Рабочая программа по информатике 5-9 классы
рабочая программа по информатике и икт на тему
Данная рабочая программа учебного предмета по информатике для учащихся 5-9 классов разработана на основе требований к результатам ООП ООО МБОУ «СОШ № 35» в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5-9_informatika_fgos.doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета МБОУ «СОШ № 35» Протокол № 11 от «25» августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заседание НМС МБОУ «СОШ № 35» Протокол № 3 от «30» августа 2016 г. Зам. директора по НМР Т.В. Уварова _________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 121 от «05»сентября 2016г. Директор МБОУ «СОШ № 35» ____________М.В. Лебедева | |||
РЕКОМЕНДОВАНО Заседание ШМО учителей математики и информатики МБОУ «СОШ № 35» Протокол № 1 от « 29» августа 2016 г. Руководитель ШМО О.В. Куневич ________ |
Рабочая программа
учебного курса
«ИНФОРМАТИКА»
для обучающихся 5-9 классов
Предметная область: «Математика и информатика»
Разработали: Куневич О.В.
учитель информатики,
первой квалификационной категории
Братск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета по информатике для учащихся 5-9 классов разработана на основе требований к результатам ООП ООО МБОУ «СОШ № 35» в соответствии с ФГОС.
Цели программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» учащиеся приобретают опыт:
- умения ставить учебные цели;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
- прогнозировать результат;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- саморегулировать процесс поиска и осуществления способа действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата и ранее поставленной цели;
- осознанно выделять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
- осознавать качество и уровень усвоения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Развитие коммуникативных действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также практических работ, выполняемых группой.
Большое значение для развития коммуникативных навыков имеют внеурочные мероприятия. В школе проводятся компьютерный фестиваль, который представляет собой командные соревнования. Задания связаны с материалом как учебника, так и энциклопедическими и формируемыми универсальными учебными действиями.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, знаково-символические действия, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики представляется учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде.
Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики - научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение.
Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
Формирование читательской компетентности,
стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- - определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
Работа с текстом: оценка информации
- откликаться на содержание текста:
- - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информациии др.);
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
- анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
- перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символьной формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
- строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
- научиться переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
- сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
- научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
- работать с формулами;
- визуализировать соотношения между числовыми величинами;
- осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
- основам организации и функционирования компьютерных сетей;
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
- расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в основной школе определена тремя укрупненными разделами:
- введение в информатику;
- алгоритмы и начала программирования;
- информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы.
Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных
данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информации. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Виды и формы организации деятельности учащихся
№ | Виды деятельности | Формы организации деятельности |
Познавательная деятельность | Письмо (конспектирование, реферирование, сообщение) Чтение Решение учебных задач Комплексный анализ текста Сбор и обработка информации Редактирование текста Образовательные экспедиции Устный счет | |
Творческая деятельность | Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написание эссе, сочинения, изложения, работа с портфолио, художественное и техническое творчество, социально значимое проектирование и т.д. | |
Совместно-распределенная проектная деятельность | Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект, лабораторная работа | |
Учебно-исследовательская деятельность | Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, кинохроник, мемуаров, подбор материала, реферирование, лабораторная работа и т.д. | |
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей) | Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дебаты, дискуссии и т.д. | |
Рефлексивная деятельность (контрольно-оценочная деятельность) | Диктант (математический, орфографический , исторический и т.д.) Тест Контрольная работа Зачет Практическая работа Самостоятельная работа | |
Совместно - распределенная учебная (образовательная) деятельность | Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с основным текстом учебника, учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.) беседы, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, лекция, семинар, практикумы, лекции, семинары, тренинги, стажировки и т.д.). | |
Игровая деятельность | Игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами, ролевая игра | |
Трудовая деятельность | Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях | |
Коммуникативная деятельность | Беседа Дискуссия Дебаты | |
Спортивная деятельность | Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, участие в спортивных соревнованиях | |
Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения | Стажировки, пробы, рефлексивные сессии |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1 | Информация вокруг нас. Техника безопасности. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру». Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
4 | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Управление компьютером». Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
5 | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы». | 1 |
6 | Передача информации | 1 |
7 | Электронная почта | 1 |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 |
9 | Метод координат. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
10 | Текст как форма представления информации. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №4 «Вводим текст». Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
12 | Редактирование текста. Практическая работа №5 «Редактируем текст». | 1 |
13 | Текстовый фрагмент и операции с ним | 1 |
14 | Форматирование текста | 1 |
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | 1 |
16 | Табличное решение логических задач. | 1 |
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации. Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
18 | Диаграммы. Практическая работа №6 «Строим диаграммы». Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
20 | Практическая работа №7 «Изучаем инструменты графического редактора». Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
21 | Устройство ввода графической информации. Практическая работа №8 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 |
22 | Создание графических изображений. Практическая работа №9 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 |
23 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 |
24 | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 |
25 | Систематизация информации. Практическая работа №10 «Создаѐм списки». Проектная задача | 1 |
26 | Поиск информации. Практическая работа №11 «Ищем информацию в сети Интернет». Проектная задача | 1 |
27 | Преобразование информации по заданным правилам. Проектная задача | 1 |
28 | Практическая работа №12«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1 |
29 | Преобразование информации путѐм рассуждений | 1 |
30 | Разработка плана действий и его запись. | 1 |
31 | Табличная форма записи плана действий. | 1 |
32 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №13 «Создаѐм анимацию». Образовательный модуль «Игры народов Сибири» | 1 |
33 | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №14 «Создаем анимацию» | 1 |
34 | Создаем слайд-щоу (выполнение и защита итогового проекта) | 1 |
6 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1 | Объекты окружающего мира. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
2 | Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов». | 1 |
6 | Отношение «является разновидность». Классификация объектов. | 1 |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа № 2 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов». | 1 |
8 | Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. | 1 |
9 | Система и окружающая среда. Системы «чёрный ящик». Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
10 | Персональный компьютер как система. Создание компьютерных документов. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
11 | Как мы познаем окружающий мир. Создание компьютерных документов. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
13 | Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа № 8 «Создаем графические модели» | 1 |
15 | Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные) Практическая работа № 9 «Создаём словесные модели» | 1 |
16 | Словесные информационные модели. Математические модели. Практическая работа № 10 «Создаём многоуровневые списки» | 1 |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа № 11 «Создаём табличные модели». Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом редакторе». Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
19 | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
20 | Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». Образовательный модуль «Формирование ИКТ-компетентности» | 1 |
21 | Многообразие схем. Практическая работа № 14 «Создаём информационные модели – схемы, графы и деревья». Образовательный модуль «Рисунок и схема» | 1 |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Образовательный модуль «Рисунок и схема» | 1 |
23 | Что такое алгоритм. Образовательный модуль «Рисунок и схема» | 1 |
24 | Исполнители вокруг нас | 1 |
25 | Формы записи алгоритмов. | 1 |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 15 «Создаём линейную презентацию» | 1 |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 16 «Создаём презентацию с гиперссылками». Проектная задача. | 1 |
28 | Алгоритмы с повторением. Практическая работа № 17 «Создаём циклическую презентацию». Проектная задача | 1 |
29 | Знакомство с исполнителем Чертежник. Проектная задача | 1 |
30 | Чертежник учится, или использование вспомогательных алгоритмов | 1 |
31 | Конструкция повторения | 1 |
32 | Выполнение и защита итогового проекта | 1 |
33 | Выполнение и защита итогового проекта | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |
35 | Итоговое повторение | 1 |
7 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
2 | Информация и её свойства. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
3 | Информационные процессы. Обработка информации. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 |
6 | Представление информации. | 1 |
7 | Дискретная форма представления информации. | 1 |
8 | Единицы измерения информации. | 1 |
9 | Основные компоненты компьютера и их функции. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
10 | Персональный компьютер. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
11 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
12 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
13 | Файлы и файловые структуры. Практическая работа: «Файлы и файловая система» | 1 |
14 | Пользовательский интерфейс | 1 |
15 | Обобщение и систематизация основных понятий по темам «Информация и информационные процессы», «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | 1 |
16 | Формирование изображения на экране компьютера. | 1 |
17 | Компьютерная графика. | 1 |
18 | Создание графических изображений. | 1 |
19 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 1 |
20 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 |
21 | Создание текстовых документов на компьютере | 1 |
22 | Прямое форматирование | 1 |
23 | Стилевое форматирование | 1 |
24 | Визуализация информации в текстовых документах | 1 |
25 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | 1 |
26 | Оценка количественных параметров текстовых документов | 1 |
27 | Оформление реферата История вычислительной техники | 1 |
28 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 1 |
29 | Технология мультимедиа. | 1 |
30 | Компьютерные презентации | 1 |
31 | Создание мультимедийной презентации | 1 |
32 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | 1 |
33 | Основные понятия курса. | 1 |
34 | Итоговое тестирование. | 1 |
8 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
2 | Общие сведения о системах счисления. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Образовательный модуль «Я – грамотный читатель» | 1 |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 |
6 | Представление целых чисел | 1 |
7 | Представление вещественных чисел | 1 |
8 | Высказывание. Логические операции. | 1 |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
10 | Свойства логических операций. Самостоятельная работа "Таблицы истинности". Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
11 | Решение логических задач. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
12 | Логические элементы. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
14 | Алгоритмы и исполнители. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
15 | Способы записи алгоритмов. Образовательный модуль «Основы работы с информацией» | 1 |
16 | Объекты алгоритмов | 1 |
17 | Алгоритмическая конструкция следование | 1 |
18 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | 1 |
19 | Неполная форма ветвления | 1 |
20 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | 1 |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 |
22 | Цикл с заданным числом повторений | 1 |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 |
25 | Организация ввода и вывода данных | 1 |
26 | Программирование линейных алгоритмов | 1 |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 |
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 |
33 | Повторение по темам 8 класса | 1 |
9 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 |
2 | Моделирование как метод познания | 1 |
3 | Моделирование как метод познания | 1 |
4 | Знаковые модели | 1 |
5 | Знаковые модели | 1 |
6 | Практическая работа "Создание знаковых моделей" | 1 |
7 | Графические модели | 1 |
8 | Графические модели | 1 |
9 | Практическая работа "Создание графических моделей" | 1 |
10 | Табличные модели | 1 |
11 | Табличные модели | 1 |
12 | Практическая работа "Создание табличных моделей" | 1 |
13 | База данных как модель предметной области. | 1 |
14 | Реляционные базы данных. | 1 |
15 | Система управления базами данных | 1 |
16 | Создание базы данных. Табличные базы данных | 1 |
17 | Создание базы данных. Создание форм. | 1 |
18 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | 1 |
19 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа | 1 |
20 | Решение задач на компьютере по теме "Алгоритмизация и программирование" | 1 |
21 | Решение задач на компьютере по теме "Алгоритмизация и программирование" | 1 |
22 | Одномерные массивы целых чисел. | 1 |
23 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | 1 |
24 | Вычисление суммы элементов массива | 1 |
25 | Вычисление суммы элементов массива | 1 |
26 | Последовательный поиск в массиве | 1 |
27 | Последовательный поиск в массиве | 1 |
28 | Сортировка массива | 1 |
29 | Сортировка массива | 1 |
30 | Конструирование алгоритмов | 1 |
31 | Конструирование алгоритмов | 1 |
32 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | 1 |
33 | Алгоритмы управления. | 1 |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа | 1 |
35 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | 1 |
36 | Интерфейс электронных таблиц. Основные режимы работы. | 1 |
37 | Организация вычислений. | 1 |
38 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 |
39 | Встроенные функции. | 1 |
40 | Логические функции. | 1 |
41 | Сортировка и поиск данных. | 1 |
42 | Практическая работа: "Сортировка и поиск данных". | 1 |
43 | Построение диаграмм и графиков. | 1 |
44 | Практическая работа: "Построение диаграмм и графиков". | 1 |
45 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 |
46 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 |
47 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 |
48 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 |
49 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 |
50 | Всемирная паутина. | 1 |
51 | Файловые архивы. | 1 |
52 | Электронная почта. | 1 |
53 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 |
54 | Технологии создания сайта. | 1 |
55 | Содержание и структура сайта. | 1 |
56 | Содержание и структура сайта. | 1 |
57 | Оформление сайта. | 1 |
58 | Практическая работа: "Оформление сайта". | 1 |
59 | Оформление сайта. | 1 |
60 | Размещение сайта в Интернете. | 1 |
61 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. | 1 |
62 | Повторение по теме "Моделирование и формализация" | 1 |
63 | Повторение по теме "Алгоритмизация и программирование" | 1 |
64 | Повторение по теме "Обработка числовой информации в электронных таблицах" | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике 5-11 класс
В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...
рабочая программа по информатике 3 - 4 классы
Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)
Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...
Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой
Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...