы, поставьте себе 2 балла в оценочный лист.

Физминутка

- Обратите внимание на слайд. Выполняем гимнастику для глаз.

Посмотрите в свои оценочные листы. Если вы набрали 9-10 баллов – вы получаете оценку «5»

Если вы набрали 7-8 баллов – вы получаете оценку «4»

Если вы набрали 6 и менее баллов – нужно еще поработать и повторить материал.

Поставьте себе оценку за урок и сдайте оценочные листы.

 

(Самостоятельная работа учащихся – решение задач). Класс делится на два варианта:

А сейчас выполним самостоятельную работу по вариантам.

Решение задач:

1 вариант

 1. Program  Funk;

Var  x,y: real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа x’);

          Readln (x);

          If x>0 then y:=sqr(x)+56х-1

                     Else y:=5х-25;

         Writeln (‘y=’, y);

End.

2. Program primer2;

Var  v, p,m: integer;

Begin

         Writeln (‘введите v, m  ’);

          Readln (v,m);

          P:= v/m;

writeln (' Р ');

End.

3. 

Program  Funk;

Var  x,y: real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа x’);

          Readln (x);

Y:=7x*x-3x+6;

         Writeln (‘y=’, y);

End.

2 вариант

1. program funct;

var x,y: real;

begin

 writeln(‘Введите x’);

readln (x);

 if x >0 then y:= x+56х  else

y:=1-x ;

 writeln (‘у=’, у);

end.

2. Program primer2;

Var  pi, r,S: integer;

Begin

         Writeln (‘введите r’);

          Readln (r);

          S:=pi*r*r;

writeln (' S ');

End.

3.

Program  Funk;

Var  x,a real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа a);

          Readln (a;

X:=12a*a+7a-16;

         Writeln (‘x’, x);

End.

Подведение итогов урока. Вопросы:

  1. Что вам запомнилось?
  2. Довольны ли вы результатами?
  3. Что вам удалось сделать на уроке?
  4. Какие у вас были трудности при выполнении задания?
  5. Как вы с ними справлялись?
  6. Были ли вы успешны во время урока?

Инструктаж по домашнему заданию. Запишите домашнее задание

_________________________________________________________________________________________

Рефлексия (конверты со смайликами)

Урок окончен! А чтобы узнать каким он был для вас, я попрошу вас поднять значок смайлика.

Если урок вам понравился, и вы все поняли, вам было легко, поднимите значок веселого смайлика.

Если урок оставил вас равнодушным, и вам было трудно, то поднимите значок грустного смайлика.

Спасибо всем за урок!

Оценочный лист урока

Ф.И.О. ___________________________________________________________

Класс:____________________________________________________________

Задание №1.  «Отгадай тему урока»

        балла

Задание 2. Графический диктант.

                балла

Задание 3. «Вычисли»

        балла

Задание 4.  «Таблица соответствия».

        балла

Задание №5. «Отдых с пользой»

        балла

ИТОГО:         баллов                ОЦЕНКА ЗА УРОК:

Оценочный лист урока

Ф.И.О. ___________________________________________________________

Класс:____________________________________________________________

Задание №1.  «Отгадай тему урока»

        балла

Задание 2. Графический диктант.

                балла

Задание 3. «Вычисли»

        балла

Задание 4.  «Таблица соответствия».

        балла

Задание №5. «Отдых с пользой»

        балла

ИТОГО:         баллов                ОЦЕНКА ЗА УРОК:

Карточка с заданиями

Ф.И.О. _______________________________________________________________________________

Класс:________________________________________________________________________________

Задание №1.  «Отгадай тему урока»

1.Алгоритмом называется:

  1. последовательность точных команд приводящих  к достижению поставленной цели    (О)
  2. любая последовательность команд (А)

2.Алгоритмы, написанные на специальных языках, предназначенные для ввода  в ЭВМ, называются…

  1. блок-схемами (Б)
  2. программами (П)

3.Блок-схемы – это…

  1. инструкции на языках программирования (И)
  2. специальные структуры в  виде связанных линями блоков с командами (Е)

4.Блок со словом «НАЧАЛО» используется для обозначения

  1. начала программы (Р)
  2. связи блоков между собой (А)

5. Блок со словом «КОНЕЦ» используется для обозначения

  1. проверки условия (Е)
  2. конца программы (А)

6.Прямоугольник используется для обозначения

  1. выполняемых действий (Т)
  2. конца программы (З)

7.Ромб используется для обозначения

  1. проверки условия (О)
  2. выполняемых действий (А)

8.Линии используются для обозначения

  1. связи блоков  (Р)
  2. конца программы  (К)

9.Укажите знак присваивания

  1. : =   (Ы)
  2. =     (Я)

10.Для ввода и вывода в блок-схемах применяется..

  1. Параллелограмм (Я)
  2. Эллипс (И)

11.Укажите недопустимую операцию

  1.  (10+7)/2   (С)
  2. 6 / 0     (З)

12.Извлечь квадратный корень нельзя из…

  1. положительного числа  (И)
  2. отрицательного числа  (Ы)

13.Недопустимо деление на…

  1. ноль  (К)
  2. положительное число (Г)

14.Укажите выражение с присваиванием

  1. у=х+2      (О)
  2. у:=10+х     (А)

15.Помощь вызывается нажатием…

  1. F1 (П)
  2. Esc  (Б)

16.Быстрый запуск программы производится нажатием…

  1. CTRL+F10 (О))
  2. CTRL+F9  (А)

17.Создание нового файла программы с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд…

  1. F10 – File – Open (Р)
  2. F10 – File – New  (С)

18.Выход из оболочки Паскаля с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд…

  1. F10 – File – New  (И)
  2. F10 – File – Exit  (К)

19. Отдельные команды отделяются друг от друга символом

  1. ; точка с запятой  (А)
  2. ' апостроф (Е)

20.Заголовок программы начинается служебным словом

  1. Program  (Л)
  2. Write  (М)

21.Раздел описания переменных начинается служебным словом

  1. Begin (И)
  2. var  (Ь)

Тема урока: ________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.  «Таблица соответствия».

Program

<заголовок программы>;

Label

< раздел объявления меток>

Const

< раздел объявления констант>

Var

<раздел объявления переменных>;

Begin

<начало>;

End

<конец>;

Sqr(x)

<возведение аргумента в квадрат>

Sqrt(x)

<квадратный корень из аргумента>

A div B

<Целочисленное деление>

A mod B

<Остаток от целочисленного деления   >

Round(x)

<округляет значение вещественного типа до целого>

Real

<вещественный тип данных>

1 вариант

Решите задачи:

 1. Program  Funk;

Var  x,y: real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа x’);

          Readln (x);

          If x>0 then y:=sqr(x)+56х-1

                     Else y:=5х-25;

         Writeln (‘y=’, y);

End.

2. Program primer2;

Var  v, p,m: integer;

Begin

         Writeln (‘введите v, m  ’);

          Readln (v,m);

          P:= v/m;

writeln (' Р ');

End.

3. 

Program  Funk;

Var  x,y: real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа x’);

          Readln (x);

Y:=7x*x-3x+6;

         Writeln (‘y=’, y);

End.

2 вариант

Решите задачи:

1. program funct;

var x,y: real;

begin

 writeln(‘Введите x’);

readln (x);

 if x >0 then y:= x+56х  else

y:=1-x ;

 writeln (‘у=’, у);

end.

2. Program primer2;

Var  pi, r,S: integer;

Begin

         Writeln (‘введите r’);

          Readln (r);

          S:=pi*r*r;

writeln (' S ');

End.

3.

Program  Funk;

Var  x,a real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа a);

          Readln (a;

X:=12a*a+7a-16;

         Writeln (‘x’, x);

End.

1 вариант

Решите задачи:

 1. Program  Funk;

Var  x,y: real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа x’);

          Readln (x);

          If x>0 then y:=sqr(x)+56х-1

                     Else y:=5х-25;

         Writeln (‘y=’, y);

End.

2. Program primer2;

Var  v, p,m: integer;

Begin

         Writeln (‘введите v, m  ’);

          Readln (v,m);

          P:= v/m;

writeln (' Р ');

End.

3. 

Program  Funk;

Var  x,y: real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа x’);

          Readln (x);

Y:=7x*x-3x+6;

         Writeln (‘y=’, y);

End.

2 вариант

Решите задачи:

1. program funct;

var x,y: real;

begin

 writeln(‘Введите x’);

readln (x);

 if x >0 then y:= x+56х  else

y:=1-x ;

 writeln (‘у=’, у);

end.

2. Program primer2;

Var  pi, r,S: integer;

Begin

         Writeln (‘введите r’);

          Readln (r);

          S:=pi*r*r;

writeln (' S ');

End.

3.

Program  Funk;

Var  x,a real;

Begin

         Writeln (‘введите  числа a);

          Readln (a;

X:=12a*a+7a-16;

         Writeln (‘x’, x);

End.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока немецкого языка 7 класс (второй иностранный язык).

Тема урока: Мои планы. Придаточные предложения с союзами dass и weil....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока английского языка 5 класс УМК Spotlight-5. Tема раздела: Round the clock. Тема урока:Science. Sundials.

Предлагаю разработку урока английского языка для 5 класса УМК Spotlight. В данном уроке я использовала дополнительный видео материал....

Конспект урока «Операторы языка паскаль» 9 класс.

Урок в 9 классе по программированию....

Конспект урока Английский язык. 6 класс. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова. Тема урока: Ты это уже сделал? Раздел 3 «Дом, милый дом»

Учебник: Английский язык. 6 класс. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова.Тема урока: Ты это уже сделал? /Have you done it yet?      Раздел 3 «Дом, милый дом» /...